Главная страница
Контакты

    Главная страница


Территориальная организация Калининградской области

Скачать 63.04 Kb.



Скачать 63.04 Kb.
Дата13.06.2019
Размер63.04 Kb.

Территориальная организация Калининградской области


Территориальная организация Калининградской области ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования. Процесс развития населения можно рассматривать как одно из проявлений внутреннего потенциала территории, имеющей сложный и часто противоречивый характер взаимосвязей между подсистемами и элементами. Эти взаимосвязи определяют черты конкретного географического пространства. Территориальность является основным качеством населения, как части географического пространства. Территориальность проявляется через территориальную дифференциацию, которая связана с двумя антонимичными понятиями - концентрацией и дисперсией. Континуальность и дискретность - как части географического пространства - очень яркие свойства населения и расселения, они, в большей степени пространственны, чем процессуальны. Географическое пространство является местом размещения и действия географических явлений и процессов. По своей сути более континуальным является население, а расселение дискретно. Размещение населения, как ареала человеческой деятельности, может быть представлено как совокупность взаимодействующих континуальных физических полей.

Де́ятельность - (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели.

При исследовании связей в процессе развертывания различных (простых и сложных) форм человеческой деятельности наиболее важным является определение границ ареалов, их форм и размеров, а также степени территориального тяготения центров различных ареалов. Конфигурацию ареалов характеризует компактность и изрезанность границ, а сложность территориального состояния показывают такие свойства, как очаговость, линейность, сетчатость. Особое значение имеет определение степени центральности или периферийности населения и расселения. Континуальность и дискретность населения и расселения отражается в понятии “территориальная организация”. Исследование территориальной организации было реализовано в трудах Ю.Г.

Террито́рия (лат. territorium) - часть поверхности суши с определёнными границами.

Саушкина, Б.С. Хорева, Э.Б. Алаева, Адамеску А., Кистанова В., Савельева В. О., Бабурина В.Л., Бутова В. И., Игнатова В. Г., Гаврилова А.И., Виноградского В.Г. и др. Целью данной работы является анализ практической реализации теоретико-методологического обоснования эффективной территориальной организации Калининградской области. Для достижения данной цели следует решить ряд задач: - проанализировать понятие и значение территориальной организации населения; - определить типы территорий; - охарактеризовать социально-демографической ситуации в Калининградской области; - проанализировать территориальную организацию экономики Калининградской области; - определить место Калининградская область в процессах экономической интеграции - предложить пути повышения эффективности социально-экономического потенциала Калининградской области. Объектом исследования в данной работе является Калининградская область. Предметом исследования является механизм территориальной организации Калининградской области Теоретической и информационной базой данной работы являются научно-практические пособия, учебники и другая научная литература по вопросам территориальной организации населения, научные статьи, статистический материал и т.д. 1.

Научная литература - совокупность письменных трудов, которые созданы в результате исследований, теоретических обобщений, сделанных в рамках научного метода. Научная литература предназначена для информирования учёных и специалистов о последних достижениях науки, а также для закрепления приоритета на научные открытия.

СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ 1.1 Понятие и значение территориальной организации населения Термин “территориальная организация” впервые применил А. Е. Пробст по отношению к производству, затем широкое распространение получил термин “территориальная организация производственных сил” по отношению не только ко всему народохозяйственному комплексу, но и по отношению к отдельным отраслям и экономическим районам (А.Т. Хрущев). С.А. Ковалев раскрыл основные черты территориальной организации сферы обслуживания населения. Т.Г.

Сфера услуг - часть экономики, которая включает в себя все виды коммерческих и некоммерческих услуг; сводная обобщающая категория, включающая воспроизводство разнообразных видов услуг, оказываемых предприятиями, организациями, а также физическими лицами.

Рунова рассмотрела территориальную организацию природопользования. Э.Б. Алаев [2] пишет, что “территориальная организация общества” есть сочетание функционирующих территориальные структур (расселения населения, производства, природопользования), объединяемых структурами управления в целях осуществления воспроизводства жизни общества.” Б.С. Хорев [54] отмечает, что понятие ТОО - наиболее широкое междисциплинарное понятие в сфере региональных, социальных, экономических и иных исследований, ибо в него входят и размещение производства, и размещение социальной инфраструктуры, и расселение людей, и взаимосвязи в территориальной социально-экономической системе общества и процессы пространственного воспроизводства, и проблемы управления ими.

Проблемы управления (англ. Control Sciences, ISSN 1819-3161) - российский журнал, учреждённый Институтом проблем управления им. В. А. Трапезникова РАН. Журнал отражает исследования в области теории и практики управления, современных методов решения управленческих задач с учётом нестабильного поведения окружающей среды, ограниченной исходной информации и противоречивости целей, слабой структуризации и наличия многих критериев.

Социальная инфраструктура - совокупность отраслей и предприятий, функционально обеспечивающих нормальную жизнедеятельность населения. Сюда относятся: жилье, его строительство, объекты социально-культурного назначения, вся сфера жилищно-коммунального хозяйства, предприятия и организации систем здравоохранения, образования, дошкольного воспитания; предприятия и организации, связанные с отдыхом и досугом; розничная торговля, общественное питание, сфера услуг, спортивно-оздоровительные учреждения; пассажирский транспорт и связь по обслуживанию населения; система учреждений, оказывающих услуги правового и финансово-кредитного характера (юридические консультации, нотариальные конторы, сберегательные кассы, банки) и др.

Мы придерживаемся широкой трактовки этого термина, считая территориальную организацию не только как функцию управления в виде системы органов управления, но и как функцию саморазвития. Данную трактовку используют Н.Т. Агафонов и М.М. Межевич, которые считают, что безосновательно сводить лишь к “управлению” территориальную организацию общества, включающую в себя исторически обусловленные объективные формы размещения и территориальной организации производства, расселения населения, среды обитания человека, территориально-административного устройства, социально-территориальной структуры. А.

О́рган управле́ния - общее название структуры где-либо (государство, общество и так далее) выполняющей задачи по управлению чем-либо.

Среда обитания (экологическая ниша) - совокупность конкретных абиотических и биотических условий, в которых обитает данная особь, популяция или вид, часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие.

Адамеску заявляет, что к “управлению” нельзя приравнивать пространственно-временную организацию сложных интегральных систем типа “природа-хозяйство-население”, а также территориальных социально-экономических систем [1]. Понятие “территориальная организация населения” с нашей точки зрения включает в себя ареалы человеческой деятельности и все виды движения населения (в том числе естественного). Под территориальной организацией населения мы понимаем пространственное сопряжение и (взаимодействие) элементов естественного, миграционного и социального воспроизводства населения на территориях, где специфика человеческой деятельности и образ жизни, обеспечивает общность протекания процессов воспроизводства населения.

О́браз жи́зни (лат. modus vivendi) - типичные для конкретно-исторических социально-экономических отношений способ и формы индивидуальной и коллективной жизнедеятельности человека, характеризующие особенности его поведения, общения, склада мышления.

Точка зрения (англ. point of view, POV) - жизненная позиция, с которой субъект оценивает происходящие вокруг него события. Термин произошёл от «точки зрения» - места, где находится наблюдатель и от которого зависит видимая им перспектива.

Воспроизводство населения - смена поколений в результате естественного движения населения. Воспроизводство населения определяется рождаемостью и смертностью. Для сохранения простого воспроизводства населения необходимо, чтобы 100 женщин производили на свет 205 детей.

Территориальная организация общества: 1) это сочетание функционирующих территориальных структур населения, производства, природопользования, объединяемых структурами управления; 2) это совокупность процессов или действий по размещению населения и производства, природопользованию, с учетом их отношений, связей, соподчиненности и взаимозависимости с целью ускорения социально-экономического развития как всего общества в целом, так и его отдельных территориальных общностей [50].

Развитие - это процесс упрощения удовлетворения потребностей. Также ещё даётся такое определение: развитие - это движение от низшего к высшему, от простого к сложному.

Таким образом, территориальная организация населения -- одна из главных составляющих территориальной организации общества наряду с территориальным разделением труда, размещением производительных сил, административно-территориальной организацией государств, экономическим Районированием и др.

Разделе́ние труда́ - исторически сложившийся процесс выполнения людьми своих специализированных видов деятельности в общем для всех деле, сопровождающийся обособлением, видоизменением, закреплением отдельных видов трудовой деятельности, который протекает в общественных формах дифференциации и осуществления разнообразных видов трудовой деятельности.

Территориальную организацию населения можно одновременно рассматривать в двух аспектах: 1) как процесс по организации населения на какой-либо территории; 2) как результат этого процесса -- сложившиеся территориальные системы, связанные с населением (численность и плотность, состав, расселение, сеть населенных пунктов, миграции и т. д.) [51]. Внутри территориальной организации населения можно выделить три главных, достаточно четко различающихся подсистесы, каждая из которых отражает определенный аспект территориальной организации населения. 1. Размещение населения -- это его распределение по территориальным единицам разного ранга (регионам мира, странам, их частям, административным единицам и др.). Главные показатели -- численность или доля населения, плотность населения.

Пло́тность населе́ния - число жителей, приходящееся на 1 км² территории. При расчёте плотности населения могут исключаться необитаемые территории и крупные внутренние водные пространства. Помимо общей плотности населения, используются отдельные показатели плотности для сельского и городского населения.

При этом население размазано по территории, дифференциация внутри выделенных единиц не рассматривается. Выясняются лишь наиболее важные характеристики состава населения, влияющие на изменение его численности. Данный раздел особенно близок к демографии (региональной демографии) [46]. 2. Расселение населения: 1) процесс заселения людьми территории; 2) результат этого процесса -- распределение жителей по населенным пунктами. При этом получается более точная картина территориальной организации населения, так как жители привязаны к конкретным точкам пространства. Но, как правило, для каждого такого пункта имеется лишь несколько характеристик (часто даже только одна - - численность жителей), а состав населения рассматривается только в том случае, если он омет, сильно дифференцирован по отдельным поселениям. Этот раздел близок к географии населения (географии населённых пунктов) 3. Подсистема перераспределения населения по территории (миграций). Миграции - перемещения людей между населенными пунктами. При этом миграции рассматриваются не только как один из факторов изменения численности населения (как это делает демография) или как показатель связи между разными территориями (чему особое место уделяется в географии населения), а прежде всего как форма организации жизни людей на какой-либо территории.

Демогра́фия (др.-греч. δῆμος - народ, др.-греч. γράφω - пишу) - наука о закономерностях воспроизводства населения, о зависимости его характера от социально-экономических и природных условий, миграции, изучающая численность, территориальное размещение и состав населения, их изменения, причины и следствия этих изменений и дающая рекомендации по их улучшению.

Поэтому основное место уделяется причинам (экономическим, социальным и др.) и периодичности миграций. В каждом разделе, в свою очередь, можно выделить несколько отдельных направлений исследований. Так, при изучении расселения обычно отдельно рассматриваются городские и сельские населенные пункты. При изучении миграций отдельно рассматриваются перемещения, связанные с производством (трудовые миграции) и с непроизводственной сферой (культурно-бытовые и рекреационные миграции) [8]. Главным источником сведений для территориальной организации населения является демография (демографическая статистика). При этом наиболее ценными считаются данные всеобщих переписей населения, поскольку они позволяют выяснить многие характеристики для всего населения и практически для любой территориальной единицы (вплоть до отдельного населенного пункта или его части).

Пе́репись населе́ния - единый процесс сбора, обобщения, анализа и публикации демографических, экономических и социальных данных населения, относящихся по состоянию на определённое время ко всем лицам в стране или чётко ограниченной её части.

Но проводятся всеобщие переписи населения довольно редко, как правило, не чаще одного раза в 10 лет (а в некоторых странах -- 1--2 рала на протяжении всего XX в.). Их материалы долго обрабатываются, а первичные данные по самым мелким территориальным единицам часто вообще не публикуются и, следовательно, остаются недоступными для большинства исследователей. Поэтому широко используются также данные текущего умета населения, который с достаточно высокой точностью ведётся в подавляющем большинстве государств современного мира. При этом можно получить сведения о населении практически на любую дату (как правило, на начало или на средину года), но по небольшому числу характеристик (часто - только численность населения) и по единицам административного учета, которые в некоторых странах могут быть очень большими по размерам территории иили численности населения, без выделения внутренней дифференциации. Использует территориальная организация населения так же сведения, предоставляемые географией населения, социологией, этнографией.

Численность - один из демографических показателей. В общем случае - число людей в определённой их совокупности (регион и т. п.). Постоянно изменяется вследствие рождения, смертей, миграции, измеряется и оценивается по состоянию на определенный момент времени.

Геогра́фия (др.-греч. γεωγραφία - землеописание, от γῆ - земля и γράφω - пишу, описываю): объединенный под названием физическая география комплекс наук, изучающих географическую оболочку Земли. Основными объектами изучения географических наук являются геосферы (биосфера, атмосфера, литосфера, гидросфера и почвенный покров) и геосистемы (ландшафты, природные зоны, биогеоценозы…); свод знаний о пространственно-временных особенностях какой-либо территории, объекта, явления или процесса (география материков и океанов, география России, география тундры, география распространения птичьего гриппа, география карстовых процессов N-ской области).

Но они, как правило, касаются только отдельных сравнительно небольших групп населения (жителей определенных населенных пунктов, представителей конкретных социальный групп, некоторых этносов), а также собираются в разное время. И поэтому они являются лишь исполнительными по сравнению с данными демографической статистики, которые охватывают все население по состоянию на определенную дату (начало года, момент переписи). приграничный территория экономический калининградский 1.2 Типы территорий. Приграничные территории России и их значение Территориальная организация населения подразумевает соотношение, внутреннюю упорядоченность функционирования элементов и подсистем, а также управление. Элементами воспроизводства населения являются процессы рождаемости, смертности, миграционного движения в отдельных поселениях и районах, а также социально-экономическая деятельность в поселениях и за пределами поселений. Поэтому формами территориальной организации населения будут отдельные жилища с ареалами жизнедеятельности населения, группы отдельных жилищ с ареалами жизнедеятельности населения (ареалы могут быть разомкнутыми или сплошными) и районы разного ранга: от нанорайонов до областных районов. Отдельные жилища и группы жилищ с ареалами жизнедеятельности населения представляют собой фермерские поселения с достаточно узким ареалом человеческой деятельности (В ЦЧР в основном полеводческой), но с более высокой территориальной подвижностью населения, чем нанорайоны. К ним также относится население мелких поселений (одна-несколько семей), занятых в несельскохозяйственной и сельскохозяйственной деятельности. Под населенческим районом понимается территория, по характеру использования территории, специфики образа жизни людей, отличающаяся от других территорий и обладающая единством воспроизводственных процессов. Целостность населенческих районов обеспечивается взаимодействием людей в процессе жизнедеятельности. Под нанорайоном населения мы понимаем территорию, включающую в себя единичные поселения, объединяющие население с однородным или близким характером жизнедеятельности (в том числе и общностью воспроизводственных процессов). Среди нанорайонов можно выделить следующие типы [54]: а) компактный: среди населения преобладают пенсионеры, воспроизводственные процессы очень слабы (высокий уровень смертности), жизнедеятельность населения проявляется преимущественно в усадьбах с личными участками и ограничивается границами населенного пункта;

Сме́ртность - статистический показатель, оценивающий количество смертей.

б) обширный: население относится к поселку бригады или отделению сельскохозяйственного предприятия, занимается растеневодством, поэтому ареал сельскохозяйственной деятельности населения достаточно широк; в) промежуточный тип нанорайона включает в себя население поселка бригады или отделения с животноводческой фермой, ареал деятельности обычно менее обширен. Для нанорайонов промежуточного и обширного типов характерен более высокий уровень протекания процессов воспроизводства населения, чем для компактного. В них типе а), ниже средний возраст населения, значительно выше территориальная подвижность населения. Могут существовать и смешанные типы нанорайонов Типология их очень сложна и может содержать несколько классификационных признаков. С нашей точки зрения для выделения подтипов районов этого уровня необходимо учитывать планировочные формы сельских поселений: простые и усложненные линейные, кучевые (беспорядочные) и квартальные, а также местоположение населенных пунктов.

Средний возраст - возрастной период человека, предшествующий пожилому возрасту. Западные учёные определяют его границы по-разному: начало - от конца третьего десятилетия до 40 лет, конец - от конца четвёртого десятилетия до 60 лет.

Подвижность населения - статистический показатель, вычисляемый как среднее число перемещений на человека в год. Транспортная подвижность учитывает только перемещения, совершаемые при помощи транспорта.

Се́льское поселе́ние - один из типов муниципальных образований в России, представляет собой один или несколько объединённых общей территорией сельских населённых пунктов (посёлков, сёл, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населённых пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Сельское поселение входит в состав муниципального района.

К следующему уровню иерархии районов относится топический район поселения. Под ним понимается территория, по специфике протекания воспроизводственных процессов отличающаяся от других территорий, комплекс социальных услуг населения и характер жизнедеятельности (в том числе производство) обеспечивают близость образа жизни людей.

Социа́льная защи́та - система мер, направленных на соблюдение прав человека, на удовлетворение его социальных потребностей.

Основой районов топического (внутрирайонного) уровня являются хозяйственные, административные и кустовые системы расселения. В топических районах наблюдается большое разнообразие человеческой деятельности, поэтому существует возможность различных типологий. Наиболее значительным признаком, с нашей точки зрения, для выделения типов районов этого уровня будет управление. Для выделения подтипов топических районов населения, а также таксонов более высокого уровня, можно использовать следующие показатели: густота поселений, удельный вес больших поселений, плотность населения и другие показатели, раскрывающие черты размещения населения [53]. Топические районы сельского населения включают два главных типа: а) административный тип;

Сельское население - население, проживающее в сельских населённых пунктах.

б) внутрихозяйственный тип на базе организующих центров, соответственно центр сельсовета и центральная усадьба. При этом необходимо отметить, что, если в настоящее время и в предыдущие годы, особенно, главную районообразующую роль пока играют центральные усадьбы, то в последние годы большее значение начинают приобретать центры сельских администраций. Локальные межрайонные городские населенческие районы охватывают территории с городским населением, проживающим в различных взаимодействующих, близкорасположенных городских поселениях.

Центральная Усадьба - деревня в Смоленской области России, в Демидовском районе. Расположена в северо-восточной части области в 20 км к юго-востоку от Демидова, на берегу озера Диво. Население - 117 жителей (2007 год).

Настоя́щее - часть линии времени, состоящая из событий, которые происходят в данный момент, то есть определенная область пространства-времени. При определённых допущениях под настоящим временем понимаются текущие дни, месяцы и даже годы.

Го́род - крупный населённый пункт, жители которого заняты, как правило, не сельским хозяйством. Имеет развитый комплекс хозяйства и экономики, является скоплением архитектурных и инженерных сооружений, обеспечивающих жизнеобеспечение населения.

В ЦЧР такой тип топических поселенческих районов не получил большого распространения, в отличие от следующего типа. К нему мы относим локальные (пригородные) районы населения. Этот тип топических районов включает в себя и сельское, и городское население одновременно.

Городско́е населе́ние - население, проживающее в городских населённых пунктах. В силу того, что критерии отнесения населенных пунктов к городским в разных странах не совпадают, данные о численности городского населения различных стран не вполне сопоставимы.

Если процессы естественного воспроизводства не имеют больших отличий от других типов топических населенческих районов, то территориальная подвижность населения в них намного выше. С одной стороны, сельские жители в этих районах в значительной степени ориентированы на удовлетворение многих социальных потребностей (работа, услуги и товары) в городских поселениях. Поэтому наблюдаются интенсивные трудовые, культурные, торговые и другие связи между сельскими и городскими территориями. С другой стороны, связи городских территорий с сельскими, являются менее интенсивными и имеют, преимущественно, рекреационный характер. В 90-е годы, в связи с падение уровня жизни, значительно выросло значение дач, как подсобных хозяйств.

Социальный институт или общественный институт - исторически сложившаяся или созданная целенаправленными усилиями форма организации совместной жизнедеятельности людей, существование которой диктуется необходимостью удовлетворения социальных, экономических, политических, культурных или иных потребностей общества в целом или его части.

Личные подсобные хозяйства (ЛПХ) - не предпринимательская деятельность гражданина и членов его семьи по производству и переработке сельскохозяйственной продукции на предоставленном (приобретенном) участке земли, как правило в сельской местности, для удовлетворения собственных нужд в продуктах питания.

Динамика населения является универсальным индикатором социально-экономического развития, поэтому типы районов по этому критерию во многом отражают общее состояние населения, а подтипы частное состояние населения (естественное воспроизводство, миграционное воспроизводство, социальное воспроизводство) [25]. В наименьшей степени управленческое воздействие сказывается на формирующихся внутриобластных (окружных) районах населения. По нашему мнению такие районы можно выделить как таксоны территориальной структуры населения, но не как формы территориальной организации населения. Важным является соотношение между территорильной организацией населения и территориальной структурой населения. Население и расселение зависит от структуры, которое обеспечивает стабильное развитие элементов и подсистем. Под структурой систем населения и расселения понимается устойчивая совокупность связей, отношений между населением, расселением, производством, инфраструктурой, природной средой и управлением, обеспечивающие ее целостность. Территоиальная структура подразумевает наличие пространственных, территориальных связей. По Э.Б. Алаеву “... территориальная структура есть совокупность таких связей и между такими элементами, где обязательным условием их (связей) реализации является преодоление пространства (геопространства), а одним из резервов оптимизации связей кроется в сокращении пространственных затрат энергии [2]. Структура населения и расселения по своей сути территориальна, именно поэтому теоретическим аспектом изучения территориальной структуры, как и территориальной организации населения в географической литературе не придавали большого значения. Это нужно было сделать для того, чтобы более четко соотносить между собой два сложных понятия. В настоящее время недостаточно четко показывается общее и различия в размещении и расселении населения. Не случайно по Э.Б.Алаеву для обозначения размещения людей употребляется термин расселение. Более широко к этой проблеме подходит Б.С. Хорев, который считает, что размещение населения - это конкретное состояние расселения населения по территории в каждый данный момент. Он также считает совершенно справедливо, что понятие расселения шире, чем сеть населенных пунктов. Уникальным инструментом решения локальных проблем приграничья является приграничное сотрудничество. Приграничные территории -- это территории государства, прилегающие к государственной границе, выполняющие особые приграничные функции и обладающие в связи с этим специфическими особенностями. Главным фактором, обусловливающим специфику приграничья, является его географическое положение. Приграничное сотрудничество стало важной особенностью современных международных связей регионов, поскольку именно на границе непосредственно пересекаются многие жизненно важные проблемы государств, включая внешнеполитические, экономические, гуманитарные контакты. Приграничное сотрудничество помогает решать отдельные вопросы межгосударственных отношений, в том числе такие, по которым затруднительно или пока невозможно принимать решение на более высоком уровне, укреплять исторически сложившиеся связи. Особую роль проблематика приграничных районов играет для России, имеющей громадный пограничный периметр, который составляют весьма различные по природным, демографическим, экономическим и т.д. характеристикам территории. Регионы России играют исключительно важную роль в процессе приграничного межрегионального сотрудничества, содействуя при этом повышению прозрачности границ, сближению проживающих на приграничных территориях людей и созданию максимально возможных условий для торговли, экономического процветания регионов [29]. Развитие приграничного сотрудничества является перспективным направлением по следующим причинам. 1) Опыт развития приграничных связей показывает, что при взаимодействии по проблемам границы федеральных и региональных властных структур выигрывают все стороны. Федеральное правительство может использовать приграничные контакты субъектов федерации в качестве дополнительных каналов сотрудничества с соседними странами. А при благоприятном развитии ситуации не исключена возможность снижения дотационности регионов, что повлечёт и снижение федеральных затрат на их развитие. Субъекты федерации в свою очередь получают возможность более эффективно развивать экономические, культурные и гуманитарные связи, решать многие проблемы, непосредственно затрагивающие интересы людей по обе стороны государственной границы. 2) Развивая приграничное сотрудничество в регионах, являющихся транспортными узлами или находящимися в их близи, государство получает возможность использовать своё географическое положение в качестве евразийского транзитного коридора, получая долю геоэкономической ренты. 3) Улучшение условий приграничного сотрудничества позволяет сопредельным странам восстановить и развить взаимовыгодные культурные, производственные и другие связи. Взаимная заинтересованность страны и регионов в этом процессе, а также положительный зарубежный опыт (в частности, по созданию еврорегионов) во многих случаях делают проблему развития приграничного сотрудничества наиболее предпочтительной при определении направлений государственной поддержки приграничных территорий. 4) Экономически неблагополучные регионы потенциально являются зоной социальной напряжённости, а в случае РФ, ещё и обладают неким сепаратистским потенциалом, следовательно, процессы трансграничного сотрудничества в этих районах могут служить превентивной мерой для недопущения конфликтов и одновременно способствовать экономическому развитию на общерегиональном и местном уровнях, а также укреплению местного самоуправления. 5) Развитие приграничных регионов России имеет большое значение не только для повышения эффективности ее участия в мировой экономике, но и для улучшения региональных пропорций экономики, а также способствует развитию регионального сотрудничества в целом. 6) Субрегиональное сотрудничество позволяет привести внутрироссийское законодательство, регулирующее внешнеэкономическую деятельность, в соответствие с общепринятыми нормами и правилами мировой практики, т.е. содействует выработке экономических стандартов, соответствующих мировым. 7) Межрегиональное и приграничное сотрудничество -- важный фактор развития межгосударственного сотрудничества со странами СНГ, который при проведении совместных скоординированных действий со стороны государственных и региональных органов власти может оказать позитивное воздействие на интенсификацию интеграционных процессов России со странами СНГ [31]. Государственные границы влияют на развитие приграничных районов и страны в целом через свои фундаментальные свойства -- барьерность и контактность. 2. АНАЛИЗ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ 2.1 Характеристика социально-демографической ситуации в Калининградской области Калининградская область - сравнительно небольшой субъект Российской Федерации.

Субъект Российской Федерации или сокращённо субъект Федерации, субъект России - название территориальной единицы верхнего уровня в Российской Федерации.

Территория области составляет всего 15,1 тыс. кв. километров, а население, по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года, насчитывает 941,5 тыс. человек (из них 77,6 - горожане). Калининградская область - регион уникальный по своему географическому положению. Это единственный субъект РФ, изолированный от основной части страны территориями двух других государств и международными водами, что затрудняет взаимодействие Калининградской области с другими российскими регионами и создает немало связанных с этим проблем. С другой стороны, Калининградская область отличается крайним западным положением и, следовательно, близостью к промышленно развитым странам Европы - потенциальным рынкам сбыта и источникам инвестиций. На начало 2011 года численность постоянного населения области составила 941474 человека, увеличившись за 2010 год на 3569 человек. Из них 729,7 тыс. человек (77,5 ) - горожане, в сельской местности проживает - 211,7 тыс. человек (22,5 ) [41]. Таблица 2.1 Численность населения Калининградской области, тыс. чел. 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 945,0 939,9 937,3 937,4 937,4 937,9 941,5 Сокращение числа жителей области по 2007 год было обусловлено низкой рождаемостью и заметно превышающей ее смертностью. В 2008-2009 годах ситуация стабилизировалась, а в последующие годы в регионе отмечена позитивная динамика численности населения (табл. 2.2). Таблица 2.2 Естественное движение населения Показатели 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 Число родившихся, всего (тыс. чел.) 8,4 9,1 10,1 10,7 10,8 10,8 11,1 Число родившихся, на 1000 чел. Населения 8,9 9,7 10,9 11,3 11,5 11,4 11,8 Число умерших, всего (тыс. чел.) 17,1 15,7 14,3 14,5 13,6 13,4 12,5 Число умерших, на 1000 чел. Населения 18,1 16,8 15,4 15,3 14,6 14,3 13,3 Естественный прирост убыль (-), всего (тыс.чел.) - 8,7 -6,6 -4,2 -3,7 -2,8 -2,6 -1,46 Возрастной состав жителей Калининградской области характеризуется существенной гендерной диспропорцией. Численность мужчин на начало 2010 года составила 441,8 тыс. человек, женщин - 496,1 тыс. человек, т.е. на 54,3 тыс. человек (или на 12,3) больше мужского населения. До 30 лет - наблюдается однозначное превышение численности мужчин, в период 30-40 лет это соотношение колеблется то в одну, то в другую сторону. Численное превышение женщин над мужчинами в составе населения отмечается после 40 лет и с возрастом увеличивается. В среднем в Калининградской области на 1000 мужчин приходится 1123 женщины. Средний возраст жителей области составляет 39,0 лет (в 2008 году - 38,8 лет), мужчин соответственно 36,1 года (36,0), женщин - 41,5 лет (41,3). Самый высокий возраст населения отмечается в г. Пионерском 39,4 года, в Светлогорском городском округе и г. Советск - 39,2 года. Что касается уровня профессионального образования населения, то следует отметить, что на 1000 человек в возрасте 15 лет и старше, то в Калининградской области, как и во всей России, превалирует численность получивших среднее образование. Вместе с тем численность особ получивших высшее и среднее образование в Калининградской области выше, чем по Северо-западному Федеральному округу и по России в целом (рис. 2.1). Рис. 2.1. Характеристика уровня профессионального образования населения Калининградской области в 2011 году Такая ситуация свидетельствует о наличие высококвалифицированных кадров и высокого трудового потенциала региона. Структура национального состава населения Калининградской области (рис. 2.2.) демонстрирует, что доминирующее большинство населения - русские. Рис. 2.2 Структура национального состава населения Калининградской области в 2011 году Количество представителей белорусской и украинской национальностей, которые занимают второе третье место в структуре национального состава, не дотягивает и до 100 тыс. чел. Что касается уровня жизни населения, то следует отметить, что рост реальных денежных доходов населения в период 2006-2010 годов в Калининградской области составил 51,5, вместе с тем, в 2011 году они снизились до 97,0 к 2010 году (по Российской Федерации рост на 1,1). В структуре доходов населения 45 приходится на заработную плату. В 2011 году среднемесячная номинальная начисленная заработная плата 1 работника составила 20448 руб., увеличившись по сравнению с 2010 годом на 9,8. В целом по Российской Федерации средняя заработная плата составила 23532 руб., а ее рост - 12,2. За период с 2006 по 2010 год реальная заработная плата в области выросла в 1,7 раза (в Российской Федерации в 1,5 раза), вместе с тем, сохраняется отставание средней заработной платы в регионе от среднероссийского уровня [33]. Реальная заработная плата в 2011 году составила 100,7 (по Российской Федерации - 103,5) (табл. 2.3). Таблица 2.3 Информация о заработной плате в Калининградской области Показатель 2006 2007 2008 2009 2010 2011 Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, руб. 9720 12750 15420 16048 18455 20448 Реальная начисленная заработная плата 133 120 105 93 109 100,7 Показателем, характеризующим уровень жизни населения, является соотношение среднедушевого дохода с величиной прожиточного минимума. В 2001-2007 годах отмечалась позитивная динамика этого показателя. Однако в 2008 году его значение несколько ухудшилось - прежде всего, из-за существенного повышения цен на импортные товары, стоимость которых существенно возросла из-за девальвации рубля. Свое влияние на данный показатель оказал также начавшийся в 2008 году мировой финансовый кризис. С 2009 года, в соотношении этих величин наметилась позитивная динамика в связи с понижением уровня инфляции. Однако в 2011 году данный показатель составит 274, что также вызвано сравнительно низким повышением доходов населения в течение 2011 года. Проблемы демографии местного населения и миграционных потоков являются актуальными для нашей области по целому ряду причин. Первая их них связана с особенностью заселения территории области оргнаборами и практически единовременным старением трудовых ресурсов с начала 90-х годов [34]. Вторая - с обособленностью регионального рынка труда от российской территории и ограниченностью собственного кадрового потенциала. Так, например, в период бурного экономического роста - 2007 году работодатели области планировали привлечение более 60,0 тыс. иностранных граждан, но из-за кризиса заявленная потребность оказалась не востребована. Возможными рисками демографического развития Калининградской области являются снижение численности лиц трудоспособного возраста, увеличение численности лиц в возрасте выше трудоспособного, а также (при продолжении тенденции к повышению рождаемости) некоторое увеличение численности лиц младшего возраста. Возможными рисками демографического развития Калининградской области являются снижение численности лиц трудоспособного возраста (на 7 к 2020 году), при этом увеличится численность лиц в возрасте выше трудоспособного (на 12), а также (при сохранении тенденции повышения рождаемости) существенное увеличение численности лиц младшего возраста (на 15,6 ). Таким образом, демографическая нагрузка на 1000 трудоспособных граждан увеличится с 537 до 684 чел. или в 1,25 раза. 2.2 Характеристика территориальной организации экономики Калининградской области Калининградская область - единственная свободная экономическая зона в России (с 1996 г.

Особая экономическая зона или Свободная экономическая зона (сокращённо ОЭЗ или СЭЗ) - ограниченная территория в регионах, с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных или иностранных предпринимателей.

называемая особой экономической зоной), которая совпадает по своим границам с территорией субъекта РФ. Область является частью региона Балтики, что определяет ее стратегический потенциал для России, с учетом того обстоятельства, что «Балтийский пояс роста» - наиболее динамичное пространство современной Европы, а Северо-Западный федеральный округ является ключевым для развития всей российской экономики. Развитие территории на протяжении двух последних десятилетий нельзя назвать равномерным. Так же, как и остальной части России, ей не удалось избежать кризиса 90-х годов. Являясь эксклавом, Калининградская область пережила социально-экономический спад еще более глубокий, чем другие регионы Российской Федерации. Динамика валового регионального продукта Калининградской области за последние несколько лет, предшествовавших мировому финансово-экономическому кризису, свидетельствует о высоких темпах роста экономики региона, значительно опережающих темпы роста экономики по России в целом [33].

Валовой региональный продукт (ВРП) - показатель, измеряющий валовую добавленную стоимость, исчисляемый путём исключения из суммарной валовой продукции объёмов её промежуточного потребления. На национальном уровне ВРП соответствует валовому национальному продукту, который является одним из базовых показателей системы национальных счетов.

На сегодняшний день экономика региона полностью компенсировала спад, связанный с финансово-экономическим кризисом. Прирост валового регионального продукта в 2010 году составил 7,6, в 2011 году - 8 . Определяющим фактором роста ВРП в Калининградской области является значительное увеличение добавленной стоимости в промышленности. Значительный спад в экономике региона, наблюдавшийся в 2009 году, свидетельствует о неблагоприятном влиянии мирового финансово-экономического кризиса на экономику области. ВРП в 2009 году сократился на 6. Однако, уже к 2010 году его рост составил 7. Все последние годы в Калининградской области наблюдалась устойчивая тенденция роста промышленного производства. Так, по индексу промышленного производства в 2005-2008 гг. область входила в число лидеров среди всех регионов России, зна-чительно превосходя среднероссийский показатель. В 2010 году индекс составил 140,1 к аналогичному периоду 2009 года, при среднем значении показателя по РФ - 106,9, а в 2011 году - 145,2 (рис. 2.3). Рис. 2.3 Динамика индекса промышленного производства Калининградской области и Российской Федерации в 2005-2011 гг. в сопоставимых ценах, в к предыдущему году Транспортно-логистический комплекс Калининградской области играет важную роль в социально-экономическом развитии региона. Устойчивое и эффективное функционирование, развитие и сбалансированность транспортного комплекса являются необходимым условием высоких темпов экономического роста, обеспечения национальной безопасности и обороноспособности страны, повышения качества жизни населения, рациональной интеграции Калининградской области в российскую и мировую экономику. Уникальность железной дороги в наличии участков двойной колеи: европейской - 1435 мм и российской - 1520 мм, которые выходят в Польшу из Калининграда до станции Бранево и из Черняховска до станции Скандава. Пропускная способность Калининградской железной дороги составляет более 25 млн.

Калинингра́дская желе́зная доро́га (филиал ОАО РЖД) пролегает по территории Калининградской области. 15 апреля 1992 года выделена из состава расформированной Прибалтийской железной дороги в соответствии с Постановлением Совета Министров РФ.

тонн. Однако сегодня пропускные мощности дороги используются на 60. Существенной характеристикой области является дорожная сеть, протяженностью 4660,2 км, в том числе 203,8 км дорог федерального значения. Плотность дорог 303,4 км автодорог на 1000 квадратных метров территории области. Энергоснабжение потребителей Калининградской области осуществляет калининградская энергосистема, входящая в ОЭС Северо-Запада. Связь с ЕЭС России организована по сети напряжением 330 и 110 кВ через электрические сети энергосистем государств Балтии, входящих в Евросоюз (в первую очередь Литвы), и Республики Беларусь. Общее потребление электроэнергии Калининградской области в 2011 году составило 4 157,1 млн. кВт.ч (включая потери в сетях и собственные нужды электростанций), в 2012 году потребление оценивается на уровне 4 240 млн. кВт.ч. Что касается производства электроэнергии, то в 2011 году в области было произведено 6434,1 млн.кВт ч. (табл. ). Таблица 2.4 Выработка электроэнергии в калининградской энергосистеме Годы 2007 2008 2009 2010 2011 2012 (оценка) Выработка электроэнергии в,, в том числе млн.кВт ч 2 764,2 2 840,4 2 643,1 3 178,2 6 434,1 6 620 Предприятия топливно-энергетического комплекса работают устойчиво и стабильно, обеспечивая надежное энергоснабжение потребителей области. Что касается ресурсного обеспечения, отметим, что в Калининградской области МСБ представлена месторождениями нефти, янтаря, торфа, песчано-гравийного материала, песка, глины, пресной и минеральной воды, лечебных грязей, калийной соли, каменной соли, бурых углей. Основным полезным ископаемым, относимым к топливно-энергетическому сырью, является нефть. Нефти Калининградской области - малосернистые, парафинистые, смолистые, часть месторождений на западе области характеризуется повышенным газовым фактором. Общие балансовые запасы нефти на суше и море по категориям (А В С1) составляют около 55 млн. тонн. Извлекаемые запасы - около 16 млн. тонн. На суше и морской акватории разведано к настоящему времени 35 месторождений, из которых на 28 ведется добыча нефти. Добычу нефти ведут ООО «Лукойл-Калининградморнефть» и ОАО «Калининграднефть». Торфяные месторождения в Калининградской области занимают более 4 территории. Общие запасы оцениваются в 2.5 - 3 млрд. м3 (более 310 млн.тонн). 23 этих запасов сосредоточено на территории Полесского и Славского районов. Из более чем 300 разведанных и оцененных торфяных месторождений добыча ведется лишь на 10 (Приложение В.). Добытый торф в виде торфяного куска и фрезерного торфа является предметом экспорта, используется при приготовлении торфоминеральных смесей для различных сельскохозяйственных культур. В регионе построено и функционируют 4 котельных для нужд ЖКХ, работающих на биотопливе (торф, древесные отходы) и оказывающих минимальное негативное воздействие на окружающую природную среду.

Окружа́ющая среда́ - обобщённое понятие, характеризующее природные условия некоторой местности и её экологическое состояние. Окружающая среда обычно рассматривается как часть среды, которая взаимодействует с данным живым организмом (человеком, животным и так далее), включая объекты живой и неживой природы.

Калининградская область является единственным регионом в России, где располагаются крупнейшие месторождения янтаря. Пищевая промышленность региона в основном представлена предприятиями мясо- и молокоперерабатывающей, рыбоперерабатывающей, хлебопекарной отраслями. Динамика роста отрасли по объемам производства для всех секторов пищевой промышленности в основном положительная. Объем производства пищевой промышленности в 2011 году по сравнению с тем же периодом 2010 года (оперативные данные Росстата): свинина парная, остывшая охлажденная-117,2; мясо и субпродукты мясные-104,6; колбасные изделия -104; рыба и продукты, рыбные переработанные и косервированные-117,7, цельномолочная продукция-105,4, хлеб и хлебобулочные изделия -112,2 (Приложение Г). Сравнивая область с другими регионами СЗФО по производству отдельных видов пищевых продуктов, можно отметить, что область занимает четвертое место по производству мяса и мясопродуктов, молока и молочных продуктов. Пищевая промышленность занимает важное положение в структуре промышленного производства области. Доля производства пищевых продуктов, включая напитки и табака в общем объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по итогам 2011 года составляет 25 [35]. Объем производства валовой сельскохозяйственной продукции предприятий всех форм собственности в 2011 году составил 18529 млн. рублей (110,8 к 2010 г., в действующих ценах), в том числе животноводства 8329 млн. рублей (45), растениеводства - 10200 млн. рублей, или 55 от всей валовой продукции сельского хозяйства. Объемы выпуска основной сельскохозяйственной продукции в 2007-2011 годах в Калининградской области представлены в табл. 2.5. Таблица 2.5 Продукция сельского хозяйства по категориям хозяйств (в фактически действовавших ценах, млн. руб.) Год 2007 2008 2009 2010 2011 Продукция сельского хозяйства в том числе: 10442 15135 16132 16717 18529 растениеводства 5157 7963 8710 9377 10200 животноводства 5285 7172 7422 7340 8329 Мелиоративные мероприятия за счет средств областного бюджета 27,6 42,4 8,9 7,2 44,8 Основными производителями продукции сельского хозяйства в регионе являются сельскохозяйственные организации, доля которых в производстве зерна в 2011 году составила 84 процента, мяса скота и птицы (на убой) - 75,9 и яиц - 80. Наибольшая доля в производстве картофеля (75,3 ) и овощей (более 77,1 ) принадлежит хозяйствам населения, которыми также производится более 53,1 молока. Доля крестьянских (фермерских) хозяйств в производстве зерна в 2011 году составила 14,8 , картофеля - 15,0 , овощей - 18,5, мяса - 1,3 , молока - 3,4. Калининградская область в настоящий момент рассматривается как один из наиболее перспективных регионов Российской Федерации с точки зрения развития внутреннего и въездного туризма. Благоприятные и разнообразные природно-ландшафтные условия, уникальные водные ресурсы, наличие курортов федерального значения и большого числа объектов историко-культурного наследия - существенный фактор конкурентоспособности территории в макрорегионе Балтики. Несмотря на проблемы транспортной доступности региона, визового режима, административные барьеры, являющиеся существенными факторами, лимитирующими развитие туризма в Калининградской области, в регионе сложилась устойчиво положительная динамика увеличения туристического потока (7-10 в год). Развитие туристской сферы области только по официальной статистике приносит 2 ВРП (более 5 млрд руб.) ежегодно. Рост валового регионального продукта Калининградской области достигнут, прежде всего, за счет роста выпуска промышленной продукции обрабатывающих производств. За период с 2005 по 2011 год рост объемов производства в обрабатывающих производствах в области составил 2,6 раза (в среднем по Российской Федерации и по СЗФО - в 1,3 раза) (табл. 2.6).. Таблица 2.6 Темп роста индекса обрабатывающих производств в Калининградской области в 2005-2010 годах Территория Индекс обрабатывающих производств ( к предыдущему году) 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 Калининградская область 106,3 131,0 128,1 101,2 93,0 131,5 118,8 Северо-Западный Федеральный округ 108,8 104,7 108,8 99,4 87,2 111,9 108,9 Российская Федерация 107,6 108,4 110,5 100,5 84,8 111,8 106,5 В 2011 году развитие видов экономической деятельности обрабатывающих производств Калининградской области характеризуется разнонаправленной динамикой производственных показателей по видамэкономической деятельности к уровню 2010 года. Рост объемов выпуска продукции к уровню предшествующего года отмечен обработке древесины и производстве изделий из дерева (209,2), целлюлозно-бумажном производстве; издательской и полиграфической деятельности (308,4), производстве прочих неметаллических минеральных продуктов (148,3), в производстве машин и оборудования (160,1), в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования (101,8), в производстве транспортных средств и оборудования (132,9), прочих производствах (103,6). Сокращение объемов производства продукции произошло в производстве пищевых продуктов, включая напитки и табак (97,3), текстильном и швейном производстве (88,3), химическом производстве (95,9), производстве резиновых и пластмассовых изделий (55,7), в прочих производствах (98). Наибольший удельный вес в общем объеме выпуска продукции всей промышленности имеют: производство транспортных средств и оборудования - 41,7, производство пищевых продуктов, включая напитки и табака - 20,3, производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования - 10,75 (табл. 2.7). Таблица 2.7 Показатели развития отрасли по итогам 2011 года Индекс производства продукции Доля в общем объеме отгруженной продукции Количество хозяйствующих субъектов Численность работников (от всех работающих в промышленности) Машиностроение, производство электрооборудования, электронного и оптического, оборудования 101,8 10,75 419 ед. (7,5 от общего количества организаций в промышленности) 4900 чел. (10,3) Производство транспортных средств и оборудования 132,9 41,7 335 ед. (6 от общего количества) 6800 чел. (14,3) Автомобилестроение 153,6 46,2 9 ед. (0,6 от общего количества) 2673 чел. (5,63) Производство машин и оборудования 160,1 0,96 428 ед. (7,7 от общего количества) 1200 чел. (2,53) Финансовая система Калининградской области для целей настоящей стратегии представлена информацией о государственных финансах, денежно-кредитной системе, а также о деятельности страховых организаций. Банковский сектор Калининградской области по состоянию на начало 2012 года был представлен 35 банковскими организациями, в том числе 3 региональными кредитными организациями, 30 филиалами крупнейших российских банков и 2 учреждениями Банка России. Банковская инфраструктура региона представлена достаточно развитой сетью внутренних структурных подразделений - дополнительных и кредитно-кассовых офисов, операционных касс, число которых на начало 2012 года составило 285, что способствует обеспечению высокой доступности банковских услуг для жителей Калининградской области. 3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ 3.1 Калининградская область в процессах экономической интеграции В 2011 году 90,5 всего внешнеторгового оборота области занимает импорт - ввоз в область зарубежных товаров и лишь 9,5 экспорт - продажа калининградских товаров. При этом, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, экспорт увеличился на 3, а вот импорт на 34,5 (рис. 3.1). Рис 3.1 Динамика объемов внешней торговли в І полугодии 2012 г., млн. долларов США При этом, сальдо внешнеторгового баланса составляет - 2857,5 млн. долларов США (табл. 3.1). Таблица 3.1 Внешнеторговый оборот в Калининградской области в І пол. 2012 года Экспорт Импорт млн. долларов США в к итогу млн. долларов США в к итогу млн. долларов США в к итогу Всего 3356,2 100,0 245,7 100,0 3110,5 100,0 в том числе: дальнее зарубежье 3212,3 95,7 219,7 89,4 2992,6 96,2 страны СНГ 143,9 4,3 26,0 10,6 117,9 3,8 Товарооборот со странами дальнего зарубежья составил более 3,2 млрд долларов. Экспорт в эти страны дальнего зарубежья составил более 0,23 млрд долларов, а импорт - почти 3 млрд долларов. Основные партнеры области: Германия, Нидерланды, Франция, Литва, Соединенное Королевство. В Калининградскую область чаще всего завозят товары из Германии, Словакии, Китая, Кореи и Польши. Таблица 3.2 Товарная структура экспорта и импорта в страны СНГ и дальнего зарубежья в І полугодии 2012 года, млн. долларов США [39] Всего, в том числе: экспорт импорт дальнее зарубежье страны СНГ экспорт импорт экспорт импорт Продовольственные то вары и сырье для их производства 122,2 835,6 102,5 825,3 19,7 10,3 Минеральные продукты 14,2 23,5 - 22,9 14,2 0,6 Продукция химической 1,1 158,4 0,9 157,5 0,2 0,9 Кожевенное сырье, меха и изделия из них 8,9 21,4 8,9 21,4 - - Древесина и целлюлозно-бумажные изделия 21,9 76,8 17,6 76,2 4,3 0,6 Текстиль, текстильные изделия и обувь 12,9 177,0 12,6 176,8 0,3 0,2 Металлы и изделия из них 24,9 140,8 24,5 115,9 0,4 24,9 Машины, оборудование и транспортные средства 37,9 1549,0 37,6 1469,7 0,3 79,3 Прочие товары 1,7 128,0 0,9 126,9 0,8 1,1 Итого 245,7 3110,5 219,7 2992,6 26,0 117,9 Рис. 3.2 Товарная структура экспорта Калининградской области в І полугодии 2012 года Рис. 3.3 Товарная структура экспорта Калининградской области в І полугодии 2012 года На сегодняшний день международные контакты имеют все городские округа и муниципальные районы области. Отдельные города и поселки муниципальных образований являются городами побратимами городов и населенных пунктов Польши, Литвы, Белоруссии, Германии, Швеции, Дании. При этом отношения развиваются как на уровне органов власти местного самоуправления, так и охватывают многие муниципальные неправительственные организации, деловые круги, учреждения бюджетной сферы. Основными инструментами развития приграничных отношений для муниципальных образований с ближайшими соседями - литовскими и польскими партнерами выступают договоры об экономическом и социально-культурном сотрудничестве, включая договоры прямого взаимодействия организаций и учреждений сферы образования и социальной защиты, институтов гражданского общества. К концу 2010 года администрации 22 муниципальных образований второго уровня (100 от 22) имели 18 договоров об экономическом и социально-культурном сотрудничестве с самоуправлениями приграничных территорий Литовской Республики и 74 договора об экономическом и социально-культурном сотрудничестве с самоуправлениями городов, гмин и повятов Республики Польша. Кроме общепринятых форм приграничного сотрудничества муниципальные образования области используют и такую форму взаимодействия с сопредельными территориями Польши, Литвы, Белоруссии, Латвии, Швеции и Дании, как еврорегиональное партнерство. На территории четырех муниципальных районов действуют технические секретариаты еврорегионов: - «Балтика» - Балтийский муниципальный район в 2010 году. С 2011 года - Правительство Калининградской области (в лице - Агентства по международным и межрегиональным связям); - «Неман» - Гусевский муниципальный район; - «Лына-Лава» - Багратионовский муниципальный район; - «Сауле» - Советский городской округ; - «Шешупе» - Краснознаменский муниципальный район. Работа каждого еврорегиона предполагает сотрудничество его участников на регулярной основе в рамках постоянно действующихсекретариатов, ведущих изучение состояния и разработку предложений по разным сферам хозяйственной и иной деятельности, организующих проведение совместных встреч, мероприятий, конференций, соревнований [39]. 3.2 Пути повышения эффективности социально-экономического потенциала Калининградской области Инновационный путь развития России будет определяться обеспечением сбалансированного социально-экономического развития регионов, нацеленного на создание благоприятных условий для реализации потенциалов каждого региона, и выделением отдельных территорий с учетом естественных конкурентных преимуществ и природных ресурсов. Одним из основных факторов, препятствующих инновационному развитию Калининградской области, является отсутствие надежно работающей инновационной инфраструктуры. Мировой опыт показывает, что инфраструктура поддержки инновационного бизнеса является реальным инструментом позитивного влияния власти на региональное экономическое развитие. На сегодняшний день инновационная инфраструктура Калининградской области характеризуется следующими проблемами: 1) отсутствуют отдельные ключевые элементы инфраструктуры для поддержки инноваций; 2) действующая инфраструктура поддержки инноваций не адаптирована к потребностям целевых групп (существующие компании, использующие инновации, и малые инновационные предприятия, научные организации) и работает недостаточно эффективно; 3) различные организации, ориентированные на экономическое развитие Калининградской области, не работают как интегрированная инфраструктура; 4) недостаточно квалифицированных кадров для работы в области коммерциализации научных разработок и трансфера технологий, у руководителей и менеджеров научных и других организаций отсутствуют специальные знания и опыт в данной сфере. Для практической реализации системного подхода к развитию инновационной инфраструктуры необходима координация усилий органов государственной власти Калининградской области, научно-исследовательских, промышленных организаций, бизнеса.

О́рганы госуда́рственной вла́сти - организации (учреждения) госуда́рственной вла́сти.

Такой подход предусматривает развитие и широкое применение в Калининградской области уже созданных и положительно зарекомендовавших себя объектов инфраструктуры, создание и развитие недостающих звеньев и формирование нормативного и методического обеспечения функционирования объектов инновационной инфраструктуры. Это позволит выстроить целостную систему, обеспечивающую продвижение к рынку получаемых в научно-техническом секторе новых знаний и технологий, осуществляя их коммерциализацию.

  • Калининградской железной дороги