Главная страница
Контакты

    Главная страница


Урок музыки "Музыкальные инструменты"

Скачать 61.13 Kb.



Скачать 61.13 Kb.
Дата21.04.2017
Размер61.13 Kb.

Урок музыки "Музыкальные инструменты"


Урок музыки в 1 классе

Тип урока: урок изучения нового материала.

Тема: Русские народные инструменты (по программе Е. Д. Критской).

Цель: познакомить учащихся с русскими народными инструментами, историей их создания, тембровой окраской на примере народных наигрышей и песен

Задачи:

  • Рассказать об истории создания народных инструментов

  • воспитывать уважение к народным традициям и культуре русского народа.

  • Развивать тембровый слух через знакомство с народными инструментами и инструментами профессиональной музыки.



Оборудование: фортепиано,музыкальный центр, мультимедийный проектор, презентация, фрагменты музыкальных произведений, музыкальные народные инструменты, листы бумаги.

Музыка́льное произведе́ние (опус) в широком смысле - всякая музыкальная пьеса, в том числе, народная песня или инструментальная импровизация. Также музыкальное произведение есть категория музыкальной эстетики, обозначающая ограниченный историческими и культурными рамками результат композиторской деятельности.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

-Беседуем о музыкальных впечатлениях в каникулы, дети рассказывают о музыке, которую услышали с экранов телевизоров, на праздниках, в театре, называют те произведения, которые запомнились. (Учитель помогает в ответах).

-Звучит русский народный наигрыш «Полянка»

-Сегодня на уроке звучит веселая и задорная мелодия. Какие инструменты вы услышали? Какому народу принадлежит эта музыка. Ответы детей

2.Актуализация знаний

-Правильно это русские народные музыкальные инструменты(свирель,дудочка.рожок) и русская народная музыка.

Русские Ру́сские (до начала XX века превалировал этноним «великороссы») - восточнославянский этнос, самый многочисленный коренной и де-факто государствообразующий народ России (по данным Всероссийской переписи 2010 года составляет более 80 % населения), самый многочисленный народ на территории Европы[источник не указан 94 дня].
Русская народная музыка - традиционная музыка русского народа, является частью русской народной культуры.

-Это духовые инструменты,что бы играть на них в них нужно дуть.

Рожок - 1) общее название для различных духовых музыкальных инструментов; 2) русский народный мундштучный духовой музыкальный инструмент.
(сказка про пастушка и дудочку

- «Один пастушок пас коров на лугу и случайно уснул.А когда он проснулся увидел,что его коровы разбрелись кто-куда.Он бросился их искать и забрел в болото. Сел и заплакал. Увидал камышинку, сорвал ее и стал грызть. Потом подул в нее. Услышал, что камышинка издает звуки. Стал дуть сильнее,на звук стали собираться коровы.Теперь каждое утро пастушок играл на своей дудочки и все коровы всегда были рядом с ним.»Так появилась дудочка,которая была очень популярна у пастухов. Позже дудочки стали вырезать из дерева и украшать их узорами.Слайд.



-Сейчас мы услышим голос еще одной дудочки,которую зовут-Рожок

Пастух выйдет на лужок,
Заиграет во рожок.
Хорошо пастух играет,
Выговаривает.

Слайд.Рожок представляет собой прямую трубу с отверстиями сверху и снизу. Изготовляют рожок из березы или клена. Звук у рожка сильный, но мягкий. Музыкальный фрагмент – «Во кузнице», русская народная песня).

Русская народная песня Русская народная песня - фольклорное произведение, которое сохраняется в народной памяти и передаётся из уст в уста, продукт коллективного устного творчества русского народа.

По указу царя Петра 1 даже был создан рожечный оркестр. Самые звонкие и лучшие рожки делали мастера из русского города Владимира.

Город Владимира - принятое наукой название киевского детинца конца Х - 1-й полов. XIII века, построенного во время княжения Владимира Великого.
Сейчас вы все будете музыкантами оркестра рожков. На столе лежат листки бумаги разных размеров и клей. Сделайте себе рожок. Тембр рожка будет зависеть от его размера. Музыкальный фрагмент – «Во кузнице», русская народная песня).
Народная песня - музыкально-поэтический жанр фольклора, наиболее распространённый вид народной музыки, продукт коллективного устного творчества.

-Прежде чем говорить о следующем инструменте отгадайте загадку:

У неё есть три струны ,
Их рукой щипать должны,
Можно под неё  плясать
И по-русски приседать(Балалайка)


-К каким инструментам относится балалайка – к струнным или к духовым?

-Слайд. Балалайка – это струнный щипковый инструмент. У неё деревянный треугольный корпус и длинный гриф, на который натянуто три струны. На струнах играют мелодию.Музыкальный фрагмент –«Как под яблонькой зеленой»

3.«Открытие» нового

Слайд . На фоне звучания гуслей чтение строк из былины «Добрыня» (фрагмент – гусли, « Былинные наигрыши»)

«То не белая берёза к земле клонится, то сын перед матерью преклоняется. Кланяется Добрынюшка родной матушке, просит великого благословения…»   

Кто такой Добрынюшка? (Русский богатырь)
Былина –народная песня-сказ, повествующая о подвигах богатырей.
– Какой народный инструмент звучал?
Гусли – самый древний музыкальный струнный  инструмент. Ходили гусляры по свету белому и сказывали  о делах давно минувших дней, пели былины.  Корпус гуслей в старину строился из дерева. В народных песнях чаще встречаются гусли «звончатые» вероятно оттого, что струны у них были металлические и тембр у инструмента звенящий (рассматривание картины В. М. Васнецова «Гусляры»).

На чём в гостях, вдали от дома,
Играл Садко царю морскому?
Тот музыкальный инструмент
Сломал он, улучив момент.

Музыка́льные инструме́нты - предметы, с помощью которых извлекаются различные музыкальные, а также немузыкальные неорганизованные звуки для исполнения музыкального произведения.музыка


Сказка о Садко.(показ фрагмента фильма)

-Некоторые музыкальные инструменты с которыми вы сегодня познакомились, входят в состав русского народного оркестра.

Инструме́нт (лат. instrumentum - орудие) - предмет, устройство, механизм, машина или алгоритм, используемые для воздействия на объект: его изменения или измерения в целях достижения полезного эффекта. В основе конструкции и правил использования инструмента лежит знание законов материального мира, приложенных к технологии производства.


Слайд. «Оркестр» - коллектив музыкантов-инструменталистов, исполняющий произведения, специально предназначенные для данного состава.

Оркестр русских народных инструментов включает в свой состав домры, балалайки, гусли, жалейки, рожки, свирели, ложки, бубенцы, бубны, трещотки, баяны и другие инструменты народного происхождения.

Эх, оркестр народный, раздольно-хороводный!
То он плачет, то хохочет – с нами делает, что хочет!


4.Закрепление новых знаний


Послушаем музыкальный фрагмент русской народной песни «Калинка» в исполнении оркестра народных инструментов. Определите какие инструменты звучат и как они называются? Какой характер у мелодии? Какое настроение у вас после прослушанного фрагмента?

Вывод: голоса народных инструментов нечасто звучат в нашей жизни, тем не менее, старинные музыкальные инструменты сохраняют для нас память о музыке прошлого, позволяют нам представить то, какими были наши предки, какую музыку они сочиняли и исполняли, о чем они грустили и чему радовались.

5.Рефлексия.Оценки за урок


Похлопайте себе за свою работу на уроке. Молодцы! Всем спасибо.


Дом.задание


Нарисуйте русский народный инструмент, который вам понравился больше всего.







  • Слайд
  • Былина
  • 4.Закрепление новых знаний
  • 5.Рефлексия.Оценки за урок