Главная страница
Контакты

    Главная страница


Статья "Система работы с одаренными детьми в условиях входа в систему ФГОС Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся по географии"

Скачать 13.89 Kb.



Скачать 13.89 Kb.
Дата19.03.2020
Размер13.89 Kb.

Статья "Система работы с одаренными детьми в условиях входа в систему ФГОС Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся по географии"


Система работы с одаренными детьми в условиях входа в систему ФГОС


Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся по географии

Одно из ключевых положений Концепции федеральных государственных образовательных стандартов – формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных. Все они направлены на развитие важнейшей компетенции личности – умения учиться.

Главная задача учителя – помочь детям стать успешными. Для этого необходимо сформировать у них умение и желание учиться. Задача учителя состоит не просто в передаче суммы знаний, а в формировании у школьника умений, которые дают ему возможность приобретать знания самостоятельно (работа в режиме САМО). Важно мотивировать ученика на приобретение знаний. Этому способствует включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность.

Технология проектной деятельности

В современной дидактике учебный проект представляет собой результат познавательной, коммуникативной, практической, оценочной видов деятельности. Основу проектирования как вида учебной деятельности в рамках урока составляет практическая работа.

В практической работе над проектом деятельность учащихся осуществляется на уровне переноса знаний. У школьников формируется готовность применять усвоенные знания и умения в повседневной жизни (анализ, интерпретация, оценивание и прогнозирование), которые впоследствии становятся основой для формирования ключевых компетенций.

Для адаптации проектной технологии я предлагаю практические задания в форме мини-проектов. Но важно их выстроить в логике деятельности учащихся.

1. Замысел. Предложите карту своего районирования России (действия регулятивные, организационные).

2. Явления знакомятся с различными видами районирования, выясняют те факторы, на основе которого будет осуществляться районирование.

3. Продукт - действия регулятивные, оценочные, коммуникативные.

Традиционные практические работы, которые тоже можно рассмотреть как пример организации проектной деятельности.

Тема проекта «Сравнение природы Арктики и Антарктики»

Задачи: сравнить природу полярных районов Земли; оценить природные условия и природные богатства территорий; составить и защитить проекты на тему «Использование природных ресурсов Арктики и Антарктики для жизни и хозяйственной деятельности людей».

Источники информации: атлас, интернет-ресурсы, энциклопедии.

Работа осуществляется в группах. Каждой группе выдаются карточки-опоры с заданиями.

1. Используя различные источники информации отразить на контурной карте (или в рисунке, схеме) главные виды хозяйственной деятельности в океане.

Составляют модель карты и защищают.

2. Составленную модель карты проанализировать и обозначить условными знаками районы пригодные для использования в хозяйственной деятельности. Выбор обосновать.

3. Ознакомить других учащихся с моделью карты.

Задания для экологов.

1. Сравнить природные условия, богатства и экологическое состояние полярных районов Земли, используя. Результаты отобразить в таблице.

2. Придумать и изобразить экологическую эмблему Арктики и Антарктики.

3. Защита проекта.

Когда учащиеся освоят методику проектной деятельности на уровне практических работ, то можно переходить к более масштабным.

Для учащихся школы мы создали НОУ «Эврика», реализующее цели:

- обеспечение условий для успешной исследовательской и проектной деятельности учащихся;

- проведение школьной научно-практической конференции;

- проведение районных конференций учащихся;

- организация участия школьников в конкурсах, конференциях, в социально значимых проектах: «Пройду по Ленина, сверну на Брагина…», «Жемчужина православия - Оранский мужской монастырь», «Правильное питание – залог здоровья».

Очень актуальны межпредметные проекты. В настоящее время работаем с биологами по составлению экологического паспорта школы.

Исследовательское обучение рассматривается как процесс целенаправленного поиска- совокупность действий поискового характера- учащемуся предлагается пройти путь ученого, в результате чего открываются ранее неизвестные ему факты, теоретические знания и способы деятельности, приобретенные в учебной деятельности. Содержательную основу такого обучения составляют базовые компоненты содержания (знания, умения и способы деятельности, ценностные ориентации, личностные установки, способы осуществления творческой деятельности), действия, обеспечивающие поисково- творческую деятельность.

Формирование познавательных исследовательских действий включает в себя овладение основными компонентами исследования:

- постановка проблемы;

- выдвижение гипотезы;

- планирование исследования;

- проведение исследования (проектных работ) с поэтапным контролем и коррекцией результатов;

- представление результатов исследования, соотнесение их с гипотезой, оформление результатов исследования, формулирование нового знания;

- обсуждение полученных результатов.

Для учащихся нами созданы методические пособия: «Апробация результатов исследовательской деятельности».

Исследование «Влияет ли экологическое состояние гидросферы г. Богородска на здоровье человека», «Разумны ли кошки», «Можно ли предсказать погоду по повадкам животных», «Культурное наследие г. Богородска», «Гаджиты и здоровье человека», «Влияние косметики на здоровье человека», «Может ли Эбола распространиться на территории России», «Причины пропажи людей-загадки природы или реальность».

Исследовательская и проектная деятельность широко используются как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Применение данных технологий должно сопровождаться мотивацией школьников к познавательной деятельности, всесторонней поддержкой всех субъектов учебного процесса, но главное- создание творческой атмосферы, а также условий для внедрения в повседневную жизнь, в другие науки и распространения их.

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".

Скачивание материала начнется через 60 сек.
А пока Вы ожидаете, предлагаем ознакомиться с курсами видеолекций для учителей от центра дополнительного образования "Профессионал-Р"
(Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№3715 от 13.11.2013).
Получить доступ
Узнать подробнее
  • Другое

  • Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся по географии
  • Технология проектной деятельности
  • Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку