Главная страница
Контакты

    Главная страница


Урок чтения на тему: "Ф.И.Тютчев .Зима недаром злится..."

Скачать 69.43 Kb.



Скачать 69.43 Kb.
Дата06.06.2017
Размер69.43 Kb.

Урок чтения на тему: "Ф.И.Тютчев .Зима недаром злится..."


Ф.И. Тютчев "Зима недаром злится…"


Цель: знакомство учащихся со стихотворением Ф.Тютчева «Зима недаром злится…»


Задачи:

Формировать у детей навык осознанного чтения.

Формировать навык работы над поэтическим произведением.

Расширить знания об окружающем мире.

Природа Приро́да - материальный мир Вселенной, в сущности - основной объект изучения естественных наук. В быту слово «природа» часто употребляется в значении естественная среда обитания (всё, что не создано человеком).

Развивать наглядно-образное мышление, память.

Нагля́дно-о́бразное мышле́ние - совокупность способов и процессов образного решения задач, предполагающих зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов, без выполнения реальных практических действий с ними.

Воспитывать чувства прекрасного на примерах произведений поэтов, воспитание интереса к чтению.


Оборудование: иллюстрации «Зима», «Весна», портрет Ф.И.Тютчева, таблички со словами, бумажные значки.


Ход урока


I. Организационный момент.


II. Проверка домашнего задания.


III. Подготовка к изучению нового материала.


- Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку:


Запорошила дорожки,

И разукрасила окошки.

Малышам радость подарила,

А ещё на санках прокатила.


- По каким признакам вы догадались, что в загадке говорится о зиме.


Показываю иллюстрацию «Зима».


- Прочитайте следующую загадку:


Весело шагает красавица.

Её рука всего касается.

Снежок тает на полях.

Нет метелей во дворах.

А ей все радуются.


Показываю иллюстрацию «Весна».


- По каким признакам вы догадались, что в загадке говорится о весне.


- Какие изменения в природе происходят сейчас?


IV. Сообщение темы урока.


- Сегодня на уроке вы понаблюдаете, как передаёт своё настроение известный русский поэт Ф.И.

Поэт Поэ́т (от др.-греч. ποιητής «стихотво́рец»), арх. версифика́тор (от «версификация») - писатель, создающий произведения в стихах. Литератор, творящий в поэтических жанрах.
Тютчев в стихотворении «Зима недаром злится…»


Сообщение об авторе.


Тютчев Фёдор Иванович (1803-1873 гг.). Поэт.


Биография.


Родился 5 декабря 1803 года в Орловской губернии.

Орло́вская губе́рния - административно-территориальная единица Российской империи и РСФСР, существовавшая в 1796-1928 годах. Губернский город - Орёл.
Отец Тютчева, Иван Николаевич, был помещиком среднего достатка. Детство будущий поэт провёл в Орловской губернии, а затем в Москве и Подмосковье. С четырёх лет Тютчева воспитывает его дядя Н. Хлопов, бывший крепостной. Мать Тютчева – Екатерина Львовна Толстая оказала большое влияние на воспитание своего сына.

Тютчев получил прекрасное домашнее образование, с 12 лет занимался переводами и писал собственные стихотворения.

Домашнее обучение (Обучение на дому) - способ получения образования, который предполагает изучение общеобразовательных предметов вне школы (дома, в образовательных центрах). Каждый год учащиеся должны проходить обязательную аттестацию в школе.

С 1819 года Фёдор Иванович поступает в Московский университет на словесное отделение, где изучает литературу, историю, искусства, археологию.


V. Знакомство с текстом стихотворения (чтение стихотворения учителем).


- О чём это стихотворение? (О борьбе Зимы и Весны.)


- Ребята, поэт показал два образа – два настроения.


- А как вы, думаете, на чьей стороне автор? (Он радуется Весне, и осуждает Зиму, за то, что она не хочет уходить.)


В своем стихотворении поэт использует прием контраста.


- Что такое контраст?


- Вспомните уроки изобразительного искусства. Какие цвета мы называем контрастными? (Контраст – это резкая противоположность.) Вывешиваю табличку с новым словом.


- Что описывается в контрасте? (Зима и Весна.)


На доске – таблички: «Зима», «Весна».


– Найдите в тексте слова характеризующие зиму. (Злится.)


– Какое слово написано в контрасте у поэта? (Хохочет.)


На доске написаны два столбика из слов, доказывающих применение Тютчевым приема контраста: Зима:

злится;

хлопочет;

ворчит;

ведьма;

злая;

взбесилась. Весна:

хохочет;

гонит;

шумит;

дитя;

прекрасное;


VI. Физкультурная минутка.


Давайте немного отдохнем.


Дети выполняют упражнения и проговаривают хором:


Рукавом махнем мы раз –

И зима летит тот час!

Рукавом махнем мы два –

На дворе, глядишь, весна!

Третий раз скорей махнем –

Лето, как тебя мы ждем!

Мы махнем в четвертый раз

Осень радует уж нас!


VII. Работа над выразительным чтением стихотворения и над содержанием.


а) 1 часть:

Почему Зима злится?

Как понимаете «недаром»?

Как понимаете две последние строчки?

Какие слова в этой части являются главными?


2 часть:

О каких признаках весенней природы можете сказать словами автора? (Всё засуетилось, жаворонки в небе…)

Как понимаете «всё засуетилось»?

Как надо читать вторую часть? (Ускоренно.)

Какие слова здесь главные?


3 часть:

Найдите слова, которые передают настроение Зимы и Весны? (Хлопочет, ворчит, хохочет, шумит.)

Как шумит Весна? Что значит «пуще»?


4 часть:

Найдите слова, которые доказывают, что Зима так просто не уйдёт? (Взбесилась, пустила.)

Как автор называет Зиму? (Ведьма злая.)

А как называет Весну? (Прекрасное дитя.)

Как вы представляете, что Зима взбесилась? (Погода меняется: то солнце светит, то снег пойдёт и т.д.)


5 часть:

Как Весна отреагировала на проказы Зимы? (Она не переживает и не обращает внимания на неё.)

Что значит «наперекор»?

Прочитайте, изображая голосом, что Весна не унывает.

Ребята, каким тоном надо читать всё стихотворение? (Бодрым, так как Весна всё равно побеждает.)


б) Чтение всего стихотворения «цепочкой», а затем отдельными учениками.


- Какими вы представляете Зиму и Весну?


- Давайте нарисуем словами их. (Зима – злая ведьма, некрасивая, старая, в белом платье. Вокруг неё снег, метель. Весна – красивая девушка, румяная, весёлая, в зелёном платье, за ней птицы летят.)



IV. Подведение итогов, разбор домашнего задания.


- Кто из вас уже выучил строчки стихотворения? Попробуйте рассказать.


- Дома выучите это стихотворения наизусть.


У вас у каждого на столе лежит значок. Если вам приятно и интересно было на уроке, то раскрасьте улыбку красным цветом.

Красный цвет Кра́сный (родственно ст.-слав. красьнъ ‘красивый, прекрасный’), также червлёный, рдяный (арх.) - область цветов в длинноволновой части видимого спектра, соответствует минимальным частотам электромагнитного излучения, воспринимаемого человеческим глазом.
Если не комфортно было на уроке – синим цветом.
Синий - наименование группы цветов. Спектральный синий цвет ощущается человеком под действием электромагнитного излучения с длинами волн в диапазоне 440-485 нм (иногда диапазон указывают шире - 420-490 нм).


  • Оборудование
  • Орловской губернии