Главная страница
Контакты

    Главная страница


РУСЛАН И ЛЮДМИЛА

Скачать 46.63 Kb.



Скачать 46.63 Kb.
Дата19.04.2017
Размер46.63 Kb.

РУСЛАН И ЛЮДМИЛА


Конспект урока музыки №2 - 3 четверть- 7 класс


Тема урока: Жизнь музыкальных образов в одном произведении. Образы света и радости.

Музыкальная драматургия на примере

увертюры «Руслан и Людмила» М.И. Глинки


Цель: формирование представлений учащихся о развитии музыкальных образов и их взаимосвязи в музыкальной драматургии на примере увертюры «Руслан и Людмила» М.И. Глинки.

На уроке происходит первое знакомство с увертюрой «Руслан и Людмила», где ребята сами сочиняют музыкальные темы главных героев, позже сравнивая с сочинением композитора Глинки. Выясняют, как уживаются несколько музыкальных образов в одном произведении, что и называется музыкальной драматургией.


Задачи:

1. Развитие музыкальных способностей, певческого голоса.

2. Повторение форм построения музыки.

3. Проявить интонационно-выразительные особенности музыкальной речи.

4. Формирование музыкальной культуры слушания.

Существует множество систем классификации певческих голосов. Некоторые из них учитывают силу голоса, то есть то, как громко певец может петь; другие - насколько подвижен, виртуозен, отчётлив голос певца; и др.
Му́зыка (греч. μουσική, субстантивированное прилагательное от греч. μούσα - муза) - вид искусства. Согласно А. Н. Сохору (МЭ 3, 1976 г.), этот вид «отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых последований, состоящих в основном из тонов».


Оборудование: фортепиано, музыкальный центр, записи произведений, презентация, плакат с музыкальными эмоциональными терминами.


Музыкальный материал: вокальные упражнения, «Школьный корабль» Г.Струве, «Звездопад» А.Пахмутова, «Песня туристов» К.Молчанов»,увертюра «Руслан и Людмила» М. Глинка - аудиозапись и главные темы в нотном изложении.



ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.

  2. Вокальная работа.

Активизация слухового, двигательного, речевого аппарата.

Артикуляцио́нный аппара́т - анатомо-физиологическая система органов, включающая гортань, голосовые складки, язык, мягкое и твёрдое нёбо, (ротоглотку), зубы верхней и нижней челюсти (см. прикус), губы, носоглотку (верхняя часть глотки, расположенная позади полости носа, сообщающаяся с ней посредством хоан и условно ограниченная от ротовой части глотки плоскостью, в которой лежит твёрдое небо) и резонаторные полости, участвующие в порождении звуков речи и голоса.

Исполнение песен «Школьный корабль», «Песня туристов», «Звездопад» - работа над выразительностью исполнения, определение характера образов песен.

Романтические образы.


  1. Повторение и закрепление знаний:


а) Закрепление знаний о творчестве М.И.Глинки «Блиц – опрос»


б) Формы построения музыкальных произведений:

Одночастная, двухчастная, трехчастная форма, рондо, вариации, сонатная форма.

Нарисовать схемы музыкальных форм на доске.

Музыка́льное произведе́ние (опус) в широком смысле - всякая музыкальная пьеса, в том числе, народная песня или инструментальная импровизация. Также музыкальное произведение есть категория музыкальной эстетики, обозначающая ограниченный историческими и культурными рамками результат композиторской деятельности.
Сона́тная фо́рма - музыкальная форма, состоящая из трёх основных разделов, где в первом разделе (экспозиции) противопоставляются главная и побочная партии, во втором (разработке) эти темы развиваются, в третьем (репризе) повторяется экспозиция с тональными (и, возможно, иными) изменениями.
Музыка́льная фо́рма (от лат. forma - вид; образ; красота; лат. слово происходит от др.-греч. μορφή вид, очертания; внешность; красота) - многозначный музыкальный термин, описывающий строение музыкального произведения.


в) Закрепление терминов о сложных музыкальных формах:

- опера - соната

- балет - концерт

- сюита - симфония



3. Введение новой темы:

Сегодня мы обратимся к знаменитой увертюре М Глинки из оперы «Руслан и Людмила» по одноименному произведению А.С. Пушкина. Сам Глинка говорил об увертюре с гордостью: «Летит на всех парусах». Музыка ее воспринимается как своего рода «симфонический конспект» всей оперы, сжатое выражение ее героической жизнеутверждающей идеи. И неудивительно, ибо увертюра основана на важных темах оперы.

- Что такое увертюра?

УВЕРТЮРА – не только широко развернутая вступительная музыка к опере, балету, кинофильму, спектаклю, но иногда и музыка вполне самостоятельная, чаще всего с каким-либо программным названием: «Торжественная», «Праздничная» и т.п.

- Вспомните, с какой самостоятельной увертюрой мы с вами уже знакомились? («Эгмонт» Л. Бетховена).

Каждая увертюра выражает характерные черты и общий дух того произведения, которому она предшествует, или той идеи, которая заложена в ее названии.

- Зная сюжет поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» попробуйте рассказать о том, что нас ожидает в опере «Руслан и Людмила».

- Какими по характеру предстают перед нами главные герои произведения ( Руслан, Людмила, Черномор)?

Сочиняем на ходу (импровизируем) интонации главных героев.

Затем знакомимся с муз. темами самого композитора. (Вступление, тема Руслана и тема Людмилы – наиграть и пропеть вместе с учащимися).

- Какие инструменты симфонического оркестра должны исполнять тему каждого героя? (предлагают).

Слушание в исполнении симфонического оркестра. Сравнение с собственными сочинениями.

Вступление – громкие аккорды всего оркестра в остром ритме и словно подстегиваемые ими вихревые гаммаобразные взлеты струнных.

- Что характерно для образа Руслана?

образ света, радости, богатырской удали.

- Что характерно для образа Людмилы?

певучая, радостная интонация – образ любви к Людмиле.

- Сравните две темы. Как они взаимодействуют между собой? Есть ли между ними противоречия, конфликт? Или, может быть, основные темы не противоречат друг другу, а раскрывают разные грани одного и того же взгляда на жизнь? - (Два основных образа хотя и контрастны, но они лишь дополняют друг друга).

Вступление, первая и вторая темы входят в первую часть увертюры, которая называется экспозицией. В ней показывается основной музыкальный материал произведения. (Вернуться к схеме сонатной формы на доске – дорисовать в экспозиции главную и побочную тему).


4. Прослушать экспозицию.

Предложить мальчикам поднять руку, когда начнет звучать тема Руслана, а девочкам – когда начнет звучать тема Людмилы.


5. Итог урока:

Вывод: музыкальная драматургия – это последовательность, сопоставление или столкновение музыкальных образов, образующих динамику музыкального звучания.

- В чем заключается драматургия этого произведения?

- Музыкальная драматургия увертюры «Руслан и Людмила» заключена в сопоставлении образов, раскрывающих разные грани одного и того же светлого и радостного взгляда на жизнь.

Схема построения увертюры: подбор музыкальной формы

Вступление

Экспозиция

Разработка

Реприза

Кульминация

Кода – финал

Это сонатная форма построения.


6. Оценивание ответов.


7. Домашнее задание: сообщение о Л.В.Бетховене, сюжет и история создания увертюры «Эгмонт».




Анализ увертюры

Успех «Руслана и Людмилы» превзошёл все ожидания. Поэму можно было сравнить с волшебной сказкой Жуковского «Двенадцать спящих дев», но это сравнение лишь подчёркивало поэтическую силу нового таланта. Его преимущество признавал и сам Жуковский, подаривший Пушкину свой портрет с надписью «Победителю – ученику от побеждённого учителя…».

Признание мастера, к которому Пушкин относился с огромным уважением, совпало с читательским признанием. Всё издание мгновенно разошлось, поэму переписывали от руки… Всех увлёк причудливый и занимательный сюжет, в том числе и великого композитора М.И.Глинку.

- А что ещё вдохновило Глинку на сочинение оперы?

- Произошло это спустя 17 лет после написания поэмы. Опера прозвучала впервые в Петербурге в 1840 году, т.е. через 3 года после гибели поэта.

- Один музыкальный критик сказал: «Глинка на былинный лад «распел» пушкинскую поэму…».

Музыка́льная критика - анализ и оценка произведений музыкального искусства. В широком смысле элементы музыкальной критики могут содержаться в любом развёрнутом профессиональном высказывании, и вплоть до XVIII века музыкальная критика представляла собой интегральную часть специализированных трактатов о музыке и более общих гуманитарно-философских трудов.

Кто в старину «сказывал», распевал былины?

- Есть ли у Пушкина такой герой в поэме?

- О каких тяжких испытаниях, ждущих Руслана и Людмилу, поёт Баян?

-Какими качествами наделяет автор главного героя – Руслана?

Протагони́ст (греч. πρωταγωνιστής: πρώτος - «первый» и αγωνίζομαι - «состязаюсь», αγωνιστής - «борец») - главный герой, центральное действующее лицо, актёр, играющий главную роль в произведении и т. д.

- Итак, Руслан - храбрый, твёрдый духом, бестрепетный, верный. Теперь вам, наверное, понятно, почему Людмила выбрала себе в женихи Руслана, а не Фарлафа или Рогдая.

- Как вы думаете, уместно ли наше обращение к полотнам В. Васнецова «Богатыри» и «Витязь на распутье»? (слайд 3)


- Как вы думаете, какой должна быть музыка, рассказывающая о Руслане?

- Да, именно такую музыку, очень живую, энергичную, устремлённую вперёд, полную движения, подарил Руслану Глинка. Эта музыка появляется уже в увертюре к опере.


«Летит на всех парусах», - с гордостью говорил о своём детище Глинка. Музыка увертюры воспринимается как своего рода «симфонический конспект» всей оперы, сжатое выражение её героической жизнеутверждающей идеи. И неудивительно, ведь увертюра основана на важных темах оперы.

- Что же такое увертюра?


Увертюра – не только широко развёрнутая вступительная часть к опере или балету, но иногда музыка вполне самостоятельная.

Каждая увертюра выражает характерные черты и общий дух того произведения, которому она предшествует, или той идеи, которая заложена в названии.

* - Давайте послушаем увертюру «Руслан и Людмила»

- Вы заметили, что, кроме энергичной темы Руслана в увертюре звучала ещё одна мелодия – плавная, нежная, напоминающая русскую народную песню?

Русская народная песня - фольклорное произведение, которое сохраняется в народной памяти и передаётся из уст в уста, продукт коллективного устного творчества русского народа.
О ком говорит эта мелодия?

- Почему именно такая музыка сочинена Глинкой для Людмилы? Какая она?

- Зная сюжет поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» и прослушав увертюру М.И. Глинки, попробуйте рассказать о том, что ожидает нас в опере «Руслан и Людмила»

- В увертюре мы знакомимся с главными героями – Русланом и Людмилой, в конце увертюры появляется Черномор.

- Обратите внимание, какими средствами музыка передает нам сюжет оперы?

- Как она звучит в оркестре?

- Какой тут возникает образ?

- После короткого перехода вы услышите вступление второй побочной темы. Что характерно для этого образа?

--Сравните две темы. Как они взаимодействуют между собой? Есть ли между ними противоречия, конфликты?

Как звучит тема злобного Черномора?

(Глинка характеризует Черномора музыкой)

- Почему?

Но как бы ни было сильно зло, торжествуют добро и справедливость, хотя эта борьба всегда нелегка. Нелегка она была и для Руслана. Через многие преграды и трудности пройдут Руслан и Людмила, прежде чем обретут счастье.

- В рабочих тетрадях Глинки были найдены слова, рассказывающие о том, каким должен быть конец оперы: «На сцене медленно появляются светлые облака…». Как вы думаете, о чём должны возвестить светлые облака?

- Эта главная мысль звучит и в поэме Пушкина, и в опере Глинки.

- Главное – прославить богатырский русский народ, его прекрасную, любящую душу, прославить могучую Русь!

Русские Ру́сские (до начала XX века превалировал этноним «великороссы») - восточнославянский этнос, самый многочисленный коренной и де-факто государствообразующий народ России (по данным Всероссийской переписи 2010 года составляет более 80 % населения), самый многочисленный народ на территории Европы[источник не указан 94 дня].
Нет, не кончилась Русь! И богатыри не перевелись! Русь та же. Красота та же!

Вывод: Музыкальная драматургия увертюры «Руслан и Людмила» заключена в сопоставлении музыкальных образов, раскрывающих разные грани одного и того же светлого и радостного взгляда на жизнь.

Мы сегодня в очередной раз прикоснулись к музыке Глинки, такой недосягаемой и доступной, и вновь открыли её для себя с новой стороны.

- Русская музыка неразрывно связана с великими традициями русской классической литературы.

Классическая литература - корпус произведений, считающихся образцовыми для той или иной эпохи.
Русская музыка - достижения музыкальной культуры русского народа - результат многовекового исторического процесса формирования и развития своеобразных, глубоко реалистических традиций, включает в себя богатое музыкальное наследие России.
Русская опера всё время ориентируется на Пушкина. И одним из эталонов является «Руслан и Людмила» - былинно – эпическая опера Глинки. Секрет её популярности, её долголетия в том, что она написана двумя гениями – авторами сюжета и музыки. Слово Пушкина по – особому открывается через сочинение Глинки. Думаю, сегодня мы в этом убедились.


Вопросы по творчеству М.И.Глинки - Солнце русской музыки.

1.Вид театрального искусства, где сценическое действие слито с вокальной и оркестровой музыкой?

Теа́тр (греч. θέατρον - основное значение - место для зрелищ, затем - зрелище, от θεάομαι - смотрю, вижу) - зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств - литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства и других, и обладающий собственной спецификой: отражение действительности, конфликтов, характеров, а также их трактовка и оценка, утверждение тех или иных идей здесь происходит посредством драматического действия, главным носителем которого является актёр.
- Опера.

2.Первая опера М.И.Глинки – «Иван Сусанин»

3.Главный герой оперы М.И Глинки «Жизнь за царя» - Иван Сусанин.

4. Песня главного героя оперы, сольный номер? - Ария

5.Любимый вокальный жанр Глинки, покоривший слушателей – Романс.

6. Разновидность голоса, которым обладал М.И.Глинка - Тенор

7.На чьи стихи написаны романсы Глинки «Я помню чудное мгновенье», «Ночной зефир», «В крови горит огонь желанья»? – А.С.Пушкин

8..С какой страной связаны образы и темы симфонических произведений Глинки «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде»?

Симфо́ния (др.-греч. συμφωνία - «созвучие, стройное звучание, стройность») - музыкальное произведение для оркестра. Как правило, симфонии пишутся для большого оркестра смешанного состава (симфонического), но существуют и симфонии для струнного, камерного, духового и других оркестров; в симфонию могут вводиться хор и сольные вокальные голоса.
– Испания

9.Романс, который начинается словами «Между небом и землёй песня раздаётся…» -Жаворонок

10. Кто, по словам М.И.Глинки, «создает музыку, если композиторы её только аранжируют»? - Народ.


  • Жизнь музыкальных образов в одном произведении. Образы света и радости.
  • – не только широко развёрнутая вступительная часть к опере или балету, но иногда музыка вполне самостоятельная.
  • * - Давайте послушаем увертюру «Руслан и Людмила»
  • Вывод: Музыкальная драматургия увертюры «Руслан и Людмила» заключена в сопоставлении музыкальных образов, раскрывающих разные грани одного и того же светлого и радостного взгляда на жизнь.
  • Русская музыка
  • Вопросы по творчеству М.И.Глинки