Главная страница
Контакты

    Главная страница


Самостоятельная работа на уроках русского языка

Скачать 79.15 Kb.



Скачать 79.15 Kb.
Дата09.05.2017
Размер79.15 Kb.

Самостоятельная работа на уроках русского языка


Доклад на тему: «Самостоятельная работа на уроках русского языка»

Паняева М. А.

ГКС (К) ОУ РМ Поводимовская школа-интернат


Самостоятельная работа учащихся – многообразные виды индивидуальной и коллективной учебной деятельности школьников, осуществляемой ими по заданиям, без непосредственного участия учителя.

Обучение Обуче́ние (в педагогике) - целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов.


Выполнение этих заданий требует от учащихся активной мыслительной деятельности, самостоятельного решения различных познавательных задач, использование ранее усвоенных знаний.


Целями повышения уровня познавательной активности учащихся и ускорения процесса усвоения знаний, умений и навыков должна быть хорошо организованная самостоятельная работа.


Познавательная активность учащихся в процессе обучения зависит не только от количества учебного времени, выделяемого на самостоятельную работу, но и от характера этой работы, от того, на сколько она требует от учащихся самостоятельности в суждениях и практических действиях.


Эффективность самостоятельной работы в большей степени зависит от качества руководства со стороны учителя. Он разрабатывает систему заданий и четко определяет задачу каждой самостоятельной работы, обучает учащихся рациональным приемом умственного труда, инструктирует перед выполнением задания, наблюдает за ходом самостоятельной работы, своевременно оказывает помощь учащимся в преодолении возникающих трудностей и исправлении допускаемых ошибок, подводит итоги, активизирует и оценивает результаты каждой работы.


На протяжении многих лет работы в начальных классах я наблюдала, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес.

Русский язык Ру́сский язы́к (инф.) (МФА: [ˈruskʲɪi̯ jɪˈzɨk])[~ 3][⇨] - один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа. Является одним из наиболее распространённых языков мира - шестым среди всех языков мира по общей численности говорящих и восьмым по численности владеющих им как родным.
Некоторые считают его скучным предметом. Нежелание заниматься порождает неграмотность. Я задумываюсь над тем, как пробудить у детей интерес к знаниям, как повысить грамотность письма.


Прочитала много методической литературы, проанализировала свои уроки и пришла к выводу, что это можно сделать через организацию самостоятельной работы и развитие познавательной активности учащихся. Известно, что умения и навыки любого рода формируются в процессе самостоятельной деятельности.


На основании этих выводов я проанализировала и систематизировала различные виды самостоятельной работы и разработала технологию использования упражнений данного вида на разных этапах урока русского языка


Приведу примеры организации самостоятельной работы:

при изучении слов из словаря;

на уроках изучения нового материала;

при закреплении и совершенствовании знаний, умений и навыков;

при выполнении упражнений из учебника.

Организация самостоятельной работы

При изучении слов из словаря


В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придаю словарно-орфографической работе, в процессе которой, дети усваивают слова с непроверяемыми или труднопроверяемыми написаниями.

Развитие речи Разви́тие ре́чи (или онтогенез речи, ср. также англ. Language development) - широко используемое комплексное обозначение процессов, этапов и методик, связанных с овладением (как ребёнком, так и в широком смысле - человеком в течение жизни) средствами как устной, так и письменной речи (языка), характеризующими в свою очередь развитие его навыков коммуникации, вербального мышления и литературного творчества.


Очень важно при работе над словарем развивать у учащихся умение точно употреблять слова в речи. Тут помогают такие упражнения, как замена словосочетания одним словом, например:


Упражнение № 1

Как называется крупный населенный пункт? (Город)

Как одним словом назвать жителей страны? (Народ)


Затем работу можно усложнить: записать слова по вариантам, поставить к ним вопрос “кто?” или “что?”.


I. вариант “кто?” II. вариант “что?”


Тут же даю задание: поставить ударение, найти родственные слова, составить с одним из слов предложение, разобрать его по членам. В результате слово несколько раз повторяется в различных видах упражнений на уроке и хорошо запоминается.


Упражнение № 2


Словарные слова объединяют в тематические группы.

Овощи – картофель, капуста, морковь, огурец, помидор, горох.

Школа – ребята, ученик, учитель, тетрадь, пенал, девочка, мальчик, дежурный.


Подбираю к каждой группе картинки.


Провожу картинно-словарные диктанты. Дети проверяют работу друг друга, по образцу, написанному на доске или плакате.


Упражнение № 3


К словарным словам подбираю загадки, читаю их, дети пишут отгадку – слово. Процесс отгадывания загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучает детей к четкой логике, к рассуждению и доказательствам.


Стоит копна посреди двора,

Спереди вилы, сзади метла. (Корова)


Упражнение № 4


Особенно эффективной является работа, которая вызывает интерес и желание узнать новое. Большую активность проявляют дети на уроках, где используются упражнения с элементами игры. Рассмотрим одно из них.


1.На доске в два столбика пишу слова с пропущенной орфограммой.

М…сяц В…гон

С…вер Б…гаж


Постоянные самостоятельно тренировочные упражнения в написании слов с безударными гласными, непроверяемые ударением, обеспечивают хорошее их усвоение.

На уроках изучения нового материала


Мотивация учебной деятельности школьников, в том числе и их самостоятельной работы, – важная предпосылка успешности обучения.

Учебная деятельность - это вид практической педагогической деятельности, целью которой является человек, владеющий необходимой частью культуры и опыта старшего поколения, представленных учебными программами в форме совокупности знаний и умений ими пользоваться.
Важно показать учащимся, почему им дается то или иное задание, какова цель его, какие задачи нужно решить для получения искомого результата.


Так, приступая к изучению новой темы, можно предложить ряд заданий, в процессе выполнения которых, учащиеся сами придут к выводу, осознанно усвоят материал.


Наибольшее место самостоятельной работе я отвожу при закреплении и совершенствовании знаний, умений и навыков. Дети не любят, когда учитель готов все сказать за них, они любят “догадываться” сами.


Разделительный Ъ


Буратино предлагает игру “Третий лишний”. На табличках написаны слова. Найди лишнее.подъём

пьёт

отъезд разъярённый

бельё

объяснил


Парные звонкие и глухие согласные


Спиши слова, вставляя пропущенные буквы.

Глухие согласные - тип согласных, произносимых без вибрации гортани. Глухота - тип фонации, наряду с звонкостью и состоянием гортани.
Из третьих букв каждого слова составьте слово. Напиши его вместо точек.сала…ки

сле…ки

водола…


И так, по каждой теме делаю такие карточки. Содержание текстов способствует расширению детского кругозора, вызывает интерес к учению, учит мыслить, наблюдать.

На уроках предлагаю самостоятельную работу различного характера.


Работа с перфокартами

Задание №1


Определить склонение имен существительных.

Мама

Миша

Стул

Печь

Яблоко

1 склонение

2 склонение

3 склонение

Задание № 2


Разобрать слова по составу

приставка

корень

суффикс

окончание

Сладкий

Перелетная

Поездка

Вода


Работа с перфокартами развивает орфографическую зоркость, воспитывает внимание, развивает наблюдательность, умение анализировать, самостоятельно разбираться в поставленных целях.

.

Очень важно обеспечить большую самостоятельность учеников при выполнении упражнений из учебника. Нужно видеть возможности для повышения самостоятельности, заложенные в упражнениях. Оценить эти возможности помогут такие критерии, как уровни самостоятельности и познавательной активности учащихся в упражнениях. Рассмотрим эти уровни на примере упражнений по теме “Правописание слов с глухими и звонкими согласными на конце слова или перед другими согласными.”


Первый уровень – это воспроизведение способа деятельности, с которым учащиеся познакомились по объяснению учителя или по учебнику. Это списывание с образца не осложненных дополнительными заданиями упражнений, произношение вслед за учителем слов, в которых голосом выделяется орфограмма. Применение орфографических правел к проверке тех же примеров, на которых это правило было объяснено. Если правило проиллюстрировано примером луг – луга и ученик использует этот же пример, это первый уровень.


Второй уровень – это выполнения упражнений по образцу. Например, подобрать к данным словам проверочные слова. Образец: сапог – сапоги. Слова для самостоятельной проверки: лошадь … , поезд … , обед … .


В образце показана, что для выполнения задачи нужно поставить проверяемые слова во множественное число.

Мно́жественное число́ (часто используется сокращение мн. ч.) - грамматическое число, используемое при обозначении нескольких предметов, объединённых по какому-либо признаку (однородных предметов).
Таким образом, дети выполняют знакомую операцию.


Третий уровень – это выполнение упражнений с применением того же способа, но требующего хотя бы небольшого самостоятельного поиска, познавательной активности. То же упражнение дано без образца. Задание к такому упражнению может содержать указание или всего лишь намек на способ выполнения (город – один, а много?), но может и не содержать его. В последнем случае самостоятельность повысится, им придется самим отыскивать способ проверки орфограмм, проверочных слов.


Такая организация самостоятельной работы позволяет развивать у детей интерес к изучению русского языка, формировать умение самостоятельно применять имеющиеся и приобретать новые знания и навыки, развивать творческую и познавательную активность учащихся.


  • ГКС (К) ОУ РМ Поводимовская школа-интернат