Главная страница
Контакты

    Главная страница


Тема: Дифференциация предлогов "в" и "на" .

Скачать 13.27 Kb.



Скачать 13.27 Kb.
Дата04.07.2017
Размер13.27 Kb.

Тема: Дифференциация предлогов "в" и "на" .


Тема: Дифференциация предлогов "в" и "на" .

Цели:- дать понятие о предлоге, как о самостоятельном слове;

- познакомить с предлогами "в" и "на" и их схемой;

- учить учащихся различать предлоги "в" и "на" , правильно употреблять их с существительными в предложном падеже ;

- упражнять в составлении предложений с маленькими словами;

- сформировать представление о смысловой (семантической) значимости предлогов;

- упражнять в правильном употреблении предлога "в" с существительными в винительном и предложном падежах;

- научить учащихся правильно произносить предлоги, а затем правильно писать их;

- учить отличать лексическое значение предлогов;

- учить составлять графические схемы слов;

- обогатить словарный запас, рассказать о правильном употреблении глагола "класть";

- развивать слуховую память

Ход занятия.

1.Самоопределение к деятельности.

Раз кружок, два кружок.

Раз шажок, два шажок.

Наши пальчики шагают,

На кружочки наступают.

2. Постановка учебной задачи.

а) Работа с предметными картинками.

- Посмотрите на картинки и скажите, кто на чём играет?

-Заяц играет на дудке. Медведь играет на гармошке. Кузнечик играет на скрипке.

- Какое маленькое слово вы назвали? (НА)

- Куда идёт мальчик? ( в школу, в магазин, в цирк)

- Какое маленькое слово вы говорили? (в)

б) Работа со схемами. " Подними нужную схему"

Детям раздают схемы предлогов "в" и "на"

- Я буду говорить предложение, а вы поднимите нужную схему.

* Яблоки лежат в корзине.

* Птичка сидит в гнезде.

* Кошка залезла на дерево.

* Лягушка живёт в болоте.

* Мама поставила кастрюлю на печку.

3. Построение выхода из затруднения.

а) упражнение "Во что завернём игрушку?"

-У меня есть игрушка. Как вы думаете во что её можно завернуть?( в салфетку, в газету, в платок, в полотенце)

-Какое маленькое слово Вы называли? (В)

б) Игра " Солнечный зайчик"

Скачет зайка на стене и подмигивает мне,

Перепрыгнул на картинку, задержался на ботинке,

поплясал на потолке, притаился на окне,

Вот он спрятался в кроватке-

С нами он играет в прятки!

Раз, два, три, четыре, пять

Мы идём его искать!

- Ищите зайчика, а когда найдёте, скажите, где он сидит? ( на окне, на полу, на шкафу)

в) Упражнение "тетрадь Незнайки"

- Незнайка получил плохую отметку. Что же он написал неправильно? Слушайте внимательно.

* Я люблю кататься ..... санках.

- Незнайка пропустил маленькое слово "На". Как нужно было написать?

* Я люблю кататься на санках.

* Лена пришла сегодня... красивом платье.(В)

*Собака сидит ...будке. (В)

* Цветы растут .... полянке ( на)

4. Первичное закрепление во внешней речи.

а) Работа с фланелеграфом ( рассказ с одновременным показом картинок)

- Послушайте внимательно рассказ и постарайтесь услышать маленькое слово "на".

* На земле сидели три птички и клевали зёрнышки. Подкрался к ним кот Васька и как прыгнет.. Птички взлетели. Галка села на забор. Воробей на крышу дома, а ворона- на верхушку ели. Никого не поймал хитрый котище.

-Где птичка клевали зёрнышки?

- Куда сели птички, когда их вспугнул кот?

- Какое маленькое слово вы услышали в этом рассказе?

б) "Накрой стол"- д.и.

*Конфеты кладём ... (в конфетницу )

* Салфетки кладём ..... (в салфетницу)

* Хлеб кладём ..... ( в хлебницу)

* Масло кладём ....( в маслёнку)

* Молоко наливаем .... ( в молочник)

* Сахар кладём .... ( в сахарницу)

в) Работа с макетом леса.

-Мы с вами пришли в лес. Посмотрите внимательно на макет леса и составьте предложения с маленьким словом "в" и "на" .

* На ветке гнездо. Бабочка села на цветок.

* Лиса спряталась в норе. В дупле- белочка.

5. Самостоятельная работа по карточкам.

6. Включение в систему знаний и повторений.

а) Работа со схемами.

- Поднимите нужные карточки со схемами предлогов там, где нужно.

* ....... нашей речке много рыбы.

*.... море поднялся сильный шторм.

* Дети отдыхали ...даче.

* Там они купались....... реке.

* Новую мебель заносили .... комнату.

* ...... небе появились грозовые тучи.

* ..... роще пели соловьи.

*Коля и Саша ходили ....лес.

* ... лесу они нашли нору.

* .... норе были маленькие лисята.

* Саша взял одного лисёнка... руки.

* ..... стоял человек ... шубе.

* .... лесной опушке жила Зима ... избушке.

* Крот живёт ... земле.

* Цветы растут ... клумбе.

* Вазу поставили ... стол.

б) Исправьте допущенные ошибки.

* В стене висит портрет.

* Суп варят на кастрюле.

* Молоко налили на чашку.

* Сорока села в дерево.

* Мальчик стоит в мосту.

* Дети пошли в лес.

* Бельё висит на верёвке.

* Алёша сунул руку на карман.

* Утром дети пошли в школу.

в) составьте предложения из слов.

*Сели, озеро, утки, на

* Огурцы, на, зреют, грядке

* Лужи, на, дороге, большие

* Спала, в , белка, дупле

*В, шумели, берёзы, роще

* Машины, поле, в, загудели

*Ёжика, кустах, в, мальчик, нашли

*Люди, жили, в, первобытные, пещерах

*Жалобно, в, деревья, стонут, лесу

*Посадили, на, картошку, огороде

* Берёзе, на, красивые, висят, серёжки

* не рисуй , обложке, на

* Зацветут, в, деревья, скоро, садах

* Журчал, овраге, чистый, в, ручеёк

г) Работа с предложениями.

- Сколько слов в предложении, на каком по порядку стоит предлог?

Образец: 4 слова, 3- слово предлог в.

* Грибы собирают в корзину.

* В роще пели соловьи.

* Кроты в земле живут.

* В машине сидели четыре пассажира.

*Ваза стоит на столе.

* Дети гуляли на лужайке.

* Зимой на деревьях лежит снег.

* Кулик живёт на болоте.

-*Утром все спешат на работу.

* На клумбе растут астры.

* На небе мерцают звёзды.

д) Составление предложений по картинкам.

* Паровозик едет по рельсам.

* На полянке гуляет на полянке.

* На пеньке сидит мышь.

*В лодке плывёт лиса.

* Лягушка сидит на листе.

*На картинке нарисован дом.

7. Рефлексия.









Карточки



Предлог на.

Задание. Прочитайте и спишите эти предложения. Подчеркните слова, написанные с предлогами.


* Книга лежит на столе.

* Нина сидит на стуле.

* Картина висит на стене.

* Куры гуляют на дворе.

* Стол стоит на полу.

* Цветок стоит на окне.

* Учитель пишет на доске.

* Мячик лежит на диване.




Предлог на.

Задание. Прочитайте и закончите эти предложения.


* Белка сидит ( где ?) ..... .

* Лампа стоит ( где ?) ..... .

* Коля сидит ( где ? ) ...... .

* Мальчик влез ( куда ?) .... .

* Бабочка села ( куда ? ) .... .

* Цветы посадили ( куда ? ) ..... .


Слова для справок : на лошади, на клумбу, на столе, на сосне,

на дереве, на цветок.



Предлог на.

Задание. Прочитайте и спишите эти предложения, вставляя вместо точек пропущенные слова.


* Корова пасётся .......

* Бельё висит .......

* Девочка сидит ....

* Волк напал .....

* Дедушка лежит .....

* Жучку посадили ....

* Морковь растёт .....

* Яблоко висит......


Слова для справок : на скамейке, на ветке, на диване, на лугу,

на верёвке, на цепь, на грядке, на стадо



Предлог на.

Задание. Прочитайте и спишите эти предложения, вставляя вместо точек пропущенные слова из второго столбика.


* Коля сидит ...../ на завод

* Пальто висит ...../ на плите

* Рабочие идут ..../ на ветке

* Чайник стоит ..../ на санках

* Птичка сидит .... / на парте

* Дети катаются.... / на вешалке

* Жёлуди растут .... / на мельнице

* Муку мелют ...../ на дубе



Предлог в.

Задание. Прочитайте и спишите эти предложения. Подчеркните слова, написанные с предлогами.


* Рыба плавает в реке.

* Дети идут в школу.

* Мама пошла в магазин.

* Ученики сидят в классе.

* Хлеб лежит в шкафу.

* Дети бегают в саду.

* Платок лежит в кармане.

* Комбайны работают в поле.



Предлог в.

Задание. Прочитайте и спишите эти предложения, вставляя вместо точек пропущенные слова из второго столбика.


* Дети идут ...../ в реке

* Вова купается ..../ в кино

* Дима поехал ..../ в сарае

* Дрова лежат ..../ в классе

* Птичка сидит...../ в лагерь

* Учитель вошёл .../ в ящик

* Письмо опустили .../ в клетке



Предлог в.

Задание. Прочитайте и спишите эти предложения, вставляя вместо точек попущенные слова.


* Хлеб продают ..... .

* Таня пошла .... .

* Цветы растут .... .

* Чай налили.... .

* Ваня учится ... .

* Медведь спит .... .

* Шуба висит .... .

*Миша смотрит ... .



Слова для справок : в школе, в парк, в берлоге, в шкафу, в булочной, саду, в окно, в стакан.



Предлог в.

Задание. Прочитайте и закончите предложения.


* Грибы растут ( где?) ...... .

* Сима едет (где ?) ..... .

* Книги лежат ( где ?) .... .

* Карандаш лежит ( где ?) .....

* Белка спряталась ( куда ?) .... .

* Цветы поставили ( куда?) ..... .

* Молоко налили (куда ? ) .... .

* Овощи положили (куда ?) .... .


Слова для справок : в пенале, в чашку, в лесу, в ящик, в вазу, в трамвае,

в сумке, в дупло.






  • Карточки
  • Предлог на.
  • Предлог в.