Главная страница
Контакты

    Главная страница


Речевое развитие

Скачать 94.63 Kb.



Скачать 94.63 Kb.
Дата21.04.2017
Размер94.63 Kb.

Речевое развитие


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

21 «Аленький цветочек» МО г.

Уче́бное заведе́ние - прежнее название в дореволюционной России, а впоследствии и в СССР и Российской Федерации (до 1992 года) образовательного учреждения. В соответствии с действующим российским законодательством - это учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. (Закон России «Об образовании»).
Саяногорск



Принято Утверждаю

Педагогический совет Заведующий МБДОУ д/с №21

МБДОУ д/с №21 «Аленький цветочек» МО г. Саяногорск

«Аленький цветочек» ________________/ О.В.Пигальцева

МО г. Саяногорск Приказ № ____ от «____»_______2016г.

Протокол №____

«____»______________2016г.









Рабочая программа

Образовательная область

«Речевое развитие»

(средняя группа)





Авторы- составители:

Остапенко Н.В., Баскакова Д.И.,

воспитатели




















Саяногорск, 2016

Пояснительная записка

Особое значение имеет средний возраст 4-5 лет. Именно с этого времени начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей идет становление качественной стороны речи.

Средний возраст - возрастной период человека, предшествующий пожилому возрасту. Западные учёные определяют его границы по-разному: начало - от конца третьего десятилетия до 40 лет, конец - от конца четвёртого десятилетия до 60 лет.
Развитие речи Разви́тие ре́чи (или онтогенез речи, ср. также англ. Language development) - широко используемое комплексное обозначение процессов, этапов и методик, связанных с овладением (как ребёнком, так и в широком смысле - человеком в течение жизни) средствами как устной, так и письменной речи (языка), характеризующими в свою очередь развитие его навыков коммуникации, вербального мышления и литературного творчества.
Появляется контроль за собственной речью и критическое отношение к речи окружающих. К этому времени владение разнообразными навыками связной речи позволяет ребёнку осуществлять полноценное общение со сверстниками и взрослыми, появляется возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию.   Именно со среднего возраста ставится задача обучение детей связной речи. В средней группе отрабатывается речевое оформление диалогов в ситуациях приветствия, обращения, просьбы, извинения, утешения, благодарности, прощания, приглашения. Развитие диалогической речи осуществляется в основном в повседневной жизни в виде своеобразного диалогического тренинга.
Существова́ние (лат. exsistentia/existentia от exsisto/existo - выступаю, появляюсь, выхожу, возникаю, происхожу, оказываюсь, существую) - аспект всякого сущего, в отличие от другого его аспекта - сущности.
Прекрасными моментами для проведения подобного тренинга являются традиции группы (приветствие, подведение итогов дня, прощание и др.); экскурсии (обязательным моментом любой экскурсии является отработка речевого этикета и культуры поведения); специальная организация детей для выполнения заданий и поручений (парами, подгруппами). Для пополнения речевого оформления диалога используются образцы диалогического поведения взрослых, чтение и разыгрывание диалогов из художественных произведений.
Художественная литература - вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного языка. Специфика художественной литературы выявляется в сопоставлении, с одной стороны, с видами искусства, использующими иной материал вместо словесно-языкового (музыка, изобразительное искусство) или наряду с ним (театр, киноискусство, песня, визуальная поэзия), с другой стороны - с иными типами словесного текста: философским, публицистическим, научным и др. Кроме того, художественная литература, как и другие виды искусства, объединяет авторские произведения в отличие от принципиально не имеющих автора произведений фольклора.
В средней группе дети занимаются в составе больших подгрупп и всей группой.

Детский сад работает по Основной образовательной программе дошкольного образования ДОУ, с учётом основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2016г.

Данная программа нацелена на формирование всех сторон речи ребенка 4-5 лет и составлена у чётом ООП ДОУ, для реализации в течение 2016 – 2017 учебного года.

Детское дошкольное учреждение - тип образовательного учреждения в Российской Федерации, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от двух месяцев до семи лет.
Учебный год - период длительностью в один обычный (астрономический) год, обозначающий годичный цикл учебного процесса в образовательных учреждениях. Обозначается номерами двух следующих друг за другом календарных годов, на которые приходится данный учебный год (например, «2017/2018 учебный год»).

Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи проводится длительностью до 20 минут один раз в неделю, 36 раз в год.

Цель:

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.


Задачи


Развивающая речевая среда. Обсуждать с детьми информацию о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного им ближайшего окружения. Выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, более точно отражающие особенность предмета, явления, состояния, поступка; помогать логично и понятно высказывать суждение. Способствовать развитию любознательности. Помогать детям доброжелательно общаться со сверстниками, подсказывать, как можно порадовать друга, поздравить его, как спокойно высказать свое недовольство его поступком, как извиниться.

Формирование словаря.

Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении. Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте. Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены. Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия. Продолжать учить детей определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между), время суток.

Вре́мя су́ток - широко используемый на Земле способ исчисления времени, основанный на изменении положения солнца на небе, приблизительно являющемся периодичным с периодом в одни сутки.
Помогать заменять часто используемые детьми указательные местоимения и наречия (там, туда, такой, этот) более точными выразительными словами; употреблять слова-антонимы (чистый - грязный, светло - темно). Учить употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные и т. п.).

Звуковая культура речи.

Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков.

Культура речи Культура речи - распространённое в советской и российской лингвистике понятие, объединяющее владение языковой нормой устного и письменного языка, а также «умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения».
Местоиме́ние (лат. pronomen) - самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их.
Согла́сные - звуки речи, сочетающиеся в слоге с гласными и/или слоговыми согласными и в противоположность им не образующие вершины слога. Акустически согласные обладают относительно меньшей, чем гласные, общей энергией и могут не иметь чёткой формантной структуры.
Развивать артикуляционный аппарат.
Артикуляционный аппарат Артикуляцио́нный аппара́т - анатомо-физиологическая система органов, включающая гортань, голосовые складки, язык, мягкое и твёрдое нёбо, (ротоглотку), зубы верхней и нижней челюсти (см. прикус), губы, носоглотку (верхняя часть глотки, расположенная позади полости носа, сообщающаяся с ней посредством хоан и условно ограниченная от ротовой части глотки плоскостью, в которой лежит твёрдое небо) и резонаторные полости, участвующие в порождении звуков речи и голоса.
Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний. Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук.
Фонематический слух (Фонематика) - различение (анализ и синтез) звуков (фонем) частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения человек (ребёнок) воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал.
Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Грамматический строй речи.

Продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах (лисята - лисят, медвежата - медвежат); правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, яблок, туфель).

Мно́жественное число́ (часто используется сокращение мн. ч.) - грамматическое число, используемое при обозначении нескольких предметов, объединённых по какому-либо признаку (однородных предметов).
Родительный падеж, генитив (лат. genitivus, genetivus) - один из косвенных падежей, в языках мира обычно выражающий притяжательные отношения (то есть отношения принадлежности), а также имеющий целый ряд других функций.
Напоминать правильные формы повелительного наклонения некоторых глаголов (Ляг!
Повелительное наклонение (лат. modus imperativus; также императи́в) - форма наклонения, выражающая волеизъявления (приказ, просьбу или совет). Например: иди, пойдём, говорите.
Лежи! Поезжай! Беги! и т. п.), несклоняемых существительных (пальто, пианино, кофе, какао). Поощрять характерное для пятого года жизни словотворчество, тактично подсказывать общепринятый образец слова. Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Связная речь.

Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их. Учить детей рассказывать: описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического материала. Упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.

Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи - диалогической и монологической форм;

Речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны - восприятие языковых конструкций и их понимание.
Граммати́ческий строй (граммати́ческая систе́ма, грамма́тика; от греч. γράμμα - запись) - совокупность закономерностей какого-либо языка, регулирующих правильность построения значимых речевых отрезков (слов, высказываний, текстов).
формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи. Практическое овладение воспитанниками нормами речи. Художественная литература. Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.


Особенности развития детей целевой группы

В среднем возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками.

Целевая группа, целевая аудитория - термин, используемый в маркетинге или рекламе для обозначения группы людей, объединённых общими признаками, или объединённой ради какой-либо цели или задачи. Под общими признаками могут пониматься любые характеристики, требуемые организаторами (например, работающие замужние женщины от 25 до 35 лет, носящие очки).
Дети активно стремятся к интеллектуальному общению. Это проявляется в многочисленных вопросах (почему? Зачем? Для чего?), стремлении получить от взрослого новую информацию познавательного характера. Возможность устанавливать причинно- следственные связи отражается в детских ответах в форме сложноподчиненных предложений. Для поддержания сотрудничества, установления отношений в словаре детей появляются слова и выражения, отражающие нравственные представления: слова участия, сочувствия, сострадания. Стремясь привлечь внимание сверстника и удержать его в процессе речевого общения, ребенок учится использовать средства интонационной речевой выразительности: регулировать силу голоса, интонацию, ритм, темп речи в зависимости от ситуации общения.
Темп речи - скорость произнесения элементов речи (звуков, слогов, слов). Относится к просодическим элементам, является одним из компонентов интонации. Следует, однако, заметить, что абсолютный темп речи зависит от индивидуальных черт говорящего, особенностей его эмоционального состояния и ситуации общения, стиля произношения; кроме того, наблюдается зависимость между длиной речевой единицы и скоростью её произнесения (стремление к изохронности): чем длиннее слово или синтагма, тем меньше средняя длительность звука (слога) в них .
В большинстве контактов главным средством общения является речь, в развитии которой происходят значительные изменения. В большинстве своем дети этого возраста уже четко произносят все звуки родного языка. Продолжается процесс творческого изменения родной речи, придумывания новых слов и выражений. В речь детей входят приемы художественного языка: эпитеты, сравнения. Особый интерес вызывают рифмы, простейшие из которых дети легко запоминают и сочиняют подобные. Пятилетки умеют согласовывать слова в предложении и способны элементарно обобщать, объединяя предметы в родовые категории: одежда, мебель, посуда. Речь становится более связной и последовательной. Дети могут пересказать литературное произведение, рассказать по картинке, описать характерные особенности той или иной игрушки, передавать своими словами впечатления из личного опыта и вообще самостоятельно рассказывать.
Литерату́ра (лат. lit(t)eratura, - написанное, от lit(t)era - буква) - в широком смысле слова: совокупность любых письменных текстов.


Формы работы

Рассматривание, игровая ситуация; дидактическая игра; ситуация общения; беседа (в том числе в процессе наблюдения за объектами природы, трудом взрослых); интегративная деятельность, хороводная игра с пением; игра-драматизация; чтение; обсуждение; рассказ; игра.

Реализация программных задач осуществляется в процессе, как повседневного общения с детьми, так и в процессе образовательной деятельности, фронтально и подгруппами, а также индивидуально.


Планируемые результаты и система оценки индивидуального развития детей

-значительно увеличить свой словарь, в частности, за счет слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребенка;

-активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов.

Онтогене́з (от др.-греч. «ὤν», on, gen. «ὄντος», ontos - сущий и «γένεσις», genesis - зарождение) - индивидуальное развитие организма, совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований, претерпеваемых организмом от оплодотворения (при половом размножении) или от момента отделения от материнской особи (при бесполом размножении) до конца жизни.
Эмо́ция (от лат. emoveo - потрясаю, волную) - психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру. Эмоции характеризуются тремя компонентами: переживаемым или осознаваемым в психике ощущением эмоции; процессами, происходящими в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма; наблюдаемыми выразительными комплексами эмоций, в том числе, на лице. Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений. Эмоции, как и многие другие психические явления, изучены слабо и понимаются разными авторами по-разному, поэтому вышеприведённое определение нельзя считать ни точным, ни общепринятым.
Понимать и употреблять слова-антонимы; образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница- сухарница);
Неологи́зм (др.-греч. νέος - новый + λόγος - слово) - слово, значение слова или словосочетание, недавно появившееся в языке (новообразованное, отсутствовавшее ранее).

-осмысленно работать над собственным произношением, выделять первый звук в слове;

-осмысливать причинно-следственные отношения; употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;

-подробно, с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки, драматизировать (инсценировать) отрывки из знакомых произведений;

-рассказывать невероятные истории, что является следствием бурного развития фантазии;

Оценка индивидуального развития ребёнка проводится 2 раза в год (октябрь, апрель) по методике Короткова Н.А., Нежнов П.Г. «Отслеживание развития ребёнка – дошкольника в образовательном процессе».


Содержание воспитательно-образовательной работы

Деятельность, где данная

тема является основной

1

Пересказ литературно-художественного произведения

4

2

Звуковая культура речи

4

3

Беседа по теме. Д/и.

7

4

Рассказывание по сюжетной картине

13

5

Заучивание стихотворения

4

6

Описание предмета, картины

4


Всего

36


Перспективное календарно-тематическое планирование

Пересказ литературно-

художественного

произведения об осени

Учить понимать нравственный смысл произведения, пересказывать содержание

эмоционально.

Описание игрушек «Овощи»

Учить детей правильно называть овощи. Самостоятельно описывать.

«Рассказывание о фруктах»

Учить составлять описание фрукта. Называть характерные признаки.

Октябрь

Описание сюжетных

картинок «Обувь»

Учить составлять короткие рассказы по картине. Закреплять умение самостоятельно подбирать слова, сходные и несходные по звучанию.

Рассказывание о действиях и качествах предмета в диалоге

Развивать навыки диалогической речи, общение в парах друг с другом, со взрослыми.

Звуковая культура речи: звуки с и сь

Объяснить детям артикуляцию звука с, поупражнять в правильном, отчетливом его произнесении

Рассказывание о родном городе

Знакомить с родным городом. Формировать начальные представления о родном крае, его истории и культуре.

Ноябрь

Звуковая культура речи: звук ц

Упражнять детей в произнесении звука (ц). совершенствовать интонацию выразительности речи. Учить различать слова, начинающиеся со звука (ц).

Описание игрушки

Учить составлять короткий описательный рассказ по игрушке. Самостоятельно описывать игрушку.


Рассказывание по картине «Мама моет посуду»

Учить составлять рассказ по картине. Укреплять артикуляционный аппарат. Закреплять представление о том, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности.

Рассказывание по картине «Собака со щенятами»

Побуждать к составлению небольшого связного рассказа по картине.

Декабрь

Рассказывание по набору

игрушек

«Дикие животные»


Побуждать составлять короткие рассказы по набору игрушек. Укреплять артикуляционный аппарат специальными упражнениями. Закреплять навыки правильного произношения звука (с) в словах и фразах.

Беседа по сюжетным

картинам «Зима»

Учить составлять короткие рассказы по картине. Закреплять умение самостоятельно подбирать слова, сходные и несходные по звучанию.

Заучивание стихотворений о зиме

Приобщать детей к поэзии. Помогать детям запоминать стихотворения.

Рассказывание по картине «Таня не боится мороза»

Учить составлять небольшой рассказ, отражающий содержание картины, по плану, предложенному воспитателем; выделять звуки в слове; подбирать слова на заданный звук.

Январь

Пересказ литературно-

художественного произведения о зиме.

Учить понимать нравственный смысл произведения, пересказывать содержание.



Беседа по сюжетным картинам «Зимние забавы»

Учить составлять короткие рассказы по картине. Закреплять умение самостоятельно подбирать слова.

Заучивание стихотворений о зиме и зимних забавах

Приобщать детей к поэзии. Помогать детям запоминать стихотворения.

Рассказывание по набору предметов

Упражнять в составлении рассказа о предметах и действиях с предметами. Упражнять артикуляционный аппарат специальными упражнениями.


Февраль


Рассказывание по картине «Куры»

Учить составлять короткие рассказы по картине. Закреплять умение самостоятельно подбирать слова, сходные и несходные по звучанию.

Беседа о домашних животных.

Живо́тные (лат. Animalia) - традиционно (со времён Аристотеля) выделяемая категория организмов, в настоящее время рассматривается в качестве биологического царства. Животные являются основным объектом изучения зоологии.
Д/и «Назови правильно»

Формировать представления о домашних животных. Сообщить новые сведения о животных. Учить правильному произнесению детенышей домашних животных.

Звуковая культура речи: звук ш


Показать детям артикуляцию звука (ш), учить четко произносить звук; различать слова со звуком (ш).

Беседа о транспорте

Обогатить и уточнить представления о транспорте; понимание общественной значимости труда шофера, водителя.

Март

«Рассказывание по набору игрушек» Семья.


Формировать первоначальное представление о семье.


Беседа по сюжетной

картине «Весна»

Учить составлять короткие рассказы по картине. Закреплять умение самостоятельно подбирать слова.


Пересказ литературно-

художественного произведения о весне

Продолжать формирование навыков связной речи. Учить подбирать правильные по смыслу слова. Внятно произносить слова и фразы, пользуясь соответственной интонацией.

Рассказывание о

профессиях

Продолжать учить описывать профессии. Учить выделять голосом определенные слова.

Апрель

Заучивание стихотворения

Г. Лапдонщикова «Весна»

Учить детей эмоционально воспринимать стихотворения, замечать выразительные средства, развивать образность речи, творческое воображение

Звуковая культура речи: звуки р, рь

Упражнять детей в четком и правильном произнесении звука р.

Пересказ литературно-

художественного произведения

Учить подбирать правильные по смыслу слова. Внятно произносить слова и фразы, пользуясь соответственной интонацией.

Беседа о нашем городе

Учить высказываться на тему из личного опыта, предложенную воспитателем.

Май

Рассматривание и описание иллюстраций, картинок к 9 Мая

Учить составлять описание предмета, нарисованного на картинке. Четко и правильно произносить сочетание звуков.

Заучивание

стихотворения

Е. Благининой «Черемуха»

Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание поэтического текста, понимать средство выразительности; развивать образность речи детей.

Беседа по теме «Насекомые»

Познакомить с названиями насекомых, упражнять в употреблении существительных множественного числа.

Рассказывание на тему

«Лето»

Учить высказываться на тему из личного опыта, предложенную воспитателем.


Список литературы

  1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2016.

  2. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 224 с.

  3. В. В. Гербова. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. – М.

    Детский сад - учреждение для общественного воспитания детей дошкольного возраста. Детские сады как тип учреждений существуют в большинстве стран и являются обычно первым звеном в системе народного образования (не считая образования, полученного от родителей).
    : МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2010




  • Принято Утверждаю
  • МБДОУ д/с №21 «Аленький цветочек» МО г. Саяногорск
  • МО г. Саяногорск Приказ № ____ от «____»_______2016г.
  • «____»______________2016г.
  • Рабочая программа
  • «Речевое развитие»
  • Авторы- составители
  • Саяногорск, 2016
  • Развивающая речевая среда.
  • Звуковая культура речи .
  • Грамматический строй речи
  • Особенности развития детей целевой группы
  • Планируемые результаты и система оценки индивидуального развития детей
  • Оценка индивидуального развития ребёнка
  • Содержание воспитательно-образовательной работы
  • Перспективное календарно-тематическое планирование