Главная страница
Контакты

    Главная страница


Родительское собрание на тему"Развитие речи детей в процессе ознакомления с окружающим миром через игровую деятельность




Дата10.05.2017
Размер89.8 Kb.

Родительское собрание на тему"Развитие речи детей в процессе ознакомления с окружающим миром через игровую деятельность



Тема: Развитие речи детей в процессе ознакомления с окружающим миром через игровую деятельность.

  



Программное содержание:

  1. Познакомить родителей с основной задачей речевого развития детей – выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.

    Развитие речи Разви́тие ре́чи (или онтогенез речи, ср. также англ. Language development) - широко используемое комплексное обозначение процессов, этапов и методик, связанных с овладением (как ребёнком, так и в широком смысле - человеком в течение жизни) средствами как устной, так и письменной речи (языка), характеризующими в свою очередь развитие его навыков коммуникации, вербального мышления и литературного творчества.

  2. Формирование у детей представления о доброте, взаимопомощи, развитие интереса, любознательности.

  3. Общение родителей и детей через игру, как средство восприятия и ощущения окружающие природы.

Подготовка к встрече:

  1. Изготовление пригласительных билетов (принимают участие дети).

  2. Оформление фотовыставки «Мы на прогулке»

  3. Изготовление памяток, с советами на тему данной  встречи.

  4. Выставка дидактических игр, театров, книг, способствующих  развитию речи детей.

  5. Подбор новинок методической, детской литературы, по  данной теме.

Ход встречи.

(Звучит спокойная, тихая музыка)

Уважаемые родители!

Спасибо, что вы нашли время для встречи с нами. Семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, семья  знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения. Мы привлекаем вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка.

Окружа́ющая среда́ - обобщённое понятие, характеризующее природные условия некоторой местности и её экологическое состояние. Окружающая среда обычно рассматривается как часть среды, которая взаимодействует с данным живым организмом (человеком, животным и так далее), включая объекты живой и неживой природы.
Детский сад Детский сад - учреждение для общественного воспитания детей дошкольного возраста. Детские сады как тип учреждений существуют в большинстве стран и являются обычно первым звеном в системе народного образования (не считая образования, полученного от родителей).
Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи.  С помощью речи мы выражаем свои мысли, чувства, впечатления.

Сегодня мы хотим показать вам одно из  занятий, которые мы проводим с детьми. (см. Приложение 2.)

Проводится занятие.

Во время проведения занятий и в течение  дня мы ставим перед собой  основные задачи развития речи.

1. Восприятие звуковой культуры речи.

Психи́ческие проце́ссы - одна из групп психических явлений, условно выделяемых в целостной структуре психики. Выделение психических процессов - сугубо условное разделение психики на составные элементы, появившееся ввиду существенного влияния механистических представлений на учёных-психологов в период становления научной психологии; также данное выделение можно связать c аналитическими тенденциями в науке XIX - начала XX века. Все психические явления по их длительности можно разделить на 3 группы: психические процессы; психические состояния; психические свойства.
Культура речи Культура речи - распространённое в советской и российской лингвистике понятие, объединяющее владение языковой нормой устного и письменного языка, а также «умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения».
Учим произносить внятно отдельные звуки. (Н-р: Водичка льется – с- с- с;   Комарик пищит З- з –з .)

2. Формирования словаря.  Помогаем расширять, активизировать активный словарный запас. Используем потешки, все свои действия проговариваем.

3. Формирование грамматического строя речи.  Согласовывать существительные с прилагательными (Н-р: Морковка – большая, а не большой) Учим употреблять предлоги (в, на, под, за, около). Употреблять существительные во множественном  и единственном числе: кошка – котята, утка – утята.

Слова́рный запа́с, лексико́н - набор слов, которыми владеет человек.
Граммати́ческий строй (граммати́ческая систе́ма, грамма́тика; от греч. γράμμα - запись) - совокупность закономерностей какого-либо языка, регулирующих правильность построения значимых речевых отрезков (слов, высказываний, текстов).
Еди́нственное число́ (часто используется сокращение ед. ч.) - грамматическое число, используемое для обозначения одного предмета. Грамматическая категория числа (как и прочие грамматические категории) вырабатывалась постепенно, путём так называемой конгруэнции (согласования).
 

4. Совершенствуем связную речь.  Учимся слушать внимательно, понимать заданный вопрос, понятно на него отвечать. Говорить не перебивая друг, друга.  Употреблять в речи вежливые слова.

Ребенок овладевает речью в процессе общения со взрослыми. Взрослые определяют, направляют поведение ребенка. Объясняют, как он должен себя вести.

1. Эмоциональное общение взрослых с ребенком. 

Постоянно разговаривать, давать поручения, связанные с необходимостью, что то сказать.

2. Общение ребенка с другими детьми. 

Общение детей является одним из источников для развития у них познавательной деятельности.

Позна́ние - совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.
  Присутствие поблизости других детей побуждает к поиску и исследованию, служит источником подражаний.

3. Речь взрослого – образец для подражания.

Говорить не спеша, внятно, размеренно, четко произносить звуки, не употреблять лишних слов.

4. Paзвитие мелкой моторики рук.

Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Достигается скоординированным функционированием нервной, мышечной и костной систем, а также, обычно, зрительной системой.

На ладонях рук много рецепторов, их развитие способствует  развитию речи. Ребенку необходимо давать игры на развитие мелкой моторики (Пуговицы, пробочки, мозаики и т.п.), играть в пальчиковые игры (В родительском уголке представлены памятки с подбором пальчиковых игр) (см.

Пальчиковые игры - общепринятое название занятий на развитие мелкой моторики у детей.
Приложение 1)

 А также занятия рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики руки, что создает предпосылки к успешному овладению письмом.

5. Чтение  и рассматривание детской художественной литературы.

Художественная литература - вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного языка. Специфика художественной литературы выявляется в сопоставлении, с одной стороны, с видами искусства, использующими иной материал вместо словесно-языкового (музыка, изобразительное искусство) или наряду с ним (театр, киноискусство, песня, визуальная поэзия), с другой стороны - с иными типами словесного текста: философским, публицистическим, научным и др. Кроме того, художественная литература, как и другие виды искусства, объединяет авторские произведения в отличие от принципиально не имеющих автора произведений фольклора.

6. Игры с ребенком взрослых и друзей.

После обсуждения факторов родителям предлагается памятка:

 Напоминаю вам, что ребенок к 4 годам:

  • Правильно произносит отдельные звуки. Умеет интонационно передать вопрос, просьбу, восклицание.

  • У него накапливается определенный запас слов, который содержит все части речи.

    Часть ре́чи (калька с лат. pars orationis, др.-греч. μέρος τοῦ λόγου) - категория слов языка, определяемая морфологическими и синтаксическими признаками. В языках мира прежде всего противопоставляются имя (которое может делиться далее на существительное, прилагательное и т. п., но это не универсально)

  • У детей активно формируется обобщающая функция слов. Через слово ребенок овладевает основными грамматическими формами речи.

  • В речи появляются сложные формы предложений.

  • Дети осваивают навыки разговорной речи, выражают свои мысли простыми и сложными предложениями.

Вы прочитали требования к речи ребенка 4-летнего возраста. Давайте с Вами поговорим о том, какая сторона речи Вас беспокоит?

Большое значение для развития речи детей имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений ребенка об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой.

Как часто Вы бываете на природе? Ознакомление с природой и ее явлениями имеет большие возможности для развития речи и  воспитания ребенка.

Привлечь внимание родителей к фотовыставке «Мы на прогулке»

1. Скажите, пожалуйста, какие вопросы задают Вам дети о домашних животных, о природе?

Живо́тные (лат. Animalia) - традиционно (со времён Аристотеля) выделяемая категория организмов, в настоящее время рассматривается в качестве биологического царства. Животные являются основным объектом изучения зоологии.
(Кто? Что? Какой? Чем питаются? Где живут?)

2. А когда ребенок не задает вопросы это хорошо и плохо? В чем причина? (Ответы родителей.)

  • Отсутствие необходимых знаний.

  • Нет устойчивого интереса к чему-либо.

  • Раньше ребенок обращался к взрослому с вопросами, но не получил ответа.

На природе Вы можете пообщаться со своим малышом наблюдая, например, за жизнью бабочек и жуков; полюбоваться красотами родной природы, вдохнуть глоток чистого и свежего воздуха. (предлагаю памятку)

Отравляясь с ребенком на прогулку:

  1. Поговорите с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе?

  2. В какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано?

  3. Какое сейчас время года?

    Времена года - четыре периода, на которые условно поделён годовой цикл.

  4. Покормить птиц

  5. Загадать загадку

  6. Познакомить с народными пословицами и приметами

  7. Прочитать стихотворение, вспомнить песенку

  8. Поиграть в игру.  (Например, здороваясь с солнышком, сказать ему ласковые слова-признаки: золотистое, лучистое, доброе, веселое, теплое.

Мы должны сами видеть окружающий нас мир и открыть на него глаза ребенку. Учить его замечать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить все живое, а свои чувства высказывать словами. Способствуют этому театральные этюды, где ребенок может перевоплотиться в капельку дождя, травинку, цветок…

Игра с родителями:

Давайте вместе попробуем подобрать по 5 слов-признаков к следующим словам: ветер, небо, дождь, снег.

Спасибо, мы сегодня с Вами хорошо, плодотворно пообщались, поиграли, поделились друг с другом опытом по развитию речи детей.

Подведем итоги: (высказывания родителей).

Я благодарю, Всех родителей за сотрудничество мне приятно было с вами пообщаться по теме которая меня волнует. Пусть дети радуют Вас своими успехами.

Приложение 1.

Упражнение "Домик".

Пальчики обеих рук соединены вместе, ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются.

На домике висит замок.

Упражнение "Замок".

 На двери висит замок,             переплести пальцы рук
Кто открыть его бы смог,        локти расходятся в стороны,
пальцы остаются переплетены
Потянули, покрутили,             
Постучали и открыли.             Постукивают друг о друга основание
ладоней, пальцы распрямляются.

Упражнение "Утречко".

 Эй, братец Федя, разбуди соседей (показывают большой палец левой руки).

Большой палец (лат. pollex. В некоторых сёлах его называют "бычван") - часть кисти руки, палец человека, противопоставленный остальным пальцам. В отличие от других пальцев, состоящих из трёх фаланг, он состоит только из двух.

Вставай большой,
Вставай указательный,
Вставай средний,
Вставай безымянный,     правой рукой массировать пальцы левой
Вставай мизинчик.          руки и наоборот.

Упражнение "Волна".

 Ладонь в горизонтальном положении, делаем волнообразные движения.

По волнам плывет пароход.

Упражнение "Пароход".

 Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты, большие пальцы подняты вверх.
Вдох - выдох:  у-у-у

Пароход плывет по речке,
И пыхтит он словно печка: у-у-у.

На пароходе едут зайчики.

Приложение 2.

Конспект занятия по развитию речи. (вторая младшая группа)

Цель:

1. Учить детей правильно строить  ответ на поставленный вопрос, отвечать полным предложением.

2. Воспитывать интонационную выразительность речи, упражнять детей в четком произношении звуков.

3.  Развивать познавательную активность, обогащать словарь.

4. Развивать мелкую моторику путем использования приемов раскатывания глины.

5.  Вызывать желание заботиться о животных.



Материалы:

 - игрушечный дом; игрушечная посуда;  игрушки: кошка, собачка, корова, поросенок, петушок; предметные картинки (трава, сено, колбаса, молоко, косточка, рыба, зернышки и т. д.)
- дощечки, глина, салфетки (на каждого ребенка)

Ход занятия:

Стоит в поле теремок. Теремок, он не низок, не высок, не высок. Тук, тук (как постучим?) кто в теремочке живет?

- Никто не отвечает. Никто не живет!

Давайте теремочек заселим домашними животными.

Дома́шние живо́тные - животные, которые были одомашнены человеком и которых он содержит, предоставляя им кров и пищу. Они приносят ему пользу либо как источник материальных благ и услуг, либо как компаньоны, скрашивающие его досуг.

Воспитатель читает потешку, а дети должны выбрать из коробочки соответствующее животное:

- Кот усатый, как разбойник,

Перепрыгнул подоконник.

Распугал соседских кур

И мурлычет: Мур – Мур!

 

- У меня ученый пес –

Пес по имени Барбос.

Если в чем то я не прав,

Громко лает он Гав - Гав

 

- Ходит Зорька по лугам,

Молоко приносит нам.

Жить бы Зорьке в терему,

А она .. в хлеву: Му – Му!

- Пяточек умоет в луже

И торопится на ужин

Отрубей я ей сварю,

Скажет мне она: Хрю – хрю

 

- Петушок, петушок,

золотой гребешок

Маслина головушка.

Шелкова бородушка.

Что ты рано встаешь голосисто поешь Ку-ка-ре-ку.

(Дети по очереди берут соответствующее животное, воспитатель уточняет название животного, спрашивает у других детей «какое животное  взял…» Воспитатель побуждает детей к разговору. К тому чтобы дети отвечали на вопрос полным предложением.)

Вот мы и заселили теремок. У зверей новоселье их нужно угостить

(Воспитатель предлагает накрыть стол для животных)

Ребята, посмотрите, на столе разложены  карточки, на которых изображены продукты питания, давайте  подойдем и рассмотрим их, выберем, кто что любит кушать.

Пи́ща (Еда́) - то, что едят, чем питаются - любое вещество, пригодное для еды и питья живым организмам для пополнения запасов энергии и необходимых ингредиентов для нормального течения химических реакций обмена веществ: белков, жиров, углеводов, витаминов, минералов и микроэлементов.
Угостим зверей.  (Дети рассматривают с педагогом, обсуждают, угощают животных. При этом особое внимание педагога направлено на то чтобы ребенок, правильно, четко произносил звуки в словах)

А петушок еще очень любит червячков.  Ребята я предлагаю вам   слепить червячков и угостить петушка.

(Дети садятся за заранее приготовленные столы с принадлежностями для лепки, и лепят червячков. Воспитатель напоминает, как от целого комка отделить маленькие комочки и раскатать их)

Дети угощают петушка, дети благодарят  ребят!

 А ребята что любят кушать? (воспитатель угощает детей конфетками)

И в заключении хочу вам  сказать: Давайте же будем играть вместе со своими

детьми как можно чаще.

Помните, игра – прекрасный источник укрепления физического, духовного и эмоционального самочувствия ребёнка.

Открывайте мир вместе с ребёнком! До новых встреч!

 Анкета для родителей

1. Какие условия созданы в семье для игр ребёнка? (наличие игрового уголка, места и времени для игр, набор игрушек, соответствие их возрасту ребёнка)

2. Есть ли у ребёнка среди игрушек любимые? Какие это игрушки?

3. Кто и как часто покупает игрушки? По какому принципу осуществляется выбор игрушки?

4. Часто ли ребёнок ломает игрушки, и как вы поступаете в таких случаях?

5. Кто из членов семьи чаще всего играет с ребёнком? Что вызывает трудности?

6. Если в семье есть старшие брат или сестра, наблюдаете ли вы, во что играют дети, организуют ли старшие дети игры?

7. В какие игры чаще всего играет ребёнок?

Памятка для родителей.

 Виды игрушек.

1. Игрушки, отображающие реальную жизнь - куклы, фигурки животных, мебель, предметы обихода, коляски и т.д.

2. Технические игрушки- различные виды транспорта, различные виды конструктора.

Транспорт - это совокупность всех видов путей сообщения, транспортных средств, технических устройств и сооружений на путях сообщения, обеспечивающих процесс перемещения людей и грузов различного назначения из одного места в другое.

3. Игрушки - забавы. Смешные фигурки зверей, животных, человечков. Например, зайчик, играющий на барабане, или скачущий петушок.

4. Спортивно-моторные игрушки: мячи, кегли, кольцебросы, каталки различные, обручи, скакалки, велосипеды.

5. Дидактические игрушки - разноцветные вкладыши, кубики с прорезями, пирамидки, матрешки, мозаики, пазлы, лото и др.

6. Музыкальные игрушки - погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, изображающие пианино, балалайки и др. музыкальные инструменты.

Музыка́льные инструме́нты - предметы, с помощью которых извлекаются различные музыкальные, а также немузыкальные неорганизованные звуки для исполнения музыкального произведения.музыка

7. Театральные игрушки - куклы би – ба – бо, пальчиковый театр, настольный театр.

8. Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения: карандаши, краски, пластилин, различные наборы для ручного труда, нитки, цветная бумага, клей и т. д.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

  Игры на кухне

- Очень много времени вся семья проводит на кухне, а особенно женщины. Как вы думаете, можно ли там ребёнку найти занятие? Чем может занять себя ребёнок, используя следующие материалы?

1. «Скорлупа от яиц»

Раскрошить скорлупу на кусочки, которые ребенок легко может брать пальцами. Нанесите на картон тонкий слой пластилина - это фон, а затем предложите ребенку выложить узор или рисунок из скорлупы.

2. «Тесто»

Лепите все, что захочется.

3. «Макаронные изделия»

Выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета.

4. «Манка и фасоль»

Смешать некоторое количество, предложить выбрать фасоль из манки.

5. «Горох»

Пересыпать горох из одного стаканчика в другой. Сортировать: горох, фасоль

6. «Геркулес»

Насыпать крупу в миску и зарыть в ней мелкие игрушки. Пусть найдёт.

7. «Различные мелкие крупы»

Предложить ребёнку нарисовать крупой картинки. Для совсем маленьких – пересыпать крупу из миски в миску ложкой.

9. «Одноразовые стаканчики»

Можно вставлять один в другой, делать пирамиды различной высоты.

10. «Сухие завтраки - колечки» Предложить выкладывать из них рисунки или нанизывать на шнурки - бусы и браслеты.

Список литературы и электронных ресурсов.

  1. Н. М. Метенова. Родительское собрание в детском саду. Ярославль, 2010.

  2. Зенина Т.Н. Родительские собрания в детском саду.

    Для того, чтобы устроить ребёнка в детский сад в Туркменистане, родители обязаны заполнить специальную анкету, указав подробные данные о родственниках в трёх поколениях, а также братьях и сёстрах. В анкете необходимо указать, кроме паспортных данных и прописки, также степень родства, информацию о месте работы или учёбы, о судимости или её отсутствии всех членов семьи.
    Учебно-методическое пособие / Т.Н. Зенина. - М.: Педагогическое общество России, 2007

3.Федеральные образовательные ресурсы для общего образования.

Общее образование (первый уровень образования) - непрофессиональное и неспециальное образование.

4.Федеральный портал «Российское образование»

5.Дошколёнок.ру

6.Социальная сеть работников образования



 





11



  • Программное содержание
  • Восприятие звуковой культуры речи
  • Формирования словаря.
  • Формирование грамматического строя речи.
  • Совершенствуем связную речь.
  • 1. Эмоциональное общение взрослых с ребенком.
  • 2. Общение ребенка с другими детьми.
  • 3. Речь взрослого – образец для подражания.
  • 4. Paзвитие мелкой моторики
  • 5. Чтение и рассматривание детской художественной литературы
  • 6. Игры с ребенком взрослых и друзей.
  • Напоминаю вам, что ребенок к 4 годам
  • Отравляясь с ребенком на прогулку
  • Приложение 1.
  • Упражнение "Утречко".
  • Приложение 2.
  • Памятка для родителей.
  • ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • Список литературы и электронных ресурсов