Главная страница
Контакты

    Главная страница


Роль школьного музея в воспитании подрастающего поколения

Скачать 53.75 Kb.



Скачать 53.75 Kb.
Дата06.06.2019
Размер53.75 Kb.

Роль школьного музея в воспитании подрастающего поколения


Оглавление

  • Введение
  • Глава 1. Феномен школьного музея как социально-педагогического института
  • 1.1 Институциональная эволюция школьных музеев
  • 1.2 Основы правового поля функционирования школьного музейного пространства
  • Глава 2. Специфика организации школьного музейного пространства
  • 2.1 Организация школьного музейного пространства в России
  • 2.2 Организация школьного музейного пространства Пермского края: общая характеристика
  • 2.3 Проблемы организации школьного музейного пространства региона
  • Глава 3. Формирование системных подходов к организации школьного музейного пространства
  • 3.1 Концептуальные основы Программы развития регионального школьного музейного пространства
  • 3.2 Механизм управления Программой и ее основные направления
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложение. Анкета социологического опроса

Введение

Анализ современных программных и стратегических документов, принимаемых на уровне Правительства Российской федерации, позволяет говорить о том, что перед государством и обществом ставятся новые более сложные и комплексные задачи. Подобная ситуация характерна в том числе и для сферы культуры, образования, молодежной политики. Решение поставленных задач зачастую предполагает также и поиск инновационных механизмов их достижения, при этом многие традиционные формы, сумевшие на деле доказать свою эффективность, иногда либо забываются, либо отходят на второй план. Вышесказанное относится и к школьным музеям - уникальному явлению отечественного образования, аналогов которого в мире просто не существует. Чтобы доказать, что школьный музей как социальный институт и одновременно средство обучения и воспитания актуален в наши дни, обратимся к тексту государственных стратегий и программ, а точнее, к тем целям и задачам, которые в них прописаны [Шмуратко, 2015, с. 42-45].

"Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации" преследует цель "развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития" [Концепция патриотического …, 2003]. Ряд задач, которые определяет Концепция для решения поставленной цели, вполне успешно могут быть реализованы в формате работы школьного музея. К таким задачам можно отнести формирование "уважения к культурному и историческому прошлому России"; привития чувства гордости и почитания "исторических святынь Отечества"; формирование расовой, национальной, религиозной терпимости; противодействие искажению и фальсификации истории Отечества. Е. Галкина утверждает, что одной из важнейших задач школьного музея на сегодняшний день является реализация поликультурного образованию в школе, формирование у учащихся навыков толерантности и межкультурного диалога [Галкина, 2010].

Особая роль школьным музеям отведена и в проекте Государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы", где в перечне обобщенных оценочных показателей выполнения задач отдельным пунктом указано - "Количество историко-патриотических, героико-патриотических и военно-патриотических музеев

(в образовательных и других учреждениях, на предприятиях, объединениях и т.д., единиц)". Конечно, можно покритиковать разработчиков за используемую терминологию, в реальности музеев с такими профилями не существует, во всяком случае, в музееведении такой классификации нет. Но, так или иначе, во всех трех конструктах звучит слово "патриотический", и тут важно понимать, что абсолютно любой музей является патриотическим. Краеведческий музей - патриотический - поскольку воспитывает любовь к Родному краю; художественный музей - патриотический, поскольку знакомит с произведениями отечественного художественного гения; естественнонаучный музей - тоже патриотический, т.к. в его коллекции входят как достижения отечественной промышленности, так и сокровища родной природы и т.д.

То, что школьный музей может воспитывать реальный, а не показной патриотизм неоднократно отмечали такие исследователи как М.Ю. Юхневич, В.Е. Туманова, Б.А. Столяров и др. И.А. Дюмина называет школьный музей не только формой организации учебно-познавательной деятельности, но и средством духовного воспитания [Дюмина, 2012]. Музейный ресурс в воспитании патриотизма успешно применяется и за рубежом. Например, в Китае сотрудник Лондонского университета Эдвард Викерс отмечает: "Музеи в современном Китае официально объявлены в качестве основы (базы) для патриотического воспитания" [Edward Vickers, 2007, p. 365].

В 2014 г. в США обсуждалось открытие музея авиации, посвященного памяти трагедии на Перл-Харборе, при этом инициаторы проекта подчеркивали: "Это будет не просто музей авиации и космоса, но центр патриотизма" [A center for patriotism…, 2014, р.2].

В "Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2016 года" читаем о приоритете вовлечения молодежи в социальную практику, развития их созидательной активности и интеграции. Решение этих задач также возможно в рамках школьного музея. Д.А. Захарова и Э.А. Савинова рассматривают современный школьный музей как "общественное объединение". В аналогичном ключе высказывается и В.Е. Туманов: школьный музей в учреждении образования становится особой "формой детской общественной организации, объединяя детей на основе интереса к истории и природе родного края и их изучения музейно-краеведческими средствами" [Туманов, 2003].

Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы называет в качестве приоритетных задач развитие современных механизмов, содержания и технологий общего и дополнительного образования, а также реализацию мер популяризации среди детей и молодежи научно-образовательной и творческой деятельности. Школьный музей идеально подходит и для решения этих задач, поскольку является не только общественной и культурной организацией, но и элементом системы дополнительного образования, а также детским исследовательским центром. Научная обработка коллекции - обязательное условие функционирования любого музея, в том числе и школьного.

В.Е. Туманов отмечает, "школьный музей - это межпредметный кабинет, в котором педагоги проводят занятия по своим дисциплинам; это форма внеклассного дополнительного образования; это форма профессиональной ориентации учащихся" [Туманов, 2003]. В последнее время Российский институт культурологии, лаборатория музейной педагогики Русского музея, кафедры музееведения ВУЗов осуществили ряд исследований в области организации музейной работы с детьми. Они касались художественных, исторических литературных и мемориальных музеев [Клюкина, 2014]. Опыт привлечения музейных собраний для учебно-исследовательской работы школьников имеется как в России, так и за рубежом. Например, в Лестере (Великобритания) работает Школа музейных исследований, являющаяся центром детских научных исследований, обучения, мышления, дебатов и практики [Museum Studies at Leicester, 2015].

ФГОС основного общего образования неоднократно подчеркивает необходимость учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей народов Российской Федерации при организации работы образовательных учреждений. О необходимости получения школьниками опыта участия в национальных образовательных программах говорится в части требований к разработке Программ развития универсальных учебных действий (общеучебных умений и навыков) [Федеральный государственный…, 2010]. В этом ключе краеведческая работа школьного музея выступает прекрасным инструментом реализации предъявляемых стандартом требований. Новое понимание роли школьного музея можно отметить и при чтении действующих государственных программ и стратегий в области образования и молодежной политики.

Проблема исследования заключается в том, что высокий интерес государства к школьным музеям с одной стороны не согласуется с отсутствием системных походов к формированию и выстраиванию регионального школьного музейного пространства. О проблеме недостаточной изученности сети школьных музеев на региональном уровне говорит А.Н. Тарасова: "Во многих регионах нашей страны лучше изучена музейная сеть крупных городов… Школьные музеи областей, провинциальных городов, районов изучены слабо или вообще не изучены" [Тарасова, 2011, с. 299].

Все вышесказанное определяет актуальность выбранной темы. Поскольку школьный музей - это комплексное явление, это и научно-исследовательский центр образовательного учреждения, и поле для неформальных коммуникаций участников образовательного процесса, и институт общественной социализации, то его потенциал применим для решения широкого спектра задач: воспитательных, образовательных, исследовательских. Помимо этого в России имеется богатый исторический опыт школьной музейной работы, впитавший специфику отечественного образования.

Однако существует реальная необходимость в переосмыслении этого опыта, адаптации и модернизации его под решение задач сегодняшнего дня. Эта работа требует комплексного подхода и мобилизации усилий нескольких систем: образования, культуры, молодежной политики и т.д. Предлагаемая к разработке Концепция должна будет учесть все эти особенности и определить основные ориентиры и принципы развития школьного музейного пространства (на примере Пермского края).

Целью настоящего исследования является разработка комплексной программы развития регионального школьного музейного пространства Пермского края.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1. изучить специфику школьных музеев и правовую базу их функционирования;

2. изучить отечественный и зарубежный опыт работы школьных музеев, дать характеристику современному состоянию школьного музейного дела в России;

3. проанализировать школьное музейное пространство Пермского края, выявить основные проблемы и "болезненные точки";

4. дать рекомендации по развитию и совершенствованию регионального школьного музейного пространства.

Объектом работы являются школьные музеи региона.

Предметом изучения является организация школьного музейного пространства региона.

В тексте работы автор будет использовать понятие "школьное музейное пространство", понимая под субъектами (агентами) этого пространства школьные музеи как социальные институты, реализующие задачи воспитания и образования; государство как регулятора их деятельности и одного из заказчиков; детей, родителей и педагогов как основных участников школьных музейных объединений и потребителей результатов их работы. Количественными характеристиками поля будут число школьных музеев, число участников школьных музейных объединений, размеры и характер хранимых и экспонируемых фондов и т.д. К качественным характеристикам будут относиться содержательная и методическая составляющая работы, самооценка школьных музеев и т.д. [Шмуратко, 2014б, с. 27-28].

Новизна работы заключается в осуществлении комплексного анализа регионального школьного музейного пространства как образовательного и воспитательного ресурса, а также выработке системных походов к его формированию и развитию.

Практическая значимость работы нашла свое отражение в разработке Программы развития школьного музейного пространства Пермского края.

Основными методами исследования являются:

Историко-генетический, рассматривающий причины и процесс возникновения школьных музеев и развития нормативной базы, регулирующей их деятельность, в историческом контексте, позволяющий проследить процесс развития и изменения роли школьных музеев.

Анализ отраслевой статистики - использовался для характеристики школьного музейного пространства России.

Анкетирование - использовался для сбора данных о современном состоянии школьного музейного пространства Пермского края.

Аналитическая часть работы опирается на статистический инструментарий - работа с выборной совокупностью (как моделью целого), построение гистограмм, изучение характера распределения признаков вариационного ряда, расчет средних показателей выборки (арифметическое, мода, медиана), построение перекрестных таблиц сравнения.

Для группировки (типологизации) школьных музеев Пермского края был применен метод кластерного анализа (иерархического и по k-средним).

Для оценки адекватности кластеризации был применен алгоритм дискриминантного анализа.

Для выявления "факторов успеха" школьных музеев применен корреляционный анализ (коэффициент корреляции Спирмена).

Все статистические процедуры и расчеты статистических показателей осуществлялись с привлечением статистического пакета для социальных исследований SPSS версия 13.0.

Для разработки программы развития регионального школьного музейного пространства Пермского края использован программно-целевой подход к управлению социальными институтами, а также требования Федерального закона от 25 июня 2014 г. № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ (постановление правительства РФ от 19.04.2005 № 239), Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ РФ (постановление Правительства РФ от 02.08.2010 № 588), Методических указаний по разработке и реализации государственных программ РФ (приказ Минэкономразвития РФ от 20.11.2013 № 690).

Отвечая поставленной цели и задачам, работа состоит из Введения, трех глав, разделенных на параграфы, Заключения, Списка литературы.

Во Введении обоснована актуальность темы исследования, обозначен объект и предмет исследования, указаны цели и задачи работы, дана характеристика используемым исследовательским методам.

Первая глава включает в себя два параграфа. Первый посвящен анализу исторической эволюции понятия школьный музей в России. Второй описывает правовое поле деятельности школьных музеев в историческом развитии.

Вторая глава включает в себя три параграфа. Первый раскрывает сущностные и числовые характеристики российского школьного музейного пространства, второй посвящен анализу регионального школьного музейного пространства Пермского края, третий - выявлению "болевых точек" и проблем школьных музеев региона.

Третья глава носит проектный характер и раскрывает характеристику и содержание разрабатываемой Программы развития регионального школьного музейного пространства Пермского края, включает в себя два параграфа: концептуальный и проектный.

Работа будет интересная специалистам государственных органов управления образования и молодежной политика, а также руководящим и педагогическим работникам образовательных учреждений для выработки стратегии развития музеев образовательных учреждений.

Глава 1. Феномен школьного музея как социально-педагогического института

1.1 Институциональная эволюция школьных музеев



Феномен существования школьных музейных собраний по праву является уникальным достижением отечественного образования. Первые музеи в образовательных учреждениях были открыты еще во второй половине XVIII в. и с этих пор пережили уже несколько этапов своего развития. Для того, чтобы четко представлять себе объект нашего дальнейшего исследования, необходимо обратиться к анализу дефиниции "школьный музей", важно понять какой смысл вкладывался в это понятие на различных этапах его становления.

Но прежде необходимо отметить, что школьный музей не стоит путать с "педагогическим музеем" и "детским музеем".

Педагогические музеи открывались органами народного образования с целью ознакомления педагогов с новинками в сфере обучения и воспитания, а также для получения, без большой потери времени и труда, информации по техническим средствам преподаваемого предмета. Музеи с такими функциями были распространены до 1920 г., особенно в г. Москва.

Детские музеи предназначались для обслуживания интересов детей и их родителей и способствовали развитию личности в коллективе. Они не являлись российским изобретением и были явлением общемировым. В этой области в России были свои достижения. Российский, советский архитектор и педагог, организатор музеев, просветитель А.У. Зеленко разработал проект Детского музея - дворца, но он не был воплощен в жизнь, хотя ряд выставок для детской аудитории был организован. По определению А.У. Зеленко, детские музеи - это новое создание культуры человечества [Данилевская, 2011].

История же школьных музеев еще более увлекательна. М.Ю. Юхневич отмечает, что смысл понятия "школьный музей" неоднократно менялся в процессе исторического развития этого феномена.

М.Ю. Юхневич пишет, что применительно к началу XX в. и до конца 1920-х гг., под наименованием "школьный музеи" нельзя было "понимать такое учреждение, где собраны те или иные редкости… В школьном музее они только желательны, но не необходимы. Музей, о котором мы хотим сказать - есть просто собрание коллекций, приборов, картин и вообще всего того, что повседневно употребляется в школе, где введено наглядное преподавание". Для школьного музея, - продолжает исследователь, - ценность представляет всякий предмет "камень, валяющийся на дороге, коробка от спичек, старое гнездо птички, шмеля, нарост на дереве, раковина, пуговица". Школьный музей - это плод усилий и совместного творчества школьников и учителей, это способ налаживания особой доверительной коммуникации между учителем и учеником. Школьный музей в дореволюционной России - это музей детского творчества и труда [Юхневич, 2001].

С 1930-х гг. по 1940 гг. под влиянием Наркомата народного просвещения школьные музеи стали воспринимать, прежде всего, как музеи комплексные, краеведческие, где выставлялись коллекции, собранные школьниками в ходе всевозможного профиля краеведческих экспедиций. В 1932 г. для координации деятельности подобного рода экспедиций был создан специальный орган - Центральная детская экскурсионно-туристская станция (ЦДЭТС). Тем самым Наркомпрос РСФСР вывел экскурсионно-туристическую работу с детьми на высшую ступень. В 1934 г. ЦДЭТС объявила Всероссийский исследовательский поход пионеров и школьников по изучению природных богатств и жизни страны [Юхневич, 2001].

В 1930-40 гг. школьный музей воспринимался как комплексный краеведческий музей. При создании школьного краеведческого музея ставились следующие задачи: во-первых, сохранить материал, собранный в походах и экскурсиях, археологических раскопках и экспедициях; во-вторых, познакомить учащихся с родным краем посредством фотомонтажей, кинофильмов, карт, альбомов, схем, походных газет, коллекций полезных ископаемых; в-третьих, экспонаты музея использовать на уроках, как наглядный материал о родном крае [Сергеев и др., 1974].

С 1950-х по начало 1990-х гг. деятельность школьных музеев в России начинает строиться по примеру государственных музеев. В этот период школьные музеи начинают формироваться по отраслевому принципу. Каждый школьный музей должен был выбрать для себя профиль (исторический, этнографический, мемориальный, художественный и т.д.) и работать в строгом соответствии с ним. В 1974 г. выходит первое Положение о школьных музеях, в котором говорится, что школьный музей может быть создан только при наличии "фонда подлинных материалов, соответствующих профилю музея, а также необходимых помещения и оборудования, обеспечивающих хранение и показ собранных коллекций"

[Юхневич 2001, с. 102]. Положение 1974 г. определяет школьный музей в качестве "одной из форм работы по развитию творческой самодеятельности и общественной активности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов - источников по истории природы и общества, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность" (Туманов, 2003).

В Положении о школьных музеях, вышедшем в 1985 г., читаем: "Школьный музей является тематически систематизированным собранием подлинных памятников истории и культуры и природы, которые входят в состав музейного фонда и архивного фонда СССР" [Юхневич, 2001]. В 1970-80-х гг. к школьным музеям, по существу, стали относить все общественные музеи, создаваемые при активном участии учащихся в учреждениях основного и дополнительного образования, на государственных предприятиях и в общественных организациях. Однако основными учредителями школьных музеев все-таки были школы.

В 1990-е гг. после периода идеологического кризиса статус и роль школьных музеев подверглись переосмыслению. В 2003 г. вышло ныне действующее Положение о школьных музеях (музей образовательных учреждений), в котором приведено следующее определение. "Школьный музей - это обобщающее название музеев, являющихся структурными подразделениями образовательных учреждений Российской Федерации независимо от формы собственности и действующих на основании Закона Российской Федерации "Об образовании", а в части учета и хранения фондов - Федерального закона "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" [Приложение к письму Минобразования России от 12.03.2003 г. № 28-51-181/16]. В Положении отмечено, что организация школьного музея, как правило, является результатом краеведческой работы учащихся и педагогов. Инициаторами создания музея в образовательном учреждении могут быть как сами педагоги и учащиеся, так и родители учеников, местное сообщество. В музеях школы учащиеся занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории, культуры, природы родного края, различных предметов и документов. Являясь неформальными учебными подразделениями общеобразовательных школ, музеи школы выступают как своеобразная часть музейной сети страны. Собранные ими экспонаты входят в состав музейного и архивного фонда России.

Обязательными условиями для создания школьного музея являются:

- наличие музейного актива из числа обучающихся и педагогов;

- наличие собранных и зарегистрированных в книге поступлений музейных предметов;

- наличие помещения и оборудования для хранения и экспонирования музейных предметов;

- создание и работа музейной экспозиции;

- наличие устава (положения), музея, утвержденного руководителем образовательного учреждения.

Таким образом, современный законодатель определил в качестве основного направления деятельности школьный музеев краеведение, поиск, хранение, изучение и систематизацию подлинных памятников истории, культуры, природы родного края, различных предметов и документов. Интересно отметить, что в этом случае мы фиксируем явление, которое можно назвать как "возврат к истокам".

Напомним, что на рубеже XIX-XX вв. школьный музей - это музей наглядных пособий и макетов, выполненных учащимися и педагогом;

в 1930-40 гг. - школьный музей - это комплексный краеведческий музей;

в 1950-90 гг. - школьный музей это "государственный музей в миниатюре"; 1990-г - кризис; и, наконец, финал 1990-2000-е гг. возврат к краеведческой деятельности, т.е., по сути, возврат к модели школьного музея, существовавшей в 1930-40 гг. Однако, это не просто возврат, это замыкание цикла и выход на новый качественный уровень, о специфике которого сейчас активно ведут дискуссию исследователи.

Важными характеристиками современного школьного музея

М.Ю. Юхневич называет:

1. основными "потребителями" музея являются его создатели (школьники и педагоги);

2. школьный музей обязательно должен быть интегрирован в учебный и воспитательный процесс, как при преподавании отдельных дисциплин, так и при дополнительном образовании;

3. школьный музей должен быть тесно включен в жизнь местного сообщества.

Резюмируя, М.Ю. Юхневич, подчеркивает, что современный школьный музей должен стать "побудителем творческой активности детей, способом улучшения и углубления их контактов с педагогом, средством обогащения учебного процесса" [Юхневич, 2001]. Аналогичное понимание развития школьных музеев присутствует в работах Е.Е. Леонова, который в 2012 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук на тему: "Культурно-образовательная и коммуникативная деятельность школьных музеев Кемеровской и Новосибирской областей (2000-2011 гг.)". [Леонов 2012].

Малахова М.В., развивая мысли М.Ю. Юхневич, отмечает, что современный школьный "музей является не просто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства. Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором патриотической, нравственно-духовной деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями" [Малахова, 2014].

Д.А. Захарова и Э.А. Савинова рассматривают современный школьный музей в трех плоскостях.

Во-первых, "школьный музей - это общественное объединение в учреждении образования со своим руководящим органом (собрание, конференция актива школьного музея) и исполнительным органом (Совет школьного музея)".

Во-вторых, "школьный музей - это структурное подразделение учреждения образования, и руководитель этого учреждения несет ответственность и за деятельность актива школьного музея, и за историко-культурные ценности, хранящиеся в музее, и за то, чтобы школьный музей действовал в рамках существующего законодательства".

В-третьих, "школьный музей - это своего рода общественное учреждение культуры, и обязанность руководителя музея - организовать его работу таким образом, чтобы она соответствовала тем нормам и требованиям, которые предъявляются к учреждениям музейного типа". [Захарова, Савинова, 2011].

В.Е. Туманов также говорит о трех аспектах в современном понимании школьного музея:

"Во-первых, школьный музей представляет собой общественный институт. Общественный характер школьного музея определяется не только тем, что он создается и действует на общественных началах, но и тем, что в учреждении образования он становится определенной формой детской общественной организации, объединяя детей на основе интереса к истории и природе родного края и их изучения музейно-краеведческими средствами.

Во-вторых, школьному музею присущи все те черты, которые характерны для музея как социального института. Он изучает исторические и природные процессы и явления, комплектует, хранит и экспонирует памятники материальной и духовной культуры, объекты природы в соответствии со своим профилем и тематической направленностью.

В-третьих, школьный музей является эффективным средством обучения и воспитания в учреждении образования. При этом образовательно-воспитательная функция школьного музея имеет как бы несколько потенциальных уровней реализации: это межпредметный кабинет, в котором педагоги проводят занятия по своим дисциплинам; это форма внеклассного дополнительного образования; это форма профессиональной ориентации учащихся" [Туманов, 2003].

Как видим, если педагогическая наука в понимании школьного музея за 1990-2010-гг. сделала шаг вперед, то официальная трактовка школьного музея мало чем изменилась в сравнениями с той, что имела место в 1980-е гг.

А.Н. Сарапулов, академический руководитель специальности "Музеология" Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, говоря о специфике школьного музея, называет пять его признаков:

1. наличие фондов подлинных материалов, первоисточников по истории общества;

2. наличие экспозиции с достаточной глубиной, раскрывающую содержание избранной темы;

3. наличие помещения и оборудования, обеспечивающего хранение и показ коллекций;

4. наличие постоянного актива (Совета музея), ведущего систематическую поисковую и исследовательскую деятельность, участвующую в комплектовании, учете и хранении фондов;

5. наличие элементов социального партнерства [Сарапулов, 2014, с. 46].

В.В. Мингалев, преподаватель Пермского кампуса Вышей школы экономики, рассуждая о школьных музеях, выделяет в качестве их важной отличительной черты - интерактивность, суть которой, в понимании автора заключается в том, что посетители музея должны быть/стать его "сотворцами" [Мингалев, 2014, с. 60].

Если подводить итог этой части исследования, стоит отметить процесс поиска новой модели школьного музея, желание исследователей увидеть в музее новые грани, скрытый потенциал, инновационные формы. Основой этих поисков являются идеи открытого образовательного пространства, которое создается учащимися вместе с педагогом и направлено, прежде всего, на удовлетворение интеллектуальных, коммуникативных, социальных потребностей самих учащихся (М.Ю. Юхневич, Е.Е. Леонов), межпредметности, в рамках которой музей и музейные предметы представляются универсальными средством познания (В.Е. Туманов), социального партнерства, основанного на тесных связях между школьными музеям, школами, государственными музеями, университетами, научной и творческой интеллигенции (А.Н. Сарапулов), интерактивности, сопричастности детей к созданию экспозиций в частности и жизни музея в целом (В.В. Мингалев). Объединяющим началом всех изложенных подходов, несомненно, является краеведческая работа - как основной профиль школьного музея, последнее обстоятельство, кстати, зафиксировано в действующем Положении о школьных музеях. Думается, на основе синтеза обозначенных течений и идей будет выстраиваться работа школьных музеев в XXI в.

Рассмотрение феномена школьного музея будет неполным без анализа опыта зарубежных стран. Несмотря на то, что ряд исследователей убеждены в том, что деятельность современных школьных музеев России и Европы единообразна в своей направленности, в действительности имеют место быть серьезные концептуальные различия [Вахромеева, 2014]. Школьный музей в том формате, который существует в России, практически не известен в Европе и США. В само понятие школьный музей европейцы вкладывают совершенно другой смысл. За рубежом школьный музей - это музей образования, национальной школы, национальной, традиционной педагогики. То, что в Европе именуется "школьный музей", в России больше соответствует понятию педагогический музей. Шутшар Бранко, PhD, музейный советник Словении отмечает: "Европейские "школьные музеи, начавшие возникать в середине XIX в., нередко были связаны с учительскими ассоциациями, а так же коммерческой (или, по крайней мере, рекламной) презентацией новых учебных принадлежностей, с самим современным образованием" (ср. с музеями педагогическими, о которых речь шла выше). Единственное, что сближает европейские школьные музеи с отечественными, это то, что и те и другие работают при учебных заведениях. Так, к примеру, Планкеттовский музей ирландского образования открылся в 1992 г. на базе Ирландского педагогического колледжа (Дублин), Музей образования в Руане (Нормандия, Франция) функционирует как структурное подразделение Педагогического документационного центра, Рижский школьный музей открыт в 2001 г. при Детско-юношеском центре.

Основное внимание Европейских исследователей в области педагогики и музеологии на данный момент направлено на поиск каналов взаимодействия музеев и школьного образования. В издании "Школа@музей - материал для сотрудничества" ["Schule@museum - Eine Handreichung fьr die Zusammenarbeit"] авторы отмечают, что образование в области культуры является неотъемлемой частью системы образования, однако в реальности школа не готова предоставить его в необходимом объеме. Авторы в период 2004-2011 гг. реализовывали проект, целью которого было налаживание возможного сотрудничества не менее 35 000 школ и более чем 6000 музеев в Германии. Попытка поиска диалога между музеями и школами как раз и реализуется на базе школьных (педагогических) музеев. Педагогический музей в Осло рассказывает о школьном уроке столетней давности.

К примеру, в Германии начиная с XIX в. формируется особое понимание музея не как культурного учреждения, а как образовательного института. А. Лихтварк, первый директор гамбургской галереи искусств, называл музеи "образовательными учреждениями нового типа".

Г. Кершенштейнер подчеркивал, что музей не получает статус "образовательного учреждения" автоматически, лишь только потому, что является проводником знаний. Это высокое звание музей еще должен заслужить [Медведева, 1997, с. 50].

Современные школьные музеи в Европе - это местные ассоциации, коллекции по истории школы, региональные или городские музеи (иногда, связанные со школами, университетами или более масштабными музеями), а так же национальные педагогические музеи.

Школьные музеи в российском понимании в Европе существуют только в Польше и на Украине [Шуштра, 2012].

Стоит отметить, что ряд российских школьных музеев пытается идти по европейскому пути развития. Это касается, прежде всего, музеев

Санкт-Петербурга, в частности Музея Александринской гимназии (№ 628), на базе которой создан музей "Из истории гимназического образования Санкт-Петербурга", музейная экспозиция школы № 27 Василеостровского района с углубленным изучением литературы, истории и иностранных языков "Иван Бунин: города, события, встречи" [Вахромеева, 2014].

Таблица 1. Сравнительная характеристика школьных музеев России и Европы

Параметр сравнения

Россия

Европа

Инициаторы открытия

Учителя, ученики, родители, местное сообщество

Учителя, местное сообщество, представители академической науки

Форма существования (статус)

Общественный (народный) / ведомственный музей, структурное подразделение образовательного учреждения

Государственный (национальный) музей

Посетители

"Внутренние", сами создатели

"Внешние", в т.ч. и туристы

Цель создания

Форма организации творческой деятельности учащихся

Демонстрация традиций национального образования

Финансирование

На общественных началах

Государственное

Количество

Многочисленны

Достаточно редки

Характеристика сотрудников

"Любители", не имеющие профессиональной подготовки

Профессионалы

Масштабы

Небольшие корпоративные (камерные музеи)

Крупные музеи, имеющие собственные здания

Принципы работы (идеология)

Музейная педагогика, образование, активные методы обучения, патриотизм


Если сравнивать российское и зарубежное понимание дефиниции "школьный музей", то мы можем назвать больше различий, чем сходств (см. табл. 1). Если в России инициаторами открытия школьного музея являются, прежде всего, учителя, ученики, родители, местное сообщество, то в Европе, как правило, ученики в этом процессе участия не принимают. Гораздо чаще, чем в России, "заказчиками" открытия школьных музеев за рубежом являются представители академической науки (профессора университетов и колледжей), для которых школьный музей - это результат их профессиональной исследовательской работы. Отлична и организационно-правовая форма существования школьных музеев. В России школьный музей - это детская общественная организация или структурное подразделение образовательного учреждения, в Европе школьные музеи - это государственные, а нередко и национальные музеи. Имеются различия и в характере посетителей: отечественные школьные музеи, прежде всего, ориентированы на самих учеников, т.е. основными посетителями музея становятся его создатели. Европейские школьные музеи ориентированы на внешних посетителей, приезжих, туристов. Отличаются и цели создания школьных музеев: в России школьный музей - это форма организации творческой деятельности детей, в Европе же школьный музей - это форма презентации традиций народного образования. Финансирование деятельности школьных музеев в России осуществляется на общественных началах, зарубежные же школьные музеи получают регулярные государственные субсидии. Не сопоставимы и численные характеристики школьного музейного пространства Европы и России. Как замечает Б. Шуштар по данным на 2004 г. в сети Интернете имелись упоминания о 683 школьных музеях, расположенных преимущественно в Европе (442 или 64,7 %). Наибольшее число школьных музеев было отмечено в Германии - более 100. Отличается и квалификация сотрудников: в отечественных школьных музеях, как правило, работают любители, не имеющие специального музейного образования, в европейских же школьных музеях трудятся профессионалы. Разнятся и масштаб музейных коллекций, и площади помещений - от самых незначительных в России до поистине огромных в Европе. Однако при всех этих различиях есть все же то, что объединяет школьные музеи России и зарубежья - это основные идеологические принципы работы, опирающиеся на активные методы показа, воспитание патриотизма, преобладания педагогической и образовательной составляющей в работе.

Таким образом, можно утверждать, что эволюция школьных музеев РФ идет по своему уникальному специфическому национальному пути, отличному от тенденций, присущих Европейским странам. Школьный музей в российском понимании является уникальными явлением отечественной системы образования, не имеющий аналогов за рубежом.



1.2 Основы правового поля функционирования школьного музейного пространства

Е.Е. Леонов отмечает ряд существенных проблем в рамках правового регулирования деятельности российских школьных музеев. "Остаются проблемными вопросы создания и ликвидации музея образовательного учреждения, которые неоднозначно прописаны в Положениях о школьном музее. Сложность понятия "школьный музей" приводит к тому, что зачастую исследователи предлагают в качестве альтернативы свои термины, которые также не являются официальными. Основной причиной этому является отсутствие четкой законодательной и единой методологической базы по школьным музеям, которая бы способствовала решению многих вопросов теоретического и практического характера по организации и деятельности музеев образовательных учреждений" [Леонов, 2012].

Обратимся к истории: период активного нормотворчества касательно школьных музеев совпадает с пиком активности в их создании, или наоборот пик создания школьных музеев совпадает с активностью нормотворческой работы государства по определению их статуса.

Наибольшее развитие эти процессы получил во второй половине 50-х гг. и особенно в 70-е гг. прошлого столетия под влиянием широкомасштабных акций, проводившихся по случаю празднования юбилейных дат Советского государства.

В 1967 г. Министерство просвещения РСФСР и Министерство культуры РСФСР издали совместный приказ "О мерах по дальнейшему улучшению деятельности школьных музеев". Этот приказ отметил как положительное явление в отечественной культуре и педагогике развитие сети школьных музеев, указал на ряд недостатков в организации и содержании работы школьных музеев и утвердил "Рекомендации по дальнейшему улучшению деятельности школьных музеев". В рекомендациях была сделана первая попытка сформулировать определенные критерии, предъявляемые к школьному музею как специфическому музейному и педагогическому общественному институту. По существу, рекомендации носили характер нормативного документа не только потому, что утверждались приказом сразу двух министров - просвещения и культуры России, а, главным образом, потому, что содержали целый ряд положений правового характера. Эти рекомендации долгое время использовались в практике деятельности органов образования и культуры в качестве основного документа, определяющего порядок организации и принципы деятельности школьного музея, осуществления контроля за качеством комплектования и использования фондов, обеспечения их сохранности и своевременной передачи музейных предметов и коллекций в фонды государственных музеев. Рекомендации имели и значение документа, координирующего функции органов культуры и образования в области создания и содержания деятельности школьных музеев [Туманов, 2003].

Первым специальным правовым актом, определяющим статус, основные функции и юридические нормы деятельности школьных музеев, стало "Положение о школьном музее", утвержденное постановлением Секретариата ЦК ВЛКСМ, Коллегии Министерства просвещения СССР и Коллегии Министерства культуры СССР №8/58а от 19 августа 1974 г. Примечательно, что из всей сети музеев, работающих на общественных началах, только один вид - школьные музеи - был удостоен специального нормативно-правового акта. Причиной тому было их необычайно широкое распространение [Туманов, 2003]. Правила постановки на государственный учет и передачи на государственное хранение коллекций основного фонда школьного музея были разработаны в специальных методических указаниях "О порядке передачи наиболее ценных экспонатов из фонда школьных музеев в собрания государственных музеев" [Туманов, 2003].

В 1974 г. в РСФСР прошла первая регистрация (паспортизация) музеев образовательных учреждений (школьных музеев). Паспортизация школьных музеев предусматривала вручение им паспорта и номерного свидетельства установленного образца. На первом этапе паспортизации (1974-1975 гг.) в отделе краеведения было зарегистрировано около 1500 школьных музеев.

В 1980-х гг. также был принят ряд нормативных актов, относящихся к деятельности школьных музеев. В 1985 г. было утверждено новое "Положение о школьном музее", в 1988 г. утверждена новая редакция "Положения о Музейном фонде СССР", однако они лишь закрепили уже сформированное правовое положение школьных музеев, объединили и скоординировали существующую нормативную базу. Единственное, что "Положение о школьном музее" вводило звание "Отличный школьный музей", которое присваивалось органами образования лучшим школьным музеям с выдачей специального свидетельства [Методика организации …2013].

Резкое изменение социально-экономической и политической ситуации на рубеже 1990-х гг. довольно существенно отразилось на развитии школьного музейного дела. В этот период началось реформирование правового поля деятельности школьных музеев. В 1992 г. был принят Закон РФ "Об образовании", который, после внесения в него некоторых поправок, вторично был принят в 1996 г. Первые же статьи закона вызвали чувство оптимизма у педагогов, традиционно использующих краеведение в целях обогащения содержания образования и повышения эффективности воспитания учащихся. Закон РФ "Об образовании" ввел национально-региональный компонент государственных образовательных стандартов. Это значит, что преподавание любой дисциплины, предмета в учреждении образования должно складываться из федерального компонента, т.е. знаний и умений, обязательных для всех учащихся страны, и национально-регионального компонента, т.е. знания истории, культуры, природы, экономики, географии и т.п. своего края или своего этноса. Логично было бы предположить, что школьные музеи могли бы выполнять в учреждении образования функции межпредметного кабинета по реализации национально-регионального компонента государственных образовательных стандартов [Акишина, 2004].

Закон обходил молчанием возможность использования традиционных средств внеклассной и внешкольной деятельности для совершенствования обучения и воспитания учащихся. Не нашлось в законе и места для определения функций общественных организаций в учреждении образования, каковой, по существу, является школьный музей, говорится лишь о праве руководителя учреждения образования координировать деятельность не запрещенных законом общественных организаций (ст. 32). Таким образом, Закон РФ "Об образовании" создал объективные предпосылки для развития школьного краеведения и школьных музеев, однако не создал правового поля для их реальной деятельности [Акишина, 2004].

Более четкое представление о возможном правовом поле деятельности школьных музеев дает Закон Российской Федерации "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" от 26 мая 1996 года. Прежде всего, закон разделяет Музейный фонд РФ, как совокупную часть культурного наследия народов Российской Федерации, на государственную и негосударственную части.

К государственной части Музейного фонда РФ отнесены музейные предметы и музейные коллекции, находящиеся в федеральной собственности и в собственности субъектов Российской Федерации, независимо оттого, в чьем владении они находятся (ст. 13). Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной части Музейного фонда РФ, закрепляются за государственными музеями, другими государственными учреждениями на праве оперативного управления (ст. 16). Иными словами, музейные собрания, коллекции и отдельные музейные предметы, хранящиеся в государственных музеях или иных государственных учреждениях, образуют государственную часть Музейного фонда Российской Федерации. Все же другие музейные предметы и коллекции, включенные в Музейный фонд РФ и не отнесенные к его государственной части, образуют негосударственную часть Музейного фонда РФ (ст. 19). Негосударственная часть Музейного фонда РФ находится в муниципальной, частной или иных формах собственности (ст. 6), т.е., в основном, в негосударственных музеях (ст. 30) [Акишина, 2004].

Школьные музеи, таким образом, являются негосударственными музеями и хранят и используют негосударственную часть Музейного фонда Российской Федерации. Чтобы музейные предметы и коллекции школьного музея были признаны негосударственной частью Музейного фонда РФ, они должны быть включены в Государственный каталог Музейного фонда РФ. Эта процедура осуществляется путем подачи заявки в органы культуры, которые после регистрации коллекций школьного музея в Государственном каталоге Музейного фонда РФ выдают музею специальное свидетельство (ст. 8).

Закон однозначно говорит, что музеи в Российской Федерации создаются в форме учреждений (ст. 26), они действуют на основании уставов (ст. 30) и могут осуществлять свою деятельность только на основании специального разрешения (лицензии) (ст. 34).

Школьный музей как общественный институт, в реализации функций которого принимают участие дети, не может в полной мере выполнить все условия закона о музеях РФ. Поэтому Министерство образования России, убедившись в эффективности школьных музеев как комплексного средства обучения и воспитания, в 2003 г. ввело в действие "Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее)". Это положение определяет статус школьного музея как структурного подразделения образовательного учреждения, учредителем которого является то учреждение образования, в котором создается и действует музей. Образовательно-воспитательные функции школьного музея осуществляются в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", а музейные (комплектования фондов, их учёт и хранение) реализуются в соответствии с Федеральным законом "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации".

В 2007 г. были также изданы Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений, являющиеся Приложением к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 12 января 2007 г. № 06-11.

Современное Положение о музеях образовательных учреждений и Методическое письмо имеют большое значение для признания легитимности школьных музеев, однако не решают всех правовых проблем, связанных с участием детей в реализации функций государства в области образования, охраны культурного и природного наследия музейно-краеведческими средствами.

Таким образом, в разные периоды истории школьные музеи переживали подъемы и спады, их то признавали главнейшим резервом для развития государственной сети, то боролись с ними как с рассадниками отжившей идеологии.

Глава 2. Специфика организации школьного музейного пространства

2.1 Организация школьного музейного пространства в России

Для анализа школьного музейного пространства России были использованы статистические данные, приведенные на сайте Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения (г. Москва). Эта организация является правопреемником "Центральной детской экскурсионно-туристской станции" (ЦДЭТС), созданной в 1932 г. для координации деятельности школьных музеев, речь о которой шла выше. На сайте, в разделе "Школьные музеи" приведена сводная статистика по школьным музеями России. Данные агрегированы в виде единообразных таблиц по отдельным субъектам федерации. Из 85 субъектов РФ, существующих на 2015 г., на сайте представлена пригодная для статистической обработки информация по 37 регионам России, это, конечно, менее половины всех субъектов РФ, однако более полной статистики в нашем распоряжении, к сожалению, нет. Таблицы, размещенные на сайте, содержат предельно краткую информацию о школьных музеях региона, а именно:

- № свидетельства школьного музея.

- Район, город, населенный пункт, в котором расположен музей.

- Образовательное учреждение, учредитель музея.

- Наименование музея.

- Профиль музея.

- Основные разделы музея.

- Дата открытия музея.

- Адрес, тел., e-mail.

- Руководитель (Ф.И. О., должность).

По данным, приведенным на сайте Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения, всего в 37 учтенных регионах РФ насчитывается 5014 школьных музеев. Эти цифры за счет издания "Каталог школьных музеев Санкт-Петербурга" были дополнены данными по городу федерального значения Санкт-Петербург. В результате суммарная выборка для анализа численности школьных музеев по регионам составила 5139 музеев в 38 субъектах РФ.

Проанализируем количество школьных музеев по отдельным регионам.

Итак, в десятку лидеров по абсолютному значению числа школьных музеев вошли: Республика Татарстан, Белгородская область, Воронежская область, Красноярский край, Самарская область, Ростовская область, Смоленская область, Пермский край, Ярославская область, Орловская область (см. табл. 2).

Таблица 2. Количество школьных музеев в регионах Российской Федерации (первая десятка) Сост. по источнику: Сайт Центральной детской экскурсионно-туристской станция" [Электронный ресурс] URL: http://turcentrrf.ru/shmrf (Дата обращения 21.05.2015)

Регион

Кол-во музеев

Процент от общего числа

Республика Татарстан

627

12,20

Белгородская область

361

7,02

Воронежская область

313

6,09

Красноярский край

286

5,57

Самарская область

256

4,98

Ростовская область

254

4,94

Смоленская область

235

4,57

Пермский край

201

3,91

Ярославская область

191

3,72

Орловская область

187

3,64


Преобладающее большинство школьных музеев расположено на территории республики Татарстан - Приволжский федеральный округ (627 музеев, 12,2% от всех учтенных школьных музеев Российской Федерации). Особый интерес правительства Татарстана к идеям национального воспитания, равно как и использованию ресурсов школьных музеев в формировании этнического самосознания, прослеживается при анализе новостной ленты сайта Министерства образования и науки Республики Татарстан. Приведем некоторые из размещенных новостей:

03.12.2012 - В казанской гимназии №13 открылся музей "Дружбы народов Татарстана"

25.11.2011 - Президент Татарстана Рустам Минниханов посетил среднюю общеобразовательную школу с этнокультурным татарским компонентом образования № 1186 имени Мусы Джалиля

  • Введение
  • Глава 1. Феномен школьного музея как социально-педагогического института 1.1 Институциональная эволюция школьных музеев
  • 1.2 Основы правового поля функционирования школьного музейного пространства
  • Глава 2. Специфика организации школьного музейного пространства 2.1 Организация школьного музейного пространства в России