Главная страница
Контакты

    Главная страница


Урок для 7 класса по теме:"Природа и человек"

Скачать 69.78 Kb.



Скачать 69.78 Kb.
Дата18.04.2017
Размер69.78 Kb.

Урок для 7 класса по теме:"Природа и человек"


Дата:

Класс:7

Тема: Природа и человек. Физика –наука о природе. Физические термины и понятия. Физика и техника.

Цели урока:

Познакомить обучающихся с предметом физика, с первичными понятиями в физике (тело, вещество, явление), с методами изучения явлений.

Развивать внимание и любознательность, память и мышление

Воспитать чувство ответственности за сохранность окружающей среды;

Природа Приро́да - материальный мир Вселенной, в сущности - основной объект изучения естественных наук. В быту слово «природа» часто употребляется в значении естественная среда обитания (всё, что не создано человеком).
любовь к природе, умение видеть в ней красоту

Пробудить у детей интерес к изучению физики.

Ход урока

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята!  Сегодня вы пришли в новый для вас кабинет, который называется  «кабинет физики» . Скажите, какую науку  вы начинаете изучать? ( физику)

2. Постановка проблемы

Мы приступаем с вами к изучению основ очень интересной и полезной науки – физики. Садясь в поезд, такси, трамвай, нажимая на кнопку электрического звонка, просматривая кинофильм или наблюдая, как комбайн убирает урожай, вы едва ли задумывались над тем, какой путь прошло каждое из этих больших и маленьких достижений техники, сколько труда вложено в каждое из них. К технике мы привыкли, она стала нашим спутником.

Да, сказки становятся былью: гусли-самогуды воплотились в магнитофон. Электропилы за несколько секунд валят вековые деревья лучше сказочных топоров-саморубов. Не ковры, а самолеты стали широко распространенным средством транспорта. Наши ракеты выводят на орбиты искусственные спутники Земли и космические корабли с космонавтами на борту.

Искусственный спутник Земли (ИСЗ) - космический летательный аппарат, вращающийся вокруг Земли по геоцентрической орбите.
Все это стало возможным не по милости волшебника, а на основе умелого применения достижений науки.

Так что же изучает наука физика?

3.  Сообщение темы и целей

Трудно было человеку миллионы лет назад,

 Он совсем не знал природы,

Слепо верил в чудеса,

Он всего, всего боялся.

И не знал, как объяснить

Бурю, гром, землетрясенье,

Трудно было ему жить.

И решил он, что ж бояться,

Лучше просто все узнать.

Самому во все вмешаться,

Людям правду рассказать.

Создал он земли науку,

Кратко "физикой" назвал.

Под названьем тем коротким

Он природу распознал.

Сегодня на уроке нам предстоит понять и усвоить основные физические термины: физическое тело, вещество, физические явления, понять, что является предметом изучения физики и как она изучает природу.

Те́ло, или физическое тело в физике - материальный объект, имеющий постоянные: массу, форму (причём, как правило, простую), а также соответствующий ей объём; и отделенный от других тел внешней границей раздела.
Физика Фи́зика (от др.-греч. φύσις - природа) - область естествознания: наука о простейших и, вместе с тем, наиболее общих законах природы, о материи, её структуре и движении. Законы физики лежат в основе всего естествознания.

4. Объяснение нового материала

"Физика" – это греческое слово и в переводе означает, как вы поняли, "природа". Сам термин «Физика» возник как название одного из сочинений Аристотеля величайшего мыслителя древности, живущего в IV в до нашей эры.

Предметом этой науки, по мнению автора, было выяснение первопричин явлений

В русском языке слово "физика" появилось благодаря Михаилу Васильевичу Ломоносову. М.В.

Россия Росси́я (от греч. Ρωσία - Русь), Росси́йская Федера́ция[К 8] (на практике используется и аббревиатура РФ[К 9]) - государство в Восточной Европе и Северной Азии. Население - 146 838 993 чел. (2017). Территория России, определяемая её Конституцией, составляет 17 125 191 км²[К 4].
Ломоносов - основоположник российской науки.

Физика - это наука о природе, о природных явлениях и законах.

Изменения происходящие в природе называются природными явлениями.

Физика изучает различные явления:

механические

электрические

магнитные

тепловые

звуковые

световые

атомные

Сейчас я буду называть вам примеры некоторых явлений, а вы мне скажите, к какому виду они относятся:

шарик скатывается по наклонному желобу

таяние льда

груз колеблется на пружине

кипение воды

получение различных по размеру изображений свечи на экране

ветер

электризация султанов и их взаимодействие

плавление свечи при ее нагревании

(ребята комментируют и объясняют, почему они относят явление к тому или иному виду)

Все рассмотренные явления называются ФИЗИЧЕСКИМИ ЯВЛЕНИЯМИ

Но физика не просто изучает и описывает различные явления, происходящие вокруг нас, она устанавливает ЗАКОНЫ, которые помогают объяснить, почему происходят те или иные явления.

Задача физики состоит в том чтобы открыть и изучать законы, которые связывают между собой различные физические явления, происходящие в природе.

В физике кроме обычных слов, используют специальные слова, или термины, обозначающие физические понятия. Некоторые из таких слов постепенно вошли в нашу разговорную речь – электричество, сила, энергия.

Разгово́рная речь - функциональный стиль речи, который служит для неформального общения, когда автор делится с окружающими своей информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке. В нём часто используется разговорная и просторечная лексика.

Физика имеет дело с физическими телами. Что бы вы назвали физическим телом? (Учащиеся выдвигают свои предположения, которые я записываю на правой половине доски. Обобщая высказывания, приходим к выводу, что физическое тело – это любой предмет подлежащий рассмотрению в физике.

Назовите тела, которые вас окружают. (Приводят примеры.)

Чем отличаются друг от друга три линейки, которые у меня в руках? (Сделаны из разного материала: дерево, пластмасса, металл.)

Какой можно сделать вывод?(Тела могут различаться веществом.)

Что такое вещество? ( Это то, из чего состоит физическое тело.)

Приведите примеры веществ, которые имеются у вас на столах. (Дети отвечают.)

Вещество – это один из видов материи.

Материя – это все то, что существует во Вселенной, независимо от нашего сознания.

Материя – вещество, поле.

А сейчас подумаем вместе над таким вопросами:“Как изучают физику? Какими методами пользуются для этого?”

Можно наблюдать за явлением, что мы и делали на уроке.

Можно самим проводить опыты и эксперименты. При этом физики используют свое главное “оружие” – физические приборы: часы, линейка и т. д.

Опыты отличаются от наблюдений, тем, что их проводят с определенной целью, по заранее обдуманному плану. Для составления такого плана лучше всего иметь предварительные догадки о том, как протекает явление., т. е. выдвинуть гипотезу. Таким образом ,источниками физических знаний являются, наблюдения и опыты.

5. Закрепление материала

Задание 1.

Разделите на три группы понятий - физические тела, вещества, явления следующие слова: стул, древесина, ложка, алюминий, дождь, железо, медь, резина, капля воды, звезда, воздух, кислород, ветер, молния, землетрясение, масло, компас, вода.

2. Игра “Отгадай загадку”.

Сейчас вы будете отгадывать загадки, о физических телах, веществах, явлениях.

1. Я в Москве, он в Ленинграде

В разных комнатах сидим.

Далеко, а будто рядом

Разговариваем с ним.  (Телефон)

 

2. В нашей комнате одно

Есть волшебное окно.

В нем летают чудо - птицы,

Бродят волки и лисицы,

Знойным летом снег идет,

А зимою сад цветет.

В том окне чудес полно.

Что же это за окно?  (Телевизор)

 

3. Чудо-птица, алый хвост,

Полетела в стаю звезд.  (Ракета)

 

4. Сначала - блеск,

За блеском – треск,

За треском – плеск. (Молния, гром, дождь)

 

5. Никто его не видывал,

А слышать – всякий слыхивал.

Без тела, а живет оно,

Без языка – кричит.  (Эхо)

 

6. Что с земли не поднимешь?  (Тень)

 

7. Пушистая вата

Плывет куда – то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе.  (Туча)

 

8. Цветное коромысло

Над лесом повисло.  (Радуга)

 

9. Белый дым тянул за чуб,

Раскачал на поле дуб,

Застучал в ворота:

Эй, откройте! Кто там?  (Ветер)

 

10. Летит – молчит,

Лежит – молчит,

Когда умрет, тогда заревет.  (Снег)

6. Подведение итогов урока.

7. Д/З   пар 1-3, вопрос




  • 1. Организационный момент
  • 3. Сообщение темы и целей
  • 4. Объяснение нового материала
  • 5. Закрепление материала
  • 6. Подведение итогов урока.