Главная страница
Контакты

    Главная страница


Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании

Скачать 64.41 Kb.



Скачать 64.41 Kb.
Дата19.04.2017
Размер64.41 Kb.

Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании


Урок русского языка в 8 классе на тему «Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании»


1. Словосочетание – это два или несколько слов, связанных по смыслу и грамматически.

Надежный друг, построить школу, по-осеннему хмурый.


2. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.


3. Зависимое слово связывается с главным по смыслу и грамматически.


4. Смысловая часть устанавливается по вопросу (от главного слова к зависимому).


5. Грамматическая связь выражается с помощью окончания и предлога.


Виды словосочетаний

По типу главного слова:

1). Именные (письмо другу, верные мне, трое в масках, кто-то из вас).

2). Наречные (очень быстро).

3). Глагольные (пилить дрова).


Виды словосочетаний по способу связи:

1). Согласование (зависимое слово отвечает на вопросы «какой?» «чей?»).

2). Управление (зависимое слово отвечает на вопросы косвенных падежей).

3). Примыкание (зависимое слово – неизменяемая часть речи).

Паде́ж в языках флективного (синтетического) или агглютинативного строя - словоизменительная грамматическая категория именных и местоимённых частей речи (существительных, прилагательных, числительных) и близких к ним гибридных частей речи (причастий, герундиев, инфинитивов и проч.)
Частица - термин, который часто употребляется в физике для обозначения объектов, которые в контексте исследований можно считать неделимыми и точечными. Понятие включает в себя элементарные частицы, но не ограничивается им.


1. Согласование- это такой вид связи, при котором зависимое слово выступает в тех же грамматических формах (род, число, падеж), что и главное:

существительное прилагательное (пушистым снегом);

существительное причастие (за исхоженными тропами);

существительное порядковое числительное (пятый подъезд);

Граммати́ческая фо́рма - языковой знак, в котором тем или иным грамматическим способом (иначе говоря, регулярно, стандартно) выражается грамматическое значение. В различных языках средствами выражения грамматических значений могут быть нулевые и ненулевые аффиксы, непозиционные чередования фонем (внутренние флексии), характер ударения, редупликация, служебные слова, порядок слов, интонация.
Поря́дковые числи́тельные - класс имён числительных, обозначающий порядок предметов при счёте.

существительное местоимение (твоего платка).

2. Управление – это такой вид связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определенном падеже:

сущ., прилаг., глаг., нареч. им. сущ или другие части речи, употребляемые в значении сущ.

Часть ре́чи (калька с лат. pars orationis, др.-греч. μέρος τοῦ λόγου) - категория слов языка, определяемая морфологическими и синтаксическими признаками. В языках мира прежде всего противопоставляются имя (которое может делиться далее на существительное, прилагательное и т. п., но это не универсально)

Например: строительство дома, удобный для проживания, достать картинку, быстрее пули.


3. Примыкание - это такой вид связи, при котором зависимое слово связывается с главным только по смыслу. Примыкают обычно неизменяемые части речи (наречие, деепричастие, инфинитив):

глаг., сущ., прилаг., нареч. наречие, инфинитив, деепричастие

Например: крепко спать,

умение читать,

сидеть размышляя,

очень быстро


Не являются словосочетаниями:

1). Основа предложения (мальчик уехал),

2). Однородные члены (быстрый и внимательный),

3). Предлоги со словами (в течение часа),

4). Составные формы (двадцать второй, будет писать, более сладкий)

5). Фразеологические обороты (сел в калошу)


Какие слова в предложении НЕ являются словосочетаниями?

По-дружески наша собачонка меня встречала с лаем у ворот.

1) Встречала меня.

!2) Собачонка встречала.

3) Встречала по-дружески.

4) Встречала с лаем.


В каком предложении выделенные слова НЕ являются словосочетаниями?

1) Мы встречались с тобой на закате.

2) Нас море примчало к земле одичалой.

!3) Последние дни осени пасмурны и холодны.

4) Летит, летит степная кобылица и мнёт ковыль.


Задание: распределите словосочетания по трем столбикам:

(1) Липовый чай, (2) пилить дрова, (3) идти быстро, (4) любящая тебя, (5) второй поющий, (6) готовый уйти, (7) мой милый, (8) спящий храпя, (9) идёт к окну, (10) чей-то дом, (11) желание спать, (12) шёл впереди, (13) этот человек, (14) летящая утка, (15) быстрее лани, (16) белый от пыли, (17) доволен одним, (18) валясь набок.

Ключ:

Задание № 1: определите способ связи слов в словосочетаниях:

(1) Ехать быстро; (2) красящий забор; (3) мощёная улица; (4) очень ветрено; (5) освобождение армией; (6) лестно говорить; (7) пятый в строю; (8) очень дружно; (9) помогал маме; (10) отвечать, не думая; (11) писать аккуратно; (12) папин портфель; (13) грустный мальчик; (14) кофе по-турецки;

Кофе по-восточному или кофе по-турецки (иногда - «турецкий кофе») - кофе, приготавливаемый путём варки молотых кофейных зёрен в турке, иногда с добавлением сахара.
(15) дежурный класс; (16) пришёл мириться; (17) пятый кабинет; (18) счастливая улыбка; (19) видеть из окна; (20) понимаю тему; (21) сделать по-своему; (22) свой человек; (23) поливающий из лейки; (24) подошёл ко мне; (25) говорить насчёт погоды; (26) понятно объяснять; (27) очень красиво; (28) неубранная комната; (29) прийти вовремя; (30) наш приз.


Ключ:

(1) Ехать быстро - примыкание; (2) красящий забор - управление; (3) мощёная улица - согласование; (4) очень ветрено - примыкание; (5) освобождение армией - управление; (6) лестно говорить - примыкание; (7) пятый в строю - управление; (8) очень дружно - примыкание; (9) помогал маме - управление; (10) отвечать, не думая - примыкание; (11) писать аккуратно - примыкание; (12) папин портфель - согласование; (13) грустный мальчик - согласование; (14) кофе по-турецки - примыкание; (15) дежурный класс - согласование; (16) пришёл мириться - примыкание; (17) пятый кабинет - согласование; (18) счастливая улыбка - согласование; (19) видеть из окна - управление; (20) понимаю тему - управление; (21) сделать по-своему - примыкание; (22) свой человек - согласование; (23) поливающий из лейки - управление; (24) подошёл ко мне - управление; (25) говорить насчёт погоды - управление; (26) понятно объяснять - примыкание; (27) очень красиво - примыкание; (28) неубранная комната - согласование; (29) прийти вовремя - примыкание; (30) наш приз - согласование.


Задание № 2: замените данные словосочетания со способом связи примыкание синонимичными со способом связи управление:

(1) Жалостно посмотрел; (2) неуверенно сказал; (3) устало шагал; (4) осторожно слез.

Ключ:

(1) Жалостно посмотрел – посмотрел с жалостью;

(2) неуверенно сказал – сказал без уверенности;

(3) устало шагал – шагал с усталостью;

(4) осторожно слез – слез с осторожностью.


Задание № 3: замените данные словосочетания со способом связи управление синонимичными со способом связи примыкание:

(1) Говорил с тревогой; (2) ждал с напряжением; (3) охранял с заботой; (4) глядел со смущением.

Ключ:

(1) Говорил с тревогой – говорил тревожно;

(2) ждал с напряжением – ждал напряженно;

(3) охранял с заботой – охранял заботливо;

(4) глядел со смущением – глядел смущенно.


Задание № 4: замените данные словосочетания со способом связи согласование синонимичными со способом связи управление:

(1) Бессонная ночь; (2) подземный переход; (3) алгебраическая задача; (4) школьный портфель.

Школьный портфель (англ. Trapper Keeper) - эпизод 413 (№ 60) сериала «South Park», премьера которого состоялась 15 ноября 2000 года.

Ключ:

(1) Бессонная ночь – ночь без сна;

(2) подземный переход – переход под землей;

(3) алгебраическая задача – задача по алгебре;

(4) школьный портфель – портфель для школы.


Упражнение № 69.


Упражнение № 71.




Задание № 1: определите способ связи слов в словосочетаниях:

(1) Ехать быстро; (2) красящий забор; (3) мощёная улица; (4) очень ветрено; (5) освобождение армией; (6) лестно говорить; (7) пятый в строю; (8) очень дружно; (9) помогал маме; (10) отвечать, не думая; (11) писать аккуратно; (12) папин портфель; (13) грустный мальчик; (14) кофе по-турецки; (15) дежурный класс; (16) пришёл мириться; (17) пятый кабинет; (18) счастливая улыбка; (19) видеть из окна; (20) понимаю тему; (21) сделать по-своему; (22) свой человек; (23) поливающий из лейки; (24) подошёл ко мне; (25) говорить насчёт погоды; (26) понятно объяснять; (27) очень красиво; (28) неубранная комната; (29) прийти вовремя; (30) наш приз.

Задание № 2: замените данные словосочетания со способом связи примыкание синонимичными со способом связи управление:

(1) Жалостно посмотрел; (2) неуверенно сказал; (3) устало шагал; (4) осторожно слез.

Задание № 3: замените данные словосочетания со способом связи управление синонимичными со способом связи примыкание:

(1) Говорил с тревогой; (2) ждал с напряжением; (3) охранял с заботой; (4) глядел со смущением.

Задание № 4: замените данные словосочетания со способом связи согласование синонимичными со способом связи управление:

(1) Бессонная ночь; (2) подземный переход; (3) алгебраическая задача; (4) школьный портфель.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 1: определите способ связи слов в словосочетаниях:

(1) Ехать быстро; (2) красящий забор; (3) мощёная улица; (4) очень ветрено; (5) освобождение армией; (6) лестно говорить; (7) пятый в строю; (8) очень дружно; (9) помогал маме; (10) отвечать, не думая; (11) писать аккуратно; (12) папин портфель; (13) грустный мальчик; (14) кофе по-турецки; (15) дежурный класс; (16) пришёл мириться; (17) пятый кабинет; (18) счастливая улыбка; (19) видеть из окна; (20) понимаю тему; (21) сделать по-своему; (22) свой человек; (23) поливающий из лейки; (24) подошёл ко мне; (25) говорить насчёт погоды; (26) понятно объяснять; (27) очень красиво; (28) неубранная комната; (29) прийти вовремя; (30) наш приз.

Задание № 2: замените данные словосочетания со способом связи примыкание синонимичными со способом связи управление:

(1) Жалостно посмотрел; (2) неуверенно сказал; (3) устало шагал; (4) осторожно слез.

Задание № 3: замените данные словосочетания со способом связи управление синонимичными со способом связи примыкание:

(1) Говорил с тревогой; (2) ждал с напряжением; (3) охранял с заботой; (4) глядел со смущением.

Задание № 4: замените данные словосочетания со способом связи согласование синонимичными со способом связи управление:

(1) Бессонная ночь; (2) подземный переход; (3) алгебраическая задача; (4) школьный портфель.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 1: определите способ связи слов в словосочетаниях:

(1) Ехать быстро; (2) красящий забор; (3) мощёная улица; (4) очень ветрено; (5) освобождение армией; (6) лестно говорить; (7) пятый в строю; (8) очень дружно; (9) помогал маме; (10) отвечать, не думая; (11) писать аккуратно; (12) папин портфель; (13) грустный мальчик; (14) кофе по-турецки; (15) дежурный класс; (16) пришёл мириться; (17) пятый кабинет; (18) счастливая улыбка; (19) видеть из окна; (20) понимаю тему; (21) сделать по-своему; (22) свой человек; (23) поливающий из лейки; (24) подошёл ко мне; (25) говорить насчёт погоды; (26) понятно объяснять; (27) очень красиво; (28) неубранная комната; (29) прийти вовремя; (30) наш приз.

Задание № 2: замените данные словосочетания со способом связи примыкание синонимичными со способом связи управление:

(1) Жалостно посмотрел; (2) неуверенно сказал; (3) устало шагал; (4) осторожно слез.

Задание № 3: замените данные словосочетания со способом связи управление синонимичными со способом связи примыкание:

(1) Говорил с тревогой; (2) ждал с напряжением; (3) охранял с заботой; (4) глядел со смущением.

Задание № 4: замените данные словосочетания со способом связи согласование синонимичными со способом связи управление:

(1) Бессонная ночь; (2) подземный переход; (3) алгебраическая задача; (4) школьный портфель.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------