Главная страница
Контакты

    Главная страница


Урок по теме: "Социальная структура древнего Египта" (6 класс)

Скачать 79.88 Kb.



Скачать 79.88 Kb.
Дата22.04.2017
Размер79.88 Kb.

Урок по теме: "Социальная структура древнего Египта" (6 класс)


Поурочный план.

Дата:

Предмет: История древнего мира

Класс: 6

Подготовила: Трофимова В.

Древний мир Дре́вний мир - период в истории человечества, выделяемый между доисторическим периодом и началом средних веков в Европе. В других регионах временные границы древности могут отличаться от европейских. Например, концом древнего периода в Китае иногда считают появление империи Цинь, в Индии - империи Чола, а в Америке - начало европейской колонизации.
П

Тема: «Социальная структура Древнего Египта».

Цели:

Образовательная: Раскрыть положение тружеников в Древнем Египте, имущественное и социальное расслоение общества;

Социальное неравенство - форма дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей.
Древний Египет Древний Еги́пет (от др.-греч. Αἴγυπτος и лат. Aegyptus), самоназвание Та-кемет, Та-мери, Та-уи и др. (транслит. егип. tA-kmt, tA-mrj, tA-wy), Ке́ми (копт. Ⲕⲏⲙⲉ) - название исторического региона и культуры значительной цивилизации Древнего мира, существовавшей на северо-востоке Африки вдоль нижнего течения реки Нил.
формировать знания учащихся, каким образом происходит имущественное и социальное расслоение в Древнем Египте;

Развивающая: Развивать умения анализировать и обобщать исторический материал с опорой на усвоенные понятия и законы общественного развития; формулировать и обосновывать, логически правильно строить доказательства, выводы;

Воспитательная: Рассказывая о труде земледельцев и ремесленников, требующем мастерства и терпеливости, воспитывать чувство уважения к труду, мастерству.

Оборудование урока: учебник История Древнего мира, Т.А. Тулебаев, Алматы «Атамура» 2015, иллюстрации, карточки с заданиями, схема, презентация, ватманы.

Тип урока: комбинированный

Методы и приемы:

Основные понятия: рабовладельческий строй, раб, фараон, вельможа, номарх, шадуф.

Ход урока:

1.Организационный момент. (1 мин)

Проверка посещаемости, готовность к уроку учащихся

2.Подготовка к восприятию (2 мин)

Психологический настрой на урок «Солнечный зайчик»

       Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой глаза. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на губах, на щечках, на подбородке. Подарите его друг другу с пожеланиями удачи на уроке. (развитие доброжелательности, позитивного отношения друг к другу).

3. Мотивирование и на целивание учащихся. (1 мин)

Каждый человек рождён мечтателем и путешественником.

Сегодня нас вновь позвал за собой Древний Египет. Как говорил древнегреческий историк Геродот: «В мире нет страны, в которой было бы столько чудес».

Сегодня мы с вами совершим виртуальное путешествие по Древнему Египту, познакомимся с жизнью и социальным положением тружеников и представителей знати, станете очевидцами завоевательной политики фараонов.

4. Проверка домашнего задания (10 мин).

А)Устный опрос

1.Охарактеризуйте природные условия Древнего Египта.

Природа Приро́да - материальный мир Вселенной, в сущности - основной объект изучения естественных наук. В быту слово «природа» часто употребляется в значении естественная среда обитания (всё, что не создано человеком).

2. Какие природные условия Древнего Египта повлияли на развитие земледелия?

3. Как в Египте образовались первые государства?

4. Когда в Египте образовалось первое мощное единое государство?

5. Как называли царей в Древнем Египте? Приведите примеры безграничной власти фараонов.

6. Назовите самых могущественных фараонов, как они управляли Египтом?

Б) Проверка кластера в тетрадях- Фараоны Древнего Египта.

5. Изучение нового материала.

"Мозговой штурм".

Объяснение учителя с использованием схемы: "Имущественное и социальное расслоение в Древнем Египте".( 5мин)

hello_html_33eab0e1.jpg

Развитие хозяйства, ремесла, торговли, завоевательные войны привели к имущественному неравенству на богатых и бедных. Большинство богатств находилось в руках фараона и вельмож.

В Египте появились сословия знатных людей.

(На интерактивной доске слайд сословий египетского общества)

Фараон

Номархи, Жрецы, вельможи

Чиновники ,воины, писцы

Земледельцы, ремесленники

Рабы

Использование приемов персонификации:

"Встретились как-то два египетских крестьянина и один другому рассказывает: "Наша семья собрала большой урожай. Я подсчитал, сколько пшеницы нам необходимо для жизни: для пропитания семьи, прокорма скота, для следующего посева. А сверх того еще осталось немного зерна"". К чему могли привести появление излишков?

"Вернулся из похода военачальник фараона - богатый рабовладелец. За храбрость, проявленную в боях, наградил фараон его золотом и драгоценностями, подарил ему рабов и плодородный земельный участок.

Земе́льный уча́сток - часть земной поверхности, имеющая фиксированную границу. Площадь, местоположение, правовой статус и другие характеристики участка отражаются в государственном кадастре недвижимости.
Еще богаче, чем прежде стал военачальник.

Вернулся с войны крестьянин. Он также мужественно сражался в боях. Что же он принес домой и что увидел?".

Учитель подводит учащихся к мысли, что жизнь простых тружеников с каждым

днем все более ухудшалась. Большинство возвращалось с войны инвалидами, и трудиться не могло. Поэтому в стране появились бедные и богатые, знатные и незнатные. Население Египта разделилось на большие группы людей: рабовладельцев - эксплуататоров, крестьян и рабов - эксплуатируемых.

Организация работы учащихся в группах

Задание I группе:

Ответить на вопросы в тетради.

Прочитайте пункты параграфа стр. 34, 37-38 "Положение рабов и труд земледельцев" и ответьте на следующие вопросы:

  1. Как появились рабы в Древнем Египте?

  2. Почему военнопленные стали "ценной" добычей? Почему их называли "живыми убитыми"?

  3. Греческий историк пишет о труде рабов в египетских рудниках: "Они должны работать, принуждаемые к этому ударами бича, и только смерть кладет конец их мучениям и нужде" Почему только смерть могла избавить их от мучений?

4. Как трудились египетские земледельцы?



5. Документ рассказывает: "Писец причаливает к берегу, чтобы исчислить налог с урожая; стражники с прутьями, а нубийцы с палками, и они говорят: "Подай зерно", а его нет, они избивают батогами... его жена связана, перед ним его дети в путах". В каком положении находились египетские земледельцы?

6. "Как приходишь к крестьянам, - говорит чиновник, - они вечно хнычут, что нет урожая. Не хотят ничего отдавать, поэтому попробуй только прийти сюда без охраны. Готовы наброситься и избить". Как вы думаете, прав ли сборщик налогов?


Задание II группе:

Ответить на вопросы в тетради.

Прочитайте пункт параграфа "Труд и положение ремесленников, каменщиков и каменотесов" и ответьте на следующие вопросы:

1. О труде ремесленников в документе сказано: "Кузнец черен, вымазан сажей, руки у него в мозолях и работает день и ночь. Штукатура, отделывающего капители... порой сносит ветром с гребня кровли. У ткача всегда согнуты колени... Оружейный мастер вечно странствует... Такова судьба людей, занимающихся разными ремеслами в Древнем Египте" Какие ремесла были развиты в Египте? Кому доставались богатства, созданные их трудом?

2. На что обменивали свои изделия ремесленники?

3. Один из древних египтян так рассказывал о труде ремесленников: "Ткач всегда сидит за ткацким станком, не разгибая спины, и постоянно задыхается пылью от веретена.

Ткацкий станок (ткацкий стан, кросны) - основная машина ткацкого производства, оборудование или устройство для изготовления всевозможных видов ворсовых, гладких, плетёных полотен и ковров: льняных, конопляных, хлопчатобумажных, шёлковых, шерстяных, а также прочей продукции текстильной промышленности.
Чтобы выйти и подышать свежим воздухом, взглянуть на свет, он должен отдавать надсмотрщику хлеб, приготовленный для своего обеда. Если он не выполнит порученную работу, то надсмотрщик его безжалостно изобьет". Каково было положение ремесленников в Древнем Египте?

4. Какие камни добывали и обрабатывали египтяне?

5. Где древние египтяне использовали камень?

6. В документе сказано: "Работа каменотеса требовала тяжелого и изнурительного труда, чуткости рук и долгого терпения. Каменотес , чтобы наполнить свой желудок, в кровь сбивает себе пальцы". Какой вывод можно сделать из содержания документа?

7. Геродот пишет о строительстве пирамиды Хеопса : "Сооружение же самой пирамиды продолжалось 20 лет.

Пирами́да Хеопса (Хуфу), Великая пирамида Гизы - квадратная пирамида, крупнейшая из египетских пирамид, памятник архитектурного искусства Древнего Египта; единственное из «Семи чудес света», сохранившееся до наших дней, и самое древнее из них: её возраст оценивается примерно в 4500 лет.
Она четырехсторонняя , каждая сторона ее шириной в 8 плефров (плефр-мера длины = 30м) и такой же высоты и сложена из тесаных , тщательно прилаженных друг к другу камней. Каждый камень длиной, по крайней мере, в 30 футов". Докажите, что труд каменотесов и каменщиков в Древнем Египте был самым тяжелым?

Задание Ш группе:

Ответить на вопросы в тетради.

Прочитать пункт параграфа «Грабительские и завоевательные походы в соседние страны», ответить на следующие вопросы:

1.Какие цели преследовали фараоны совершая походы?

2. Какие территории были захвачены Египтом в результате завоевательных походов?

3. Завоевательные походы Тутмоса III

4. Результаты завоевательных походов.

Выступление участников групп. Общее обсуждение.

Учитель: Ребята! Мы рассмотрели сейчас вопрос о положении тружеников в Древнем Египте. Но в чью пользу платили налоги земледельцы, гнули спины ремесленники, с рассвета до захода солнца работали рабы? Кто такие фараон, военачальники, вельможи? На какие группы разделилось население Древнего Египта?

  1. Закрепление и систематизация (2 мин)

Игра "Пойми меня"

Ребята возьмите листок и карандаш и выпишите не менее 10 слов, которые выражают основной смысл нашей сегодняшней темы.

Затем учитель собирает листы и сравнивает с собственными ключевыми словами

(Египет.

Ключевое слово - слово в тексте, способное в совокупности с другими ключевыми словами дать высокоуровневое описание содержания текстового документа, позволяющее выявить его тематику. В вебе используется главным образом для поиска.
Земледелец. Ремесленник. Каменотес. Неравенство. Тяжелый труд. Эксплуатация. Бесправие. Раб. Труженик.)

Побеждает та команда, у кого в итоге наибольшее количество совпавших с оригиналом слов.

6.Рефлексия

7.Домашнее задание –Параграф 5, читать и пересказывать, отв на вопросы

8.Подведение итогов (выставление оценок)