Главная страница
Контакты

    Главная страница


Реализация личностно- ориентированного подхода к учащимся через развитие познавательного интереса

Скачать 91.25 Kb.



Скачать 91.25 Kb.
Дата20.04.2017
Размер91.25 Kb.

Реализация личностно- ориентированного подхода к учащимся через развитие познавательного интереса


Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик свою, по-новому взглянуть на привычные вещи и собственный опыт подачи информационной культуры действенных знаний, умение пользоваться дополнительными источниками информации. Быть может, в арсенале многих учителей есть подобные любимые формы уроков, но урок никогда нельзя сделать одинаково. В своё время, перебрав много литературы, посещая уроки коллег, испробовав многочисленные собственные варианты, я стала использовать различные формы, адаптированные к общему уровню подготовки учащихся конкретного класса. Это уроки в форме соревнований, игр, основанные на развитии творческих особенностей, ориентированные на фантазию, воображение, основанные на аналитических методах и другие, многократно использовались, совершенствовались мною. В жизни чаще востребованы творческие личности, поэтому личностно – ориентированный подход в обучении и воспитании не просто слова. Постоянно работая над собой, совершенствуя свой профессиональный уровень, я в своих учениках стремлюсь развивать личность. Согласна с Евгением Евтушенко, который писал:


“Людей неинтересных в мире нет,

Их судьбы, как истории планет.

У каждой все особое, свое,

И нет планет, похожих на нее”.


Я стараюсь рассмотреть в каждом из своих учеников его достоинства. Верю, что каждый ребенок талантлив. Как говорил один поэт:


“Взгляни горе в лицо, – тупа вершина,

А сбоку посмотри, – она остра,

Иди к горе – она все выше,

А от горы – и ниже все она.

О нет, гора свой облик не меняет,

Она одна и та же, - в этом суть,

А измененья от того зависят,

С какого места на нее взглянуть”.


В зависимости от способностей детей каждому ребенку даю индивидуальное творческое задание. В результате класс превращается в коллектив личностей.

Красноречивому и артистичному – предлагаю подготовить сообщение о каком-либо животном, растении, микроорганизме . Запускаем “машину времени” и “переносимся” на несколько лет (веков) назад. Ребятам нравится перевоплощаться в образ другого человека, животного, растения, тогда рассказ ведется от первого лица

Тому, кто неплохо сочиняет, – предлагаю составить загадки по изученной теме. Подобрать рифму к названиям некоторых терминов по биологии. Бывает очень непросто. Прежде чем создать рифмованные строки, нужно неоднократно обратиться к книге – источнику знаний и еще раз проработать изученный материал.. Усидчивым предлагаю составить кроссворд с каким-либо ключевым словом, общей буквой, общим окончанием. Они устают от однообразия. Мне и моим ученикам интересен сам путь к познанию. При необходимости напоминаю им слова Л.Н. Толстого: “Знание только тогда знание, когда приобретено усилиями своей мысли, а не памятью…”. Пытаюсь разбудить детскую мысль, заставить ребят думать, анализировать, сравнивать. Для этого использую такие приемы и методы в своей работе, как эвристическая беседа, создаю проблемные ситуации, задаю вопросы, содержащие проблему, которую в ходе урока решаем вместе. С особо одаренными детьми занимаюсь индивидуально: готовимся к олимпиаде

Им хочется учиться весело, необыкновенно, увлекательно. Я стараюсь им в этом помочь.

Стремлюсь лишь направлять учащихся в нужное русло, стараюсь развивать в них самостоятельность мышления. Напоминаю слова поэта Н. Рыленкова:


“Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей, –

Пока идешь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится,

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется”.



В настоящее время учителя сталкиваются с проблемой снижения уровня познавательной активности школьников на уроке, нежеланием самостоятельно работать, да и просто учиться.

Настоя́щее - часть линии времени, состоящая из событий, которые происходят в данный момент, то есть определенная область пространства-времени. При определённых допущениях под настоящим временем понимаются текущие дни, месяцы и даже годы.


Учение – очень сложная деятельность. Дело взрослых – организовать ее: определить ее содержание, продумать формы, пути и средства подачи учебного материала, направить ребенка на поиск наиболее рационального способа действия с ним, оказать необходимую помощь. Проектируя урок, хочется, чтобы знания пригодились и при участии в конкурсах, олимпиадах, и при поступлении в вуз, и просто в повседневной жизни. Хочется, чтобы в элементарном, они могли увидеть важные закономерности, а в сложном – простоту; хочется, чтобы думали на уроке, а не отсиживали, чтобы искали ключики для решения задач, а не шли проторенным путем, чтобы стремились к знаниям, а не довольствовались готовыми фактами.

Существова́ние (лат. exsistentia/existentia от exsisto/existo - выступаю, появляюсь, выхожу, возникаю, происхожу, оказываюсь, существую) - аспект всякого сущего, в отличие от другого его аспекта - сущности.
Реше́ние зада́ч - процесс выполнения действий или мыслительных операций, направленный на достижение цели, заданной в рамках проблемной ситуации - задачи; является составной частью мышления. С точки зрения когнитивного подхода процесс решения задач является наиболее сложной из всех функций интеллекта и определяется как когнитивный процесс более высокого порядка, требующий согласования и управления более элементарными или фундаментальными навыками.

Естественно, что при формировании интереса к изучаемой теме, необходимо менять способы воздействия на детей, которые зависят от уровня развития творческой активности учащихся, их психолого-возрастных характеристик, индивидуальных особенностей. Так как в 5-7 классах преобладает эмоциональный компонент познавательного интереса, то педагогическое воздействие на этом этапе состоит главным образом в создании положительного эмоционального отношения к процессу познания, к процессу обучения. У более старших детей (8-9 класс) происходит становление интереса к установлению причинных связей и зависимостей между предметами и явлениями.

Причи́на: 1) основание, предлог для каких-нибудь действий Пример: Уважительная причина; Смеяться без причины; По причине того что..., по той причине что..., из-за того что... 2) явление, вызывающее, обусловливающее возникновение другого явления Пример: Причина пожара; Причина спешки в том, что не хватает времени.
В этом случае я стараюсь поддерживать стремление ребят к самостоятельному исследованию биологических явлений, процессов, решению задач, раскрытию сущности, как понятий, так и явлений природы. Интеллектуальный компонент познавательных интересов выступает на первое место. И тем не менее, с какой бы возрастной группой я не работала, главная задача – показать значимость биологических знаний в жизни каждого человека и общества в целом; помочь увидеть взаимосвязи в природе и выделить роль человека, его ответственность за сохранение живого на Земле. Важно найти такой подход к детям, чтобы «тронуло за живое», чтобы работал не только ум, но и чувствовала душа. Труд детей на уроке будет более интересен, если он будет разнообразен. А значит, уроки должны быть разноплановы и по типам, и по применяемым приемам, и по способу подачи материала. Я стараюсь, чтобы каждый урок имел свою «изюминку». И тогда в глазах детей появляется неподдельный интерес, желание познания, стремление к деятельности, самостоятельности.

На разных этапах уроков я использую разнообразные приемы, повышающие познавательный интерес. Приведу некоторые из них.

7 класс. Тема: «Биология – наука о живом». Этап актуализации знаний.

Творческое задание (работа в парах): На доске записаны слова: наука о живом, царства живого, биология, растения, питание, природа, обмен веществ, животные, рост, грибы, размножение, бактерии, клеточное строение, дыхание, биосфера, питание, животные.

Обмен веществ Метаболи́зм (от греч. μεταβολή - «превращение, изменение»), или обмен веществ - набор химических реакций, которые возникают в живом организме для поддержания жизни. Эти процессы позволяют организмам расти и размножаться, сохранять свои структуры и отвечать на воздействия окружающей среды.
Составьте рассказ о том, что изучает наука биология, используя эти слова.


7 класс. Тема: «Видоизменения корней». Этап актуализации знаний.

Прослушайте загадки: Хоть и не плод, а просится в рот; как зародится, так и в пищу годится (Морковь). Дед в земле, борода в земле. (Хрен). Что красно снаружи, бело внутри, с зеленым хохолком на голове? (Редис). О чем идет речь во всех загадках? В чем особенность этих корней? Сколько лет живут эти растения? В природе есть растения, у которых корни выполняют не только те функции, о которых речь шла раньше. Наша задача на уроке познакомиться с видоизменениями корней


7 класс. Тема; « Покрытосеменные растения». Этап обобщения знаний.

Творческое задание ( групповая работа )


1. Задания по группам. Конкурс “Объяснялки”

Инструкция по выполнению:

– Внимательно прочитайте свои отрывки, попробуйте догадаться о каком растении в каждой подборке идет речь.

– К какому семейству оно относится? По каким признакам вы сделали такой вывод?

– Какие отрывки служили для вас главной подсказкой? О чем вы узнали впервые?


Вишня.


Это дерево или кустарник.

Листья простые, черешковые с сетчатым жилкованием.

Про плод этого растения есть загадка: “Сижу на дереве: красная как кровь, круглая как шар, вкусная как мед”.

Плод сочная шаровидная костянка различных оттенков красного и бурого цвета.

Плоды этого растения употребляют в пищу в свежем виде, а также перерабатывают на мармелад, джем, варенье.

Листья этого растения используют при засолке и мариновании овощей, грибов, а также как заменитель чая.

Цветки без запаха, правильные, чашечка из 5 чашелистиков, венчик из 5 белых лепестков, тычинок много, пестик один.

Соцветие щиток.



У современного школьника трудно вызвать удивление, изумление, приподнятое эмоциональное состояние, то есть чувства, которые в значительной степени питают стремление к знанию.. Здесь я и прибегаю к тому, что использую на своих уроках поэзию, живопись; но особенно часто прибегаю к жанрам устного народного творчества.

Эмоция Эмо́ция (от лат. emoveo - потрясаю, волную) - психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру. Эмоции характеризуются тремя компонентами: переживаемым или осознаваемым в психике ощущением эмоции; процессами, происходящими в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма; наблюдаемыми выразительными комплексами эмоций, в том числе, на лице. Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений. Эмоции, как и многие другие психические явления, изучены слабо и понимаются разными авторами по-разному, поэтому вышеприведённое определение нельзя считать ни точным, ни общепринятым.
Фолькло́р (англ. folk-lore - «народная мудрость») - народное творчество, народное искусство. Художественное коллективное творчество народа, отражающее его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Важнейшей особенностью фольклора в отличие от литературы и современной книжной культуры является его традиционализм и ориентация на устный способ передачи информации. Носителями обычно выступали сельские жители (крестьяне).

Рассказы, пословицы, поговорки, загадки, сказки позволяют моим ученикам глубже почувствовать красоту природы, величие человека и его зависимость от природы, родство с ней.

Например: в курсе “Ботаника” я широко использую загадки, сказки, пословицы


Кто стоит среди травы ?

Ножка есть, а нет сапожка,

Шляпка есть- нет головы.

Ответ: Гриб


.При изучении темы “Прорастание семян” создаётся проблемная ситуация путём использования пословиц:


“Весной день год кормит”.

Пробле́ма (др.-греч. πρόβλημα) в широком смысле - сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке - противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для её разрешения; в жизни проблема формулируется в понятном для людей виде «знаю что, не знаю как», то есть известно, что нужно получить, но не известно, как это сделать.

“День прозевал – урожай потерял.

“Вспашешь в срок, посеешь в срок – будет урожай высок”.


. В ответ на такие уроки с использованием народного творчества появляются стихи, сказки, загадки, сочинённые детьми. Например: ученица 7 класса придумала загадки – стихи к теме “Биоценозы”, которые я использую теперь при повторении.

Медведь в тайге рос, тайга – естественный (биоценоз)

Хоть щеночек наш и мал, у него есть территория (ареал)

Пете от родителей досталась ответственность,

Это понятно, это (наследственность)

Пыльцеед не любит хлеб.

Ему нравится пыльца

А зовут его (оса)

Спуск в этот биоценоз крут, а биоценоз называется (пруд)

Нелегко зайцу вкусная трава далась,

Это прямая пищевая (связь)

Загадки, пословицы, поговорки, сказки оставляют след в умах учеников, пускают корни, дают цветы, приносят плоды и не перестают вызывать интерес к моему предмету. . С помощью красивых стихов, наполненных глубоким смыслом, создаю на уроке особое лирическое настроение, стараюсь донести до ребят, что к природе относиться нужно чутко и бережно. О знаниях мы, порой, думаем больше, чем о воспитании нравственности. А между тем, чем выше уровень интеллектуального развития, тем опаснее разрыв между умом и чувством.

Интелле́кт (от лат. intellectus - ощущение, восприятие, разумение, понимание, понятие, рассудок) или ум - качество психики, состоящее из способности приспосабливаться к новым ситуациям, способности к обучению и запоминанию на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций и использованию своих знаний для управления окружающей средой.
Умение нести добро, использовать свои знания в гуманных целях не возникает само по себе. Над этим надо работать.


В моей методической копилке есть немало прекрасных стихотворений, призывающих людей беречь родную природу. В канун Нового года, изучая тему “Голосеменные растения”, всегда читаю полюбившийся мне отрывок:

“…Ночь была волшебной, чудной, утром все застыло в сне,

Словно сказка Приамурья в зазвеневшей кутерьме.

Канун Нового года Кану́н Но́вого го́да (англ. New Year's Eve) - последний день года по григорианскому календарю, предшествующий Новому году. В современной традиции является отдельным от Нового года праздником, во время которого начинаются торжества по встрече следующего года.

Вдруг ворвалися машины в мир таежной красоты –

Ели головы склонили, повалились на кусты.

Наряжая елки шумно, все от радости смеялись.

И кому, какое дело, что те елки умирали,

Что их выбросят, забудут, когда стихнет смех ребят.

Люди! Добрыми вы будьте, Елки тоже жить хотят!

Их растили очень долго. Сколько вложено труда,

А погибли моментально. Разве это не беда?

Милосердие, сердечность – не простые словеса.

Пусть живут на радость людям сотни елочек в лесах!


Спрашиваю ребят: “А как поступают в вашей семье? Как поступили бы вы, если бы были взрослыми?” И ребята делают вывод, что можно обойтись веточкой ели, не губя при этом целое дерево. Часто на уроках биологии и экологии даю детям творческое задание – подобрать или написать стихи о представителях какого-нибудь семейства, класса, отдела, проанализировать их, выявить биологические особенности, отраженные в стихотворении или, наоборот, биологические казусы и обосновать их. Рассмотрим в качестве примера стихотворение М.Ю. Лермонтова:


“На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она…”


На доске – таблицы по биологии, репродукция картины И. Шишкина “На севере диком…”. Задаю вопросы – “А возможно ли это? Одиночно растущая сосна, на севере, на голой вершине? Могла ли на ее месте оказаться, например, ель? Прав ли поэт?” Оказывается, да! Ведь сосны в отличие от елей могут расти и одиночно, и группами, распространяются они далеко на север и к почве абсолютно не требовательны, – могут расти и на песке, и на скале, и даже на заболоченных участках. С помощью красивых стихов, наполненных глубоким смыслом, создаю на уроке особое лирическое настроение, стараюсь донести до ребят, что к природе относиться нужно чутко и бережно


Всегда нужен настрой на определенный вид деятельности. Для этого существует своя процедура “входа в урок” - можно начать с интеллектуальной разминки – два, три не слишком сложных вопроса на размышление.


Разминку можно проводить по разному:

Что лишнее (Земля, Марс, Луна, Венера) и т.п.

Обобщить – что это (бактерии, животные, растения, грибы – это царства)

Какое слово скрывается (фотамсеар - атмосфера) и так далее.


Таблички с понятиями и терминами вывешиваются на доске и ребятам задаются вопросы.

Интеллектуальная разминка не только настраивает учащихся на учебную деятельность, но и развивает мышление, внимание, умение анализировать, обобщать, выделять главное

Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное.

Учебная деятельность - это вид практической педагогической деятельности, целью которой является человек, владеющий необходимой частью культуры и опыта старшего поколения, представленных учебными программами в форме совокупности знаний и умений ими пользоваться.

Поэтому свой урок по теме « Грибы» начинаю с чтения занимательного текста.

«Это удивительные организмы, некоторые могут источать запах ( сыр Рокфор), некоторые светятся ( опята) , некоторые увеличиваются за два часа в размере на 50 см при этом живут лишь сутки, из некоторых изготавливали материю, некоторые охотятся на мух….»

О каких организмах идёт речь?

8 класс. Тема: «Тип Членистоногие. Класс Паукообразные». В древней легенде говорится как дочка красильщика пурпуром Арахна возомнила из себя мастерицу ткать ковры не хуже богини Афины. За что и поплатилась. Афина её наказала:

«Будь ты проклята, век ты плети паутину,

Будь безобразной Арахной, которую люди

Гнать и преследовать будут всегда, и вовеки

Будут страшиться тебя, и давить, и рвать паутину давить…

Будешь сидеть ты в углу и вечно плести паутину».

Имя Арахна легло в основу названия класса Arachnida и науки Арахнология. Что она изучает? В переводе со старославянского «паук»- значит «криворучка и кривоножка». Что вы знаете об этих существах?

8 класс. Тема «Земноводные. Особенности внешнего строения». Этап изучения нового материала. Задание: Рассмотрите внешнее строение лягушки. Заполните таблицу:


Черты приспособленности земноводных.

К водной среде


8 класс. Тема: «Особенности внешнего строения рыб». Этап изучения нового материала.

Задание. Опишите свойства воды. Опишите внешнее строение рыб, используя рисунки и чучела рыб. Сопоставьте свойства воды и строение рыб по таблице, найдите соответствие. Стрелками обозначьте это соответствие.


приспособления к факторам среды

а) большая плотность

обтекаемая форма тела (голова, туловище, хвост), слизь (слизистые железы), черепицеобразное покрытие чешуей, плавники (грудные, брюшные, спинной, хвостовой и анальный

б) прозрачность

защитная окраска, глаза (роговица, хрусталик)

в)малое содержание кислорода, способность растворять другие вещества

жаберное дыхание, обоняние (ноздри)

г) текучесть

органы боковой линии ощущают ток воды и силу течения

д) высокое давление на больших глубинах

форма тела меняется от веретеновидной к лентовидной и дисковидной

е) сильное поглощение световых лучей

глубоководные рыбы имеют светящиеся органы, огромные глаза



8 класс.

Боковая линия - чувствительный орган у рыб, а также у личинок земноводных и некоторых взрослых земноводных, воспринимающий движение и вибрации окружающей воды. Используется для ориентации, а также для охоты.
Светово́й луч в геометрической оптике - линия, вдоль которой переносится световая энергия. Менее чётко, но более наглядно, можно назвать световым лучом пучок света малого поперечного размера.
Тема «Членистоногие». Этап обобщения знаний (игра).


«Напиши послание». Каждому ряду выдается лист, на котором записано название одного класса членистоногих. За минуту, передавая лист, нужно написать признаки, животных этого класса. Победит тот, на чьем ряду правильно и полно ответят ребята.


«Пятый лишний». На доске записаны слова. Найти лишнее и объяснить.


Пшеница, рожь, одуванчик, мятлик, овес.


Редька, капуста, хрен, пастушья сумка, шиповник.

Пасту́шья су́мка, или Су́мочник (лат. Capsélla) - род травянистых растений из семейства Капустные (Brassicaceae).


Горох, картофель, бобы, донник, клевер.


Картофель, томаты, белена черная, сурепка обыкновенная, табак.

Суре́пка обыкнове́нная (лат. Barbaréa vulgáris) - многолетнее травянистое растение с двулетними побегами; типовой вид рода Сурепка из семейства Капустные (Brassicaceae).


Одуванчик, василек, лук, ромашка, астра.


9 класс. Тема: «Опорно-двигательная система». Этап изучения нового материала. Беседа о свойствах костей начинаем с задания.

Сопоставьте факты: 1. В среднем масса человека составляет 70 кг. Масса костей около 8-9 кг. Это меньше 10%. 2. Бедро выдерживает вертикально груз 1500кг, большая берцовая кости – 1650кг, плечевая –850 кг, кость крепче кирпича в 30 раз, прочность кости приблизительно равна прочности чугуна. Как же объяснить высокую прочность костей при их относительной легкости? Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно выяснить каков состав и строение кости.


10 класс. Тема «Фотосинтез». Этап актуализации знаний.

Задание классу: Догадайтесь по перечисленным фактам, о каком процессе идет речь (учитель зачитывает по одному факту, пока ребята не догадаются):

  • Огромные успехи в изучении механизмов этого процесса были достигнуты лишь во второй половине ХХ века

  • Это практически единственный процесс в природе, где происходит преобразование одного вида энергии в другую.

  • Благодаря этому процессу мы пользуемся энергетическими ресурсами планеты.

  • Этот процесс способствует предохранению Земли от парникового эффекта и образованию защитного озонового слоя.

  • В результате этого процесса образуются сложные органические вещества из неорганических.

    Парнико́вый эффе́кт - повышение температуры нижних слоёв атмосферы планеты по сравнению с эффективной температурой, то есть температурой теплового излучения планеты, наблюдаемого из космоса.
    Органические соединения, органические вещества - класс химических соединений, в состав которых входит углерод (за исключением карбидов, угольной кислоты, карбонатов, оксидов углерода и цианидов). Органические соединения, кроме углерода, чаще всего содержат элементы водород, кислород, азот, значительно реже - серу, фосфор, галогены и некоторые металлы (порознь или в различных комбинациях).

  • Продуктивность этого процесса составляет на планете в год 130 000 млн. тонн вещества. Для сравнения: все сталелитейные заводы все вместе в год выпускают 350млн.т стали, все цементные заводы – 300млн.т цемента

  • О нем писал в своей книге «Солнце, жизнь и хлорофилл» К.А.Тимирязев.


Рациональное сочетание различных приемов и средств обучения помогает мне организовать так работу детей, чтобы интерес, как к предмету, так и ко всему живому на планете не пропадал на протяжении всех лет обучения. А это приводит к осознанному глубокому усвоению знаний и развитию мышления обучающихся.

Мой опыт обучения учащихся 6-7 классов показал, что они лучше овладевают базовыми знаниями по вопросам морфологии растений и животных, если наряду с традиционными формами проверки знаний использовать биологический диктант.

Морфология растений, или Фитоморфология - раздел ботаники, наука о закономерностях строения и процессах формообразования растений. Растительные организмы при этом рассматриваются как в своём индивидуальном развитии (онтогенезе), так и в эволюционно-историческом развитии (филогенезе).

В своей практике я применяю разного типа биологические диктанты.

Диктанты первого типа представляют собой ряд предложений, в которых пропущены слова, обозначающие биологические термины, вставить эти слова должны сами учащиеся.

Содержание диктантов второго типа составляет ряд вопросов, ответы на которые должны дать школьники.

Диктанты третьего типа содержат перечень признаков и условий обитания двух живых организмов, назвать которые должны учащиеся.

Биоло́гия (греч. βιολογία; от др.-греч. βίος - жизнь + λόγος - учение, наука) - система наук, объектами изучения которой являются живые существа и их взаимодействие с окружающей средой. Биология изучает все аспекты жизни, в частности, структуру, функционирование, рост, происхождение, эволюцию и распределение живых организмов на Земле.

Приведем пример диктанта первого типа:

К уроку "Строение цветка" 6 класс Цветки многих растений развиваются на тонких стеблях, называемых :::::(цветоножкой).

Все части цветка размещаются на :: :(цветоложе).

Главными частями цветка являются :: :::::..(пестик и тычинка).

Тычинка состоит из :: ::.(тычиночной нити и пыльника).

Пестик состоит из ::: :...(рыльца, столбика и завязи).

Плод развивается из :: ::...(завязи пестика).

Лепестки цветка образуют: ::::(венчик).

Чашечка состоит из ::: ::.(чашелистиков).


Диктанты такого типа я провожу с целью закрепления новых знаний.

А теперь рассмотрим один из вариантов диктанта второго типа:


К уроку "Внутреннее строение стебля" 7класс


Какие слои различимы невооруженным глазом на пне спиленного дерева? (кора, древесина, сердцевина).

Какое строение имеет древесная кора?

Кора́ (лат. cortex) - общее название совокупности тканей, расположенных снаружи от камбия. Имеется как в стеблях, так и в корнях, состоит из тканей различного строения и происхождения. В общей сложности в состав коры можно включить следующие растительные ткани: корка (ритидом), перидерма (пробка (или феллема), феллоген, феллодерма), первичная кора, перицикл, вторичная кора (вторичная флоэма).
(кожица, пробка, лубяные волокна, ситовидные трубки).

В какой части стебля располагаются сосуды? (в древесине).

Какие вещества передвигаются по сосудам стебля? (вода и минеральные соли).

Склере́нхима - механическая ткань, которая встречается в органах почти всех высших растений.
Ситови́дные тру́бки, решётчатые трубки, ситовидные сосуды (лат. tuboli cribrosi) - проводящие элементы в телах высших растений, проводящие сахар и пластические питательные вещества, развитые преимущественно в лубяной части сосудисто-волокнистого пучка.
Со́ли - сложные вещества, которые в водных растворах диссоциируют на катионы металлов и анионы кислотных остатков. ИЮПАК определяет соли как химические соединения, состоящие из катионов и анионов. Есть ещё одно определение: солями называют вещества, которые могут быть получены при взаимодействии кислот и оснований с выделением воды.

Как называется слой клеток, расположенный между корой и древесиной? (камбий).

Какую роль в жизни древесного растения выполняет камбий?

Древе́сные расте́ния, Деревянистые расте́ния - многолетние вечнозелёные и листопадные растения, ствол и ветви которых образуют древесину. Являются главным элементом леса, формирующим его ландшафт, и служащим основным фактором лесного биогеоценоза.
(осуществляет рост стебля в толщину).

Какую роль в жизни древесного растения выполняет сердцевина стебля? (в ней откладываются в запас питательные вещества).

Пи́ща (Еда́) - то, что едят, чем питаются - любое вещество, пригодное для еды и питья живым организмам для пополнения запасов энергии и необходимых ингредиентов для нормального течения химических реакций обмена веществ: белков, жиров, углеводов, витаминов, минералов и микроэлементов.

На уроке я зачитываю вопрос, а учащиеся в тетрадях записывают его порядковый номер и краткий ответ.

Диктанты такого типа провожу после изучения нового материала на заключительном этапе урока, чтобы выяснить все ли ребята усвоили новый материал на уроке.

Таким образом, в сочетании с другими формами оценки знаний и умений учащихся биологические диктанты способствуют более глубокому усвоению программного материала, приучают учащихся правильно использовать биологические термины, грамотно записывать их.

Рациональное сочетание различных приемов и средств обучения помогает мне организовать так работу детей, чтобы интерес, как к предмету, так и ко всему живому на планете не пропадал на протяжении всех лет обучения. А это приводит к осознанному глубокому усвоению знаний и развитию мышления обучающихся.

Концепция моего педагогического опыта– это четкая формулировка проблем, целей, задач, форм и методов работы, диагностируемость компетентностей позволяет мне решать основную задачу школы создание условий для достижения учениками определенного уровня компетентности т.е. формирование качеств личности, обеспечивающих решение познавательных коммуникативных, развивающих, творческих задач, опираясь на социально-деятельный опыт. В этом случае обучение выступает как средство решения учебных проблем.





  • 7 класс.
  • : Гриб
  • (биоценоз)
  • (оса)
  • О каких организмах идёт речь
  • Черты приспособленности земноводных.
  • «Пятый лишний».
  • 9 класс.
  • "Внутреннее строение стебля" 7класс