Главная страница
Контакты

    Главная страница


Урок по изобразительному искусству: "Береги природу, человек!"

Скачать 73.88 Kb.



Скачать 73.88 Kb.
Дата18.04.2017
Размер73.88 Kb.

Урок по изобразительному искусству: "Береги природу, человек!"


Тема урока «Береги природу, человек!» Работа с пластичными материалами (пластилин).

Изделие: «Наш заповедник»



Цель: привлечение внимания детей к проблемам охраны окружающей среды, исчезновения редких видов животных, птиц, растений.

Охрана окружающей среды Охрана окружающей среды - комплекс мер, предназначенных для ограничения отрицательного влияния человеческой деятельности на природу.

Задачи: 1) Познакомить учащихся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами;

рассказать о заповедниках Самарской области;

Экологическая проблема - это изменение природной среды, в результате антропогенного воздействия или стихийных бедствий, ведущее к нарушению структуры и функционирования природы.
Самарская область Сама́рская о́бласть - субъект Российской Федерации, входит в состав Приволжского федерального округа.

2) Закрепить навыки и приёмы лепки;

3) С помощью практической работы «Наш заповедник» воспитывать любовь и бережное отношение к родной

природе, животным, растениям, птицам.

Методы и формы обучения: Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная.

Основные понятия и термины: «заповедник», «гармония», «макет»

Вид деятельности: лепка.

Оборудование: для учителя – проектор, компьютер, колонки, слайдовая презентация «Береги природу, человек!»,

макет земли, макет заповедника, выставка детских рисунков «Защити меня, старший брат!»,

«Берегите всё живое на Земле!», картинки с изображением животных, насекомых, рыб, птиц, музыкальное сопровождение

(инструментальная музыка, звуки леса);

для учащихся – пластилин, дощечка, стека, картинки с изображением животных, птиц, салфетки для рук, дневник с ручкой.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: сориентировать на бережное отношение к родной природе, животным, растениям, птицам.

Предметные: освоить лепку мелких деталей изделия приёмом вытягивания и соединения деталей из пластилина.

Метапредметные:

регулятивные - овладеть способностью самостоятельно планировать свои действия в соответствии

с выявленными отклонениями, адекватно оценивать результаты своего труда;

познавательные – научить наблюдать и выделять особенности создания животного, птицы;

коммуникативные – научить обмениваться мнениями, понимать позицию партнёра, активно слушать

учителя, одноклассников, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы учителя, использовать

образную речь.





Ход урока

Организационный момент

Учитель проверяет готовность к уроку.

Самоопределение к деятельности

-Здравствуйте ребята! Как вы думаете, о чём сегодня мы с вами будем говорить на уроке? (ответы учащихся)

Работа по теме урока. Беседа

Учитель просит ученика прочитать тему урока (ученик читает тему урока)

-Наше занятие я хочу начать с эпиграфа: «Я не знаю ничего более прекрасного, чем наша земля». К.Г. Паустовский. Как вы думаете, о чём нам хотел сказать К.Г. Паустовский? (ответы учащихся)

-Действительно, он нам хотел сказать, как прекрасен и удивителен мир, который нас окружает. Всё это: и леса, и поля, и моря, и горы, и небо, и солнце, и животные, и птицы,- является природой! Наша жизнь неотделима от неё. Природа нас кормит, поит, одевает. Она щедра и бескорыстна. Наша природа полна поэзии и прелести, она трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину, оказывает благотворное влияние на его душу. Красота русской природы – неиссякаемый источник вдохновения для поэтов, художников и композиторов. Многие стихи, картины, музыкальные произведения родились благодаря любви к ней.

Му́зыка (греч. μουσική, субстантивированное прилагательное от греч. μούσα - муза) - вид искусства. Согласно А. Н. Сохору (МЭ 3, 1976 г.), этот вид «отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых последований, состоящих в основном из тонов».
Ребята, можно ли сказать, в настоящее время гармония существует в отношениях человека и природы? (ответы учащихся)

-Природа, которая даёт нам всё для жизни, требует бережного отношения к себе. Все мы в ответе за нашу природу перед потомками. Однако порой и взрослые, и дети беззаботно, расточительно ведут себя по отношению к ней. Это приносит большие беды. Как вы думаете, какие? (ответы учащихся)

-Человек слишком долго брал от природы и не задумывался, что её богатства и щедрость не вечны, что брать их надо разумно, расходовать бережно, и что когда-то они могут иссякнуть. Сейчас натиск человека на природу усилился: леса вырублены, реки загрязнены, сотни видов животных, птиц, растений находятся на грани исчезновения. Как вы думаете, какие нужно принять нам необходимые меры, чтобы сохранить красоту природы? (ответы учащихся)

-Необходимые меры по охране природы: организация заповедников (на государственном уровне) и ответственное отношение к охране окружающей среды (на уровне гражданина).

Природа Приро́да - материальный мир Вселенной, в сущности - основной объект изучения естественных наук. В быту слово «природа» часто употребляется в значении естественная среда обитания (всё, что не создано человеком).
А что такое заповедник? (ответы учащихся) Заповедник – это охраняемая природная территория, в которой под охраной находится весь природный комплекс (растения, животные, птицы и т.д.
Приро́дный территориа́льный ко́мплекс (ПТК) - это территория, обладающая определённым единством природы, обусловленным общим происхождением и историей развития, своеобразия географического положения и действующими в её пределах современными процессами.
)

-Ребята, как называется наша страна? (ответы учащихся), а в какой области мы с вами живём? (ответы учащихся) В Самарской области есть заповедники? (ответы учащихся) Кто знает их названия? (ответы учащихся)

-Давайте с вами познакомимся с этими заповедниками. На территории самарской области расположено два заповедника: Жигулёвский заповедник и Бузулукский бор.

Жигулёвский заповедник находится в северной части Национального парка Самарская Лука. Он является старейшим заповедником России, насчитывает территорию в 23 157 гектаров. Пейзажи в этих местах действительно восхитительны, 94% площади почвы покрыто лесами. Преобладающими деревьями здесь являются мелколистные липы, осинники, берёзы, дубы, сосны. Растительность здесь очень разнообразна: можно встретить лядвенец жигулёвский, ковыль Лессинга, овсяницу волжскую.

Ковы́ль Ле́ссинга, ковылок (лат. Stipa lessingiana) - многолетнее травянистое растение с плотным дёрном; вид рода Ковыль (Stipa) семейства Злаки (Poaceae).
Особый интерес представляют животные. Здесь можно повстречать лосей, кабанов, среди хищников самыми крупными остаются волки и небольшое количество рысей. К мелким относятся лесные куницы, барсуки, лисы. Также в заповеднике встречается небольшое количество ласок, лесных харьков и енотных собак. Жигулёвский заповедник стал домом для некоторых грызунов: белки, зайцы-беляки, редко можно встретить зайцев-русаков.



Бузулукский бор является национальным парком, это огромной лесной остров, площадью в 111 000 гектаров, более 60 000 гектаров – это пески. Он расположился на границе Оренбургской и Самарской областей. Основную территорию занимают сосновые леса.

Лесна́я куни́ца, или желтоду́шка (лат. Martes martes) - вид млекопитающих из семейства куньих (Mustelidae). Обитает в Европе и западных частях Азии и населяет главным образом лесные местности. В отличие от своей родственницы каменной куницы, лесная куница избегает людских селений.
Сосна́ (лат. Pínus) - типовой род хвойных деревьев, кустарников или стлаников семейства Сосновые (Pinaceae).
В бору можно встретить такие растения, как папоротник, полынь, степной ковыль, лишайник, а также ягоды: клубника, земляника, ежевика, костяника, рябина, степная вишня и многие другие. Животный мир здесь немного меньше, чем в Жигулёвской заповеднике. Тут можно встреть косулей, пятнистых оленей, лосей, кабанов, барсуков, белок, куниц, зайцев-беляков, горностаев, лис, летучих мышей.
Ви́шня куста́рниковая, или Вишня степна́я (лат. Prúnus fruticósa) - вид двудольных цветковых растений, включённый в подрод Вишня (Cerasus) рода Слива (Prunus) семейства Розовые (Rosaceae). Предположительно, один из диких видов-предков современной гибридной вишни обыкновенной.
Пятнистый олень (лат. Cervus nippon) - млекопитающее из семейства оленевых (Cervidae).
Важно отметить наличие птиц: много тетеревов-кусачей и глухарей, беркутов, могильников.

-Ребята, вы только что получили информацию о заповедниках Самарской области. Так что такое заповедник? Как называются заповедники, которые находятся в Самарской области? (ответы учащихся)

Физкультминутка

-Давайте сейчас поиграем. Я называю животных, а вы должны угадать, обитают они в заповедниках Самарской области или нет. Если обитают, то вы хлопаете, а если не обитают, то вы топаете (учитель называет и показывает животных):

крокодил (дети топают), лось (дети хлопают), кабан (дети хлопают), жираф (дети топают), белка (дети хлопают), лев (дети топают), барсук (дети хлопают), медведь (дети топают), волк (дети хлопают), пятнистый олень (дети хлопают), лиса (дети хлопают), заяц-беляк (дети хлопают).



Творческая деятельность

-Ребята, мы с вами переходим к творческому заданию: как вы думаете, что мы сегодня с вами создадим? (ответы учащихся) Посмотрите: у нас на столе готовый макет заповедника. Что такое макет? (ответы учащихся) Кого нам здесь не хватает? (ответы учащихся) Правильно, здесь не хватает только животных и птиц. Вы должны будете их слепить. А каких животных вы будете лепить? (учащиеся открывают картинки с изображением животных, птиц и перечисляют) Что вам для работы понадобится? (ответы учащихся) Приступаем к работе (учащиеся работают, играет музыка)

Выставка работ

Учащиеся показывают своих животных и расставляют их на макете.

-Какой у нас с вами получился красивый заповедник, кого здесь только нет: (учитель перечисляет животных и птиц, которых слепили дети)

-Как вы думаете, на какую оценку сегодня работал ваш класс? (ответы учащихся) Откройте свои дневники и поставьте оценку.



Итог урока. Рефлексия

-Ребята, легко ли вам было работать над творческим заданием?

- Кто-нибудь испытывал трудности? (ответы учащихся)

Учитель держит мешочек в руках и говорит:

-Давайте соберём в этот волшебный мешочек всё самое интересное, что было на уроке (учащиеся говорят, что для них сегодня было интересно и кладут камушек в мешочек)

-Наш урок подошёл к концу, что мы можем пожелать друг другу на этой земле, чтобы она оставалась добрым и красивым домом для всех людей, для всех животных, для всех растений? (ученик говорит пожелание, берёт картинку и прикрепляет его к основанию планеты)

Учитель держит в руках макет земли и говорит

«Ребята, берегите всё живое на Земле: каждое деревце, каждую веточку, каждый цветочек! Не ломайте деревья без нужды! Убирайте мусор на лесных полянах! Не допускайте пожара в лесу! Не загрязняйте реки, озёра! Не травите и не губите рыб! Не разоряйте птичьи гнёзда, не убивайте зверей и не разрешайте это делать своим знакомым! И тогда наша Земля будет добрым и красивым домом для всех нас!».

-Я дарю вам на память о нашем уроке этот макет земли, надеюсь, что вы будете соблюдать правила по охране окружающей среды (учитель дарит макет земли старосте класса)

Спасибо вам за работу! Вы молодцы!

Откройте свои дневники и запишите домашнее задание: сделать памятку для своей семьи «Правила по охране природы» (ученики записывают домашнее задание)
















  • Цель
  • Задачи
  • Методы и формы обучения
  • Вид деятельности
  • Планируемые образовательные результаты
  • Предметные
  • Ход урока
  • Работа по теме урока. Беседа
  • Жигулёвский заповедник