Главная страница
Контакты

    Главная страница


Урок на тему: "Дороманская культура" (10 класс)

Скачать 23.54 Kb.



Скачать 23.54 Kb.
Дата18.04.2017
Размер23.54 Kb.

Урок на тему: "Дороманская культура" (10 класс)


МБОУ «Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»

Льговский район Курская область



Урок 25

Дороманская культура. «Каролингское возрождение». Архитектура, мозаичный и фресковый декор

(УМК Емохоновой Л.Г., 10 класс)







Учитель русского языка, литературы, МХК

Курбатова Г.Н.



























2017 год

Тип урока: урок-панорама.

Цели урока:

  1. Способствовать формированию новых знаний по предмету через работу над новым информационным материалом.

  2. Способствовать развитию критического мышления через приемы технологии.

    Критическое мышление (англ. critical thinking) - система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам.

  3. Расширить знания учащихся о культуре Средневековья; дать представление об особенностях Дороманской культуры.

Задачи урока:

  1. Расширение культурно-художественного кругозора учащихся через знакомство с особенностями дороманской архитектуры, мозаичным и фресковым декором.

  2. Развитие способности к анализу художественного произведения.

    Произведе́ние иску́сства, худо́жественное произведе́ние - объект, обладающий эстетической ценностью; материальный продукт художественного творчества (искусства), сознательной деятельности человека.

  3. Выделить характерные черты произведений дороманской культуры.

Оборудование: учебник, тетрадь, ПК, проектор, презентация.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Слово учителя.

  2. Проверка домашнего задания. Беседа по вопросам.

  • Почему стенопись Дионисия на тему Акафиста созвучна торжественно-мажорному облику храмов эпохи Ивана 3? Для ответа используйте иллюстрации из задания 3 19 в рабочей тетради.

  • Как соотносятся церковные мелодии, звучавшие в русских храмах начала 16 века с живописью на стенах? Приведите примеры.

  1. Новый материал урока.

  1. Введение (по тексту учебника): 1 слайд. Расцвет красочной христианской культуры Западной Римской империи был пресечен низложением в 476 г.

    За́падная Ри́мская импе́рия (лат. Imperium Romanum Occidentale) - название западной, преимущественно романоязычной, части Римской империи в конце (или середине) IV - конце V вв. Другая часть, преимущественно грекоязычная, получила название Восточной Римской империи, или Византийской империи.
    последнего римского императора. Этим ознаменовалось наступление средневековой эры в развитии художественной культуры Западной Европы.

  2. Работа с презентацией. 2 слайд. Средневековую культуру Западной Европы приято подразделять на дороманскую (6 – 10 вв.), романскую (11 – 12 вв.) и готическую (13 – 15 вв.).

В христианской Европе стихийно возникали и также стихийно исчезали варварские государства, из которых наиболее дееспособным оказалось государство франков. Оно появилось в 5 веке и достигло небывалых размеров во время правления Карла Великого (3 слайд), короновавшегося в 800 г. в Риме. Романно-нерманский мир. Сплоченный не только христианством, но и императорской властью Карла, стал именоваться Священной Римской империей и окончательно отделился от Византии.

Фра́нкское госуда́рство (короле́вство; фр. royaumes francs, лат. regnum (imperium) Francorum), реже Франкия (лат. Francia) - условное название государства в Западной и Центральной Европе c V по IX века, которое образовалось на территории Западной Римской империи одновременно с другими варварскими королевствами.
Карл I Вели́кий (лат. Carolus Magnus или Karolus Magnus, нем. Karl der Große, фр. Charlemagne, 2 апреля 742/747 или 748 - 28 января 814, Ахенский дворец) - король франков с 768 (в южной части с 771) года, король лангобардов с 774 года, герцог Баварии c 788 года, император Запада с 800 года.
Священная Римская империя (с 1512 года - Священная Римская империя германской нации; лат. Sacrum Imperium Romanum Nationis Germanicae или Sacrum Imperium Romanum Nationis Teutonicae, нем. Heiliges Römisches Reich Deutscher Nation) - межгосударственное образование, существовавшее с 962 по 1806 годы и объединявшее многие территории Европы.

Культура этого периода получила название «каролингское Возрождение» по имени короля Каролингской династии и по ориентации на римскую античность.

Кароли́нги (лат. Carolingi, фр. Carolingiens, нем. Karolinger, итал. Carolingi) - королевская и императорская династия в государстве франков, а после его распада - в Западно-Франкском королевстве, в Восточно-Франкском королевстве, в Италии и в некоторых мелких государствах.

Наиболее известный пример подражания античному образцу в архитектуре – капелла в Ахене (788 – 805) – придворная молельня, входившая в дворцовый комплекс Карла Великого (4 слайд).

Наиболее известный пример подражания античному образцу в архитектуре – капелла в Ахене (788 – 805) – придворная молельня, входившая в дворцовый комплекс Карла Великого. Капелла воспроизводит один из видов древнеримской архитектурной конструкции: восьмиугольный в плане средний объем капеллы возвышается над более низким круглым обходом, и все это покоится на квадратном цоколе (5 и 6 слайды). Сравните планы капеллы в Ахене и Базилики Сан-Витале в Равенне.

(7 слайд). Внутренне убранство капеллы было выполнено в древнеримских традициях с использованием декоративных приемов, сложившихся в эпоху раннего христианства в Равенне.

Ра́ннее христиа́нство - период в истории христианства от возникновения христианства (примерно в начале 30-х годов I века) до Первого Вселенского Собора в Никее (325 г.). Иногда термин «раннее христианство» употребляется в более узком смысле христианства апостольского века.
Второй и третий ярусы поддерживают мраморные и яшмовые античные колонны; мраморными плитами отделаны стены на треть высоты.

(8 слайд). По стенам и сводам, на золотом фоне расцветают яркие мозаичные ковры. На них чередуются зеленые виноградные лозы с винно-красными гроздьями ягод. Белые и синие васильки на золотых стеблях, святые мужи и жены в белых одеяниях в изумрудной траве с алыми маками у ног.

(9 слайд). В золотом пространстве под куполом восседает на троне Христос, горят звезды, вспыхивают золотыми, красными, синими искрами крылья ангела, льва. Тельца и орла, предстоят с обращенными к Христу ликами белоснежные фигуры франкских королей.

(10 слайд). В отличие от капелл базилики той поры – неврачные и тяжеловесные строения, сложенные из грубого камня. Как и римские, они имели прямоугольный объем с апсидой на одной из узких сторон. Массивные прямоугльные опоры делили внутренне пространство на 3 нефа, из которых более высокий и широкий центральный имел плоское деревянное перекрытие. (11 слайд).

(12 слайд). С ростом христианской общины и усложнением ритуала богослужения произошло преобразование пространства храма: между нефами и апсидой появился поперечный неф – трансепт. Немного выступая за пределы основной части здания, он придал церкви в плане форму латинского креста.

Крест (праслав. *krьstъ < д.-в.-н. krist) - геометрическая фигура, состоящая из двух или более пересекающихся линий или прямоугольников. Угол между ними чаще всего составляет 90° или 45°. Во многих верованиях несёт сакральный смысл.

(13 слайд). Снаружи к рукавам трансепта пристроены высокие прямоугольные башни-колокольни, зрительно их удлиняющие. Восточную сторону завершает прямоугольная апсида.

(14 слайд). Линейность архитектуры несколько смягчает каменный узор на портале, состоящий из растительных и зооморфных элементов.

(15 слайд). Представление о том, как выглядело живописное убранство каролингских базилик, дают фрески церкви Санкт_Иоханн в Мюстере (9 век). Их называют «Библией для неграмотных», ибо в императорском указе – «Карловых книгах» - говорится, что «живопись допустима в церквах для того, чтобы каждый неграмотный мог прочитать на стенах то, что он не может узнать из книг».

  1. Просмотр фрагмента фильма телеканала «Культура» «Вайль Мюстер – Где Карла Великого Считают Святым».

  2. Работа в парах с текстом учебника (приложение).

  3. Заполнение таблицы «Особенности Дороманской культуры».

  1. Работа в рабочей тетради: задание № 20 на с.28.

  1. Рефлексия. Итоги урока.

  2. Домашнее задание. Выучить урок 25. Вопросы 1 – 3, с.152.

































hello_html_72d5fdde.jpg







Приложение

Карточка № 1
    1. Средневековую культуру Западной Европы принято подразделять на:



(Соедините стрелками)

Появившееся в 5 веке государство франков достигло небывалых размеров во время правления Карла Великого, короновавшегося в 800 г. в Риме. Романо-германский мир, сплоченный не только христианством, но и императорской властью Карла, стал именоваться Священной Римской империей и окончательно отделился от Византии.











Карточка № 2


Культура этого периода получила название_______________________________________ по имени короля Каролингской династии и по ориентации на_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________











Карточка № 3


Капелла в Ахене (788-805) – придворная молельня, входившая в дворцовый комплекс Карла Великого. Капелла воспроизводит один из видов древнеримской архитектурной конструкции: восьмиугольный в плане средний объем капеллы возвышается над более низким круглым обходом, и все это покоится на квадратном цоколе. Традиционная римская конструкция получила при этом мистическое истолкование согласно христианской символике чисел – 7, 12,8.

Квадрат - _________________________________(число_____).

Круг символизирует________________________(число_____).

Из суммы этих чисел возникает магическое число___________, означающее________________________________________________________________. Их произведение дает____________________________________________________________________________как синтез__________________________________________________________________. Оно означает_________________________________________________________________,, созданную______________________________________________________, которые после сошествия на них Святого Дух смогли говорить на всех языках и нести христианское учение на 4 стороны света. Восьмиугольник, соответствующий развернутой по горизонтали восьмерке, - знак_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Внутренне убранство капеллы было выполнено в__________________________________________________ традициях с использованием декоративных приемов, сложившихся в эпоху раннего христианства в Равенне.




Карточка № 4


С ростом христианской общины и усложнением ритуала богослужения произошло преобразование пространства храма: между нефами и апсидой появился поперечный неф_______________________________________________. Немного выступая за пределы основной части здания, он придал церкви форму латинского креста.

Латинский крест (лат. crux ordinaria), также называемый длинный крест, крест Распятия, крест Запада, крест Жизни, крест Страдания (лат. crux immissa) - четырёхконечный крест, у которого вертикальная перекладина (лат. staticulum)
К подобному типу базилик относится церковь Сен-Мишель де Кюкса (9 век).

Внешне скромные базилики изнутри украшали_____________________________________, покрывавшие всю поверхность стен.




Церковь Сен-Мишель де Кюкса. 9 век

hello_html_m1d944a71.jpg


Отметьте на плане:

  1. Атриум

  2. Башни-колокольни

  3. трансепт

  4. апсиду









Карточка № 5


Представление о том, как выглядело живописное убранство каролингских базилик, дают фрески церкви Санкт-Иоханн в Мюстере (9 век).

Их называют_______________________________________________________, ибо в императорском указе – «Карловых книгах» - говорится, что «живопись допустима в церквах для того, чтобы каждый неграмотный мог прочитать на стенах то, что он не может узнать из книг».

Перечислите сюжеты фресок:

  1. _______________________________________________________________________

  2. _______________________________________________________________________

  3. _______________________________________________________________________

  4. _______________________________________________________________________

  5. _______________________________________________________________________

Все росписи выполнены в___________________________________________гамме с энергичными мазками______________________________, что наполняет пространство церкви мягким сиянием и словно омывает присутствующих в храме теплыми медовыми потоками.



























hello_html_m387fcbbf.jpg







11


  • Дороманская культура. «Каролингское возрождение». Архитектура, мозаичный и фресковый декор
  • Учитель русского языка, литературы, МХК
  • 2017 год
  • Ход урока.
  • Западной Римской империи
  • Священной Римской империей
  • Приложение