Главная страница
Контакты

    Главная страница


Судьба Григория Мелехова в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон




Дата03.04.2017
Размер9.21 Kb.

Судьба Григория Мелехова в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон



Литература, 11 класс

Конспект урока литературы «Судьба Григория Мелехова в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон»

Цели: обобщить знания учащихся о романе Шолохова «Тихий Дон»; определить связь судьбы главного героя с судьбой России; развивать навыки составления характеристики литературного героя.

Григо́рий Пантеле́евич Ме́лехов - главный герой романа Михаила Шолохова «Тихий Дон». Одним из прототипов персонажа является, по мнению исследователей, командир 1-й повстанческой дивизии в Вёшенском восстании Харлампий Ермаков.
Литерату́рный геро́й - это образ человека в литературе. Также в этом смысле используют понятия «действующее лицо» и «персонаж». Зачастую литературными героями называют лишь более важных действующих лиц (персонажей).

Ход урока:

Я хотел рассказать об обаянии человека в Григории Мелехове.

М. А. Шолохов

I. Вступительное слово.

Своего главного героя Шолохов нашел в казачьем хуторе – это само по себе примечательное литературное явление. Как личность, Григорий многое взял из историко-социального и нравственного опыта казаков.

Хотя автор и утверждал: «У Мелехова очень индивидуальная судьба, в нем я никак не пытаюсь олицетворить среднее казачество». О судьбе этого героя и поговорим сегодня на уроке.

«Герой и время», «герой и обстоятельства», поиск себя как личности – вечная тема искусства стала главной в «Тихом Доне». В этом поиске – смысл существования Григория Мелехова в романе. «Сам ищу выход», – говорит он о себе. При этом он все время стоит перед необходимостью выбора, который не был легким и простым. Сами ситуации, в которых оказывался герой, побуждали его к действию. В этих ситуациях и раскрывается судьба героя.

II. Сквозные линии романа, рассказывающие о судьбе и раскрывающие характер героя.

1. Обсуждение вопросов, предложенных заранее для домашней подготовки:

«Добрый казак». Какой смысл вкладывает Шолохов в эти слова, говоря так о Григории Мелехове?

В каких эпизодах полнее всего раскрывается яркая, незаурядная личность главного героя? Какую роль в его характеристике играют внутренние монологи?

Сложные перипетии судьбы героя – от обстоятельств. Сопоставьте ситуации «Григорий дома», «Григорий на войне». Что дает сцепление этих эпизодов для понимания судьбы героя?

Какой выбор делает герой?

Задание 1.

«Характер Григория находится в непрерывном движении, в трудных поисках нравственной и исторической правды. В поисках своего пути среди «хода истории».

Н. И. Великая. «Тихий Дон» М. Шолохова как жанровый и стилевой синтез. 1983.

Почему Григория можно назвать «правдоискателем»? Какими нравственно-гуманистическими идеалами, выработанными веками народной истории, руководствуется он в оценке происходящего вокруг него?

Задание 2.

«Трагедия Григория – это трагедия человека, который не может в данных исторических обстоятельствах реализовать все богатство своей человеческой личности, он «не совпадает» со временем.

Ли́чность - понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности.

Это тем трагичнее, что мы видим, как подлинно прекрасен этот человеческий субъект, какие превосходные душевные качества ему присущи…»

Е. А. Костин. Художественный мир писателя как объект эстетики.

Очерк эстетики М. А. Шолохова. 1990.

Что значит «не совпадает со временем»? Почему так потрясает финал романа «Тихий Дон»?

Задание 3.

«Исследователи считают, что за все тяжкие преступления, которые совершил Григорий Мелехов, он должен понести справедливое возмездие.

Преступле́ние (уголо́вное преступле́ние) - правонарушение (общественно опасное деяние), совершение которого влечёт применение к лицу мер уголовной ответственности. Преступления могут выделяться из общей массы правонарушений по формальному признаку (установление за них уголовного наказания, запрещённость уголовным законом), а также по материальному признаку (высокая степень опасности их для общества, существенность причиняемых ими нарушений правопорядка).
И, дескать, Шолохов своей рукой карает, казнит, осуждает его, тем самым выполняя приговор всего народа. Действительно ли Шолохов беспощадно карает своего героя, отнимает у него личное счастье, ум, совесть, мужество, благородство и т. д.? Как относится создатель к своему детищу, какие чувства возбуждает он у читателя к своему герою? Казнит, карает или сочувствует, переживает, страдает вместе со своим героем?»

В. В. Петелин. «Тихий Дон» – бессмертен. 1995.

Как ответили бы вы на эти вопросы?

III. Итог урока.

Закрыты последние страницы романа Шолохова. Каковы ваши впечатления от книги? Над какими вопросами заставил задуматься автор? Можно ли назвать Мелехова героем своего времени?

Домашнее задание. Подготовить письменное сообщение по заданным вопросам.



  • Цели
  • I. Вступительное слово.
  • II. Сквозные линии романа, рассказывающие о судьбе и раскрывающие характер героя.
  • Задание 3.
  • III. Итог урока.