Главная страница
Контакты

    Главная страница


Урок музыки "Стучит, гремит Кикимора"

Скачать 71.16 Kb.



Скачать 71.16 Kb.
Дата25.04.2017
Размер71.16 Kb.

Урок музыки "Стучит, гремит Кикимора"


Урок музыки в 5 классе на тему: «Стучит, гремит Кикимора…»





Цель урока: Овладение образным языком музыкального искусства в тесной взаимосвязи музыки с литературой и изобразительным искусством.

Изобрази́тельное иску́сство (искусство запечатления образов) - раздел пластических искусств, вид художественного творчества, целью которого является воспроизведение окружающего мира. Понятие объединяет различные виды живописи, графики и скульптуры.

Му́зыка (греч. μουσική, субстантивированное прилагательное от греч. μούσα - муза) - вид искусства. Согласно А. Н. Сохору (МЭ 3, 1976 г.), этот вид «отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых последований, состоящих в основном из тонов».

Задачи урока:

- познакомить учащихся с еще одним направлением связи музыки с литературой - произведением программной инструментальной музыки (симфонической миниатюрой);

Инструментальная музыка - музыка, исполняемая на инструментах, без участия человеческого голоса.

- научиться выделять художественные связи между музыкой, литературой и живописью, на примере произведения А. К. Лядова «Кикимора»;

- развивать образное мышление, творческие «способности», чувство музыкального и литературного вкуса у учеников;

Образ в психологии - непосредственное или опосредованное отражение реальности в форме целостной невербальной структуры. Мышление создаёт и воспринимает образы на языке чувственного восприятия. Искусство - процесс и результат значимого выражения чувств в образе.

- воспитывать интерес и любовь к творческому наследию русского народа, уважение к его историческому прошлому и культуре.

Жанр урока: интегрированный

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок- путешествие

Оборудование: учебник для 5 класса «Музыка» авторы Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, иллюстрации: музыкальных инструментов, кроссворд; запись симфонической миниатюры А. К. Лядова «Кикимора», фортепиано, магнитофон,презентация

Методы: методы стимулирования и мотивации учения (метод импровизации, метод «мозговой штурм»); методы организации и осуществления учебных действий и операций (метод погружения, метод имитационного моделирования, метод «пластическое интонирование»);

Имитационное моделирование Имитационное моделирование (ситуационное моделирование) - метод, позволяющий строить модели, описывающие процессы так, как они проходили бы в действительности. Такую модель можно «проиграть» во времени как для одного испытания, так и заданного их множества.

методы контроля и самоконтроля

Приемы: прием визуализации,

План урока:

1.Организация начала урока. Подготовка к основному этапу урока.

II.Основная часть.

1. Усвоение новых знаний и способов действий:

2. Первичная проверка понимания:

- работа над образом «Кикиморы»;

- работа с учебником

3. Закрепление знаний и способов действий:

- повторное прослушивание произведения А.К. Лядова «Кикимора»

III. Заключительная часть. Обобщение и систематизация знаний.

IV. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.

Домашнее задание - задание, задаваемое учителем (преподавателем) ученику (студенту) для самостоятельного выполнения после уроков (пар). Домашнее задание призвано предупредить забывание нового изученного на уроке материала, усвоение которого носит концентрированный характер[источник не указан 1368 дней].













Ход урока



1.Организация начала урока

Музыкальное приветствие: «Добрый день»

Учитель.  Ребята! Сегодня у нас урок необычный, сегодня у нас урок, на котором мы с вами вместе отправимся в путешествие в удивительный мир, мир музыкальных звуков, мир сказочных персонажей, заглянем в сказку.

Звук музыка́льный (др.-греч. φθόγγος, лат. vox, sonus, нем. Ton, англ. musical tone, musical pitch) в специальном значении - звук определённой высоты, использующийся как материал для создания музыкальных сочинений, в широком смысле - «используемые в музыкальной практике звуки».

Подготовка к основному этапу урока

А чтоб открыть нам двери в удивительную сказочную страну, нужно разгадать вот этот кроссворд. Обратите внимание, одно главное слово для нас открыто, это Ф О Л Ь К Л О Р. Что это?

Ответы учащихсяФольклор – устное народное творчество.

Фолькло́р (англ. folk-lore - «народная мудрость») - народное творчество, народное искусство. Художественное коллективное творчество народа, отражающее его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Важнейшей особенностью фольклора в отличие от литературы и современной книжной культуры является его традиционализм и ориентация на устный способ передачи информации. Носителями обычно выступали сельские жители (крестьяне).

Самая важная его черта- то, что фольклор является искусством народного слова.

Учитель. Какие жанры фольклорного творчества мы знаем? Может кто-то приведет пример?

Ответы учащихся.

Учитель. Молодцы, а теперь обратите внимание в кроссворде, под общим объединяющим словом Фольклор, спрятались жанры народного творчества, давайте разгадаем кроссворд.















Л















Е















Г















Е












Ф



Н







5



1

К

О

Л

Я

Д

К

А





С





Л



А







К





Ь








2

Ч

А

С

Т

У

Ш

К

А









З





Л










К



3

П

О

С

Л

О

В

И

Ц

А



А





Р










Вопросы к кроссворду:

По- горизонтали:

  1. Песня, исполняемая во время обряда коляды. (Колядка)

  2. Русские народные куплеты, шутливого содержания. (Частушка)

  3. Краткое народное, поучительное изречение. (Пословица)

По- вертикали:

  1. Поэтическое предание об исторических событиях. (Легенда)

  2. Народное творчество, которое учит, как дурака, превратить в царевича. (Сказка)

Молодцы! Правильно разгадали кроссворд. Остановимся на последней загадке - сказка.

2 Основная часть. Усвоение новых знаний и способов действий.

Учитель. Послушайте пожалуйста небольшой отрывочек нового произведения и попробуйте ответить, какие герои встретятся нам в этой сказке

Звучит «Кикимора» А. К. Лядова ( вступление)

- Куда мы с вами попали? Как можно описать это место? Каких сказочных героев вы услышали в этом произведении, добрых или злых.

Ответы детей.

Дети описывают место действия и образы, какие возникают в сознании при прослушивании данного произведения.

Ме́сто де́йствия - структурный элемент художественного произведения, определяющий пространственную локализацию описываемых событий. Место действия является частью сеттинга художественного произведения.

Можно задать наводящие вопросы, какие персонажи живут в лесу и болоте. (Леший, Кикимора)

Учитель: Правильно, молодцы! Этот персонаж- Кикимора.

Кикимора – злой дух, нечистая сила в женском обличье. Чаще всего в народных преданиях встречается Кикимора болотная - злое коварное, привередливое существо, созданное воображением русского человека. Послушайте, как описывают кикимору в Большой Советской Энциклопедии - "кикимора, шишимора, мара - злой дух, малютка - невидимка женского пола, живущая в доме за печкой, занимающаяся прядением и тканием".

Скажите кикимора, леший и многие другие существа являются героями каких литературных произведений?

Кики́мора (белор. кікі́мара) - русский и, в меньшей степени, белорусский мифологический персонаж[⇨], преимущественно женского пола[⇨], обитающий в жилище человека и в других постройках, прядущий по ночам[⇨] и приносящий вред и неприятности хозяйству и людям[⇨].

Литература Литерату́ра (лат. lit(t)eratura, - написанное, от lit(t)era - буква) - в широком смысле слова: совокупность любых письменных текстов.

(сказок)

Отечественные композиторы в своем творчестве постоянно обращались к русскому литературному фольклору - сказкам, легендам, приданиям.

Тема нашего урока:. « Фольклор в музыке русских композиторов. Стучит, гремит Кикимора.»

Запишите пожалуйста тему урока.



А написал это яркое произведение Анатолий Константинович Лядов (1855- 1914г.г.)- ученик русского композитора сказочника Н. А. Римского- Корсакова, создал несколько симфонических миниатюр (небольших пьес) Среди них: картинка к русской народной сказке «Баба - Яга», сказочная картинка «Волшебное озеро», народное сказание «Кикимора».

Анато́лий Константи́нович Ля́дов (30 апреля [12 мая] 1855, Санкт-Петербург - 15 августа 1914, усадьба Полыновка, близ Боровичей) - русский композитор, дирижёр и педагог, профессор Петербургской консерватории.

Русская народная сказка (до XVII в. баснь, байка) - произведение устного творчества русского народа, один из видов фольклорной прозы.

на фольклорные сюжеты. Запись в тетрадь

Новое понятие: Симфоническая миниатюра - небольшая пьеса для симфонического оркестра.

Литературной основой стало одно народное сказание, записанное собирателем фольклора И. Сахаровым. Именно его текстом композитор открывает партитуру своего произведения. Послушаем текст.

Работа с учебником:

Откройте учебники «Музыка» 5 класс на стр. 19. Прочитаем литературный образ «кикиморы».

«Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот- Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору во хрустальной колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у ней малым- малешенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломинкой. Стучит, гремит кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. Зло держит на уме Кикимора на весь люд честной».

Вот такую Кикимору нам «рисует» народное сказание. Как вы думаете, совпадет ли «литературный образ» с «музыкальным образом»? Какие музыкальные инструменты нарисуют нам образ Кикиморы, кота Баюна, хрустальной колыбельки, в которой спит Кикимора, какой инструмент изобразит голос Кикиморы.

Музыка́льные инструме́нты - предметы, с помощью которых извлекаются различные музыкальные, а также немузыкальные неорганизованные звуки для исполнения музыкального произведения.музыка

Слушание «Кикимора» А. К. Лядов

Анализ музыкального произведения.

Музыка́льное произведе́ние (опус) в широком смысле - всякая музыкальная пьеса, в том числе, народная песня или инструментальная импровизация. Также музыкальное произведение есть категория музыкальной эстетики, обозначающая ограниченный историческими и культурными рамками результат композиторской деятельности.

Вступление:

Его исполняют низкие кларнеты и фаготы (показ инструментов). Они создают сказочную обстановку - "у кудесника в каменных горах".

-звучание английского рожка (показ инструментов), рисует образ Кота-Баюна. ( пропеть вместе с детьми тему колыбельной».

А дальше мы слышим очень редкий инструмент - челеста (показ инструмента). Какое у нее звучание?

- челеста рисует нам «Хрустальную колыбельку».

После вступления начинается быстрая часть - яркая, запоминающаяся. - разбушевалась кикимора, заскакала, завыла, все быстрее несется музыка.

И чем заканчивается наша музыкальная сказка? Жалобным писком флейты.-пикколо (показ инструмента). Оказывается, что весь шум да гром - это сон. Спит кикимора и мечтает, что вырастет она большая и страшная. А пока она… спит.

Учитель. О музыке и образах говорить трудно, мы с вами хорошо справились. Если мы будем говорить о музыке ее же языком, то она нам станет понятней и ближе.

Сейчас мы еще раз прослушаем «Кикимора» А. К. Лядова, , возьмите в свою руку звук и ведите его, строго следуя за движением главной героини произведения (прием «слушание рукой» или «визуализации).Повторное слушание.

Дети «рисуют» рукой движение музыки.

После повторного прослушивания учитель хвалит детей и предлагает еще раз повторить какие музыкальные инструменты изобразили нам сказочные образы.

Музыкальные инструменты: кларнеты, фаготы, гобои,- образ волшебного леса. Флейта –пикколо- образ Кикиморы, тема колыбельной Кота Баюна– английский рожок деревянный духовой инструмент.

Деревя́нные духовы́е инструме́нты - группа духовых музыкальных инструментов, принцип игры на которых основывается на посыле направленной струи воздуха в специальное отверстие и для регулировки высоты звучания закрывания специальных отверстий клапанами.

Звон хрустальной колыбельки- челеста.

Музыкальная викторина:: на доске иллюстрации музыкальных инструментов, слушаем музыку и угадываем музыкальный инструмент, который звучал, подсказками служат иллюстрации.

- Ребята, если бы вы были композиторами, то какую музыку сочинили бы на этот сюжет?

3. Заключительная часть. Обобщение и систематизация знаний.

- Ребята, если бы вы были композиторами, то какую музыку сочинили бы на этот сюжет?

- Какой из образов музыкального сказа запомнился вам больше всех? Почему?

Сегодня на уроке мы с вами узнали много нового, побывали в сказке, познакомились в новыми персонажами, «нарисовали» этот образ с помощью слова, использовали прием «слушание рукой» .Все молодцы, хорошо справились с заданиями!

В завершении урока давайте исполним песню «Сказки гуляют по свету».-

4. Домашнее задание, инструктаж по его выполнению.

Дома изобразить образ «кикиморы» на бумаге с помощью карандашей и красок. По выполнению заданий, в классе организуется выставка лучших работ.




  • 1.Организация начала урока
  • Подготовка к основному этапу урока
  • Ответы учащихся.
  • 2 Основная часть. Усвоение новых знаний и способов действий.
  • Фольклор в музыке русских композиторов. Стучит, гремит Кикимора.»
  • Анатолий Константинович Лядов
  • Симфоническая миниатюра - небольшая пьеса для симфонического оркестра.
  • Слушание «Кикимора» А. К. Лядов
  • Сейчас мы еще раз прослушаем «Кикимора» А. К. Лядова
  • 3. Заключительная часть. Обобщение и систематизация знаний.
  • 4. Домашнее задание, инструктаж по его выполнению.