Главная страница
Контакты

    Главная страница


Тематическое планирование по истории 6 кл. на 70 часов

Скачать 187.52 Kb.



Скачать 187.52 Kb.
Дата21.04.2017
Размер187.52 Kb.

Тематическое планирование по истории 6 кл. на 70 часов


  1. Календарно - тематическое планирование по Истории Средних веков 6 кл. ( 35ч.

    Средневековье Алжи́р (араб. الجزائر‎ эль-Джаза́ир), полная официальная форма - Алжи́рская Наро́дная Демократи́ческая Респу́блика (АНДР) (араб. الجمهورية الجزائرية الديمقراطية الشعبية‎ эль-Джумхури́ййа эль-Джазаири́ййа эд-Димукраты́ййа эш-Ша‘би́ййа) - государство в Северной Африке в западной части Средиземноморского бассейна, крупнейшее по территории африканское государство.

    )


дата

А Б

тема урока

форма контроля

Характеристика основных видов деятельности обучающихся


1



Введение. Происхождение понятия «Средние века».

вопросы

Определять место Средневековья на ленте времени.

Характеризовать источники, рассказывающие о средневековой эпохе.

Сре́дние века́ (Средневеко́вье) - исторический период всемирной истории, следующий после Античности и предшествующий Новому времени.


Становление средневековой Европы. - 4 ч.


2



Великое переселение народов. Древние германцы и Римская империя




Задания с кратким ответом

Показывать на карте направления перемещения германцев, гуннов и других племен, территории варварских королевств.

Вели́кое переселе́ние наро́дов - условное название совокупности этнических перемещений в Европе в IV-VII веках, главным образом с периферии Римской империи, инициированное вторжением гуннов с востока в середине IV века н. э.

Ва́рварские короле́вства - государства, созданные варварскими народами на территории Западной Римской империи в условиях её распада в V веке. Характерной чертой, общей для всех этих раннесредневековых политических образований, была внутренняя нестабильность, проистекавшая из отсутствия в то время устоявшегося правила престолонаследия - сыновья короля, имели приоритетное право на престол, но знать вполне могла предложить иную, собственную кандидатуру. Раздоры между членами королевской семьи, между королём и его вассалами, споры между претендентами на престол были обычным делом, очень многие короли умерли насильственной смертью. Границы варварских королевств были также нестабильны, столицы часто меняли свои места расположения. Для внутреннего устройства были характерны общинно-племенная организация в виде территориальной общины свободных землевладельцев, народные собрания и военные ополчения.

Древние герма́нцы (лат. Germani) - группа родственных племён (насчитываются десятки племён), принадлежавших к индоевропейской языковой семье и занимавших территорию Дании и южного побережья Норвегии и Швеции (обычно этот период истории именуется тевтонским).

Византи́я, Византи́йская импе́рия, Восточная Римская империя (395-1453) - государство, сформировавшееся в 395 году вследствие окончательного раздела Римской империи, после смерти императора Феодосия I, на западную и восточную части.

Показывать на карте территории европейских государств раннего Средневековья.

Раннее Средневековье - период европейской истории, начавшийся после падения Западной Римской империи. Длился около шести веков, приблизительно с 476 по 1100 год. В эпоху раннего Средневековья произошло Великое переселение народов, появились викинги, возникли королевства остготов в Италии и вестготов в Аквитании и на Пиренейском полуострове и образовалось Франкское государство, в период своего расцвета занимавшее большую часть Европы. Северная Африка и Испания вошли в состав арабского Халифата, на Британских островах существовало множество небольших государств англов, саксов и кельтов, появились государства в Скандинавии, а также в центральной и восточной Европе: Великая Моравия и Древнерусское государство.

Евро́па - часть света в северном полушарии Земли, омывается морями Северного Ледовитого и Атлантического океанов, имеет площадь около 10 млн км² и население около 740 млн (порядка 10 % населения Земли).

Рассказывать об общественном строе германских народов в раннее Средневековье (объясняя, какие источники об этом свидетельствуют) Раскрывать значение понятий соседская община, вождь, дружина, король, римский папа, епископ, монах.

Общи́на - традиционная форма социальной организации. Первобытная (родовая) община характеризуется коллективным трудом и потреблением, более поздняя форма - соседская (территориальная, сельская), сочетает индивидуальное и общинное землевладение.

Германоязычные, германские народы, германцы - четвёртая по численности в мире этноязыковая общность, числом уступающая лишь исконно азиатским: сино-тибетской и индоарийской этноязыковым семьям, а также романским языкам.

Общественно-экономическая формация - в марксистском историческом материализме - стадия общественной эволюции, характеризующаяся определённой ступенью развития производительных сил общества и соответствующим этой ступени историческим типом экономических производственных отношений, которые зависят от неё и определяются ею.

Па́пство - богословский и религиозно-политический институт католицизма, устанавливающий па́пу ри́мского видимым главой всей Католической церкви. Папа также является верховным правителем Святого Престола, вспомогательной суверенной территорией которого является Ватикан, где находится его постоянная резиденция.


3



Христианизация Европы. Королевство франков VI-VIII вв.

Вопросы

Выявлять отличия власти короля от власти вождя; работать с контурной картой.

Составлять характеристику Карла Великого, используя информацию учебника и дополнительные материалы, высказывать суждения о том, почему его назвали Великим.

Разъяснять причины и значение распространения христианства в Европе в раннее Средневековье.


4



Возникновение и распад империи Карла Великого.

Карл I Вели́кий (лат. Carolus Magnus или Karolus Magnus, нем. Karl der Große, фр. Charlemagne, 2 апреля 742/747 или 748 - 28 января 814, Ахенский дворец) - король франков с 768 (в южной части с 771) года, король лангобардов с 774 года, герцог Баварии c 788 года, император Запада с 800 года.

Фра́нкское госуда́рство (короле́вство; фр. royaumes francs, лат. regnum (imperium) Francorum), реже Франкия (лат. Francia) - условное название государства в Западной и Центральной Европе c V по IX века, которое образовалось на территории Западной Римской империи одновременно с другими варварскими королевствами.

Политическая раздробленность

Вопросы



5



Сословный строй в Западной Европе. Вассалитет.


Задания с кратким ответом

Указывать на контурной карте завоеванные норманнами земли


Византийская империя и славяне в VI –XI вв. - 2 ч.




Зада-ния с кратким ответом

6





7



Византия при Юстиниане. Культура Византии.




Образование славянских государств.


Вопросы.

Задания с кратким ответом


Показывать на карте территорию Византийской империи, называть соседствовавшие с ней народы и государства. Раскрывать значение понятий василевс, кодекс, фреска, мозаика.

Объяснять, кто и как управлял Византийской империей. Характеризовать внешнюю политику Византии, её отношение с соседями. Составить исторический портрет императора Юстиниана. Рассказывать о культуре Византии, представлять описание её выдающихся памятников. Сравнивать образ жизни народов (славян и германцев); оценивать деятельность исторических личностей (Кирилла и Мефодия).


Арабский мир в VIXI веках – 2 ч.


8



Племена Аравии. Возникновение ислама. Мухаммед.


Вопросы.

Задания с кратким ответом


Показывать на карте территории, населенные и завоеванные арабами в период раннего Средневековья. Рассказывать о занятиях и образе жизни арабских племен.

Характеризовать положение и особенности жизни различных народов, входивших в арабский халифат. Раскрывать значение понятий ислам, Коран, мусульманин, халифат.

Объяснять причины и следствия арабских завоеваний.

О́браз жи́зни (лат. modus vivendi) - типичные для конкретно-исторических социально-экономических отношений способ и формы индивидуальной и коллективной жизнедеятельности человека, характеризующие особенности его поведения, общения, склада мышления.

Ара́бский халифа́т (араб. خلافة إسلامية‎ - Исламский халифат‎) - теократическое исламское государство, возникшее в результате мусульманских завоеваний в VII-IX вв. и возглавлявшееся халифами. В старорусских источниках известно также под именами царство Агарянское и царство Измаильтянское, что таким образом включало его в общий список царств (империй) мира, известных книжным людям на Руси того времени

Ара́бы (араб. عرب‎‎) - группа народов семитской этноязыковой группы, населяющих государства Ближнего Востока и Северной Африки. Арабы говорят на арабском языке и используют арабское письмо. Численность арабов составляет около 430-450 млн человек.

Характеризовать достижения арабской культуры и её вклад в развитие мировой культуры.

Ара́бская культу́ра - культура, созданная арабами в течение их исторического развития.


9



Арабские завоевания. Халифат и его распад.





А Б Феодалы и крестьяне – 2 ч.


10



Феодализм. В рыцарском замке.

Задания с развёрнутым ответом

Рассказывать о жизни представителей различных сословий средневекового общества – рыцарей, крестьян, ремесленников, торговце и др. (используя свидетельства источников).

Называть существенные черты социального положения людей (на примере феодалов и крестьян).

О́бщество - форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями. Человеческие общества характеризуются моделью отношений (социальных отношений) между людьми, которая может быть описана как совокупность таких отношений между его субъектами.

Раскрывать значение понятий: феодал, сеньор, вассал, рыцарь.


11



Средневековая община и её обитатели.



Средневековый город – 2 ч.





12



Экономическое развитие Западной Европы.

Задания с кратким ответом

Раскрывать значение понятий сословие, цех, гильдия. Составлять рассказ по иллюстрациям к параграфу. Устанавливать связи между раз­витием орудий труда, различных приспо­соблений в сельском хозяйстве и экономи­ческим ростом.

Ору́дие труда́ - один из терминов марксистской политической экономии, главная часть средств труда. Маркс называет орудия труда «механические средства труда», определяет как «костную и мускульную систему производства» и считает отражением уровня развития общественного производства.

 Выделять условия возник­новения и развития городов. С помощью карты определять центры ремесла и торговли.


13



Формирование средневековых городов. Горожане и их быт.


Католическая церковь в XIXIII вв. – 2 ч.


14



Католическая церковь в XI – XIII вв. Крестовые походы.

Кресто́вые походы - серия религиозных военных походов в XI-XV вв. из Западной Европы против мусульман и не только.

Вопросы.

Задания с кратким ответом

Раскрывать значение понятий католицизм, православие, крестовые походы, еретик, инквизиция.

Характеризовать положение и образ жиз­ни трёх основных сословий средневеково­го общества. Объяснять причины усиления королевской власти.

Мона́рхия (лат. monarchia от др.-греч. μοναρχία - «единовластие»: μόνος - «одиночный, единый» и ἀρχή - «управление единолично») - форма правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу - монарху (королю, царю, императору, князю, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану, фараону и т. д.)

Рассказывать о собы­тиях, свидетельствующих о противостоянии королей и пап. Называть причины появле­ния движения еретиков. Объяснять цели различ­ных участников Крестовых походов. Сравнить итоги Первого, Второго и Третьего крестовых походов. Наносить на контурную карту походы крестоносцев, обозначать государства крестоносцев


15



Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов.

Аббаси́ды (араб. العبّاسيّون‎ - аль-’Абба́сиййу́н‎) - вторая (после Омейядов) династия арабских халифов (750-1258), происходившая от Аббаса ибн Абд аль-Мутталиба (ум. в 653 г.), дяди пророка Мухаммеда.

Государства крестоносцев - общее название нескольких феодальных государств, образованных крестоносцами в XII - XIII веках в Малой Азии и Палестине. В конечном итоге эти земли были завоеваны мусульманами.

Задания с кратким ответом


16



Тест по теме «Становление средневековой Европы в VIXI в.»

тест

Объяснять смысл понятия «Средневе­ковье». Раскрывать сущность феодальных отношений. Выделять и характеризовать основ­ные общественно-экономические, культурные и политические процессы. Сравнивать отно­шения короля, церкви и общества в разные периоды Средневековья.


Образование централизованных государств в Западной Европе ( XIXV вв. ) – 9ч.


17



Сословно-представительная монархия во Франции.

Задания с кратким ответом

обсуждать в группах состояние экономики страны, его социальные эффекты. Объяснять причины ослабления крепостничества, освобождения городов от сеньоров, укрепления центральной власти короля. Отбирать материал для сообщений о Филиппе II Августе, Филиппе IV Красивом и папе римском Бонифации VIII (по выбору).

Бонифаций VIII (лат. Bonifatius PP. VIII), в миру - Бенедетто Каэтани (итал. Benedetto Caetani; ок. 1235 - 11 октября 1303) - папа римский с 24 декабря 1294 года. Это последний папа, пытавшийся на практике осуществлять доктрину верховенства церковной власти над светской.

Составлять вопросы и задания (п. 4 «Генеральные штаты») для дальнейшей совместной работы в группах учащихся.


18



Сословно-представительная монархия в Англии.

рассказывать о причинах утверждения нормандской династии на английском тро­не. Группировать материал параграфа с целью анализа методов управления страной Вильгельмом Завоевателем.

Нормандская династия (англ. House of Normandy) - аристократический род норманнского происхождения, правивший в Нормандии (911-1135) и Англии (1066-1135). Династия была основана норвежским викингом Роллоном, получившим от французского короля в 911 году территорию Нормандии, позднее ставшей герцогством.

Вильге́льм I Завоева́тель, Вильгельм Нормандский или Гильомом Бастард (англ. William I the Conqueror, William the Bastard, фр. Guillaume le Conquérant, Guillaume le Bâtard; ок. 1027/1028 - 9 сентября 1087) - герцог Нормандии с 1035 года под именем Вильгельм II и король Англии с 1066 года, организатор и руководитель нормандского завоевания Англии, один из крупнейших политических деятелей Европы XI века.

Выявлять новизну реформ Генриха II Плантагенета. Объяснять причины появления Великой хартии воль­ностей и её значение для развития страны. Характеризовать парламент с позиции со­словного представительства


19



Столетняя война.

вопросы

Находить и показывать на карте основные места военных сражений. Логично рассказы­вать о причинах войны, готовности сторон, основных этапах. Составлять доклад о под­виге Жанны д’Арк. Объяснять роль города Орлеана в военном противостоянии сторон.


20



Крестьянские восстания во Франции и Англии.

Задания с кратким ответом

Устанавливать причинно-следственные связи между затяжной войной и разрастанием недовольства крестьян. Характеризовать со­циальные движения: цели, состав участников, основные события, результаты. Оценивать по­ступки лидеров восстаний.


21



Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и Англии.

вопросы

Рассказывать о последствиях Столетней войны для Франции и Англии.

Столе́тняя война́ (фр. Guerre de Cent Ans, англ. Hundred Years' War) - серия военных конфликтов между Англией и её союзниками, с одной стороны, и Францией и её союзниками, с другой, длившихся примерно с 1337 по 1453.

Выделять особенности завершения процесса объедине­ния Франции. Объяснять сущность единой централизованной власти в французском государстве. Анализировать процессы объединения в Англии и Франции.


22



Реконкиста и образование государств на Пиренейском полуострове.

Задания с кратким ответом

Находить на карте Пиренейский полу­остров и расположенные на нём государ­ства. Объяснять причины и особенности Реконкисты. Характеризовать сословно-монархические централизованные государства Пиренейского полуострова. Сравнивать кор­тесы с Генеральными штатами во Франции, парламентом в Англии.


23



Усиление власти князей в Германии. Расцвет итальянских городов.

вопросы

Находить на карте и комментировать ме­стоположение страны, отдельных её частей. Объяснять особенности процесса образова­ния самостоятельных централизованных го­сударств в Германии. Анализировать состо­яние страны с появлением Золотой буллы. Определять причины ослабления император­ской власти. Показывать на карте городские феодаль­ные республики Италии. Рассказывать о ком­мунах Милана, Пизы, Болоньи, Флоренции. Используя иллюстрации к параграфу, Интернет, составлять рассказ об одной из го­родских республик. Характеризовать полити­ку династии Медичи.


24



Гуситское движение в Чехии.

Задания с кратким ответом

Характеризовать Чехию в XIV в. Рассказы­вать об отношении общества к католической церкви. Выделять главное в информации о Яне Гусе. Оценивать поступки Яна Гуса, его последователей и Яна Жижки. Называть итоги и последствия гуситского движения.


25



Завоевание турками-османами Балканского полуострова.

Гуситы (чеш. husité) - название чешского реформаторского религиозного движения, названное по имени Яна Гуса и принявшее в 1419 году революционные формы. На формирование идеологии гуситов оказали влияние взгляды Уиклифа, вальденсов и чешского реформатора Матвея из Янова.

Балка́нский полуо́стров (словен. Balkanski polotok, хорв. Balkanski poluotok, босн. Balkansko poluostrvo, серб. и черногор. Балканско полуострво, рум. Peninsula Balcanică, болг. и макед. Балкански полуостров, алб. Gadishulli Ballkanik, греч. Βαλκανική χερσόνησος, тур. Balkan Yarımadası, итал. Penisola Balcanica, лат. Paeninsula Balcanica)

Задания с кратким ответом

Находить и показывать на карте Балкан­ский полуостров, Болгарское царство, Сер­бию, государство османов и другие страны. Объяснять, почему болгары не смогли со­хранить свободу и независимость. Указывать причины усиления османов. Называть по­следствия падения Византии. Выполнять са­мостоятельную работу с опорой на содержа­ние изученной главы учебника.


А Б Народы Азии и Африки и Америки в Средние века. – 3ч.


26




Государство и культура Индии и Китая.

Задания с кратким ответом

Показывать на карте и комментировать местоположение Китая. Сравнивать дости­жения страны в разные эпохи правления. Характеризовать восстание Красных повязок.

Восстание Красных повязок Восстание Красных повязок (кит. трад. 紅巾起義, упр. 紅巾之亂, пиньинь: Hóng jīn qǐyì, палл.: Хунцзинь ции) - движение в Китае против монгольского владычества и монгольской империи Юань, которое завершилось падением империи, восстановлением независимости Китая и установлением в нём китайской династии Мин в 1368 году.

Составлять  и рассказывать «паспорт» страны: географическое положение, столи­ца, состав населения, религия, управление.

Географическое положение - «положение географического объекта относительно поверхности Земли, а также по отношению к другим объектам, с которыми он находится во взаимодействии…». Оно характеризует «место данного объекта в системе пространственных связей и потоков (вещественных, энергетических, информационных) и определяет его отношения с внешней средой».

Характеризоватьрелигию индийцев — инду­изм. Анализировать развитие страны в до­монгольский период. Называть особенности буддизма. Показывать на карте древние государства Америки. Рассказывать о культуре, верованиях народов Центральной и Южной Америки. Показывать на карте территорию рас­селения народов Центральной Африки.

Центральная Африка - географическая область, простирающаяся в западной части Африки в экваториальной и субэкваториальной полосе, включает обширную плоскую впадину Конго, на западе прилегает к Атлантическому океану и Гвинейскому заливу, на севере включает плоскогорье Азанде, на юге - плато Лунда и продолжающие его плоскогорья Анголы.

Выделять своеобразие африканской культуры. Перечислять последствия освоения Африки европейцами.


27



Доколумбовая Америка

вопросы


28



Африка.

вопросы


Культура Западной Европы в XIXV в. – 4ч.


29



Духовный мир средневекового человека. Искусство.

вопросы

Характеризовать представления средневековых европейцев о мире, объяснять, какое место в их жизни занимала религия. Рассказывать, что и как изучали в средневековых школах и университетах. Объяснять значение понятий и терминов: школа, университет, схоластика, эпос, романский стиль, готика, гуманизм, Возрождение.

Рома́нским иску́сством, рома́нским сти́лем или рома́никой (от лат. Roma - Рим) принято называть период в европейском искусстве, начиная примерно с 1000 года и вплоть до возникновения готического стиля в XIII веке или позже, в зависимости от региона.

Представлять описание памятников средневековой культуры, характеризуя их назначение, художественные особенности и др. Высказывать суждения о значении идеи гуманизма и Возрождения для развития европейского общества. Доказывать, что в XIV в. стали преоб­ладать практические знания. Объяснять связь между использованием водяного коле­са и развитием металлургии. Рассказывать о значении изобретения книгопечатания.

Анализировать последствия развития мореплавания.


30



Культура раннего Возрождения Италии.

Возрожде́ние, или Ренесса́нс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento; от re/ri - «снова» или «заново» + nasci - «рождённый») - имеющая мировое значение эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену Средним векам и предшествующая Просвещению.

Задания с кратким ответом


31



Научные открытия и изобретения.

вопросы


32



Повторно-обобщающий урок по теме «Культура Средневековья в XIXVв»


Защищать проекты, представлять презентации, где описаны новые черты в искусстве; сравнивать идеи гуманистов, технические открытия и изобретения.


33



Историческое и культурное наследие Средневековья

вопросы

Систематизировать знания об исторической эпохе, излагать и обосновывать суждения о значении наследия Средних веков для современного мира


34



Итоговый тест по курсу «История Средних веков»

тест

Объяснять смысл понятия «Средневе­ковье». Раскрывать сущность феодальных отношений. Выделять и характеризовать основ­ные общественно-экономические, культурные и политические процессы. Сравнивать отно­шения короля, церкви и общества в разные периоды Средневековья. Объяснять, какие процессы способствовали формированию человека новой эпохи. Выполнять само­стоятельную работу с опорой на содержание изученного курса по истории Средневековья.


35



Историческая викторина «Что? Где? Когда?»

викторина

Научатся определять термины, изученные в курсе «Средние века». Получат возможность научиться: называть главные события древ­ней истории, основные достижения культуры и значение средневеко­вых цивилизаций.


  1. Календарно-тематическое планирование для 6 класса по истории России на 35 ч.

    Исто́рия Росси́и - описание истории Российского государства, насчитывающей более тысячелетия.


дата Б

Тема урока

Планируемая деятельность учащихся (на уровне учебных действий)

Д/З

1.



Наша Родина – Россия.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Актуализировать знания по истории Древнего мира и Средних веков об исторических источниках, их видах;

Истори́ческие исто́чники - весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлёкших за собой те или иные исторические события.

Древний мир Дре́вний мир - период в истории человечества, выделяемый между доисторическим периодом и началом средних веков в Европе. В других регионах временные границы древности могут отличаться от европейских. Например, концом древнего периода в Китае иногда считают появление империи Цинь, в Индии - империи Чола, а в Америке - начало европейской колонизации.

Используя историческую карту, объяснять своеобразие геополитического положения России; Называть и кратко характеризовать источники, рассказывающие об истории России; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

С. 6-8

2.







Древние люди и их стоянки на территории современной России.

Росси́я (от греч. Ρωσία - Русь), Росси́йская Федера́ция[К 8] (на практике используется и аббревиатура РФ[К 9]) - государство в Восточной Европе и Северной Азии. Население - 146 838 993 чел. (2017). Территория России, определяемая её Конституцией, составляет 17 125 191 км²[К 4].



Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке;

Показывать на карте расселение древнего человека по территории России, стоянки древних людей

Актуализировать знания по истории Древнего мира об особенностях первобытного общества,

Описывать облик и орудия труда древних людей, (на основе работы с текстом учебника и дополнительными источниками);

Первобы́тное о́бщество (также доисторическое общество, доисторическая эпоха) - период в истории человечества до изобретения письменности, после которого появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников.

Уоллис и Футуна (иногда - Валлис и Футуна; Территория островов Уоллис и Футуна, фр. Territoire des Iles Wallis et Futuna) - острова в южной части Тихого океана, на расстоянии около 2⁄3 пути между Гавайями и Новой Зеландией.

Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий народов;

Устанавливать причинно-следственные связи (на основе информации о быте и верованиях финно-угорских племен и природно-климатических условий мест их обитания);

Причи́на: 1) основание, предлог для каких-нибудь действий Пример: Уважительная причина; Смеяться без причины; По причине того что..., по той причине что..., из-за того что... 2) явление, вызывающее, обусловливающее возникновение другого явления Пример: Причина пожара; Причина спешки в том, что не хватает времени.

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

§1






3.





Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники.


Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке;

Показывать на карте районы древнего земледелия, скотоводства, ремесла на территории России; Актуализировать знания по истории Древнего мира об особенностях первобытного общества;

Описывать условия жизни, занятия, социальную организацию земледельческих и кочевых племён, появления первых городов (на основе работы с текстом учебника и дополнительными источниками);

Социальная организация общества (от позднелат. organizio - «формирую», «сообщаю стройный вид» < лат. organum - «орудие, инструмент») - установленный в обществе нормативный социальный порядок, а также деятельность, направленная на его поддержание или приведение к нему.

Приводить примеры распада первобытного строя; Устанавливать причинно-следственные связи (на основе информации о производящем хозяйстве и распаде первобытнообщинного строя); Осуществлять самооценку и взаимооценку.

С.15-19


4.



Образование первых государств.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке;

Показывать древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья;

Се́верное Причерномо́рье (укр. Півні́чне Причорномо́р'я) - название северных земель Причерноморья. Понятие «широкой полосы степей и лесостепей» северного побережья Чёрного и Азовского морей часто встречается в исторической литературе.

Актуализировать знания по истории Древнего мира о греческих колониях на побережье Черного моря;

Раскрывать смысл понятий «государство», «народ»; Описывать жизнь народов древних государств (на основе работы с текстом учебника и дополнительными источниками); Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий народов; Устанавливать причинно-следственные связи (на основе информации об истории древних государств); Осуществлять самооценку и взаимооценку.

§2

5.








Восточные славяне и их соседи






Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: вече, вервь, дань, бортничество, колонизация; Показывать на карте направления расселения славян, крупнейшие племенные союзы восточных славян;

Племенные союзы восточных славян (восточнославянские союзы племен, племена восточных славян, объединения восточных славян) - форма социальной организации восточнославянского общества в период разложения первобытнообщинного строя и формирования государственности.

Рассказывать об условиях жизни восточных славян, используя текст и иллюстрации в учебнике, историческую карту;

Восточные славяне - культурно-языковая общность славян, говорящих на восточнославянских языках. Племенные союзы восточных славян, которые, по мнению большинства учёных, успели слиться в единую народность, составили основное население средневекового Древнерусского государства.

Сравнивать подсечно-огневую и переложную системы обработки земли, выдвигать гипотезы о причинах их распространения на тех или иных территориях; Называть и характеризовать орудия труда и оружие славян;

Описывать жилище славян; Осуществлять самооценку и взаимооценку.

§3

6.



Первые известия о Руси. Становление

Древнерусского государства

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Раскрывать смысл понятий: летопись, варяги, Русь, норманны; Высказывать и аргументировать мнение о происхождении славян; Показывать на карте Скандинавию. Новгород, Ладогу, путь «Из варяг в греки»; Описывать занятия, облик руссов; Раскрывать смысл понятий: государство, князь, дружина, полюдье, реформа, урок, погост; Показывать на карте крупнейшие города – центры племенных союзов восточных славян; торговые пути, военных походы первых русских князей; Формулировать причины и называть время образования Древнерусского государства (на основе работы с текстом учебника);

Торговый путь - это оптимально сложившийся в данных политико-географических условиях маршрут, служащий для торгово-экономических связей между разными регионами[источник не указан 1384 дня].

Князь - глава феодального монархического государства или отдельного политического образования (удельный князь) в IX-XVI веках у славян и некоторых др. народов; представитель феодальной аристократии; позднее - высший дворянский титул, в зависимости от важности приравниваемый к принцу или к герцогу в Западной и Южной Европе, в Центральной Европе (бывшей Священной Римской империи) этот титул именуется фюрст, а в Северной - конунг. Термин «князь» используется для передачи западноевропейских титулов, восходящих к princeps и Fürst, также иногда dux (обычно герцог).

Ки́евская Русь, Древнеру́сское госуда́рство, Дре́вняя Русь (др.-рус.и ст.-слав. рѹсь, рѹсьскаѧ землѧ, греч. Ῥωσία[Комм 1], лат. Russia, Ruthenia, Ruscia, Ruzzia[Комм 2], др.-сканд. Garðar, позже Garðaríki[Комм 3]) - средневековое государство в Восточной Европе, возникшее в IX веке в результате объединения ряда восточнославянских[Комм 4] и финно-угорских[Комм 5] племён под властью князей династии Рюриковичей.

Начать составление схемы «Первые князья Древней Руси»; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

§4-5

7



Правление князя Владимира. Крещение Руси.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: митрополит, епископ; Показывать на карте оборонительные рубежи на юге, возведенные Владимиром, Корсунь;

Оборонительный рубеж (рубеж обороны) - определённый командованием (руководством) рубеж (позиция, объект) на местности (территории) для успешной обороны от противника, удобный для ведения военных (боевых) действий в течение необходимого времени, а также полоса (участок, объект) местности, занятая или подготовленная в инженерном отношении к занятию войсками для ведения оборонительных военных (боевых) действий с целью упорным сопротивлением разбить или связать наступление превосходящих сил противника меньшими силами на данном направлении, с тем чтобы обеспечить свободу действий своим войскам на других направлениях или на том же направлении, но в другое время.

Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Владимира; Называть причины, дату принятия христианства на Руси (на основе работы с текстом учебника);

Считать, сколько лет существует христианство в нашей стране; Актуализировать знания из курса Всеобщей истории о возникновении христианства, его постулатах; Составлять краткую характеристику Владимира Святославовича;

Влади́мир I Святосла́вич (др.-рус. Володимѣръ Свѧтославичь, около 960 года - 15 июля 1015 года) - князь новгородский (970-988), князь киевский (978-1015), при котором произошло крещение Руси.

Давать оценку значению принятия христианства на Руси; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

§6

8



Русское государство при Ярославе Мудром

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: династический брак, усобица;

Династический брак - брак между членами правящих династий. В некоторых государствах монархам прямо не допускалось вступать в брак представителями более низкого происхождения, но в большинстве случаев подобные союзы заключались исходя из политических интересов или сложившихся традиций.

Составлять схему «Борьба за власть между сыновьями Владимира» (на основе текста учебника); Показывать на карте территорию Руси при Ярославе;

Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Ярослава; Сравнивать управление государством при Ярославе и при предыдущих правителях; Составлять краткую характеристику Ярослава Мудрого.

§7

9



Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: княжеские усобицы, раздробленность, ростовщик, устав; Показывать на карте территорию Руси при Ярославичах; Сравнивать положение Руси при Ярославе Мудром и при Ярославичах; Рассказывать о княжеских усобицах; Высказывать мнение о значении Любеческого съезда князей; Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Владимира Мономаха; Осуществлять самооценку и взаимооценку

§8

10






Общественный строй и церковная организация на Руси.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: боярин, вотчина, холоп, закуп, рядович, смерд, люди, общество, митрополит, монастырь, резиденция, епископ; Рассказывать о положении отдельных групп населения на Руси, используя информацию учебника и отрывки из Русской Правды; Участвовать в работе группы (осуществлять групповую работу, презентацию результата групповой работы); Осуществлять самооценку и взаимооценку.

§9


11



Культурное пространство Европы и культура Руси

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: мозаика, фреска, миниатюра, житие, граффити, самобытность;

Описывать памятники древнерусского зодчества (Софийские соборы в Киеве и Новгороде), сравнивать их с Софийским собором в Константинополе, объяснять причины сходства и различия;

Древнерусское зодчество - зодчество, получившее распространение в восточнославянских княжествах с момента первичного зарождения русской государственности в IX веке до Батыева нашествия.

Описывать произведения древнерусского изобразительного искусства (фрески, иконы, мозаика);

Соотносить информацию учебника о художественном ремесле с иллюстрациями на рабочем листе;

Преобразовывать текст в таблицу (С.93); Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

§10


12.




Повседневная жизнь населения

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: слобода, образ жизни; Решать проблемные задания; Характеризовать образ жизни различных слоев древнерусского населения; Участвовать в работе группы, осуществлять презентацию результата групповой работы; Осуществлять самооценку и взаимооценку


§11,

13.



Тест по теме «Древняя Русь в VIII-I половине XII в.»

Актуализировать и систематизировать информацию по теме «Древняя Русь в VIII - первой половине XI вв.»; Выполнять практические и проверочные задания (в т.ч. тестового характера по образцу ОГЭ);

Осуществлять анализ работы и коррекцию ошибок; Высказывать суждение о значении наследия Древней Руси для современного общества; Осуществлять самооценку и взаимооценку.


14.



Политическая раздробленность на Руси

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: политическая раздробленность, уделы; Показывать на карте крупнейшие княжества Руси XII- начала XIII вв.; Составлять схему «Причины политической раздробленности» (на основе информации учебника); Называть хронологические рамки периода раздробленности; Называть и раскрывать причины и последствия раздробленности (на основе работы с текстом учебника); Высказывать и аргументировать мнение о характере взаимоотношений Руси со степью; Сравнивать историю Руси и историю Англии (Игорь Новгород-Северский- Ричард Львиное сердце);

История Англии началась с вторжением германских племен англов, саксов, ютов, фризов и созданием ими на территории Британии нескольких раннефеодальных государств. История же самой Британии началась гораздо раньше, с появлением на острове первых гоминид (клектонская культура), или, в более строгом смысле, с появлением первых людей современного типа после окончания последнего оледенения, в эпоху мезолита. C IX-VIII веков до н. э. в Британию активно переселялись кельты, которые сами в I веке н. э. оказались под контролем римлян. Под давлением государства гуннов и ослаблением Римской империи к 410 году с острова ушли римляне и вторглись волнами англосаксы, сформировавшие здесь 7 своих королевств (объединённые затем в одно королевство Англию) и стали главными правителями этих земель (кроме территорий Уэльса и Шотландии). Периодические рейды викингов участились с IX века, и одно время в начале XI века Англией владели даже датские короли. В 1066 году в Англию вторглись отряды норманнов и завоевали страну. На протяжении Средних веков Англия прошла через множество гражданских войн и битв с другими европейскими народами (в том числе Столетняя война). В эпоху Ренессанса Англия управлялась династией Тюдоров. В XII веке Англия завоевала Уэльс, а в начале XVIII века объединилась в союз с Шотландией, сформировав Королевство Великобританию. Во время Индустриальной революции Великобритания управляла огромной империей, имея владения на всех континентах. Но если в территориальном отношении от этой империи мало что осталось (хотя, британские монархи все ещё остаются формальными главами членов т. н. Британского Содружества наций Австралии и Канады), тем не менее её культурное влияние глубоко и широко распространено во многих современных странах.

§12

15.



Владимиро-Суздальское княжество. Новгородская земля


Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Новгоро́дская земля́ (или Земля́ Новгоро́дская) - одно из крупнейших территориально-государственных образований в истории восточной Европы. Новгородская земля находилась на северо-западе и севере Руси.

Планировать свою работу на уроке;

Показывать на карте территорию Владимиро-Суздальского княжества; Характеризовать особенности географического положения, социально-политического и культурного развития Владимиро-Суздальского княжества. Раскрывать смысл понятий: республика, тысяцкий, владыка, посадник; Показывать Новгородской земли;

Влади́миро-Су́здальское кня́жество - древнерусское княжество. В разные периоды, в зависимости от меняющихся политических центров, именуется разными названиями. Первоначально Ростовское (не следует путать с более поздним удельным Ростовским княжеством), бывшее уделом в составе Древнерусского государства, позднее Ростово-Суздальское княжество.

Господи́н Вели́кий Но́вгород (Новгоро́дская респу́блика) - русское средневековое государство, существовавшее в период с 1136 по 1478 год. В период наибольшего расцвета кроме собственно Новгородской земли включала также территории от Балтийского моря на западе до Уральских гор на востоке и от Белого моря на севере до верховьев Волги и Западной Двины на юге.

Характеризовать особенности географического положения и социально-политического и культурного развития Новгородской земли; Рассказывать об особенностях политической жизни Новгородской республики;

Поли́тика (др.-греч. πολιτική «государственная деятельность») - понятие, включающее в себя деятельность органов государственной власти и государственного управления, а также вопросы и события общественной жизни, связанные с функционированием государства.

§13-14

16.



Южные и юго-западные русские княжества

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: князь, боярин; Показывать на карте территории; Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития Киевского, Черниговского, Смоленского, Галицко-Волынского княжеств;

Га́лицко-Волы́нское кня́жество (1199-1392; укр. Галицько-Волинське князівство) - юго-западное русское княжество династии Рюриковичей, созданное в результате объединения Волынского и Галицкого княжеств Романом Мстиславичем.

Участвовать в работе группы (с информацией об особенностях Киевского, Черниговского, Смоленского, Галицко-Волынского княжеств); Осуществлять самооценку и взаимооценку.

с.123

17.



Тест по теме «Русские земли в период политической раздробленности»

Актуализировать и систематизировать информацию по изученному периоду; Характеризовать общие черты и особенности развития Руси и Западной Европе; Высказывать суждения о значении периода раздробленности для современного общества; Выполнять тестовые контрольные задания по истории периода раздробленности (в т.ч. по образцу заданий ОГЭ); Осуществлять анализ работы и коррекцию ошибок; Осуществлять самооценку и взаимооценку.


18.



Монгольская империя. Батыево нашествие на Русь.




Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке;

Показывать на карте направления походов монгольских завоевателей;

Эта статья - о монгольских вторжениях на Русь в 1237-1240 годах. О вторжении 1223 года см. Битва на реке Калке. О более поздних вторжениях см. Перечень походов монголо-татар на русские княжества.

Монгольская империя (монг. Монголын эзэнт гүрэн;Yeke Mongγol ulus - Великое Монгольское государство, монг. Их Монгол улус) - государство, сложившееся в XIII веке в результате завоеваний Чингисхана и его преемников и включавшее в себя самую большую в мировой истории смежную территорию от Дуная до Японского моря и от Новгорода до Юго-Восточной Азии (площадь ок. 38 000 000 квадратных километров)

; Высказывать мнение о причинах поражения русско-половецких войск в битве на реке Калке; Объяснять причины успехов монголов; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. Показывать на карте направления походов Батыя, города, оказавшие особенно ожесточенное сопротивление; Изучать материалы, свидетельствующие о походах монгольских завоевателей, сопоставлять и обобщать содержащуюся в них информацию; Составлять хронологическую таблицу основных событий, связанных с походами Батыя на Русь; Объяснять причины военных неудач русских князей; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

§15-16

19.








Северо-Западная Русь между Востоком и Западом. А. Невский.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке;

Показывать на карте места сражений новгородских войск со шведскими войсками и крестоносцами;

Рассказывать на основе информации учебника, отрывков из летописей, карт и картосхем о Невской битве и Ледовом побоище;

Не́вская би́тва (15 июля 1240) - сражение на реке Неве между новгородским войском под командованием князя Александра Ярославича и шведским войском. Александр Ярославич за победу и личную храбрость в бою получил почётное прозвище «Невский».

Ледо́вое побо́ище (нем. Schlacht auf dem Eise, лат. Prœlium glaciale - «Ледовая битва»), также битва на Чудском озере (нем. Schlacht auf dem Peipussee) - битва, произошедшая на льду Чудского озера 5 апреля 1242 года по юлианскому (старому) календарю (суббота) с участием ижоры, новгородцев и владимирцев под предводительством Александра Невского, с одной стороны, и войском Ливонского ордена, с другой стороны.

Характеризовать значение данных сражений для дальнейшей истории русских земель;

Составлять характеристику Александра Невского, используя дополнительные источники информации;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

§17

20.







Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке;

Показывать на карте границы, основные части, крупнейшие города Золотой Орды; Раскрывать смысл понятий: хан, баскак, ярлык, «ордынский выход»; Объяснять, в чем выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды; Называть и характеризовать повинности населения русских земель; Рассказывать о борьбе русского народа против установления ордынского владычества; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

§18

21.


Литовское государство и Русь

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке;

Показывать на карте территорию Великого княжества Литовского; Характеризовать политику литовских князей; Объяснять причины быстрого роста территорий Литвы за счет русских земель;

Высказывать мнение о значении присоединения русских земель к Великому княжеству Литовскому;

Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём: - отвечать на вопросы, делать выводы;

- анализировать высказывания историков, делать выводы; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

§19

22.








Усиление Московского княжества.

Вели́кое кня́жество Моско́вское - средневековое русское феодальное государство. Первоначально удел Великого княжества Владимирского, с середины XIV века в результате превращения Владимира в наследственное владение московских князей - великое княжество.

Иван Калита.

Ива́н I Дани́лович Калита́ (около 1283 или 1 ноября 1288 - 31 марта 1340 или 1341[⇨], Москва) - князь Московский с 1325 (фактически с 1322), Великий князь Владимирский (1331-1340), Князь Новгородский c 1328 по 1337 год.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке;

Показывать на карте территорию Северо-Восточной Руси, основные центры собирания русских земель, территориальный рост Московского княжества; Составлять фишбоун «Причины возвышения Москвы»;

Выделять и называть следствия объединения земель вокруг Москвы; Начать составление схемы «Династия Московских князей»; Высказывать и аргументировать оценочное мнение деятельности Ивана Калиты; Осуществлять самооценку и взаимооценку

§20

23



Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. Д.

Кулико́вская би́тва (Мамаево или Донское побоище) - решающее сражение между объединённым русским войском во главе с московским великим князем Дмитрием Донским и войском беклярбека Золотой Орды Мамая, состоявшееся 8 сентября 1380 года в районе южнее впадения реки Непрядва в реку Дон, на Куликовом поле - исторической местности, известной по средневековым источникам (в настоящее время расположено на юго-востоке Тульской области). Точная локализация места непосредственного боевого столкновения на текущий момент остаётся дискуссионной и представлена в научных публикациях несколькими версиями (С. Д. Нечаева / И. Ф. Афремова; В. А. Кучкина/ К. П. Флоренского; А. Е. Петрова; С. Н. Азбелева). В рамках этой военной конфронтации Руси и Орды, начавшейся в 1374 году, битве непосредственно предшествовала битва на реке Воже 1378 года, закончившаяся разгромом большого золотоордынского отряда мурзы Бегича.

Донской.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке;

Выделять основные понятия: манёвр; Показывать на карте место Куликовской битвы;

Рассказывать о Куликовской битве на основе учебника, отрывков из летописей, произведений литературы, картосхемы; Высказывать аргументированное суждение о значении Куликовской битвы; Называть дату, высказывать мнение о причинах и последствиях набега Тохтамыша; Продолжить составление схемы «Династия Московских князей»; Оценивать историческую роль Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, митрополита Алексия;

Митрополи́т Алекси́й (в миру Елевферий Фёдорович Бяконт[Комм 1]; между 1292-1305, Москва - 12 февраля 1378, Москва) - митрополит Киевский и всея Руси, святитель, государственный деятель, дипломат. В церковных текстах именуется митрополитом Московским и всея России чудотворцем.

Осуществлять самооценку и взаимооценку

§21

24



Развитие культуры в русских землях во II половине XIII -XIV вв.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке;

Называть характерные черты культуры в указанный период (на основе информации учебника);

Раскрывать смысл понятий: канон, архитектурный ансамбль, эпос;

Архитекту́рный анса́мбль (от фр. ensemble - целостность, связность, единство) - по определению БСЭ, «гармоническое единство пространственной композиции зданий, инженерных сооружений (мосты, набережные и др.)

Характеризовать влияние ордынского нашествия на развитие русской культуры; Выявлять общее и особенное в развитии культуры разных княжеств; Работать с текстами документов, отвечать на вопросы по текстам;

§22

25.



Кузбасс в древности.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Характеризовать особенности географического положения земель, входящих в состав современной Кемеровской области;

Ке́меровская о́бласть - субъект Российской Федерации, входит в состав Сибирского федерального округа.

Называть племена, населявшие территорию Кузбасса в древности; Описывать занятия и быт шорцев и телеутов.


26.



Тест по теме «Русские земли в середине XIII-XIV вв»

Актуализировать и систематизировать исторический материал по теме «Русские земли в середине XIII-XIV вв.»; Характеризовать общие черты и особенности процесса образования единых государств на Руси и в западной Европе; Выполнять проверочные задания по истории России данного периода; Осуществлять коррекцию знаний. Осуществлять самооценку и взаимооценку.


27.



Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV века.

Политическая география - общественно-географическая наука, изучающая территориальную дифференциацию политических явлений и процессов.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: централизация; Показывать на исторической карте государства Европы и русские княжества; Сравнивать главные причины централизации на Руси и в Европе; Соотносить информацию из разных источников (текст учебника, иллюстрации, карта); Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке

§23

28.



Московское княжество в I половине XV вв.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: поместье, помещик, служилые люди;

Служилые люди - в России XIV-XVIII веков общее название лиц, обязанных нести военную или административную службу в пользу государства.

Показывать на исторической карте расширение территории Московского княжества; Продолжить составление схемы «Династия Московских князей»; Характеризовать социально-экономическое и политическое развитие;

Выделять главное в тексте учебника (на основе работы с информацией о политике Василия I); Объяснять причины и последствия феодальной войны, причины победы Василия II Темного; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке

§24

29




Распад Золотой Орды и его последствия




Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: транзитная торговля, ясак; Показывать на исторической карте новые государства на рубежах Руси; Характеризовать социально-экономическое и политическое развитие новых государств; Выделять главное в тексте учебника (на основе работы с информацией о Тимуре, Улу-Мухаммеде); Объяснять причины и последствия распада Золотой Орды; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке

§25

30



Московское государство и его соседи. Иван 3.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: Боярская дума, воевода, герб, кормление, держава, местничество, налоги, скипетр; Показывать на исторической карте территорию Московского государства, р. Угра;

Характеризовать политическое устройство русского государства при Иване III; Указывать хронологические рамки процесса становления единого Русского государства;

Русское (централизованное) государство, также государство всея Руси - объединённое и независимое от внешних центров силы государство, сложившееся на Руси в эпоху правления московского князя Ивана Великого.

Выделять главное в тексте учебника (на основе работы с информацией о политике Ивана III); Объяснять причины и последствия ликвидации ордынского ига; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

§26


31.



Русская православная церковь и государство XV – начале XVI вв.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: догмат, автокефалия; Определять роль православной церкви в становлении российской государственности; Характеризовать взаимоотношения церкви с великокняжеской властью;

Объяснять значение выражения «Москва - Третий Рим»; Высказывать мнение о причинных появления ересей; Сравнивать взгляды иосифлян и нестяжателей;

с. 96

32



Практикум «Человек в Российском государстве II пол. XV в.»

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: казаки, пожилое, посадские люди, чин, привилегии;

Посадские люди - сословие средневековой (феодальной) Руси, в обязанностях которого было нести тягло, то есть платить денежные и натуральные подати, а также выполнять многочисленные повинности.

Характеризовать социальное развитие Русского государства XV века; Объяснять причины и значение принятия судебника Иваном III; Работать в группе (с информацией о положении различных слоев населения), осуществлять презентацию результатов групповой работы; Выделять (в тексте учебника) и называть основные признаки социальных групп, характеризовать их;

Социальная группа - объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

с.101

33



Формирование культурного пространства единого Российского государства

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Объяснять понятия: поэма, регалии; Составлять таблицу «Культура Руси в XV в.»; Характеризовать основные жанры религиозной и светской литературы данного периода; Характеризовать стилевые особенности творчества Андрея Рублева, Дионисия (на основе текста и иллюстраций учебника); Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

§27

34.






Контроль знаний «Формирование единого Русского государства»

Актуализировать и систематизировать исторический материал по теме «Формирование единого Русского государства»; Характеризовать общие черты и особенности процесса образования единых государств на Руси и в западной Европе; Высказывать суждения о значении наследия XV вв. для современного общества;

Выполнять проверочные задания по истории России данного периода (в т.ч. по типологии ОГЭ); Осуществлять коррекцию знаний Осуществлять самооценку и взаимооценку.


35.



Итоговое повторение

по курсу

Актуализировать и систематизировать исторический материал по курсу «История России с древнейших времен до конца XV в.»; Защищать проекты по курсу «История России с древнейших времен до конца XVI в.»; Осуществлять самооценку и взаимооценку.











Информационно - образовательные ресурсы:


  1. История средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Е.В. Агибалова, Г.М. Донской; под редакцией А.А.Сванидзе. – 16-е изд. М.: Просвещение, 2009.

  2. Учебник. История России. 6 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П. С.,

  3. Поурочные рекомендации. История России. 6 класс. Журавлева О.Н.

  4. Рабочая тетрадь. История России. 6 класс. Данилов А. А., Лукутин А.В., Артасов И.А.

  5. Комплект карт. История России. 6 класс.

  6. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6–9 классы. Данилов А.А., Журавлева О.Н., Барыкина И.Е.

  7. Контрольно-измерительные материалы. История России: 6 класс. Первое, второе полугодие / Сост. К. В. Волкова– ВАКО, 2010г.

  8. И.Д. Агеева «Кто лучше всех знает Россию? » Методическое пособие.

  9. Творческая Мастерская Учителя «История» 5-11 класса Технологии современного урока Авторы-составители: В.В.Гукова, А.А.Кравченко, Л.И.Михайлова, Е.А.Вах и др. Волгоград

  10. Н. И. Дорожкина «Современный урок истории» Использование Мультимедийных презентаций 5-11 классы М. «Вако» 2009г.

  11. Учебное электронное издания: Всеобщая история 6; История Государства Российского Н.

    Презента́ция (от лат. praesento - представление) - документ или комплект документов, предназначенный для представления чего-либо (организации, CQ y, продукта и т.п.). Цель презентации - донести до аудитории полноценную информацию об объекте презентации в удобной форме.

    Росси́йское госуда́рство, Госуда́рство Росси́йское - государство, провозглашённое Актом Уфимского Государственного совещания от 23 сентября 1918 г. (так называемой «Конституцией Уфимской Директории») «об образовании всероссийской верховной власти» во имя «восстановления государственного единства и независимости России», пострадавших в результате революционных событий 1917 года, установления советской власти и подписания советским правительством Брестского мира.

    Карамзин

  12. Интернет-ресурсы: http://lesson-history.narod.ru/sv.htm http://lesson-history.narod.ru/russia6.htm http://www.rusedu.ru/category_9.html http://dmsuslin.narod.ru/club-licey9.htm http://calenda.ru/presentat.asp

  13. http://www.biografia.ru/

  14. http://russia.rin.ru/

  15. http://hist.msu.ru/

  16. http://histrf.ru/ru/biblioteka/