Главная страница
Контакты

    Главная страница


Сфера духовной культуры




Дата04.04.2017
Размер64.7 Kb.

Сфера духовной культуры



ФБ-08-2015


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №107»







МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


урока обществознания по теме:

«Сфера духовной культуры»

(8 класс)





Разработала:

Ворожейкина О.В.,

учитель истории и

обществознания

МБОУ «СОШ №107»






















Новокузнецк 2015


Повторительно-обобщающий урок по теме:

«Сфера духовной культуры». 8 класс.


Цель:  закрепить знания учащихся о культуре, её видах и духовной жизни общества.

Задачи:

*Обобщение учащимися знаний о духовной культуре, о духовной сфере, её роли в развитии общества, во взаимодействии личности с социальной средой.

Социальная среда - совокупность материальных, экономических, социальных, политических и духовных условий существования, формирования и деятельности индивидов и социальных групп.

*Развитие умений и навыков учащихся, по определению сущностных характеристик различных типов культуры, сравнение и классификация их по указанным критериям.

*Умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства.



1. Мотивация учебной деятельности учащихся. Создание проблемной ситуации (время работы – 5 -7минут).

Учебная деятельность - это вид практической педагогической деятельности, целью которой является человек, владеющий необходимой частью культуры и опыта старшего поколения, представленных учебными программами в форме совокупности знаний и умений ими пользоваться.

Пробле́ма (др.-греч. πρόβλημα) в широком смысле - сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке - противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для её разрешения; в жизни проблема формулируется в понятном для людей виде «знаю что, не знаю как», то есть известно, что нужно получить, но не известно, как это сделать.

Вступительное слово учителя.

- Здравствуйте ребята! Сегодня у нас будет не совсем обычный урок. Вам предстоит повторить и обобщить изученный ранее материал и показать свои знания и умения.


- Внимание на экран! (Слайд 2. «Толкование термина»)

Задание 1 – определите термин по его толкованию.


- все что создано руками человека

- практическая реализация общечеловеческих и духовных ценностей

- набор знаний, верований и поведений, которые основаны на мышлении и социальном обучении.

- цельность, органическое соединение многих сторон человеческой жизни

- О каком понятии идет речь? Правильно, о «культуре».

- А задумывались ли вы о том, что такое культура?

- Известно, что существует более 250 определений понятия «культура».

- А с чем ассоциируется слово «культура»? Подумайте, посмотрите на следующий слайд. Вот какие ассоциации родились у меня в связи с этим понятием.

Задание 3. Дополните схему. Запишите свои ассоциации к слову «КУЛЬТУРА» в маршрутных листах.

Слайд 3. Ассоциации. Прием «Солнышко».

(неполная схема) культура – музей, статуя, теория)

Слайд 4. (полная схема) культура – музей, статуя, теория, ритуал, храм, плотина

Задание 4.

- Назовите основные виды культуры, исходя из определения, что такое культура, ассоциаций связанных с этим понятием.

Слайд 5. Схема видов культуры (материальная, духовная)


Слайд 6. Выполним следующее задание. Обратитесь к маршрутному листу.

Задание 5. Установите соответствие между элементами культуры и ее видами: к каждому элементу в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.


Элементы культуры Виды культуры

А) украшение 1) материальная

Б) плотина 2) духовная

В) ритуал

Г) теория

Д) кукла


Запишите в таблицу выбранные цифры.

- Человек как существо духовное не может ограничиваться только материальным существованием. Жизнь человеческого духа не менее существенна для общества и самого человека.

2. Определение темы урока. (1 мин.)

- Так о какой же культуре мы сегодня поговорим?

- О духовной культуре! Молодцы!

Тема нашего урока «Сфера духовной культуры» (Открыть аппликацию на доске!)

- А какова же будет цель нашей деятельности? (Повторить, обобщить и систематизировать знания полученные на предыдущих уроках).

- А что нам для этого будет необходимо? (учебник, раздаточный материал, тесты, маршрутные листы).

- Духовная сфера жизни общества имеет сложную структуру.

- Выполните задание 6 – соотнесите термины и их определения ( 3 мин.)


А) это представления, основанные на вере в Бога и соответствующее этим представлениям поведение.

2. Право

Б) это общая теория о мире и о человеке в этом мире

3. Религия

В) это общеобязательные нормы поведения, санкционированные и охраняемые государством

4. Наука

Г) это одна из форм общественного сознания, в основе которой лежит образное отражение действительности.

5. Искусство

Д) это процесс получения знаний

6. Образование

Е) это совокупность социальных норм, регулирующих поведение человека с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости.

7. Мораль

Ж) это система объективных знаний об окружающем мире



Запишите в таблицу выбранные цифры

- Проверим правильность выполнения задания. Используя сигнальные карточки покажите качество выполнения задания. (красные - 5, желтые – 4, зеленые -3)


Слайд 5. Таблица с ответами к заданию

- Используя сигнальные карточки, покажите результаты выполнения задания.

- Молодцы!


Задание 7. Составить кластер. Аппликации.

Раздаточный материал (в мультифорах, 5 форм культуры на каждой парте).

- Для выполнения следующего задания ребята, мне понадобится ваша помощь. Для наглядности хотела составить вам кластер по формам духовной культуры.

Духовная культура - это система знаний и мировоззренческих идей, присущих конкретному культурно-историческому единству или человечеству в целом.

Но не успела разобрать раздаточный материал. Он лежит у вас в мультифорах – «Формы культуры». Выберите те аппликации, которые относятся к духовной культуре. Прикрепите на доску.


- Задание 8. Лингвистический конструктор. (2-3 мин)

- А сейчас немного поиграем. Работать продолжаем в парах.

- Попробуем немного перевоплотиться. Вы будете в роли ученых, философов, религиоведов, искусствоведов, гуманистов. (Расставить таблички!)

- Используя лингвистический конструктор (это задание №8 в маршрутных листах) составьте предложение из слов, отражающих особенности одной из форм духовной культуры.


Ученые: знаки, стремится, объяснять, язык, формулы, особый, символы, мир, наука, используя.

(Наука стремится объяснять мир, используя особый язык - формулы, символы, знаки)

Философы: времена, мудрецы, ответы, вопросы, готовы, истины, жизнь, искали, отдать, в, ради, разные, на, бытия, и, были

(В разные времена мудрецы искали ответы на сложные вопросы бытия и готовы были отдать жизнь ради истины.)


Религиоведы: воспитывает, Бога, избавляет, одиночества, вера, общество, от, объединяет, в, человека, его.

(Вера в Бога избавляет человека от одиночества, объединяет общество, воспитывает)

Искусствоведы: искусство, способ, действительности, художественных, это, особый, в, познания, образах, отражение, и.

(Искусство - это особый способ познания и отражение действительности в художественных образах)

Гуманисты: добра, за, должен, зла, ответственность, оценивать, свое, нести, поведение, поступки с, человек, позиции, и, свои.

(Человек должен оценивать свое поведение с позиции добра и зла, нести ответственность за свои поступки).


Задание 9. Тест (приложение)


Задание 10. Синквейн

- Предлагаю вам выполнить творческое задание и выразить свои впечатления в форме синквейна.

Схема синквейна (стихотворение, пять строк):    

Понятие

Прилагательное        Прилагательное

Глагол                   Глагол                Глагол

Предложение из четырех слов

Существительное-ассоциация (вывод)


Духовная культура

Значимая, важная

Воспитывает, обучает, обогащает

Она необходима для человека

Творчество


3. Рефлексия:

- На уроке я узнал –

- Мне было интересно –

- Мне было трудно -


Домашнее задание: написать мини – эссе, используя «ПОПС – формулу».

Слово учителя: В качестве практического закрепления изученного материала вам предлагается написать эссе по одной из предложенных тем.

Темы эссе:

«Стыжусь – значит существую». (Вл. Соловьев);

«Если у человека есть «зачем» жить, он может выдержать любое «как»». (Ф. Ницше);

«Недостаток не в деньгах, а в людях и дарованиях делает слабым государство». (Вольтер).





































ПРИЛОЖЕНИЕ

Тест. Вариант I


1. Выберите верный ответ. К духовной сфере относится:

1) образование

2) производство

3) торговля

4) экономика


2. Верны ли следующие суждения о морали?

А. Исполнение человеком моральных норм в определённой мере зависит от отношения общества к этим нормам и их нарушению.

Б. Моральные нормы отражают представления общества о прекрасном и безобразном.

верно только А

верно только Б

  1. верны оба суждения

  2. оба суждения неверны


3. 5-летний Максим посещает детский сад. Бабушка водит Максима на занятия в хоровую студию. На какой ступени образования находится Максим?

дошкольное образование

начальное общее образование

  1. основное общее образование

  2. среднее общее образование


4. Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?

А. Наука помогает человеку систематизировать знания об окружающем мире.

Б. Наука стремится к достоверности получаемых результатов.

верно только А

верно только Б

  1. верны оба суждения

  2. оба суждения неверны


5. Укажите лишнее понятие:

культ, церковь, гипотеза, вероучение, богословие



Тест. Вариант II


1. Выберите верный ответ. К духовной сфере относится:

1) торговля

2) экономика

3) религия

4) производство



2. Анна учится в 8 классе общеобразовательной школы. Дополнительно она посещает музыкальные занятия по классу гитары в Центре детского творчества. На какой ступени образования находится Анна?

1) высшее профессиональное образование

2) основное общее образование

3) среднее профессиональное образование

4) среднее общее образование



3.

Общее образование Общее образование (первый уровень образования) - непрофессиональное и неспециальное образование.

Сре́днее профессиона́льное образова́ние (СПО) - средний уровень профессионального образования.

Верны ли следующие суждения о морали?

верно только А

верно только Б

  1. верны оба суждения

  2. оба суждения неверны



4. Верны ли следующие суждения о роли науки в современном обществе?

А. Науку активно привлекают к решению многих проблем современного общества.

О́бщество - форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями. Человеческие общества характеризуются моделью отношений (социальных отношений) между людьми, которая может быть описана как совокупность таких отношений между его субъектами.

Б. Наука тесно связана с производством материальных и духовных благ.

1) верно только А

2) верно только Б

  1. верны оба суждения

  2. оба суждения неверны


5. Укажите лишнее понятие:

открытие, гипотеза, богословие, доказательство, институт


























  • Повторительно-обобщающий урок по теме
  • 1. Мотивация учебной деятельности
  • Задание 3. Дополните схему
  • Слайд 3
  • Задание 4.
  • Слайд 5. Схема видов культуры
  • 2. Определение темы урока
  • Тема нашего урока «Сфера духовной культуры»
  • - Проверим правильность выполнения задания. Используя сигнальные карточки покажите качество выполнения задания.
  • - Используя сигнальные карточки, покажите результаты выполнения задания.
  • Задание 7. Составить кластер
  • Лингвистический конструктор
  • Ученые
  • Философы
  • Искусствоведы
  • Схема синквейна (стихотворение, пять строк)
  • Духовная культура
  • Творчество
  • Домашнее задание
  • ПРИЛОЖЕНИЕ
  • Тест. Вариант II