Главная страница
Контакты

    Главная страница


Сообщение на тему "Активизация мыслительной деятельности и развития речи учащихся на уроках русского языка и литературы"

Скачать 49.15 Kb.



Скачать 49.15 Kb.
Дата17.04.2017
Размер49.15 Kb.

Сообщение на тему "Активизация мыслительной деятельности и развития речи учащихся на уроках русского языка и литературы"


hello_html_5dcff863.gifhello_html_m5951b446.gifhello_html_m4b5f91dd.gifhello_html_m4b5f91dd.gifhello_html_40838eaa.gifhello_html_40838eaa.gifhello_html_m4b5f91dd.gifhello_html_m4b5f91dd.gifhello_html_4a3b7f8.gifhello_html_m12086eaa.gifhello_html_72d69f0b.gifГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6 имени Мухтара Ауэзова














ДОКЛАД

Тема: «Активизация мыслительной деятельности и развития речи учащихся на уроках русского языка и литературы»

(прочитан на заседании ШМО учителей русского языка и литературы)







АБЖАЛИЕВА РУДАБА ЖАМКЕЕВНА,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ № 6 им. М.

Мышле́ние - это познавательная деятельность человека. Оно является опосредованным и обобщённым способом отражения действительности.
Разви́тие ре́чи (или онтогенез речи, ср. также англ. Language development) - широко используемое комплексное обозначение процессов, этапов и методик, связанных с овладением (как ребёнком, так и в широком смысле - человеком в течение жизни) средствами как устной, так и письменной речи (языка), характеризующими в свою очередь развитие его навыков коммуникации, вербального мышления и литературного творчества.
Ауэзова











Байконур, 2012

План работы:


I. Вступительная часть.

Введение. Методическая проблема.


II. Основная часть.

а) Активизация мыслительной деятельности и развитие речи на уроках русского языка.

б) Активные формы работы как фактор повышения мотивации к знаниям, развития связной речи и активизации мыслительной деятельности.

III. Заключительная часть.

Выводы.



























Активизация мыслительной деятельности и развития речи

на уроках русского языка и литературы

Приобретая опыт педагогической работы в классах основной школы, я пришла к выводу, что повышению активизации мыслительной деятельности обучающихся на уроках способствуют элементы проблемного обучения, обобщения в процессе изучения материала, новые подходы к использованию различных средств наглядности и моделирования, исследовательская работа.

Воспитание общих приёмов мышления требует условий для целенаправленного восприятия изучаемого материала по предмету и его осмысления, для творческой переработки знаний и применения их на практике.

Активизировать мышление обучающихся можно на протяжении всего хода урока самыми различными приёмами и средствами, но главным считаю создание ситуации успеха, что, на мой взгляд, является мощным стимулом для обучающихся. Для этого придерживаюсь основных правил управления успехом на уроке.

Если после уроков у ученика не осталось вопросов, которые хотелось бы обсудить, поспорить, поискать решения, то это значит, что урок, возможно, был и полезным, но оставил детей равнодушными к тому, что на нём происходило.

Необоснованная похвала, случайные оценки нивелируют ощущение успеха. Нужно уметь видеть реальные изменения, достоинства детей, сколь бы малы они не были, и вовремя поддерживать ученика.

Успех начинается с признания детьми права учителя учить. Авторитет, личность учителя, его разнообразные достоинства, интересы являются залогом успеха обучающихся.

Психологический климат, организация деятельности обучающихся на уроке, разумное сочетание репродуктивных и творческих методов – это важные компоненты залога успеха на уроке.

Предвкушение необычности, способность учителя удивлять играют важную роль на уроке.

Учитель должен любить детей и уметь это делать. Нельзя, выказывая чувство восторга от общения с одними детьми, заставлять страдать других.

Домашние задания должны быть красивыми, интересными, творческими, оригинальными, доступными, разноуровневыми, интересными по форме, учитывающими способности и особенности детей.


Активизация мыслительной деятельности и развитие речи учащихся

на уроках русского языка.


Мы, учителя, должны разными способами, методами активизировать познавательную деятельность учащихся, которая на данный момент резко снизилась по разным причинам: во-первых, дети часто не осознают, зачем им вообще надо учиться;

Позна́ние - совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.
во-вторых, не понимают, как использовать полученные знания в практической деятельности; в-третьих, это, конечно, устаревшие методики, используемые учителем на уроке.

И в своей работе я решила поделиться своим опытом, своими наработками в деле активизации познавательной деятельности.

Первое, с чего следует начать урок – это установка на деятельность. Поэтому мы ставим перед собой задачу нацелить учащихся на успешное выполнение учебного задания: ученик должен ощутить себя «творцом обстоятельств», чтобы ему захотелось преодолеть трудности, которые можно встретить в ходе работы; другими словами, формируется мотив достижения результата.

На этом этапе учащимся можно предложить различные варианты мотивов:

- стремление самостоятельно решать интересные задачи;

- попытаться завоевать авторитет в глазах товарищей;

Иначе говоря, с первых минут урока формируется ситуация успеха: актуализируются для предстоящей деятельности одни эмоции, нейтрализуются (при необходимости) другие (страх, память о неуспехе, равнодушие и т.д.).

Нельзя забывать, что роль учителя при этом меняется. Он превращается в организатора и консультанта (ученик в любой момент может обратиться к учителю за помощью). Ученик получает возможность творчески проявлять накопленные знания и приобрести знание новое в результате самостоятельного мышления, поиска, решения. И если учителю удастся справиться с поставленной задачей, то ученики почувствуют потребность в овладении новыми знаниями. А потребность, по мнению психологов, выступает источником активности. Таким образом, следующим важным моментом активизации познавательной деятельности учащихся является формирование у них целеполагания.


До недавнего времени считалось, что учитель – творец урока, и, естественно, цели ставит он. Сегодняшний день требует воспитывать творцами учеников, поэтому функцию поставки целей нужно отдать детям. Тогда они чётко и ясно увидят, что должны освоить и к какому возможному результату придти.

Однако, прежде чем ставить цели, необходимо ввести новый этап, который можно назвать мобилизующим.

Новый Этап (укр. Новий Етап) - посёлок в Чаплинском районе Херсонской области Украины.
На этом этапе ученики осуществляют указанные учителем мыслительные операции (сравнения, сопоставление, группировка, нахождение общего и различий, классификация и т.д.) с предложенным лингвистическим материалом и в результате приходят к формулированию темы и целей урока.

И на этом этапе возможно использование разных видов мыслительных операций и, соответственно, упражнений.


В 5 классе на первом уроке по теме «Словосочетание» возможно такое задание:

На доске запись: пос..дить, чу..ствительное, пор..жаться, в т..плице, сер..це, вс..гда.

Задание:

  1. Соедините между собой слова, в которых пропущено одинаковая орфограмма;

  2. Определите, какое синтаксическое явление представляют соединённые вами слова;

  3. Сформулируйте тему урока.


6 класс – первый урок по теме «Причастие». Здесь возможно использование «немого диктанта».


Задание.

  1. Посмотрите на меня (это может быть и ученик). Запишите в левый столбик слова, характеризующие меня по высоте, красоте, полноте.

  2. Слова какой части речи вы для этого использовали?

    Часть ре́чи (калька с лат. pars orationis, др.-греч. μέρος τοῦ λόγου) - категория слов языка, определяемая морфологическими и синтаксическими признаками. В языках мира прежде всего противопоставляются имя (которое может делиться далее на существительное, прилагательное и т. п., но это не универсально)
    Какие признаки предмета они называют? От слова какой части речи образованы?

  3. Сейчас я произведу некоторые действия, а вы опишите, какие признаки я приобретаю в этом случае (слова запишите в правый столбик)? Постоянны эти признаки или нет? От слова какой части речи образованы?

  4. Просклоняйте по одному слову из каждого столбика. Какой вывод можно сделать об изменении прилагательных и причастии?

  5. Что ещё общего есть у прилагательных и причастий, с вашей точки зрения?

    Точка зрения (англ. point of view, POV) - жизненная позиция, с которой субъект оценивает происходящие вокруг него события. Термин произошёл от «точки зрения» - места, где находится наблюдатель и от которого зависит видимая им перспектива.

На доске и в тетрадях по мере выполнения задания появляется запись:

  1. Какова тема урока? Какие цели урока поставлены? (6 класс «Понятие о причастиях»).


Учитель должен так строить дальнейшую работу, чтобы ученики в ходе поиска решения поставленных задач, пришли к схеме, которая бы действовала в различных ситуациях.


высокий – (какой?) учитель прыгающий – (какой?) учитель

симпатичный – (какой?)учитель приседающий – (какой?)учитель

худой – (какой?)учитель считающий – (какой?)учитель

прилагательные причастия


первообразные образованы

или образованные от глагола

от существительного


постоянный признак временный признак


какой? какой?


изменяются по родам, числам, падежам

зависит от существительного


И одним из методов может быть принцип опоры на языковые модели и алгоритмы правила. Следует оговориться, что этот метод применялся нами и ранее, но, решая задачу активизации познавательной деятельности, мы пришли к выводу, что активно он работает тогда, когда ученики ведут самостоятельный поиск. Проиллюстрировать этот момент можно на примере элемента урока развития речи в 6 классе по теме «Описание предмета: структура текста».


После того, как ученики вспомнили структуру описания вообще (материал 5 класса) и пришли к выводу, что описания могут быть разных стилей, в частности, художественного и научно-делового, учитель задаёт провокационный вопрос:

«Как вы думаете, одинаково ли строение текстов типа описание предмета разных стилей?»

И чтобы проверить выдвинутые учениками гипотезы, предлагает провести исследовательскую работу – сравнить тексты разных стилей и составить схему строения определённого типа описания.

Провокационный вопрос, или вопрос с заранее заданным ответом (англ. loaded question) - пример логической уловки; вопрос, в постановке которого заведомо содержится противоречивое, необоснованное или очевидно ложное предположение, которое существенно затрудняет получение на него прямого ответа («да» или «нет»).
Иссле́дование ( «следование изнутри») в предельно широком смысле - поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов. В более узком смысле исследование - научный метод (процесс) изучения чего-либо.

Целесообразно проводить эту работу в группах, и тогда, например, 1 и 3 группы составляют схему строения текста типа описания научно-делового стиля, а 2 и 4 группы: составляют схему строения текста типа описание предмета художественного стиля.

Литературно-худо́жественный стиль - функциональный стиль речи, который применяется в художественной литературе. Этот стиль воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.

Результаты исследовательской работы оформляются на ватмане и вывешиваются на доску, а затем каждая группа проводит презентацию своей работы. После обсуждения записи копируются в опорные схемы.

Как видим, знания здесь проходят через поиск, гипотезу, исследование, рассуждение, приложение на практике. А основной тезис метода проектов, выдвинутый ещё Дж. Дьюи, звучит так: «Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я смогу это применить». При такой форме работы на уроке учащиеся получают большую свободу при исследовании того или другого явления, поскольку главное – не сама истина, а путь к истине. Отрицательный результат – это тоже результат. Источником информации становится не учебник, а первоисточник.

Конечно, нельзя забывать и о работе с учебником на уроке. И здесь активизация познавательной деятельности учащихся происходит через использование таких приёмов как, например, структурирование материала: составить план, тезисы, схему, таблицу, выписать ключевые слова или понятия и т.д.

Ключевое слово - слово в тексте, способное в совокупности с другими ключевыми словами дать высокоуровневое описание содержания текстового документа, позволяющее выявить его тематику. В вебе используется главным образом для поиска.

Возьмём урок в 5 классе по теме «Главные члены предложения».

Ребятам уже знакомы понятия подлежащее и сказуемое. И, конечно, можно, провести повторение в традиционной форме фронтального опроса, но поскольку учителю важно узнать не только то, что помнит и знает класс в целом, но и каждый отдельно взятый ученик, то мы и предлагаем детям самостоятельно заполнить первую графу таблицы (таблица «ЗХУ»).

Это позволяет ученику провести самодиагностику знаний, а значит, нацеливает на результат, поскольку следующим этапом работы является заполнение этой графы совместными усилиями и ученик получает возможность сравнить свой уровень образования с уровнем одноклассников, что тоже, с нашей точки зрения, является стимулирующим умственную деятельность моментом.

Далее в сильном классе можно предложить самостоятельно прочитать материал учебника и заполнить вторую графу «Узнал», а в слабом сначала поработать вместе над конкретными примерами, затем предлагается прочитать учебник и озвучить, что же нового сказано по этой теме, и только после этого предлагается заполнить графу самостоятельно. А к последней графе обращаемся в конце урока. И ответы на записанные вопросы могут быть домашним заданием.

Домашнее задание - задание, задаваемое учителем (преподавателем) ученику (студенту) для самостоятельного выполнения после уроков (пар). Домашнее задание призвано предупредить забывание нового изученного на уроке материала, усвоение которого носит концентрированный характер[источник не указан 1368 дней].

Такие формы работы значительно повышают уровень теоретических знаний учащихся, развивают интеллект, учат логически мыслить, делают знания действенными, позволяют, как говорят психологи, «входить в активное взаимодействие с учебным материалом».


Помогают и задания типа: 1) дать обоснованную оценку ответа товарища; 2) различные творческие задания; 3) публичные выступления (презентация полученных результатов) и т.д.

Это развивает внимание к тому, о чём говорится, формирует социальную смелость, заставляет быстро ориентироваться в материале и самостоятельно мыслить.

И, конечно, нельзя обойти вниманием познавательные и ролевые игры. Познавательные игры расширяют кругозор, развивают находчивость, смекалку, пробуждают интерес, и, следовательно, происходит активизация познавательной деятельности, так как у ребёнка азарт игры сильнее страха неуспеха.

Кроме того, нельзя забывать о методе дифференцированного обучения учащихся, так как, по утверждению психологов, мастер, творец, деятель появляется только «в том случае, когда человек сам пытается определить грань между доступным и недоступным ему в деятельности».

Поэтому на уроке целесообразно использовать разноуровневые задания, но опять-таки нельзя забывать, что решающее слово в выборе уровня за учеником. Главное здесь не само задание, а процесс выбора, поскольку в этом случае ребёнок производит самоанализ своих знаний и возможностей, и только после этого появляется желание учиться, изменить качество, а как следствие меняется активность на уроке и вне его.

Итак, инструментальная основа активности разнообразна. И только от нас, учителей, зависит, что мы выберем, какие способы, приёмы, методы используем.

Но есть ещё один этап, который является неотъемлемой частью урока – это анализ результатов деятельности учащихся (оценочный этап).

И на современном уроке перед учителем стоит задача организовать работу таким образом, чтобы обратить результат выполненной работы в стимул, в осознанный мотив для следующего задания.

И здесь очень важно знать индивидуальные способности каждого ученика, чтобы оценка (а именно к ней сводится работа) учитывала и итог работы, и вклад каждого. Для слабых учеников можно использовать приём «даю шанс»: сейчас надо сдать работу, но после уроков (или на дополнительном уроке) ты сможешь дописать её (однако учащиеся должны быть готовы к тому, что получат дополнительное задание, поскольку они получили возможность проконсультироваться у одноклассников).

На этом этапе также необходимо обратить внимание на результат учебной деятельности: вернуться к целям, поставленным в начале урока, посмотреть, что выполнили, а что нет и почему.

Учебная деятельность - это вид практической педагогической деятельности, целью которой является человек, владеющий необходимой частью культуры и опыта старшего поколения, представленных учебными программами в форме совокупности знаний и умений ими пользоваться.

Таким образом, происходит формирование и развитие рефлексии (размышлений о себе, о своей работе), в результате чего становится всё больше учащихся, которые с пониманием относятся к результатам своего труда. А это не может не сказаться на активности познавательной деятельности. На это же направлена и диагностическая работа.

Но и здесь учитель только организует, консультирует, контролирует. А вот сама работа ведётся учеником. Для этого возможно использование диагностической тетради, в которую заносятся после каждой контрольной работы все ошибки, допущенные учеником, и классифицируются по орфограммам и пунктограммам. Затем дома учащийся получает возможность проработать правила.

Как видим, эта работа направлена на воспитание думающего ученика, способного работать и мыслить самостоятельно, творчески.

И немаловажную роль будет играть, какую жизненную позицию они займут: то ли будут пассивными созерцателями, то ли просто хорошими исполнителями, то ли людьми активными, думающими, способные преобразовать любую ситуацию, решить любую проблему. И это зависит от нас, учителей!


Активные формы работы как фактор повышения мотивации к знаниям,

развития связной речи и активизации мыслительной деятельности.


Сейчас принято выявлять одарённых детей и способствовать развитию их одарённости, но так же важно относиться к обычному ученику как к одарённому.

Конечно, для того чтобы реализовать новый подход, нужно внедрять индивидуальное взаимодействие с обучающимися, глубокую диагностику их интересов и возможностей, ведь посредством творческой деятельности человек предъявляет миру и ощущает приобщённость ко всему окружающему нас.

Творчество - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), - уникальность его результата.

Все знают: у кого большие способности, у того обычно есть интерес к занятиям.

Но есть и обратное правило: у кого больше интереса, у того быстрее развиваются способности. Пробудить интерес – моя задача. Не только интересное делать, но и всё, что нужно, делать с интересом – такую цель я ставлю перед обучающимися.

Среди различных средств активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке важное место занимают вопросы и задания учителя. Это одни из самых действенных и распространённых средств побуждения учеников к активной умственной работе.

Ум - это совокупность способностей к мышлению, познанию, пониманию, восприятию, запоминанию, обобщению, оценке и принятию решения. Ум определяется ощущениями, эмоциями, пониманием, памятью, желаниями, индивидуальными особенностями и мотивами, а также подсознанием.
Сила их - в простоте, доступности. Вопросы доминируют над заданиями при изучении теоретического материала, а при закреплении нового больший удельный вес занимают различные задания.

Эти приёмы использую на всех этапах обучения, при любом методе организации деятельности обучающихся. С помощью вопросов можно получать информацию о состоянии подготовленности обучающихся к восприятию нового материала, вопросы используются как стимулирующее средство в познавательной деятельности школьников.


Одним из эффективных путей повышения качества образования школьников является реализация идей проблемного обучения. Система заданий поискового характера способствует более осознанному и глубокому усвоению знаний, требует от учеников самостоятельного овладения знаниями и способами добывания этих знаний, что очень важно в общей системе работы под руководством учителя.

Сделать уроки литературы интересными помогает использование компьютерных технологий, так как сегодня разнообразные интересы школьников уже не могут быть удовлетворены лишь материалами традиционного обучения и словом учителя. Сейчас позволяют осуществить литературное развитие учащихся (литературные проекты, гостевые книги, сайты) Интернет-ресурсы, которые представляют обширные материалы, целесообразные для литературного произведения.

Литерату́ра (лат. lit(t)eratura, - написанное, от lit(t)era - буква) - в широком смысле слова: совокупность любых письменных текстов.

Неотъемлемой частью эффективного образования в области русского языка и литературы должна стать исследовательская работа обучающегося, где ученик получает знания о предметах и явлениях и устанавливает пути их изучения в ходе самостоятельного исследования.

Тематика и характер исследовательских работ учеников обычно бывают разными. Например: «Особенности русских пословиц и поговорок», «Капканы орфографии», «Что за прелесть эти сказки!», «Секреты рекламы» и т.д. Интерес ребят к исследованию всегда тем выше, чем актуальнее их работа и чем более практическое значение она имеет.

Развитие творческой активности школьника зависит от самостоятельности его поисковой деятельности.

Я считаю, что исследовательская работа имеет огромное значение, так как:

- способствует более глубокому и прочному усвоению знаний по учебным предметам;

- вырабатывает умения и навыки самостоятельной работы обучающихся;

- формирует умения применять теоретические знания в решении конкретных практических задач;

- развивает личностные качества ученика;

- влияет на выбор будущей профессии.


А игровые формы и методы активного обучения приносят детям удовольствие от процесса познания, ведь это реализация модельного обучения, который обеспечивает достижение важнейших образовательных целей:

- стимулирование мотивации и интереса в области предмета изучения;

Активное обучение - представляет собой такую организацию и ведение учебного процесса, которая направлена на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, желательно комплексного, использования как педагогических (дидактических), так и организационно-управленческих средств (В. Н. Кругликов, 1998)

- развитие навыков критического мышления и анализа;

Критическое мышление (англ. critical thinking) - система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам.
принятия решений;
Тео́рия приня́тия реше́ний - область исследования, вовлекающая понятия и методы математики, статистики, экономики, менеджмента и психологии с целью изучения закономерностей выбора людьми путей решения проблем и задач, а также способов достижения желаемого результата.
конкретных умений (подготовка реферата, обобщение информации);

- саморазвитие и развитие благодаря другим участникам: оценка преподавателем тех же умений участника; осознание уровня собственной образованности, приобретение навыков, потребовавшихся в игре, лидерских качеств.

С помощью игры стараюсь снять психологическое утомление; использую для создания радости на уроке.


Заключение.

Подводя итог сказанному, можно с уверенностью сказать, что одной из основных целей. Стоящих передо мной как учителем, является создание условий для проявления познавательной активности учеников. А средствами достижения этой цели считаю:

- использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть личный опыт обучающихся;

- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

- стимулирование школьников к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;

- оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;

- поощрение стремления ученика находить свой способ выполнения задания;

- создание ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность.



































ЛИТЕРАТУРА

  1. Бакунина Г.А. Обучение русскому языку средствами субъективизации.

    Ру́сский язы́к (инф.) (МФА: [ˈruskʲɪi̯ jɪˈzɨk])[~ 3][⇨] - один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа. Является одним из наиболее распространённых языков мира - шестым среди всех языков мира по общей численности говорящих и восьмым по численности владеющих им как родным.
    – РЯШ № 3, 2003.

  2. Коротаева Е.В. О ситуации успеха в учебной деятельности. – РЯШ № 1, 2003.

  3. Шмаков С.А., Безбородова Н.Я. от игры к самовоспитанию: Сборник игр-коррекций – М.: Новая школа, 1993.

  4. Братухина Е.В. из опыта педагогического опыта учителя русского языка.

    Педаго́гика (др.-греч. παιδαγωγική - искусство воспитания; от παῖς – ребёнок → παιδος – подросток + ἄγω – веду) - наука о воспитании и обучении человека,прежде всего в детско-юношеском возрасте.
    Интернет.

  5. Арсирий А.Т. занимательные материалы по русскому языку: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1995.

  6. Архипова Е.В. О методе моделирования и возможностях применения заданий при обучении орфографии. – РЯШ № 2, 2003.

  7. Матюгин И.Ю., Асколоченская Т.Ю. Как развивать внимание и память вашего ребёнка. – М.: Эйдос, 1994.

  8. Структурно-логические схемы как приём организации изучения материала по русскому языку и литературе. – Самара, 1993.

  9. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.- К.6радянска школа-1998.


  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
  • ДОКЛАД
  • План работы
  • Активизация мыслительной деятельности и развития речи