Главная страница
Контакты

    Главная страница


Русские народные сказки




Дата02.04.2017
Размер8.46 Kb.

Русские народные сказки


Урок-викторина по литературному чтению

4 класс

Обобщение по теме «Русские народные сказки»


Цели: - развивать творческие возможности детей, фантазию, наблюдательность;

- прививать интерес к чтению;

- воспитывать чувство ответственности, умение принимать решение.


Оборудование: карточки с отрывками из русских народных сказок, карточки с пословицами (разрезные);

Русская народная сказка (до XVII в. баснь, байка) - произведение устного творчества русского народа, один из видов фольклорной прозы.
жетоны.



Ход урока


  1. Организационный момент

  2. Постановка цели урока


- Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы будем развивать наши творческие возможности, наблюдательность, фантазию.

- Сегодня мы с вами поиграем и заодно выясним, как хорошо вы знакомы с устным народным творчеством и русскими народными сказками в том числе.

(Класс делится на 2 команды; каждая команда садится за свой стол)


  1. Основная часть


Конкурс 1: - Команды придумывают себе название и обосновывают свой выбор.


Конкурс 2: Разминка «Вспомни сказку»

- Сейчас разминка. Я буду зачитывать маленькие стихотворения, а вы должны догадаться, о какой сказке идёт речь. Та команда, которая быстрее поднимет руку и даст правильный ответ, получает жетон.


  • Не лежалось на окошке –

Покатился по дорожке.

  • По тропе шагая бодро,

Сами воду тащат вёдра!

  • А дорога далека,

А корзина – не легка.

Сесть бы на пенёк,

Съесть бы пирожок!

  • Ах ты, Петя-простота,

Сплоховал немножко:

Не послушался кота,

Выглянул в окошко!

  • Отворили дверь козлята –

И пропали все куда-то!

  • Колотил да колотил

По тарелке носом –

Ничего не проглотил

И остался с носом!

Ну а хвост ко льду прирос.

  • Красна девица грустна:

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко!

Слёзы льёт бедняжка!


Конкурс 3: «Вспомни»


- Вам нужно вспомнить как можно больше видов устного народного творчества.

Фолькло́р (англ. folk-lore - «народная мудрость») - народное творчество, народное искусство. Художественное коллективное творчество народа, отражающее его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Важнейшей особенностью фольклора в отличие от литературы и современной книжной культуры является его традиционализм и ориентация на устный способ передачи информации. Носителями обычно выступали сельские жители (крестьяне).
В течение 5 минут перечислить их и записать на листочке, который находится у вас на столе.

(Потешки, песни, частушки, прибаутки, пестушки, скороговорки, считалки, небылицы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, былины).


- А теперь выберите из своей команды по одному человеку, который, по вашему мнению, хорошо разбирается в устном народном творчестве.

- Этот участник команды должен выбрать одну из карточек с текстом и определить, какой вид устного творчества на ней представлен.


  1. Раз, два, три, четыре, пять,

Будем в прятки мы играть.

Звёзды, месяц, луг, цветы…

Поводи поди-ка ты!


  1. Не одежда красит человека, а его добрые дела!


  1. Баю, баю, баюшки,

В огороде петушок.

Петя громко поёт,

Ване спать не даёт.


  1. - Куда, заинька, бежишь?

Куда, серенький, спешишь?

- К медведю на свадьбу,

Медведь-то мне дядя,

А медведица-то тётка.


  1. Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.


  1. От топота копыт пыль по полю летит.



Конкурс 4: «Собери пословицу»


- Пословицы рассыпались. Соберите их (работа с «разрезанными» пословицами).


Любишь кататься – люби и саночки возить.

Делу время, а потехе – час.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Под лежачий камень вода не течёт.

Лучше синица в руке, чем журавль в небе.


4. Подведение итогов викторины. Оценивание работы команд (сплочённость, поддержка, дисциплина, взаимопомощь)