Главная страница
Контакты

    Главная страница


Реализация национальных и целевых программ в регионах

Скачать 156.28 Kb.



Скачать 156.28 Kb.
Дата10.04.2017
Размер156.28 Kb.

Реализация национальных и целевых программ в регионах


Федеральное агентство по рыболовству Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Калининградский государственный технический университет» (ФГБОУ ВПО «КГТУ»)

Институт менеджмента, экономики и предпринимательства

Кафедра экономической теории

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине « Макроэкономическое планирование и прогнозирование»

На тему: «Реализация национальных и целевых программ в регионах»

Выполнил:

Студентка 3 курса, дневного отделения,

группа № 13-ЭК-3

Юрчук Ирина Алексеевна

Научный руководитель:

Кандидат экономических наук, доцент

Алейникова Ю.А.

Экономи́ческая тео́рия - общественная наука, которая изучает проблему выбора в условиях ограниченности ресурсов для максимального удовлетворения потребностей людей. Состоит из множества школ и направлений.

Экономика (от др.-греч. οἰκονομία, буквально - «искусство ведения домашнего хозяйства») - совокупность общественных наук, изучающих производство, распределение и потребление товаров и услуг. Экономическая действительность является объектом экономических наук, которые подразделяются на теоретические и прикладные.

Калининград 2016

План

Введение

Глава 1. Специфика, методика и механизм реализации региональных целевых программ

1.1 Специфика региональных программ

1.2 Методика разработки региональных целевых программ

1.3 Механизм реализации целевых программ

Глава 2. Анализ реализации целевых государственных программ на территории Калининградской области

2.

Калининградская область Калинингра́дская о́бласть (с 7 апреля по 4 июля 1946 года - Кёнигсбергская область) - субъект Российской Федерации, самая западная область страны.

1 Анализ социально-экономического развития Калининградской области

2.2 Анализ реализации целевой государственной программы «Краснознаменский муниципальный район» (2012-2015 годы)

2.3 Анализ реализации строительства международного морского терминала по приёму круизных и грузопассажирских судов в городе Пионерском (2014-2018 годы)

Глава 3. Анализ результатов и прогноз реализации программ

3.1 Результаты целевой государственной программы «Краснознаменский муниципальный район» (2012-2015 годы)

3.2 Прогнозы по строительству международного морского терминала по приёму круизных и грузопассажирских судов в городе Пионерском (2014-2018 годы)

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

В основе решения наиболее актуальных проблем социально -экономического развития региона должны лежать программы развития социальной сферы, которые являются составной частью общей системы региональных целевых программ развития экономики региона. В условиях ограниченности финансовых ресурсов становится особенно важным так называемый социальный контроль за инвестициями со региональных органов власти.

Социальный контроль - механизм поддержания социального порядка, основанный на проверке фактически достигнутых результатов деятельности с ожидаемыми - нормативными или запланированными путём применения властных полномочий и санкций.

Финансовые ресурсы - это совокупность всех денежных средств, которые имеются в распоряжении государства, предприятий, организаций, учреждений для формирования необходимых активов в целях осуществления всех видов деятельности как за счёт доходов, накоплений и капитала, так и за счёт различного вида поступлений.

Осуществление такого контроля в регионе как раз и подразумевает отбор программ исходя из социального стандарта региона как главного критерия их эффективности. Предпочтение должно отдаваться тем программам, которые направлены на решение проблем в сферах наибольшего отставания.

Реше́ние зада́ч - процесс выполнения действий или мыслительных операций, направленный на достижение цели, заданной в рамках проблемной ситуации - задачи; является составной частью мышления. С точки зрения когнитивного подхода процесс решения задач является наиболее сложной из всех функций интеллекта и определяется как когнитивный процесс более высокого порядка, требующий согласования и управления более элементарными или фундаментальными навыками.

Региональные экономические и социальные развития можно стимулировать разнообразными взаимосвязанными воздействиями в различных областях, со многими целями, самыми различными участниками. Одновременно проявляется тенденция изменения содержания, задач и функций планирования.

Актуальность темы исследования заключается в том, что в современных условиях формирование и реализация программ социально -экономического развития в регионе становится действенным инструментом регионального регулирования и планирования. Формирование региональных программ социально-экономического развития сегодня наиболее актуальное и перспективное направление программно-целевого планирования в России, так как поддержание необходимых территориальных пропорций в экономике, недопущение чрезмерной дифференциации регионов по уровню социально-экономического развития, обеспечение эффективного функционирования общероссийского рынка являются важнейшими аспектами модернизации российской экономики и ее устойчивого развития.

Усто́йчивое разви́тие (англ. sustainable development) - это процесс экономических и социальных изменений, при котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений.

Объектом исследования данной работы является Калининградская область.

Предметом исследования является реализация областных целевых социальных программ в регионе.

Целью курсовой работы является анализ реализации областных целевых социальных программ в регионе, на примере конкретной программы.

В курсовой работе ставились и решались следующие задачи:

1) изучить специфику региональных программ;

2) рассмотреть методику разработки региональных целевых программ;

3) рассмотреть механизм реализации целевых программ;

4) провести анализ реализации целевой государственной программы «Развитие муниципальной службы в Калининградской области» (2013-2015 годы)

5) результаты реализации программы по муниципальному управлению

1. Специфика, методика и механизм реализации региональных целевых программ

1.1 Специфика региональных программ

В условиях неравномерного социального и экономического положения регионов, потребности освоения природных ресурсов, поддержания экологического равновесия, совершенствования территориальной структуры, обеспечения занятости населения необходимо использование новых эффективных методов воздействия на экономику.

Природные ресурсы - компоненты природы, используемые человеком. Компоненты, которые используются человеком в своих нуждах.

Эколо́гия (рус. дореф. ойкологія) (от др.-греч. οἶκος - обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος - понятие, учение, наука) - наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.

Среди них - программно целевой подход, позволяющий квалифицированно и надежно в сжатые сроки решать стратегические проблемы развития отдельных регионов в рамках единой региональной политики государства [5].

Региональные программы - это разновидность целевых комплексных программ, служащих инструментом регулирования и управления экономического, социального и научно-технического развития, формой хозяйственной деятельности, способом приоритетной концентрации ресурсов для решения неотложных, первоочередных проблем [13].

Поли́тика (др.-греч. πολιτική «государственная деятельность») - понятие, включающее в себя деятельность органов государственной власти и государственного управления, а также вопросы и события общественной жизни, связанные с функционированием государства.

Эконо́мика (от др.-греч. οἶκος - дом, хозяйство, хозяйствование и νόμος - ном, территория управления хозяйствованием и правило, закон, буквально «правила ведения домашнего хозяйства») - хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.

Конкретные региональные программы могут быть классифицированы в соответствии с рисунком 1.

Рисунок 1

Специфика региональных программ состоит в том, что они формируются и реализуются на уровне республик, краев, областей, городов федерального значения, вытекает из общегосударственных и территориальных интересов.

Программные мероприятия осуществляются в границах географически ограниченного региона, единицы административно-территориального деления РФ. Управление проектированием и реализацией региональных программ обеспечивается структурами исполнительной власти региона.

Исполни́тельная вла́сть - один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами.

Финансирование региональных программ осуществляется, в основном, за счет субсидий государства. Другими источниками являются иностранные инвестиции, частные капиталовложения.

Частные инвестиции, частный капитал, частное инвестирование, частные капиталовложения (ЧК) (англ. Private Equity) - вид активов, под которым понимается доля в капитале, пай или акции компании, не размещённые на фондовой бирже (бирже ценных бумаг).

Иностранные инвестиции - в российском законодательстве под иностранными инвестициями понимаются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вложенных иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и иных видов деятельности с целью получения прибыли.

По сравнению с государственными, региональные программы отличаются небольшими объемами работ и ресурсных затрат и обладают: целевой направленностью, точной адресностью, ограниченными временными интервалами, и увязываются с общегосударственной концепцией регионального развития и региональной политикой России.

Механизм реализации региональных программ вписывается в комплекс хозяйственно-рыночных отношений региона и систему общероссийского рынка[4]. Основные задачи региональных программ отображены на рисунке 2.

Рисунок 2

Региональные программы должны разрабатываться не для всех, а только для ограниченного числа проблемных территорий. В отличие от большинства других средств федеральной региональной политики, они нацеливаются на решении не столько текущих (тактических), сколько стратегических задач регионального развития, имеющих общегосударственное значение.

Региональная политика - составная часть государственного регулирования; комплекс законодательных, административных и экономических мероприятий, способствующих наиболее рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровня жизни населения.

Для одних регионов это может быть реструктуризация экономики, для других - преодоление хронической отсталости, активизации полюсов роста, освоение новых природных ресурсов и т.д. Программы создают региональным и федеральным властям долговременные ориентиры для их повседневной управленческой деятельности.

Государственное управление - деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса (деятельность народа - англ. public policy)

Инициаторами разработки федеральных программ регионального развития чаще всего выступают администрации субъектов федерации. Обоснования предлагаемой программы включают формирование важнейших проблем, требующих программной проработки, анализ причин их возникновения, оценку возможной социально - экономической эффективности программы, потребностей в ресурсах и возможных источников их осуществления, рекомендации о составе государственных заказчиков, разработчиков и исполнителей программы. Проект программы должен включать пункты, отображённые на рисунке 3.

Рисунок 3

В процессе подготовки программы разрабатывается концепция, различные сценарии и прогнозы, применяются разнообразные аналитические методы.

Экономическая эффективность (эффективность производства) - это соотношение между полученными результатами производства - продукцией и услугами, с одной стороны, и затратами труда и средств производства - с другой.

Символьные вычисления - это преобразования и работа с математическими равенствами и формулами как с последовательностью символов. Они отличаются от численных расчётов, которые оперируют приближёнными численными значениями, стоящими за математическими выражениями.

После завершения разработки проекта программы госзаказчик организует согласование предусмотренных в нем мероприятий и источников финансирования с федеральными министерствами и ведомствами, органами власти субъектов федерации, предпринимательскими структурами -исполнителями программы. Проводится экспертиза проекта, а по результатам - соответствующая доработка.

К числу основных недостатков практики разработки и особенно реализации региональных программ следует отнести:

1) выборочное осуществление мероприятий программ, изменяющее их первоначальный замысел, структуру и конечные цели;

2) отставание в создании механизмов реализации, особенно финансовых (гарантийно-залоговых фондов, «наполнения» иностранных кредитных линий и т.д.

Креди́т (лат. creditum - заём от лат. credere - доверять) или кредитные отношения - общественные отношения, возникающие между субъектами экономических отношений по поводу движения стоимости. Кредитные отношения могут выражаться в разных формах кредита (коммерческий кредит, банковский кредит и др.)

);

3) слабая координация между федеральными целевыми программами, параллельно осуществляемыми на определенной территории;

4) отсутствие зафиксированных правил распределения ограниченных финансовых средств между отдельными программами;

5) недостаточный контроль за использованием бюджетных средств, выделяемых на программы, и за соответствием получаемых результатов целям программ.

1.2 Методика разработки региональных целевых программ

Разработка региональной программы - это целенаправленный процесс мобилизации всех возможностей региона.

Типовая структура программы включает: характеристику проблемы, основные цели и задачи, систему мер, ресурсное обеспечение, механизм реализации, организационный аспект, способы управления и контроля за ходом ее реализации, а также оценку ожидаемой эффективности и социально-экономических последствий от реализации программы.

Для региональных программ также разрабатываются паспорт программы, технико-экономическое обоснование, бюджетная заявка (для программ, финансируемых из бюджета).

Решение крупномасштабных межотраслевых (отраслевых) и региональных проблем, как правило, связано с разработкой и реализацией федеральных целевых программ, которые следует рассматривать в качестве одного из средств структурной и региональной политики государства.

Технико-экономическое обоснование (ТЭО) - документ, в котором представлена информация, из которой выводится целесообразность (или нецелесообразность) создания продукта или услуги. ТЭО содержит анализ затрат и результатов какого-либо проекта.

Федеральная целевая программа (ФЦП) в России - это увязанный по ресурсам, ис­полнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономичес­ких, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспе­чивающих эффективное решение целевых задач и требующих госу­дарственной поддержки.

Программы, разрабатываемые на любом уровне управленческой иерархии, должны содержать:

а) перечень основных, решаемых ею задач;

б) совокупность и последовательность мероприятий, с помощью которых она реализуется;

в) расчет прямых и косвенных (сопряженных) затрат всех основных видов используемых при осуществлении этих мероприятий ресурсов;

г) распределение заданий по срокам и исполнителям.

Программы экономического и социального развития субъектов Российской Федерации (региональные программы) в отличие от федеральных целевых программ разрабатываются и реализуются субъектами Российской Федерации, которые сами определяют цели и задачи таких программ, порядок их разработки и механизм реализации. Утверждение указанных программ осуществляется в соответствии с п. «г» п. 2 ст.5 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ(с изменением и дополнением 2016 года) [2].

Субъект Российской Федерации или сокращённо субъект Федерации, субъект России - название территориальной единицы верхнего уровня в Российской Федерации.

О́рганы госуда́рственной вла́сти - организации (учреждения) госуда́рственной вла́сти.

Программная разработка решения проблем на уровне региональных программ производится в соответствии с прогнозом социально -экономического развития Российской Федерации и прогнозом социально -экономического развития соответствующей территории и определяемыми на основе этих прогнозов приоритетами.

В региональных программах учитываются цели социально-экономического развития соответствующего региона, направления структурной и научно-технической политики, законодательных и институциональных преобразований, прогнозы развития региональных и общегосударственных потребностей, результаты анализа экономического, социального и экологического состояния субъекта Российской Федерации и страны в целом, а также международные договоренности.

При отборе конкретных производственных объектов и проектов основным фактором является не нарушение равных конкурентных условий и возможность обеспечить максимальную экономическую и бюджетную эффективность.

Приоритет имеют те проекты и производственные объекты, где предоставление бюджетных средств предполагается в основном на возвратной основе и может повлечь наибольший приток внебюджетных средств, в том числе иностранных инвесторов.

Можно выделить следующие основные этапы разработки целевых программ - рисунок 4.

Рисунок 4

Теперь о каждом этапе по подробнее.

1) выбор объекта программы - объект он должен представлять стратегический приоритет, обеспечивать перелом траектории движения данного объекта;

Траекто́рия материа́льной то́чки - линия в пространстве, по которой движется тело, представляющая собой множество точек, в которых находилась, находится или будет находиться материальная точка при своём перемещении в пространстве относительно выбранной системы отсчёта.

программа не должна носить слишком широкий характер, охватывая план развития целой отрасли, но и не быть чрезмерно узкой, не обеспечивая прорыва;

2) построение «дерева целей» - по каждой отобранной программе определяются генеральная цель, конкретизирующие ее цели первого, второго, а если потребуется, то и третьего уровней. Цели следует формулировать максимально конкретно, избегать формулировок типа «повысить уровень», «расширить» и т.п., выполнение которых невозможно проверить;

3) обоснование системы мероприятий, необходимых для достижения целей программы, адресность этих мероприятий (кто и когда должен их выполнить), построение в случае необходимости сетевого графика реализации программы, определение критического пути;

Сетевой график - это динамическая модель производственного процесса, отражающая технологическую зависимость и последовательность выполнения комплекса работ, связывающая их свершение во времени с учётом затрат ресурсов и стоимости работ с выделением при этом узких (критических) мест.

4) структуризация программы, определение подпрограмм, блоков проектов и отдельных проектов. Он должен обеспечить определенный программный результат. При этом определяется набор первоочередных проектов, их выполнение распределяется по годам реализации программы с учетом значимости для конечного результата имеющихся ресурсов;

5) оценка ресурсов (прежде всего на НИОКР и инвестиций), необходимых для выполнения проектов, подпрограмм и программы в целом, возможных источников финансирования и условий их поступления (собственные средства, кредиты, выпуск акций, бюджетная поддержка и т.п.);

6) маркетинговые исследования, определение возможного объема выпуска, цен и эффективности программных продуктов, сроков окупаемости проектов, подсистем и программы в целом.

Програ́ммное обеспе́чение (допустимо также произношение обеспече́ние) (ПО) - все или часть программ, процедур, правил и соответствующей документации системы обработки информации (ISO/IEC 2382-1:1993).

Ма́рке́тинг (от англ. marketing - в буквальном переводе с английского означает «действие на рынке», «рыночную деятельность») - это организационная функция и совокупность процессов создания, продвижения и предоставления продукта или услуги покупателям и управление взаимоотношениями с ними с выгодой для организации.

Заведомо убыточные проекты и программы исключаются;

7) создание целевых оргструктур, подготовка кадров. Обычно создается целевая оргструктура для реализации программ. По каждой подпрограмме, а также по каждому проекту определяются заказчик, научный руководитель (генеральный конструктор) и директор;

8) контроль и приемка работ. Необходимо осуществлять внепрограммный контроль за ходом и результатом выполнения программы, с тем чтобы своевременно внести в нее коррективы, проводить приемку каждого законченного проекта, подсистемы, каждой очереди программы, сопоставляя полученные результаты с заданными целями и проектом [4].

Разработка и реализация целевых программ осуществляется на основании «Порядка разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация», утвержденного постановлением Правительством Российской Федерации от 02.03.2016 № 594.

Правительство Российской Федерации Правительство Российской Федерации - высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти Российской Федерации - России.

Важное условие разработки целевых программ - правильное определение приоритетов для каждого периода времени и объектов управления разного уровня. На макро-уровне важно определить главные социально-экономические задачи развития народного хозяйства.

Народное хозяйство - исторически сложившийся комплекс (совокупность) отраслей производства данной страны, взаимосвязанных между собой разделением труда. Подразделяется по видам деятельности субъектов отношений.

На уровне отраслей и регионов - приоритеты, обеспечивающие достижение основных задач государства (они должны быть основными и для этого уровня), и приоритеты, не связанные с ними.

Приоритеты можно разделить на группы:

1) структурные приоритеты - развитие отдельных отраслей или регионов;

2) приоритеты научно-технического прогресса;

3) социальные приоритеты;

4) приоритеты в области совершенствования управления и хозяйственного механизма.

Особо выделяются чрезвычайные программы, разрабатываемые для экстремальных ситуаций, например, для ликвидации последствий стихийных бедствий, смягчения надвигающегося социального взрыва, восстановления разрушенного войной хозяйства и др.

Социальный взрыв - вспышка насилия на фоне затяжной социальной нестабильности. Как правило социальный взрыв связан с социальной разобщенностью и падением уровня жизни определенной категории населения (например, связанной с массовыми увольнениями).

Стихи́йное бе́дствие - разрушительное природное и (или) природно-антропогенное явление или процесс значительного масштаба, в результате которого может возникнуть или возникла угроза жизни и здоровью людей, произойти разрушение или уничтожение материальных ценностей и компонентов окружающей природной среды.

Особенность таких программ - высокая доля административных методов в механизме их реализации.

1.3 Механизм реализации целевых программ

Заказчик программы несет ответственность за своевременную, качественную подготовку и реализацию целевой программы, подготавливает исходное задание на ее формирование, управляет действиями разработчиков, осуществляет управление исполнителями программы после ее утверждения, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на реализацию программы.

Заказчик целевой программы:

а) осуществляет отбор исполнителей работ, услуг, поставщиков продукции по каждому программному мероприятию, отбор осуществляется на конкурсной основе, с последующим заключением договора (контракта);

б) согласовывает с основными заинтересованными участниками программы возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования. По мероприятиям, предусматривающим финансирование за счет средств внебюджетных источников или бюджетов субъектов Российской Федерации (в случае, если в целевую программу включены межрегиональные и региональные целевые программы), подписываются соглашения (договоры) о намерениях между заказчиком программы и предприятиями, организациями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

Госуда́рство - организация общества, располагающая специальными механизмами управления и принуждения, устанавливающая правовой порядок на определённой территории, и обладающая суверенитетом. Термин «страна» хотя и используется в значении «государство», тем не менее, их необходимо различать, поскольку не все страны являются государствами.

в) организует при необходимости проведение специализированной экспертизы проекта целевой программы и по результатам экспертизы производит его доработку [3].

В целевой программе необходимо обеспечить увязку всех программных мероприятий и очередность их проведения с планируемыми объемами финансовых ресурсов. А также список и согласованность между собой отраслевых и региональных задач, которые необходимо решить. На ближайшие один - два года должны быть конкретизированы программные мероприятия, их финансирование, бизнес - план с социально -экономическими и технико-экономическими обоснованиями.

Концепция решения программной проблемы должна определять варианты ее решения, формировать основные цели и задачи соответствующей целевой программы, обосновывать этапы и наиболее эффективные направления ее реализации и необходимые для этого объемы ресурсов.

На федеральном уровне целевые программы и государственные заказчики утверждаются Правительством Российской Федерации, а на региональном - правительством республики либо администрацией области.

Государственные заказчики обеспечиваются финансовыми ресурсами в объеме, устанавливаемом бюджетом, и ответственны за реализацию целевых программ.

Фина́нсы (фр. finances - денежные средства) в российской научной и учебной литературе определяются как совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Взаимодействие нескольких государственных заказчиков по одной программе осуществляет государственный заказчик - координатор, определяемый Администрацией региона или Правительством Российской Федерации.

Государственный заказчик - в Российской Федерации это государственный орган, орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казённое учреждение, действующие от имени РФ или её субъекта, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством и осуществляющие закупки.

После утверждения целевой программы государственный заказчик на основе соглашений (договоров) о намерениях и с учетом объемов финансирования за счет средств федерального бюджета на очередной финансовый год заключает с исполнителями программы государственные контракты на финансирование целевой программы из внебюджетных источников, бюджетов субъектов Российской Федерации.

Государственный заказчик целевой программы может на договорной основе передавать предприятиям, организациям и учреждениям выполнение части своих функций на условиях, предусматриваемых исполнительными органами власти.

Государственный заказчик на конкурсной основе проводит отбор исполнителей работ или услуг. Организует конкурс среди поставщиков продукции по каждому конкретному мероприятию.

Участники программы и заинтересованные организации согласовывают сроки выполнения мероприятий, объемы закупаемой продукции и оборудования, источники финансирования. В условиях, когда остро ощущается дефицит финансовых средств, при разработке программы возникает необходимость ограничить перечень мероприятий только теми, которые непосредственно направлены на достижение сформулированной цели программы выбранным путем, т.е. направлены на решение данных конкретных задач.

При разработке программы, как правило, может быть сформулирован другой подход, другой набор реализующих цель задач, в решении которых подобные мероприятия будут иметь важное значение, и они должны быть включены в такую программу.

Важность мероприятий определяется либо на основании сравнения количественных показателей эффективности, либо по вкладу в достижение показателей вышестоящей цели. В тех случаях, когда для мероприятий не могут быть определены количественные характеристики, то важность таких мероприятий определяется экспертным путем. В результате все мероприятия оказываются ранжированными по важности относительно конкретных целей. При распределении ресурсов в первую очередь обеспечиваются ими наиболее важные мероприятия, а остальные - по мере нахождения дополнительных средств.

Каждое мероприятие должно иметь указание на ожидаемый от его проведения результат. Этот результат также может служить критерием сравнения эффективности конкретных действий.

Мероприятия должны быть реальны для выполнения и по срокам, и по планируемым результатам. Определение этих показателей требует от разработчиков программы определенной доли ответственности и соответствующих расчетов. Однако только в случае их реальности эти показатели будут выполнять свою организующую и контролирующую функцию.

Все количественные показатели системы целей и реализующих их мероприятий должны быть согласованы между собой. Достижение определенных целей или показателей по ряду мероприятий требует некоторых дополнительных условий. Таким условием может быть привлечение других служб и ведомств.

Отдельные мероприятия могут потребовать дополнительного технического обеспечения или целенаправленного финансирования. Все эти условия должны быть указаны в перечне мероприятий, иметь соответствующие обоснования и расчеты.

Важнейшим разделом программы является описание механизма ее осуществления - рисунок 5.

Рисунок 5

Несмотря на важность этого раздела, часто раздел о механизме реализации программы заменяется перечнем мероприятий, нацеленных на достижение намеченных результатов, или сводится к перечислению функций органа управления программой. Программы, в которых находят отражение конкретные экономические регуляторы, встречаются редко. И практически нет программ, где эти регуляторы увязывались бы с целевыми установками. Это обстоятельство является одной из причин, по которой большинство программ реализуется с нарушением сроков.

Поэтому рекомендуемые в ходе реализации программы экономические регуляторы должны быть предварительно оценены с точки зрения их совместимости с уже действующими на конкретной территории экономическими регуляторами.

О́рган управле́ния - общее название структуры где-либо (государство, общество и так далее) выполняющей задачи по управлению чем-либо.

Точка зрения (англ. point of view, POV) - жизненная позиция, с которой субъект оценивает происходящие вокруг него события. Термин произошёл от «точки зрения» - места, где находится наблюдатель и от которого зависит видимая им перспектива.

В противном случае несовместимые наборы экономических регуляторов могут изменить цель и сферу применения предусмотренного в программе метода регулирования и привести к неожиданному для разработчиков программы результату.

Разработка комплексных целевых программ направлена на обеспечение тесного взаимодействия и сочетание отраслевого и территориального аспектов, преодоление ведомственных барьеров при обеспечении развития территорий региона.

Глава 2. Анализ реализации целевых государственных программ на территории Калининградской области

2.1 Анализ социально-экономического развития Калининградской области

Калининградская область (территория - 15,1 тыс. кв. километров, население - 941,1 тыс. человек, из них 77 процентов - горожане) является уникальным регионом по своему географическому положению. Это единственный субъект Российской Федерации, изолированный от основной части страны территорией 2 других государств, что затрудняет взаимодействие Калининградской области с другими российскими регионами и создает немало связанных с этим проблем. В то же время близость к промышленно развитым странам Европы, потенциальным рынкам сбыта и источникам инвестиций является конкурентным преимуществом области.

В Калининградской области создана особая экономическая зона.

Ра́звитые стра́ны (англ. Developed countries) - группа стран, занимающих ведущее положение в мировой экономике. В этих странах проживает 15-16 % мирового населения, но они при этом производят 3/4 валового мирового продукта и создают основную часть экономического и научно-технического потенциала мира.

Особая экономическая зона Особая экономическая зона или Свободная экономическая зона (сокращённо ОЭЗ или СЭЗ) - ограниченная территория в регионах, с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных или иностранных предпринимателей.

Область является частью региона Балтики, что определяет ее стратегический потенциал для России с учетом того обстоятельства, что "Балтийский пояс роста" наиболее динамичное пространство современной Европы, а Северо-Западный федеральный округ является ключевым для развития всей российской экономики.

Калининградская область располагает существенными природными ресурсами. На ее территории находится единственное в мире промышленное месторождение янтаря, где сосредоточено более 90 процентов его мировых запасов, имеются перспективные запасы высококачественной низко сернистой нефти, бурого угля, торфа, каменной соли, строительных материалов и минеральных вод с минерализацией до 50 граммов солей на литр. Основу экономики области составляет промышленность, формирующая 30,1 процента валового регионального продукта (данные 2013 года).

Строи́тельные материа́лы - материалы для возведения и ремонта зданий и сооружений.

Валовой региональный продукт (ВРП) - показатель, измеряющий валовую добавленную стоимость, исчисляемый путём исключения из суммарной валовой продукции объёмов её промежуточного потребления. На национальном уровне ВРП соответствует валовому национальному продукту, который является одним из базовых показателей системы национальных счетов.

Торговля и коммерческая деятельность в части предоставления услуг составляют 14,5 процента валового регионального продукта, нерыночные услуги - 11,2 процента, строительство - 10 процентов, транспорт - 8,5 процента, сельское хозяйство - 5,6 процента, другие отрасли, включая чистые налоги на продукты, составляют 14,9 процента валового регионального продукта. Темпы роста валового регионального продукта Калининградской области значительно превосходят темпы роста валового регионального продукта соседних стран. Средний темп прироста валового регионального продукта Калининградской области в 2011 - 2013 годах составил 8,75 процента в год.

В 2010 - 2013 годах доля промышленной продукции Калининградской области в экономике Российской Федерации возросла с 0,3 процента до 0,56 процента, доля сельскохозяйственной продукции - с 0,47 процента до 0,54 процента.

В структуре промышленности по данным за 2012 год доминирующее положение занимают машиностроение и металлообработка - 36,5 процента, пищевая промышленность (в основном представленная рыбной промышленностью) - 30,2 процента, топливная промышленность - 11,1 процента, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность - 9,5 процента, электроэнергетика - 6,2 процента.

Се́льское хозя́йство - отрасль экономики, направленная на обеспечение населения продовольствием (пищей, едой) и получение сырья для ряда отраслей промышленности. Отрасль является одной из важнейших, представленной практически во всех странах.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) - это сложная система, включающая совокупность производств, процессов, материальных устройств по добыче топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), их преобразованию, транспортировке, распределению и потреблению как первичных ТЭР, так и преобразованных видов энергоносителей.

Целлюлозно-бумажное производство - технологический процесс, направленный на получение целлюлозы, бумаги, картона и других сопутствующих продуктов конечного или промежуточного передела.

Пищева́я промы́шленность - группа промышленных отраслей, производящих пищевые продукты в готовом виде или в виде полуфабрикатов, а также напитки, табачные изделия, в некоторых классификациях - также мыло и моющих средств (на жировых производствах).

Традиционно одной из ведущих отраслей промышленности области является рыбная.

Промы́шленность (от рус. промышлять, промысел) - совокупность предприятий (заводов, комбинатов, фабрик, рудников, шахт, электростанций), занятых производством орудий труда (как для других отраслей народного хозяйства, так и для самой промышленности), добычей сырья, материалов, топлива, производством энергии и дальнейшей обработкой продуктов, полученных в промышленности или произведённых в сельском хозяйстве - производством потребительских товаров.

Калининградская область располагает уникальным рыбохозяйственным комплексом, обеспечивающим производство более 13 процентов общероссийской товарной пищевой рыбной продукции и 34 процентов рыбных консервов страны.

Общий улов рыбы в 2013 году составил 290 тыс. тонн. Основным районом промысла является Северо-Восточная Атлантика (более 75,8 процента общего объема вылова). Производство рыбных консервов и пресервов на рыбоперерабатывающих предприятиях области за 2013 год увеличилось на 5,1 процента и составило 284 млн. условных банок.

Валовая продукция сельского хозяйства в 2013 году составила 8,1 млрд. рублей, или 0,54 процента общего объема по Российской Федерации. Ведущие направления сельского хозяйства - молочное и мясное животноводство, выращивание картофеля и овощей, птицеводство и пушное звероводство.

Звероводство (с конца XX века также используется словосочетание «меховая индустрия» - буквальный перевод с английского) - отрасль животноводства по разведению в неволе ценных пушных зверей для получения шкурок.

Сельскохозяйственное производство ведется в условиях повышенного увлажнения на низменных землях, часть которых расположена ниже уровня моря и защищена дамбами. Как показывает опыт предшествующих лет, имеющийся агропотенциал обеспечивает более высокую экономическую эффективность производства по сравнению с большинством нечерноземных регионов страны. Развивающееся в аналогичных условиях польское и литовское сельское хозяйство, опыт которых следует учитывать и развивать, сейчас значительно эффективнее.

Развитие транспортного комплекса является одним из безусловных приоритетов развития Калининградской области. В рамках Программы оно ведется по следующим основным направлениям: рациональная специализация в рамках участия Калининградской области в процессе транспортных перевозок по территории Российской Федерации, государств - участников СНГ и государств - членов Европейского союза;

В современной России используется несколько типов территориального деления. Согласно Конституции России 1993 года Россия является федеративным государством и состоит из 85 равноправных субъектов Российской Федерации.

устойчивое регулярное внутриобластное сообщение между населенными пунктами.

В структуре грузооборота портов в настоящее время преобладают экспортные грузы (91 процент общего грузооборота в 2013 году) - нефть и нефтепродукты, черные металлы, химические удобрения, уголь и кокс, зерно, ферросплавы и др.

Настоя́щее - часть линии времени, состоящая из событий, которые происходят в данный момент, то есть определенная область пространства-времени. При определённых допущениях под настоящим временем понимаются текущие дни, месяцы и даже годы.

С учетом сложившейся политической и экономической ситуации повысилась роль внешней торговли в экономике области. В 2014 году внешнеторговый оборот вырос по сравнению с 2010 годом в 2,3 раза и составил 3223,7 млн.

Внешнеторговый оборот - измеряемый в денежном выражении экономический показатель, характеризующий объём внешней торговли страны, группы стран или административно-территориального образования (региона) за определенный период времени: месяц, квартал, год.

долларов США, в том числе экспорт - 606,9 млн. долларов США (рост в 1,17 раза), импорт - 2616,8 млн. долларов США (рост в 3 раза).

Такой существенный рост оборота внешней торговли и грузооборота обусловлен заключением межгосударственных соглашений, определяющих рациональную специализацию ряда портов бассейна Балтийского моря.

Среднегодовая численность занятых в экономике Калининградской области увеличилась с 614,1 тыс. человек в 2010 году до 618,2 тыс. человек в 2014 году.

Демографическая ситуация в области за последние годы характеризуется повышением уровня рождаемости, уровня смертности и при этом ростом естественной убыли населения, которая в 2013 году достигла 9,1 человек на 1 тыс. населения. Остаются очень высокими показатели смертности населения трудоспособного возраста.

В системе образования, сохраняющей в целом относительно высокий уровень, нарастает тенденция развития платных форм обучения, особенно в учреждениях высшего и несколько меньше среднего специального образования, за счет чего обеспечивается все большая доля финансирования учреждений.

Система образования - модель, объединяющая институциональные структуры (школа, университет, дошкольные образовательные учреждения, дополнительное образование, колледжи, др.), основной целью которых является образование обучающихся в них.

Сме́ртность - статистический показатель, оценивающий количество смертей.

Сре́днее профессиона́льное образова́ние (СПО) - средний уровень профессионального образования.

Увеличится значимость туристско-рекреационного комплекса региона, расположенного на пересечении ведущих европейских туристических маршрутов. В сферу туристической деятельности помимо побережья Балтийского моря и г. Калининграда войдут многие малые города области. Опережающее развитие получит строительство инфраструктурных объектов г. Калининграда в связи с проведением чемпионата мира по футболу 2018 года. Для достижения целей и задач, определенных в стратегии и программе социально-экономического развития области в Калининградской области был разработан и реализуется набор целевых программ, представляющих собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития региона. (Приложение 1)

Основные направления создания потенциала долговременного экономического роста региона на ближайшие годы заданы в «Стратегии социально-экономического развития Калининградской области на средне- и долгосрочную перспективу» и «Программе социально-экономического развития Калининградской области на 2007-2016 годы».

Экономический рост - это увеличение объёма стоимости произведённых товаров и услуг в национальной экономике за определённый период времени (как правило, за год).

(Приложение 2)

Развитие инновационной сферы, энергетики, траспортно-логистического комплекса, туризма, сельского хозяйства и пищевой промышленности определены в качестве приоритетов экономической политики регионального правительства на ближайшие годы.

По словам Губернатора КО Н. Цуканова, уникальное геополитическое положение определяет ту особую роль, которую отводит нашему региону руководство государства, в том числе, в интеграционных процессах между Россией и Евросоюзом. «На территории области планируется создать семь промышленных зон, четыре уже находятся в высокой степени готовности… возникнут производства, представляющие новые кластеры региональной экономики, например, химическая промышленность и высокотехнологичная электроника».

Региональная экономика - прикладная экономическая наука, изучающая основы рационального размещения производства и рынков сбыта продукции. Региональная экономика возникла в Соединенных Штатах в 50-е годы двадцатого столетия на стыке экономики и экономической географии в трудах основателя региональной науки Уолтера Айзарда.

Экономическая политика - совокупность мер, действия правительства по выбору и осуществлению экономических решений на макроэкономическом уровне. Реализация экономической политики предполагает достижение общественно значимых целей.

Геополитика (географическая политика; греч. γη - земля, πολιτική - государственные или общественные дела) - направление политической мысли, концепция, о контроле над территорией, о закономерностях распределения и перераспределения сфер влияния (центров силы) различных государств и межгосударственных объединений.

Химическая промышленность - отрасль промышленности, включающая производство продукции из углеводородного, минерального и другого сырья путём его химической переработки.

Николай Цуканов: Калининградская область - "полпред" России в Европе. Интервью РИА Новости. http://ria.ru/interview/20110811/415848972.html

2.2 Анализ реализации целевой государственной программы «Краснознаменский муниципальный район» (2012-2015 годы)

Решением №28 от 29.03.2012г. районного Совета депутатов МО «Краснознаменский муниципальный район» утверждена муниципальная целевая программа поддержки и развития малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования «Краснознаменский муниципальный район на 2012 - 2015 годы.

Малое предпринимательство (малый бизнес) - предпринимательство, опирающееся на деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения.

Сове́ты - избираемые населением на определённый срок коллегиальные представительные органы публичной власти в Российской империи (в 1905-1907 годах), в Российской республике, в СССР, в Российской Федерации (до 4 октября 1993 года) и в других советских республиках.

Целью данной программы является создание благоприятных экономических и организационных условий на территории Краснознаменского района для развития и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

В 2013 году на реализацию программных мероприятий было предусмотрено 150 тыс. рублей из местного бюджета.

Местный бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления. Местный бюджет относится к категории «публичные финансы».

В рамках открытого конкурса, проводимого государственным автономным учреждением Калининградской области «Фонд поддержки предпринимательства», в соответствии с постановлением Правительства КО от 23.04.2012г.

Открытый конкурс или открытый те́ндер - конкурс, участие в котором могут принять все желающие юридические и физические лица (субъекты предпринимательской деятельности и их добровольные целевые объединения (консорциумы), специально создаваемые для участия в конкурсе), для того, чтобы получить государственный или муниципальный подряд, заказ и тому подобное.

№279 «О реализации мероприятий, предусмотренных целевой программой Калининградской области «Основные направления поддержки малого и среднего предпринимательства в Калининградской области на 2009-2013 годы» администрацией МО «Краснознаменский муниципальный район» была привлечена субсидия для финансового обеспечения мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства. Размер субсидии - 1350 тыс. руб. Итого на поддержку малого и среднего предпринимательства на территории Краснознаменского района в 2013 году - 1500 тыс. руб.

На сегодняшний день малый бизнес в МО «Краснознаменский муниципальный район» продолжает развиваться динамично и, наряду с крупными предприятиями, обеспечивает насыщение рынка товарами и услугами собственного производства, создание новых рабочих мест, пополнение доходной части районного бюджета.

Рабо́чее ме́сто - это неделимое в организационном отношении (в данных конкретных условиях) звено производственного процесса, обслуживаемое одним или несколькими рабочими, предназначенное для выполнения одной или нескольких производственных или обслуживающих операций, оснащённое соответствующим оборудованием и технологической оснасткой.

Анализ состояния и развития малого предпринимательства свидетельствует о сохранении позитивных тенденций.

Вклад малого бизнеса в социально-экономическое развитие района с каждым годом становится более весомым. Увеличивается общее количество субъектов малого предпринимательства и численность работающих в данном секторе экономики. Растет объем выпускаемой продукции, работ и услуг, их ассортимент. региональный калининградский государственный

Количество малых предприятий к концу 2013 года составит 307 единиц.

Большинство из них действуют в следующих отраслях: сельское хозяйство (51,1%), оптовая и розничная торговля;

Сектор экономики - крупная часть экономики, обладающая сходными общими характеристиками, экономическими целями, функциями и поведением, что позволяет отделить её от других частей экономики в теоретических или практических целях.

Коли́чество - категория, выражающая внешнее, формальное взаимоотношение предметов или их частей, а также свойств, связей: их величину, число, степень проявления того или иного свойства.

Ро́зничная торго́вля или рите́йл (от англ. retail - «розничный, в розницу») - продажа товаров (услуг) небольшим количеством, поштучно. Осуществляется через предприятия розничной торговли. Объектом розничной торговли является покупатель, приобретающий товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного пользования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (38,7%); промышленность и строительство по 12%, транспорт и связь (7,2%).

2.3 Анализ реализации строительства международного морского терминала по приёму круизных и грузопассажирских судов в городе Пионерском (2014-2018 годы)

Правительство РФ приняло решение о выделении в рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России» средств на строительство морской портовой инфраструктуры в морском порту Калининград.

Безре́льсовый тра́нспорт - общее название всех сухопутных видов транспорта, не использующих рельсовый путь. Для движения безрельсовых видов транспорта достаточно любой ровной твёрдой поверхности. При регулярном движении дороги образуются сами собой, тем не менее, в большинстве случаев их приходится строить специально и покрывать слоем асфальтобетона или другого подходящего материала.

Транспортная система - транспортная инфраструктура, транспортные предприятия, транспортные средства и управление в совокупности. Единая транспортная система обеспечивает согласованное развитие и функционирование всех видов транспорта с целью максимального удовлетворения транспортных потребностей при минимальных затратах.

Об этом информирует официальный сайт кабинета министров. В Калининградской области будут построены терминалы для круизных лайнеров и крупных грузовых судов, а также яхтенная стоянка. Стоимость проекта составляет 8,9 миллиарда рублей.

На первом этапе строительства планируется соорудить пассажирский терминал и стоянку для яхт в городе Пионерском. После этого в районе поселка Янтарный будет построен глубоководный порт, способный принимать океанские грузовые суда. Общий пассажиропоток нового порта может превышать 1,1 миллиона человек в год.

Как сообщил руководитель «Росморпорта» Андрей Тарасенко, на месте уже начались геологические изыскания для проведения проектных работ.

Круизное судно - судно, совершающее международный рейс и перевозящее пассажиров, участвующих в групповой туристической программе и размещенных на судне, с целью кратковременных туристических посещений согласно расписанию одного или нескольких портов, открытых для захода иностранных судов.

Строительство - создание (возведение) зданий, строений и сооружений.

Для ускорения строительства рассматривается вариант поэтапного выхода документации из госэкспертизы.

По предварительным прогнозам предприятия, морской терминал может обеспечить пассажиропоток до 300 тысяч человек в год, конкурируя с Ригой и Клайпедой.

5 декабря 2014 года между ФГУП «Росморпорт» и правительством Калининградской области заключено соглашение о взаимодействии при проектировании объектов, предусмотренных проектом «Строительство международного морского терминала для приема круизных и грузопассажирских судов в г. Пионерский Калининградской области».

21 августа 2015 года состоялся визит Министра транспорта Российской Федерации М.Ю.

Министе́рство тра́нспорта Росси́йской Федера́ции (сокр. Минтранс России) - федеральное министерство, осуществляющее функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасения, морского (включая морские порты), внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного (включая проведение транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации), городского электрического (включая метрополитен) и промышленного транспорта, дорожного хозяйства, эксплуатации и обеспечения безопасности судоходных гидротехнических сооружений, обеспечения транспортной безопасности, а также государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними и организации дорожного движения в части организационно-правовых мероприятий по управлению движением на автомобильных дорогах.

Соколова в Калининградскую область, в ходе которого был рассмотрен вопрос о строительстве терминала. По итогам визита заместителю Министра транспорта Российской Федерации В.А. Олерскому поручено совместно с Росморречфлотом, ФГУП «Росморпорт» и Правительством Калининградской области откорректировать сетевой план-график по реализации проекта «Строительство Международного морского терминала по приёму круизных и грузопассажирских судов в г. Пионерский Калининградской области» с целью завершения строительных работ и ввода в эксплуатацию терминала в срок до 1 июня 2018 года.

Глава 3. Анализ результатов и прогноз реализации программы

3.1 Результаты целевой государственной программы «Краснознаменский муниципальный район» (2012-2015 годы)

Реализация программных мероприятий осуществлялась по следующим направлениям и в рамках каждого направления выполнялись следующие мероприятия:

Создание благоприятной среды для развития предпринимательства:

- проведение котировок и торгов именно для субъектов малого предпринимательства - за 2013 год 5 (пять) торгов и запросов котировок;

- для формирования благоприятной экономической среды, стимулирующей развитие малого бизнеса, нормативно-правовыми актами администраций поселений в 2013 году определены границы прилегающих к объектам территорий, где запрещена розничная продажа алкогольной продукции.

Общий объём мировой розничной торговли равен примерно 10 трлн долл., при этом на долю стран Западной Европы приходится порядка трети, а на долю России - около 2 % мирового рынка.

Нормати́вный правово́й акт - официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т. д.)

- утвержден перечень муниципального имущества, предназначенный для передачи в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства;

- в рамках Федерального закона №159-ФЗ от 22 июля 2008 года «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», 14 арендаторов муниципального имущества воспользовались правом выкупа арендуемого имущества в рассрочку на 3 года.

Муниципальная собственность - это имущественный комплекс муниципального образования, в который входят земельные участки, движимое и недвижимое имущество. В категорию «недвижимое имущество» входят жилой и нежилой фонд, коммунальные сети, различного рода сооружения и так далее.

Госуда́рственная со́бственность - имущество, в том числе средства и продукты производства, принадлежащие государству полностью, либо на основе долевой или совместной собственности. Государству могут принадлежать акции в акционерных обществах различных форм собственности, кроме того, государство может иметь в собственности любое имущество, необходимое для осуществления его функций.

Законода́тельство - издание законов; а также свод законов. Все нормативно-правовые акты, которые издаются в государстве.

Недви́жимость - вид имущества, признаваемого в законодательном порядке недвижимым.

По состоянию на 01.11.2013 года арендаторами муниципального имущества остаются 6 предпринимателей.

Имущественная поддержка предпринимательства:

В рамках данного направления администрацией МО «Краснознаменский муниципальный район» было объявлено два открытых конкурса на предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства Краснознаменского района на реализацию бизнес проектов.

- в феврале 2013 года в конкурсе разыгрывались 500 тыс. руб. Победителями признаны 11 субъектов малого и среднего предпринимательства. Всем было выделено по 45455 руб. Бизнес - проекты были представлены в различных сферах: пищевая промышленность, животноводство, растениеводство, оказание транспортных услуг и т.п. На сегодняшний момент полностью реализованы и сданы отчеты по 5 проектам.

- в октябре 2013 года в конкурсе разыгрывался 1 млн. руб., где были поддержаны 10 предпринимателей. С каждым был заключен договор на предоставление финансовой поддержки на безвозмездной и безвозвратной основе в виде целевой субсидии в размере 100 тыс. руб. Срок реализации проектов до 25 декабря 2013г.

После предоставления отчетов, отделом будет проведен мониторинг и оценка их экономической и социальной эффективности.

За период действия Программы поддержки и развития малого предпринимательства из средств бюджета города (по состоянию на 01.11.2013) профинансирован 21 бизнес-проект субъектов малого предпринимательства на общую сумму 1500 тыс. рублей.

В рамках реализации данного направления в 2014 году планируется выделить 1 млн. руб.: 100 тыс. руб. из местного бюджета и 900 тыс. руб. из областного.

Администрацией МО «Краснознаменское городское поселение» в положенные сроки подана заявка в государственное автономные учреждение Калининградской области «Фонд поддержки предпринимательства» на 900 тыс. руб. с софинансированием из местного бюджета в размере 100 тыс. руб..

Консультационная и информационная поддержка субъектов МСП:

- В целях повышения информационного обеспечения субъектов малого предпринимательства в период реализации Программы в средствах массовой информации и на официальном сайте администрации района в сети Интернет регулярно публиковались материалы по актуальным вопросам предпринимательства:

- нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность субъектов малого предпринимательства;

Интерне́т (англ. Internet, МФА: [ˈɪn.tə.net]) - всемирная система объединённых компьютерных сетей для хранения и передачи информации. Часто упоминается как Всемирная сеть и Глобальная сеть, а также просто Сеть.

Информа́ция (от лат. informātiō - «разъяснение, представление, понятие о ч.-л.», от лат. informare - «придавать вид, форму, обучать; мыслить, воображать») - сведения, независимо от формы их представления, воспринимаемые человеком или специальными устройствами как отражение фактов материального мира в процессе коммуникации (ГОСТ 7.0-99)

Сре́дства массовой информации (СМИ, то есть средства массовой информации, в отличие от СМК, то есть средств массовой коммуникации) - система органов публичной передачи информации с помощью технических средств; до сих пор более употребительное в русском языке (по сравнению с термином «средства массовой коммуникации») обозначение средств повседневной практики сбора, обработки и распространения сообщений массовым аудиториям.

- информация о проводимых администрацией района аукционах, конкурсах и котировках цен, о проведении торгов по продаже муниципального недвижимого имущества, выставок-ярмарок, в том числе межрегиональных;

- статьи с разъяснениями основных направлений поддержки малого бизнеса, направленные на формирование положительного имиджа предпринимательской деятельности;

- периодически публиковались материалы, освещающие проблемные вопросы предпринимательской деятельности.

- Велась консультационная работа с предпринимателями по вопросам получения ЭЦП и регистрации на торговых электронных площадках для участия в электронных аукционах, проводимых муниципальными и государственными заказчиками в Калининградской области;

Рекламно-выставочная деятельность:

- организация сельскохозяйственных ярмарок на территории Краснознаменского района;

- участие в областной рекламно-выставочной ярмарке в г. Калининграде.

3.2 Прогнозы по строительству международного морского терминала по приёму круизных и грузопассажирских судов в городе Пионерском (2014-2018 годы)

Реализация объекта поднимет на новый уровень развитие водного туризма и обеспечит транспортную доступность региона.

Водный туризм - один из видов спортивного туризма, который заключается в преодолении маршрута по водной поверхности. Различают несколько видов водного туризма: сплав по рекам, рафтинг, парусный туризм, морской каякинг.

Правительство Калининградской области координирует работу и оказывает все меры поддержки для ускорения работ», - сказал, открывая совещание, Александр Рольбинов.

В частности, будет обеспечено своевременное подведение коммуникаций. На следующий год в областном дорожном фонде также заложены средства на проектирование подъездной дороги к морскому терминалу. В перспективе планируется реконструкция улично-дорожной сети Пионерского для обеспечения транспортного сообщения с портом.

«Строительство морского пассажирского терминала позволит снять существующие ограничения на заход судов в регион и обеспечит надежное паромное сообщение с основной территорией России.

Паро́м - плавсредство, используемое для перевозки пассажиров и транспортных средств между двумя берегами водной преграды (реки, озера, пролива и даже моря).

Минтрансом РФ поставлена задача обеспечить прием круизных судов к началу чемпионата мира по футболу 2018 года. Таким образом, своевременная реализация данного проекта является очень важным вопросом для региона», - отметил и.о. заместителя председателя.

По предварительным прогнозам предприятия, морской терминал может обеспечить пассажиропоток до 300 тысяч человек в год, конкурируя с Ригой и Клайпедой.

Александр Рольбинов также отметил, что реализация объекта привлечет потенциальных инвесторов: «Бизнес уже ждет решений по терминалу и заявляет о готовности инвестирования в туристические объекты и создание прогулочно-рекреационной зоны».

Развитие перевозок, обеспечение транспортного сообщения с основной территорией РФ, обслуживание морской грузопассажирской линии на основе экранопланной техники2011-2020.

Заключение

Сложившаяся за годы реформ социальная ситуация в Калининградской области, присутствуют хорошие общественно приемлемых условия жизнедеятельности, является толчком для формирования социально-экономических условий устойчивого развития.

В настоящее время в Калининградской области по степенно выполняются на меченые мероприятия по улучшению разных сфер, например, такие как образование, транспортные перевозки, муниципальные службы и др.

Программы, в которых находят отражение конкретные экономические регуляторы, встречаются часто. И практически все программы, увязываются с целевыми установками. Это обстоятельство является одной из причин, по которой большинство программ реализуется с поставленными сроками.

Рекомендуемые в ходе реализации программы экономические регуляторы должны быть предварительно оценены с точки зрения их совместимости с уже действующими на конкретной территории экономическими регуляторами. В противном случае несовместимые наборы экономических регуляторов могут изменить цель и сферу применения предусмотренного в программе метода регулирования и привести к неожиданному для разработчиков программы результату.

Разработка комплексных целевых программ направлена на обеспечение тесного взаимодействия и сочетание отраслевого и территориального аспектов, преодоление ведомственных барьеров при обеспечении развития территорий региона.

Сложившаяся практика организации инвестирования социального развития и инженерного обустройства территорий в силу недостаточности налогооблагаемой базы регионального и местных бюджетов для финансирования расходов прибегаю к высшем властям для получения бюджета на конкретные проекты.

Список использованных источников

1. Закон Калининградской области от 14. 09. 2013 N 1446/240-Ш-ОЗ (ред. от 11. 05. 2014) "Об областной целевой программе "Социальное развитие муниципальных служб до 2016 года" (принят постановлением Законодательного Собрания Калининградской области от 18. 08. 2015 N 1446)

2. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 2014 года № 184-ФЗ;

О́рганы публичной вла́сти - органы, реализующие публичную власть в обществе (государстве).

3. Андреев А. В. Основы региональной экономики. - М.: КНОРУС, 2013. 334 с.;

4. Региональная экономика и управление. / под ред. Е. Г. Коваленко, Г. М. Зинчук, С. А. Кочеткова - СПб.: Питер, 20014. - 288 с.

5. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики. - М.: ГУ ВШЭ, 2013. - 495 с.;

6. Выступление Александр Рольбинов о строительсте морского порта в г.Пионерске: «Морской терминал в Пионерском улучшит транспортную доступность региона», 2015 г., г.Калининград

7. Агафонов В.А. Анализ стратегий и разработка комплексных программ. - М.: Наука. 2014.

8.Целевые программы развития регионов: рекомендации по совершенствованию разработки, финансирования и реализации./ Сб. науч. тр.отв. ред. д.э.н. Любовный В.Я ., к.г.н. Зайцев И.Ф. , к.э.н. Ушаков А.К. , к.э.н. Пчелинцев Т.А. / МОНФ-2000

9. Официальный сайт правительство КО : http://gov39.

Сайт, или веб-сайт (читается [вэбсайт], от англ. website: web - «паутина, сеть» и site - «место», буквально «место, сегмент, часть в сети»), - совокупность логически связанных между собой веб-страниц; также место расположения контента сервера.

ru

Приложение 1

Паспорт Программы социально-экономического развития Калининградской области на 2012-2016 годы

Наименование программы

Программа социально-экономического развития Калининградской области на 2012-2016 годы

Основание для разработки программы

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 июня 2001 года №800-р Приказ Минэкономразвития от 17 июня 2002 года №170 Закон Калининградской области от 26 сентября 2006 года №54 «Об организации стратегического планирования в Калининградской области» Стратегия социально-экономического развития Калининградской области на средне- и долгосрочную перспективу.

Государственный заказчик программы

Правительство Калининградской области

Основные разработчики программы

Министерство экономики Калининградской области, исполнительные органы государственной власти Калининградской области, Калининградская областная Дума, Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, Институт экономики города, Центр стратегических разработок Северо- Запад.

Основные цели программы

Основная цель программы: обеспечение повышения качества жизни, динамичного и устойчивого экономического роста на основе развития и максимального использования потенциала региона. Цели программы: 1. Достижение уровня жизни и качества среды, соизмеримой со стандартами европейского окружения; 2. Достижение эффективной конкурентоспособности Калининградской области в макро-регионе Балтики; 3. Создание эффективной системы государственного управления процессами регионального развития.

Основные задачи программы

1. Создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата путем проведения институциональных преобразований; 2. Формирование комфортного социального климата на территории области; 3. Проведение эффективной промышленной политики; 4. Развитие транспортной и энергетической инфраструктуры, инфраструктуры связи и доступа к современным информационным технологиям, как связующего звена в межрегиональных и международных связях; 5. Развитие туристско-рекреационного комплекса, инфраструктуры гостеприимства и формирование привлекательного образа региона.

Сроки и этапы реализации программы

Срок реализации Программы - 2007 - 2016 годы Программа включает два этапа: · первый этап с 2007 по 2012 годы; · второй этап с 2012 по 2016 годы.

Перечень подпрограмм и основных мероприятий

Программа не включает подпрограмм. Основные программные мероприятия приведены в приложении 2.

Основные исполнители Подпрограмм и основных мероприятий

Органы государственной власти Калининградской области, органы местного самоуправления Калининградской области. Предприятия и учреждения. Подрядные организации, поставщики оборудования определяются на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования мероприятий программы 425975,627млн. руб., в том числе: Областной бюджет 22556,902 млн. руб. Бюджеты муниципальных образований 8808,381 млн. руб. Внебюджетные средства 217669,526 млн. руб.

Система организации контроля за исполнением программы

Осуществляется Правительством Калининградской области и Калининградской областной Думой в соответствии с полномочиями, установленными федеральным и областным законодательством.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

Повышение уровня экономической, предпринимательской свободы в Калининградской области. Повышение эффективности государственного управления. Прирост инвестиций в экономику Калининградской области в среднем не менее чем на 15-20% в год. Рост объемов производства в среднем не менее чем на 15-20% в год. Рост объема валового регионального продукта в среднем не менее чем на 7% в год. Увеличение оборота розничной торговли до 146 млрд.

Крупнейшей сетью розничной торговли является американская компания «Wal-Mart» с оборотом в 2015 финансовом году 482 млрд долларов США. На Wal-Mart приходится 10 % общей выручки всех участников Топ-250.

руб. в 2011 году и 460 млрд. руб. в 2016 году. Рост доходов консолидированного бюджета Калининградской области в 4-5 раз.

Консолидированный бюджет - это свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории, используемый при прогнозировании, расчетах, анализе. Консолидированный бюджет РФ - это свод федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ без учета бюджетов государственных и территориальных внебюджетных фондов ГВБФ (ст. 6 БК РФ)

До 95,7 млрд. руб. в 2016 году. Создание за период 2013- 2016 годы 100 тысяч рабочих мест. Рост среднедушевых месячных доходов населения до 17,7 тыс. рублей в 2013 году и 27,7 тыс. руб. в 2016г.

Приложение 2

«Программные мероприятия»

Наименование и содержание мероприятия

Ожидаемые результаты

Региональная целевая программа «Развитие системы социальной защиты населения и совершенствование трудовых отношений на 2007-2015 годы»

сокращение масштабов бедности, стабильное повышение качества жизни населения области; повышение эффективности системы социальной защиты и социального обслуживания, в первую очередь - пожилых граждан и инвалидов; обеспечение продуктивной занятости населения; обеспечение права работников на здоровые и безопасные условия труда; укрепление и развитие института семьи; развитие информационно- коммуникационных технологий в системе социальной защиты населения; снижение социальной напряженности в обществе.

1.Развитие рыночной среды.

1.1.Разработка предложений по совершенствованию правового поля, обеспечивающего развитие малого предпринимательства на региональном уровне, устранение противоречий между законодательными актами. Выявление и устранение нарушений подзаконными актами положений действующих законов и вновь вводимых актов. (2007-2016)

Совершенствование правового поля, обеспечивающего развитие малого предпринимательства на региональном уровне.

1.2. Субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным на срок не более 3 лет в российских кредитных организациях, находящихся на территории Калининградской области с целью упрочения положения малых предприятий на рынке кредитных ресурсов, обеспечении доступа субъектов малого предпринимательства к банковским ресурсам.(2007-2016)

Упрочение положения малых предприятий на рынке кредитных ресурсов. Обеспечение доступа субъектов малого предпринимательства к банковским ресурсам

1.3. Субсидирование части затрат СП по аренде выставочных площадей для участия в выставочно-ярмарочных мероприятиях.(2007-2016)

Создание условий для представления товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого предпринимательства партнерам, заключения субъектами малого предпринимательства договоров на поставку товаров (работ, услуг), создания новых предприятий по производству товаров (работ, услуг), привлечения инвестиций.

1.4. Предоставление на конкурсной основе субсидий на развитие кредитных кооперативов, союзов, обществ взаимного кредитования и других небанковских институтов, предоставляющих на возвратной основе денежные средства СМП. (2007-2016)

Создание и развитие системы, обеспечивающей доступ субъектов малого предпринимательства к заемным ресурсам (фонды, кредитные кооперативы, союзы, общества взаимного кредитования, небанковские кредитные организации и др.). Предоставление средств под инвестиционные проекты субъектам малого предпринимательства. Расширение географии действия организаций, обеспечивающих стартовые условия для начинающих предпринимателей. Привлечение сбережений населения для инвестирования в малый бизнес

1.5.Организация ежегодной конференции «Малое предпринимательство в Калининградской области».(2007-2016)

Повышение эффективности работы СМП.

2.Развитие рынка труда.

2.1.Формирование автоматизированной комплексной базы данных о состоянии и перспективах развития рынка труда области(2007-2016)

Обеспечение проведения средне- и долгосрочных прогнозов потребности рынка труда в специалистах определенного профиля и планирование их подготовки

2.2. Развитие системы внутрипроизводственного обучения персонала, опережающего профессионального обучения работников, подлежащих высвобождению как важнейшего средства повышения их конкурентоспособности и профессиональной мобильности на рынке труда.(2007-2015)

Повышение конкурентоспособности и профессиональной мобильности на рынке труда.

2.3. Профессиональная подготовка и переподготовка безработных граждан(2007-2016)

Обеспечение промышленности квалифицированными кадрами, востребованными на рынке труда региона

2.4. Организация прохождения жителями области альтернативной гражданской службы на рабочих местах, не пользующихся спросом на рынке труда.(2007-2015)

Обеспечение рабочих мест

2.5. Повышение заработной платы работников областных государственных учреждений с целью приближения ее размеров к уровню оплаты труда во внебюджетной сфере(2007-2016)

Повышение уровня жизни работников бюджетных отраслей

3. Проведение миграционной политики.

3.1. Реализация мероприятий программы по оказанию содействия добровольному переселению в Калининградскую область соотечественников, проживающих за рубежом:

- обеспечение переселенцев "социальным пакетом"

- обеспечение деятельности миграционных центров(2008-2016)

Создание переселенцам равных социально-экономических условий с жителями области. Возможность первичного обустройства переселенцев и оказание им помощи в решении социально-бытовых и организационных проблем

4. Формирование системы социальной помощи.

4.1. Внедрение комплексного подхода к оказанию помощи малоимущим гражданам через сочетание адресной поддержки с мерами их социальной интеграции(2007-2016)

Усиление адресности оказываемой помощи, создание мотивации к дальнейшему самостоятельному жизнеобеспечению

4.2. Принятие мер по обеспечению роста размера социальных выплат с опережением уровня инфляции(2007-2016)

Повышение качества жизни социально незащищенных категорий населения

4.3. Оказание помощи муниципальным образованиям в обеспечении каждой малообеспеченной семьи в сельской местности государственной социальной помощью и субсидиями на оплату ЖКУ в соответствии с законодательством. (2007-2015)

Улучшение качества жизни населения, сокращение бедности

4.4. Обеспечение ежегодного роста региональных пособий семьям с детьми не ниже уровня инфляции(2007-2016)

Повышение качества жизни семей с детьми

5.Реформирование и развитие системы ЖКХ.

5.1. Объекты города-курорта федерального значения Светлогорск(2011-2016)

Развитие инфраструктуры и зоны отдыха города-курорта федерального значения

5.2. Объекты тепловых сетей и теплоснабжения, Калининградская область(2011-2016)

Строительство и реконструкция тепловых сетей и объектов теплоснабжения

5.3. Объекты водоснабжения области(2011-2016)

Строительство и реконструкция водозаборных сооружений и объектов водоснабжения области

5.4. Объекты природоохранных мероприятий, туристско- рекреационного потенциала Балтийской косы

Проведение природоохранных мероприятий, развитие туристско- рекреационного потенциала Балтийской косы

6. Морской транспорт.

6.1. Строительство объектов портовой инфраструктуры в Балтийском городском округе (2008-2016)

Обеспечение специализации портового хозяйства и инфраструктур в рамках общей российской стратегии на Балтике

6.2. Морской контейнерный терминал, Балтийский городской округ(2011-2015)

400-450 тыс. контейнеров в год (в двадцатифутовом эквиваленте)

6.3. Реконструкция бункеровочной базы под бункеровку судов топливом и перевалку нефти на танкеры, г. Светлый(2007-2015)

До 200 тыс. т / год

6.4. Обновление речного флота (в том числе приобретение паромов для обслуживания линии «Балтийск-Коса»)

Развитие грузовых и пассажирских перевозок, логистического и туристического бизнесов, экспорта транспортных услуг