Главная страница
Контакты

    Главная страница


Роль игровых технологий в развитии культуры речи и формировании коммуникативных умений у уч-ся во внеурочной деятельности




Дата11.04.2017
Размер131 Kb.

Роль игровых технологий в развитии культуры речи и формировании коммуникативных умений у уч-ся во внеурочной деятельности










Выступление на МО воспитателей:



«Роль игровых технологий в развитии культуры речи и формировании коммуникативных умений у уч-ся во внеурочной деятельности»

/мастер – класс/

















Уч-ль логопед: Ксензюк Е. А.

Культура речи - распространённое в советской и российской лингвистике понятие, объединяющее владение языковой нормой устного и письменного языка, а также «умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения».







2016-2017 уч. г.



В настоящее время главные задачи педагога - это развитие у детей индивидуальных способностей, ключевых компетенций, умения видеть перспективу применения полученных знаний на практике, легко адаптироваться в современном мире, реализовать себя в будущем.

Настоя́щее - часть линии времени, состоящая из событий, которые происходят в данный момент, то есть определенная область пространства-времени. При определённых допущениях под настоящим временем понимаются текущие дни, месяцы и даже годы.

Задача воспитания навыков культуры речи у учащихся – одна из серьёзных задач, стоящих перед коррекционной школой.

Сама речевая культура рассматривается как средство безопасного и комфортного самоопределения и самореализации личности в современном мире, как способ саморазвития и совершенствования, что имеет огромный воспитательный потенциал.

Многие дети с ОВЗ испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Такие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт; не умеют согласовывать свои действия с партнёрами по общению или адекватно выражать им свою симпатию, сопереживание.

В то же время общительность, умение контактировать с окружающими людьми - необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей.

Перед коррекционной школой стоит острая необходимость преодолеть эти недостатки.

Основные направления в работе педагогов школы:

1. Формировать устойчивые навыки речевого этикета в любой ситуации общения;

формировать на этой основе речевую и общую культуру учащихся,

предупреждать проявления невоспитанности и грубости.

2. Готовить школьников к самостоятельному речевому поведению во «взрослой» среде

с целью предупреждения психологического дискомфорта, в котором могут оказаться

молодые люди, не владеющие этикетными формами общения.

3. Расширять и обогащать активный словарь, необходимый для содержательного

повседневного общения.

Прикладное речевое поведение (англ. - applied verbal behavior) - метод анализа поведения, ставящий целью научить ребёнка владению речью, который часто используется в работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра.
Акти́вный слова́рь, активный запа́с слов - часть лексического и фразеологического состава языка, употребительная в данный период в той или иной речевой сфере. Играет наиболее важную роль при выполнении языком коммуникативной функции.

4. Обогащать и систематизировать сведения по русской грамматике, совершенствовать

навыки конструирования словосочетаний, предложений, текстов.

5. Знакомить с различными видами речевых, грамматических, фактических, логических

ошибок, с приемами их предупреждения и исправления.



Формирование коммуникативных умений уч-ся – чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом.

Коммуникативные умения формируются и совершенствуются как на уроках, так и во внеурочной деятельности, развиваются в повседневной деятельности, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых играх.


 


Коммуникативная компетентность детей с ОВЗ включает:

- Развитие навыков общения в различных жизненных ситуациях (со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми) с ориентацией на ненасильственную модель поведения.

- Развитие умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) – средствами человеческого общения.

- Выработка положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения.

- Развитие творческих способностей и выражения в процессе коммуникативной деятельности.

Общение Обще́ние - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).
Творчество - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), - уникальность его результата.

- Развитие активности, самостоятельности, организаторских способностей ребенка в процессе коммуникативной деятельности.

- Коррекция нежелательных черт характера и поведения.

Сформировать коммуникативные умения, значит, научить школьника задавать вопросы и четко формулировать на них ответы, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания собеседников, аргументировать свое мнение в группе, адаптировать свои высказывания к возможностям восприятия других участников коммуникативного общения.

Составляющими коммуникативных умений являются:

умение слушать;

умение понимать и принимать мнение другого;

умение решать конфликт;

умение адекватно оценивать себя и других.


Одним из путей решения этих вопросов является применение современных педагогических технологий в образовательном процессе, позволяющих разнообразить формы и средства обучения, повышать творческую активность учащихся, развивать познавательные особенности.

Педагогическая технология (от др.-греч. τέχνη - искусство, мастерство, умение; λόγος - слово, учение) - специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения.
Сре́дства обуче́ния - это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.

Наиболее приемлемая технология, повышающая познавательный интерес - игровая технология. Игровая деятельность позволяет реализовать дидактические, воспитывающие, развивающие и социализирующие цели.

Игра́ - вид осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе. Также термин «игра» используют для обозначения набора предметов или программ, предназначенных для подобной деятельности.


Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения, и один из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков у детей с ОВЗ.

Коммуникативная компетентность - это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающихся в рамках данной профессии.

В процессе игры осуществляется умственное воспитание детей: решение и закрепление представлений об окружающем мире, активность и глубина восприятия.





Во время игровой деятельности дети развиваются и взаимодействуют с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми, развивается их речь: увеличивается объем словаря, развивается грамматический строй речи, умение  слушать и думать, выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств общения, движений, жестов, мимики.

Окружа́ющая среда́ - обобщённое понятие, характеризующее природные условия некоторой местности и её экологическое состояние. Окружающая среда обычно рассматривается как часть среды, которая взаимодействует с данным живым организмом (человеком, животным и так далее), включая объекты живой и неживой природы.
Под воспитанием понимают комплекс технологий, направленных на целенаправленное формирование личности ребенка (воспитание или изменение личности перевоспитание). По определению академика И. П. Павлова, воспитание - это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.
Граммати́ческий строй (граммати́ческая систе́ма, грамма́тика; от греч. γράμμα - запись) - совокупность закономерностей какого-либо языка, регулирующих правильность построения значимых речевых отрезков (слов, высказываний, текстов).
Невербальное общение (жестовое общение, язык тела)- это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через образы, интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме.

Игра формирует у детей знания и умения доброжелательного общения,  воспитывает культуру общения (хорошие манеры), умение сопереживать. В игре они приобретают навыки, умения и опыт, необходимый для адекватного поведения в обществе, способность оценить других, умение регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами.

Игра оказывает большое влияние на психическое развитие ребенка, на становление его личности. Дети получают положительные эмоциональные впечатления от участия в самых разнообразных играх. И чем полнее и разнообразнее игровая деятельность, тем успешнее идет их развитие, реализуются потенциальные возможности и творческие проявления.



Что даёт игра школьнику:

  • свободу

  • порядок

  • гармонию

  • увлеченность

  • активизацию  умственных способностей

  • компенсацию недостатков 

  • предполагает обучение

  • совершенствует творческие навыки

  • развивает воображение

  • даёт поиск оптимальных решений

  • даёт психологическую устойчивость

  • увеличивает потребность ребенка в общении

Дидактическая игра выступает  средством всестороннего воспитания личности ребёнка.

Оптимальное (от лат. optimus - наилучшее) решение - решение, которое по тем или иным признакам предпочтительнее других. В технике оптимальный (вариант, решение, выбор и т. д.) - наилучший (вариант, решение, выбор, …) среди допустимых при наличии правила предпочтения одного другому.

Она включает в себя:

  • умственное воспитание;

  • нравственное воспитание;

  • трудовое воспитание;

  • эстетическое воспитание;

  • физическое воспитание.

Предложите детям правила общения во время игр:

1.С уважением относиться друг к другу.

2.У каждого есть право быть выслушанным и понятым.

3. Пока один говорит, все его слушают.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

развлекательная – это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес;

коммуникативная – освоение навыков общения, развития коммуникативных способностей, освоение диалектики общения;

самореализация в игре, как полигоне человеческой практики;

игротерапевтическая – преодоление различных игровых ситуаций, трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

диагностическая – выявить отклонения от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

функция коррекции – внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

межнациональная коммуникация – усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

Человечество Челове́чество - совокупность всех людей, когда-либо населявших мир. Иногда под термином «человечество» подразумевают совокупность ныне живущих людей. Ввиду высокого уровня социального развития, антропологические различия между людьми дополняются культурными (в значительно большей степени, чем у других социальных животных).


Использование игровых форм с опорой на спонтанный опыт и создание образцов речевых конструкций и действий в общении, наиболее эффективно, т.к. именно игровые элементы позволяют привлекать внимание детей к речи, ее эмоциональным компонентам, адекватному восприятию их содержания, ответным реакциям.


Внеурочная деятельность оказывает большое влияние на формирование коммуникативной компетенции, так как личность развивается в общении, творчестве, неформальной обстановке.

Во внеурочной деятельности возможно применение различных упражнений и игр, которые направлены на формирования коммуникативных умений.


Обобщая опыт своей работы, хочу отметить, что участие детей в дидактических играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.






«Без игры нет и не может быть

Полноценного умственного развития.

Игра – это искра, зажигающая огонек

Пытливости и любознательности»

В. А.Сухомлинский





Приложение

/игры и упражнения/

Игра «Предмет –признак»

Каждый игрок образует от существительного однокоренные прилагательные и записывает его справа, после чего передает карточку следующему игроку.

Длина - длинный

Туман - …

Скука - …

Картон - …

Вкус - …

Место - …

Удача - …

Чудеса - …

Радость - …

Ясность - …

Известие - …

Игра «Поиграем в слова»

Напишите, кто - что умеет делать.

лошадь - ржет       волк -…

корова -…              кузнечик -…

собака -…               курица -…

овца -…                  гусь -…

свинья -…               кошка -…    


Игра «Найди пару»


близко               глупо                хорошо                внизу

много                темно                 грустно                 трудно

умно                  справа               тихо                       весело

поздно               мало                  высоко                 громко

слева                 далеко              легко                    низко

светло               рано                   вверху                  плохо

Игра «Цепочка слов»

Ведущий называет слово (например, нос).

Следующий участник определяет последний звук в слове и называет свое слово, начиная с этого звука.

Игра «Четвертый лишний»

Стол, кровать, кукла, кресло.

Апельсин, персик, картошка, груша.

Тарелка, диван, вилка, стакан.

Шапка, кофта, туфли, брюки.

Игра-имитация «Обезьянка» 

Цель: развить способность подражать мимике и жестам.

Ход игры.

Педагог предлагает одному из детей стать обезьянкой, остальным детям повторять все его движения: обезьянка шагает - все шагают, обезьянка поднимают руку - и дети тоже.

Творческая игра «Рукавички»

Цель: воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.

Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички.

Количество пар должно соответствовать количеству пар детей.

Разложите по разным местам комнаты рукавички с одинаковым (но не раскрашенным) орнаментом.

Дети должны отыскать свою пару, и при помощи трех карандашей разных цветов  раскрасить одинаковые рукавички.

Понаблюдайте, как пары организуют совместную работу, как делят карандаши, как договариваются между собой. Победителей поздравляют.

Игры – ситуации.

Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

Ход игры. Детям предлагается разыграть ряд ситуаций:

1. Две девочки  поссорились –помири их.

2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы

попроси его.

3. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.

4. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.

5. Ребёнок плачет – успокой его.

6. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.

Разговор через стекло.

Цель: развить умение мимику и жесты.

Дети становятся напротив друг друга и выполняют игровое упражнение “Через стекло”. Им нужно представить, что между ними толстое стекло, оно не пропускает звука. Одной группе детей нужно будет показать (например, “Ты забыл надеть шапку”, “Мне холодно”, “Я хочу пить…”), а другой группе отгадывать то, что они увидели.

Пресс-конференция.

Цель: развить умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ; формировать речевые умения.

Все дети группы участвуют в пресс-конференции на любую тему, например: «Твой выходной день», «Экскурсия в зоопарк», «День рождения друга», «В цирке» и др.. Один из участников пресс-конференции «гость» (тот, кому будут заданы все вопросы) – садится в центр и отвечает на любые вопросы детей.



Игра «Расследование»

Цель: развитие процессов внимания, памяти, наблюдательности. Развивает она также и аналитические способности ребенка, ну и, конечно же, коммуникативные навыки.

Для игры все участники закрывают глаза, ведущий выбирает одного из детей и ставит его за чуть прозрачную занавеску. Затем все дети открывают по команде глаза, и ведущий объявляет, что они должны понять, кто стоит за занавеской (фактически, кого среди них не хватает). Вспомнив этого ребенка, дети должны вспомнить как можно больше деталей, связанных с ним – цвет глаз, одежду, дать как можно более точный портрет отсутствующего.

Цвет глаз Цвет глаз - характеристика, определяемая пигментацией радужной оболочки.
Когда предположения закончатся, ребенок выходит из-за занавески, все могут увидеть и сравнивать, насколько точным было их описание.

«Нос к носу»

Дети свободно располагаются по комнате и двигаются в любом направлении. По команде взрослого, например, «Нос к носу» они становятся по парам и касаются друг друга носами. Команды могут быть разнообразными: «Ладошка к ладошке», «Коленка к коленке», « Ухо к уху» и т.д.

Ау!

Цель: развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.

Количество играющих: 5-6 человек.

Описание игры: один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» — и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.

Комментарий: игра косвенно стимулирует интерес детей друг к другу через игровое правило. Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ребенку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве.

Игры с мячом.

«Мяч друг другу мы кидаем, громко слово называем» - назвать слово на заданный звук.
• «Мы волшебники немного: был один, а станет много» -
назвать существительное во множественном числе.

Мно́жественное число́ (часто используется сокращение мн. ч.) - грамматическое число, используемое при обозначении нескольких предметов, объединённых по какому-либо признаку (однородных предметов).

• «Вот предмет, а из чего люди сделали его?» - образование относительных прилагательных (стул из дерева – деревянный, ножницы из железа – железные).
• «Я кидаю, ты лови, слово ласково скажи» - образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
• «Мой, моя или мои, ну-ка правильно скажи» -
согласование существительных с местоимениями.
• «Чтоб наоборот сказать, надо мячик мой поймать» -
назвать слова-антонимы.






Клеевой ручеёк.

Цель: развить умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.

Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия.

Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего.

В таком положении они преодолевают различные препятствия.

1. Подняться и сойти со стула.

2. Проползти под столом.

3. Обогнуть “широкое озеро”.

4. Пробраться через “дремучий лес”.

5. Спрятаться от диких животных.

Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга.

Волшебные водоросли.

Цель: снятие телесных барьеров, развить умения добиваться цели приемлемыми способами общения.

Каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в круг, образованный детьми. Водоросли понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения и могут расслабиться и пропустить в круг, а могут и не пропустить его, если их плохо попросят.



Игра «Липучки»

Все дети передвигаются по комнате.

Двое детей, держась за руки, пытаются пытаются поймать сверстников.

При этом припевают (приговаривают):

«Я - липучка – приставучка, я хочу тебя поймать - будем вместе прилипать!».

Каждого пойманного ребёнка «липучки» берут за руку, присоединяя его к своей «липучей» компании.

Затем они вместе ловят других детей.















Упражнения, формирующие быструю реакцию на слово.

/ способствуют развитию навыка чтения по догадке, умению разгадывать загадки, развивают воссоздающее воображение, помогают освоить умение характеризовать кого-либо или что-либо/

1. Кто это? Что это? - Отвечай быстро.
Звонкий, быстрый, весёлый - …
Вкусный, алый, сочный - …
Жёлтые, красные осенние - …
Холодный, белый, пушистый -…
Бурый, косолапый, неуклюжий - …
Жёлтые, красные, зелёные - ...

2. Точно и быстро. Кто или что?
мурлычет - кот варит - повар стоит - дом
лает - учит - прыгает -
мычит - лечит - летает -
жужжит - строгает - спит -
шипит - сажает - лепит -
ревёт - красит - играет -

3. Слушай. Называй как можно больше слов.
Плывёт – пароход, лодка, пловец, бревно, щепка, утка.
Летит –
Растёт –
Поёт –
Ползёт –
Ссорится –
Работает –
Сверкает –

4. Послушай и ответь: всё ли верно, если нет то почему?

- Выпал снег, Алёша вышел загорать.
- Мальчики поехали в лес на лыжах, чтобы собирать землянику.
- Девочка раскрыла зонтик, потому что пошёл дождь.


Игра «Цепочка слов»

Дом - …





Игра «Цепочка слов»

Дом - …





Игра «Цепочка слов»

Дом - …







Игра «Цепочка слов»

Дом - …









Игра «Цепочка слов»

Дом - …







- Кар…

Карман картошка картина

Карниз карандаш карамель

Карусель карапуз каравай

Карась картон карабин

Карантин караван карты

Каракатица каракуль каратэ

Караул каратель карп

Кардинал кардиолог карета

Кареглазый кариес карикатура

Каркас каркать карлик

Карьера