Главная страница
Контакты

    Главная страница


Создание специальных условий обучения и воспитания для детей с ОВЗ, состояние которых препятствует освоению образовательных программ общего образования и среды

Скачать 51.27 Kb.



Скачать 51.27 Kb.
Дата11.04.2017
Размер51.27 Kb.

Создание специальных условий обучения и воспитания для детей с ОВЗ, состояние которых препятствует освоению образовательных программ общего образования и среды


ДОКЛАД

«Создание специальных условий обучения и воспитания для детей с ОВЗ, состояние которых препятствует освоению образовательных программ общего образования и среды»


Одна из приоритетных целей социальной политики России — модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан.

Общее образование Общее образование (первый уровень образования) - непрофессиональное и неспециальное образование.

Социальная политика - политика в области социального развития и социального обеспечения; система проводимых субъектом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных групп, а также сфера изучения вопросов, касающихся такой политики, включая исторические, экономические, политические, социоправовые и социологические аспекты, а также экспертизу причинно-следственных связей в области социальных вопросов. Вместе с тем следует учитывать, что нет устоявшегося мнения относительно того, что следует понимать под выражением «социальная политика». Так, этот термин нередко используется в смысле социального администрирования по отношению к тем институционализированным (то есть закреплённым в правовом и организационном плане) социальным услугам, которые обеспечиваются государством. Такое использование термина некоторые авторы считают ошибочным.

В результате воздействия многих неблагоприятных факторов за последние два десятилетия резко возросло число детей с различными формами нарушений психического и соматического развития. В связи с этим возникла необходимость в создании специальных условий для такой категории ребят.

Самое общее и основное условие включения ребенка с ОВЗ в социальное и – в частности – образовательное пространство – создание универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию особых детей в общество. При этом на уровне образовательного учреждения это условие дополняется задачей создания адаптивной образовательной среды.

Одним из первых представлений об инклюзии являлось простое «перемещение» обучающихся из специализированных школ в школы по месту жительства или из специальных классов — в классы общеобразовательные.

Уче́бное заведе́ние - прежнее название в дореволюционной России, а впоследствии и в СССР и Российской Федерации (до 1992 года) образовательного учреждения. В соответствии с действующим российским законодательством - это учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. (Закон России «Об образовании»).

Ме́сто жи́тельства (также местожительство, лат. domicilium) - место, где человек (гражданин) постоянно или преимущественно проживает.

Однако, как показывает практика, этого оказывается недостаточно для повышения уровня социальной адаптации и, тем более, улучшения уровня образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. И часто приводит к нарушению образовательного процесса для всех детей.

Социальная адаптация - процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности с социальной средой.

Образование Образова́ние - процесс усвоения знаний, обучение, просвещение (словарь Ушакова).

В тоже время индивидуальный подход в образовательном процессе к детям с ОВЗ приводит к необходимости организовывать процесс обучения и воспитания таким образом, чтобы учитывались индивидуальные потребности и возможности каждого ребенка.
Для реализации необходима принципиальная модернизация образовательных программ, включая и их дидактическое наполнение, разработка программ психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса.

Основные группы условий:

Материально-техническая база, оснащение специальным оборудованием; возможность организации дистанционного обучения.

Разрабо́тка програ́ммного обеспе́чения (англ. software development) - деятельность по созданию нового программного обеспечения.

Дистанционное обучение Дистанционное обучение (ДО) - взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.

Организационное обеспечение образовательного процесса, включающее в себя нормативно-правовую базу, финансово-экономические условия, создание инклюзивной культуры в организации, взаимодействие с внешними организациями и родителями (необходима разработка регламентов взаимодействия с внешними организациями, локальных актов образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику), информационно-просветительское обеспечение.

Организационно-педагогическое обеспечение. Реализация образовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей. Обеспечение возможности освоения образовательных программ в рамках индивидуального учебного плана. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса. Реализация вариативных форм и методов организации учебной и внеучебной работы. Использование различных видов образования. Применение современных технологий образования и психолого-педагогического сопровождения. Адаптация методик обучения и воспитания к особым образовательным потребностям обучающихся и воспитанников с ОВЗ.

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение, организация коррекционной работы.

Кадровое обеспечение. Специальная подготовка педагогического коллектива к работе с детьми с ОВЗ (детьми-инвалидами), работе в условиях инклюзивной практики.


Мне хотелось бы остановиться на коррекционной работе и используемом оборудовании и играх. Работа с детьми с ОВЗ, часто строится с опорой на состояние и желание ребенка. На то, какую информацию он может и готов принимать в данный момент. Сегодня на смену жесткой учебно-дисциплинарной модели воспитания пришла личностно-ориентированная модель, основанная на чутком и бережном отношении к ребенку и его развитию. Насущной стала проблема индивидуального обучения и коррекционной работы с детьми. Опыт российских педагогов показал эффективность использования игровых материалов ООО «Корвет» в работе с детьми разного возраста. Они работают в тесном сотрудничестве с ведущими специалистами дошкольного образования (Институт Детства РГПУ им. А.И.

Детское дошкольное учреждение - тип образовательного учреждения в Российской Федерации, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от двух месяцев до семи лет.

Герцена и ГОУ ДПО Ленинградский областной институт развития образования). Представлен следующий материал:

- логические блоки Дьенеша. Эти блоки разработаны венгерским педагогом Златоном Дьенешем. Они способствуют развитию логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют навыки, необходимые для решения логических задач: умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трем свойствам.

Ло́гика (др.-греч. λογική - «Философский термин», «способность к рассуждению» от др.-греч. λόγος - «рассуждение», «мысль», «разум») - раздел философии, нормативная наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка.

Игры с блоками Дьенеша способствуют развитию речи: дети вынуждены строить высказывания с союзами «и», «или», частицей «не» и др. (В ходе рассказа предложить участникам построить цепочку из методического материала, согласно алгоритму – форма, цвет, размер, величина). Прочитать схему из методического альбома «Праздник в стране блоков», поработать с материалом из альбома «Поиск затонувшего клада»). Совместно с участниками мастер-класса отработать возможные варианты работы с блоками Дьенеша. Для начала обучения можно использовать учебно-игровые пособия из серии «Удивляйка 1,2,3,4», где происходит воспитание сенсорной культуры, знакомство с логическими способами познания (сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, сериации), происходит развитие самостоятельности и активности.

Цветные счетные палочки Кюизинера: автор - составитель Б.Б. Финкельштейн. Это многофункциональный материал используется в целях образования во многих странах мира. В России он используется более 20 лет. Цель: сформировать у детей представление о числе, содействовать развитию восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения. Практический опыт показывает, что использование игр с цветными палочками Кюизинера способствует успешности обучения ребенка по математике, а для детей с ОВЗ дает широкий спектр представлений о числовом ряде, о пространственной ориентации. В ходе беседы совместно с участниками отработать возможные варианты игр с палочками по методическим пособиям: «На золотом крыльце…», «Кростики – посудная лавка», «Дом с колокольчиками», и другие.

Очень интересно представлена игра «Веселые цветные числа», это плоскостной вариант палочек Кюизинера. Игра направлена на развитие памяти, мышления, воображения, зрительно-пространственного восприятия. Очень широко и практично использовать методические альбомы для палочек и блоков вместе («Страна блоков и палочек», «Демонстрационный материал» «Вместе весело играть»), где ребенок учится распознавать цвет, форму, величину, размер, количество. (Демонстрация с привлечением участников мастер-класса к процессу игры).

В этой серии игр используется и технология ТРИЗ. Это такие игры как «Волшебный поясок» - версия игры «ДА-НЕТка» - эта игра учит точно задавать вопросы и попутно развивает другие интеллектуальные умения: наблюдать, видеть проблему, сравнивать, структурировать и т.д. Игра «В стране Котландии», способствует развитию речи детей, детскому словесному творчеству.

Кубики Никитина представлены игрой «Сложи узор» с методическими альбомами, и кубики «Хамелеоны».

В ходе всего проведения мастер-класса привлекать участников к активной деятельности, проиграть максимальное количество игр и их вариантов.

В итоге мероприятия поблагодарить участников за участие и ответить на вопросы.




  • Основные группы условий