Главная страница
Контакты

    Главная страница


Урок в 7 классе "Самооценка подростка"

Скачать 38.79 Kb.



Скачать 38.79 Kb.
Дата10.05.2017
Размер38.79 Kb.

Урок в 7 классе "Самооценка подростка"


Ход урока

  1. Организационный момент


Здравствуйте ребята. Очень рада вас приветствовать на уроке. Проверьте все ли у вас готово к уроку.Для плодотворной работы на уроке нам сегодня понадобится хорошее настроение. Так улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи.


  1. Повторение изученного материала


- Какую тему мы с вами изучаем? (Личность подростка)Слайд 1

- Раскройте смысл понятия ЛИЧНОСТЬ. (Человек как общественное существо, сформировавшееся в определенной системе общественных отношений)

Мир подростка сложен, противоречив, полон ежедневных, ежечасных перемен.

Обще́ственные отноше́ния (социа́льные отноше́ния) - это различные социальные взаимосвязи, возникающие в социальном взаимодействии, связанные с положением людей и функциями, выполняемыми ими в обществе.
Это время второго рождения личности.

- Как вы думаете, почему?(Идет формирование подростка как личности, его характера)

- Что такое характер? ( Совокупность индивидуальных устойчивых психических особенностей человека, проявляющихся в его поведении, деятельности)

- Что вы можете рассказать о характере?

- Скажите, а характер врожденный?( Нет.Он формируется по мере взросления)

- А что врожденное? (Темперамент)

- Какие виды темперамента вы знаете? Дайте характеристику каждому виду.



Чтобы проверить как вы усвоили тему, я предлагаю вам выполнить задание. (Лист 1). (Слайд 2)Выполненные работы передайте товарищу по парте для проверке.Ну а теперь, давайте проверим вместе.( Слайд 3)

hello_html_m322956be.png



  1. Актуализация знаний


Два разнонаправленных, даже противоположных стремления владеют подростками: страстный интерес к внешнему миру и столь же страстное, пристальное вглядывание в себя – в мирсвоих мыслей, чувств, переживаний.

Окружа́ющая среда́ - обобщённое понятие, характеризующее природные условия некоторой местности и её экологическое состояние. Окружающая среда обычно рассматривается как часть среды, которая взаимодействует с данным живым организмом (человеком, животным и так далее), включая объекты живой и неживой природы.





"Кто я?", "Каков я?", "Что я могу?" – спрашивает себя подросток; и это уже иная форма и иной уровень развития самосознания.

Самосознание – сложный психический процесс, особая форма сознания, характеризующаяся тем, что оно направлено само на себя.

Психи́ческие проце́ссы - одна из групп психических явлений, условно выделяемых в целостной структуре психики. Выделение психических процессов - сугубо условное разделение психики на составные элементы, появившееся ввиду существенного влияния механистических представлений на учёных-психологов в период становления научной психологии; также данное выделение можно связать c аналитическими тенденциями в науке XIX - начала XX века. Все психические явления по их длительности можно разделить на 3 группы: психические процессы; психические состояния; психические свойства.
В процессе самосознания человек выступает в двух лицах: он – и познающий, и познаваемый.(Слайд 4)


Важной стороной самосознания является самооценка.


hello_html_17b186bf.png

- Сейчас я вам предлагаю посмотреть фрагмент из передачи «Ералаш» серия «Необыкновенный концерт». Вам надо будет описать характер героя фильма.


Просмотр Ералаша.(3мин 30 сек)

- Кто является главным героем фильма?

Протагони́ст (греч. πρωταγωνιστής: πρώτος - «первый» и αγωνίζομαι - «состязаюсь», αγωνιστής - «борец») - главный герой, центральное действующее лицо, актёр, играющий главную роль в произведении и т. д.

- Как вы думаете, какая мечта была у мальчика? Как вы это определили?

- Как вы думаете, почему мальчик боится выйти на сцену? (не уверен в себе, его пугает внимание людей)

- Каких черт характера ему не хватает для достижения своей мечты: стать артистом?

- Как этот мальчик оценивает себя как личность, если боится предстать перед другими людьми, показать свои таланты? (низко)

- Как называется оценка личности самой себя, своих возможностей качеств и места среди других людей? (Самооценка)

- Самооценка один из показателей становления личности подростка.





- Что же мы с вами должны сегодня исследовать науроке, сформулируйте тему урока. (Слайд 6). Запись темы урока в тетрадь.



hello_html_m7ad43cef.png





IV. Постановка учебных задач


- Так как мы будем исследовать самооценку подростка, я прошу вас сформулировать проблему, над которой мы с вами будем работать.Проблема «Какое значение играет самооценка в жизни подростка» (Слайд 7)

hello_html_m73a6cf49.png






Для того, чтобы решить нашу проблему, мы должны затронуть следующие моменты:

  1. Самооценка подростка

2. Кто и что влияет на самооценку подростка

3. Самовоспитание (Слайд8)

hello_html_m22ac349b.png



  1. Формирование новых понятий и способов действий


  1. Самооценка


Подростковый возраст - важный и трудный этап в жизни каждого человека, время выборов, которое во многом определяет всю последующую судьбу. Он знаменует собой переход от детства к взрослой жизни. В этом возрастепроисходят физиологические и психологические изменения, формируется мировоззрение, происходит переосмысление ценностей, идеалов, жизненных перспектив. А поведение человека регулируется его самооценкой, которая представляет собой центральное образование личности.

Челове́к разу́мный (лат. Homo sapiens; также встречаются транслитные варианты Хомо Сапиенс и Гомо Сапиенс) - вид рода Люди (Homo) из семейства гоминид в отряде приматов. В начале верхнего палеолита, около 40 тысяч лет назад, его ареал уже охватывает практически всю Землю.

Так что же такое самооценка?

Найдите в учебнике правило, дающее определению самооценке.(стр. 50)Записать в тетрадь определение



Итак, самооценка - это оценка самого себя, своих достоинств и недостатков, своих поступков.(Слайд 9)



hello_html_m728fd92b.png





Из чего же складывается самооценка подростка? (Самооценка складывается из знания своих качеств и отношения к ним)

Правильная самооценка является необходимым условием развития личности, правильной ориентации ее в своих силах, умениях и способностях.

Необходимое условие и достаточное условие - виды условий, логически связанных с некоторым суждением. Различие этих условий используется в логике и математике для обозначения видов связи суждений.
С помощью самооценки происходит регулирование поведения личности.(Слайд 10)

hello_html_62ae5449.png





Не зря, величайший немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гете говорил :« Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя».(Слайд 11)

hello_html_22a5aeda.gif



Самооценка имеет ряд измерений: она может быть правильной или ложной, относительно высокой или низкой, устойчивой или неустойчивой. Чаще всего используются следующие определения:

  • Завышенная самооценка

  • Объективная самооценка

  • Заниженная самооценка


Работа с учебником стр. 49Найдите характеристику каждому виду самооценки



Завышенная самооценка – это склонность личности переоценивать себя, приводящая к конфликтам с окружающими.

Заниженная самооценка – это склонность личности недооценивать себя, ведущая к чувству неуверенности, тревожности, безынициативности.

Объективная самооценка –это склонность личности оценивать себя адекватно относиться к своим успехам и неудачам, ведущая к самоуверенности.(Слайд 12)

hello_html_m2bb67bf2.gif



Анализ тестирования, проведенного на том уроке ,показал: в классе только один человек с заниженной самооценкой, остальные имеют объективную самооценку.

Это значит, что ребята вашего класса находятся в согласии с собой. Вы можете находишь выход из затруднительных ситуаций, уважаете себя и других, открыты и доброжелательны в общении с людьми. Вы вполне довольны собой и окружающими вас людьми.


- А какую самооценку имеет наш мальчик из Ералаша?

Личность с заниженной самооценкой очень чувствительный и ранимый. Его ни в коем случае нельзя назвать неудачником, нытиком. Он умел играть на скрипке, петь разными голосами, выбивать чечетку. Может он и фокусы умел показывать или стихи читать, но стеснялся.

- Что можно посоветовать человеку с заниженной самооценкой? (заняться спортом, победить свою трусость, научиться говорить «нет» и т.д.)

- Что можно посоветовать человеку с завышенной самооценкой? (быть более самокритичным, научиться видеть свои слабости, не считать себя выше других и т.п.).

- Что можно посоветовать человеку с объективной самооценкой? (не терять уверенности в себе, продолжать работать над своими недостатками, не хвастаться своими достоинствами и т.п.).


Физминутка. Ребята давайте сделаем небольшую паузу в нашей работе, чуток отдохнем, разомнемся.



  1. Кто и что влияет на самооценку подростка



Подростковый период очень сложный, но необычайно важный период для становления личности человека.

Так что или кто же влияет на самооценку подростка?(Слайд 13)

hello_html_m25aa0882.png



Семья. Самооценка подростка во многом зависит от понимания родителями его достоинств. Когда родители поддерживают его, внимательны и добры к нему, выражают свое одобрение, подросток утверждается в мысли, что он многое значит для них и для себя самого. Самооценка растет за счет собственных достижений и успехов, похвал взрослых. А когда родители постоянно ругают подростка, говорят ему, что он неумеха, что все у него не так, самооценка падает. Подросток становится уязвимым, подавленным. Для самоутверждения он может начать курить, выпивать спиртные напитки, грубить родителям и окружающим.

Алкого́льные напи́тки - напитки, содержащие этанол (этиловый спирт, алкоголь).

Школа. Самооценка и успеваемость в школе тесно связаны между собой. Тот, кто уважает и ценит себя, как правило, хорошо или отлично учится. А тот, кто успевает в учебе, имеет высокую самооценку. У тех подростков, кто уверен в себе и высоко ценит себя, множество стимулов к тому, чтобы хорошо выглядеть в глазах других людей, поддерживать высокую репутацию. Кроме того, они собираются подтвердить то, что они сами о себе думают. Неуверенные в себе подростки часто отстают в учебе. Им постоянно кажется, что задачи слишком трудные, а требования — слишком высокие. Такие ученики не только не верят в свои силы, но и не развивают свои способности.

Сверстники. Самооценка растет за счет собственных достижений и успехов. И когда над подростком смеются сверстники, он глубоко страдает. В результате такие подростки стесняются, испытывают чувство неловкости в обществе. Они стремятся быть как можно более незаметными. Их не выбирают в лидеры, они редко участвуют в школьной или общественной деятельности.

Обще́ственный де́ятель - лицо, занимающееся общественной деятельностью, то есть деятельностью по добровольному обслуживанию политических, культурных, профессиональных нужд общества.
Они не умеют постоять за себя и не высказывают своего мнения по волнующим их вопросам. У таких подростков чаще обычного развивается чувство одиночества. Застенчивые люди в обществе часто испытывают неловкость и напряжение, что затрудняет их общение с окружающими. Поскольку они хотят нравиться другим, на них легче оказывать влияние и управлять ими, они позволяют другим принимать за себя решения.

  1. Самовоспитание

В подростковом возрасте психика ещё очень подвижна, поэтому психологи рекомендуют подросткам заняться своим самовоспитанием.

Подростко́вый во́зраст - период в развитии человека, переходный этап между детством и взрослостью.
Что такое самовоспитание? (Слайд 14)

hello_html_89b9023.png





Познакомимся с некоторыми методами самовоспитания, предложенными ученым Михаилом Иосифовичем Станкиным(Слайд 15)

hello_html_m1ba78978.png



(Слайд 16)

Самоприказ- это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе. Применяется самоприказ, когда человек ясно видит свои недостатки, по никак не может заставить себя выполнять действия по их преодолению.

hello_html_649bb5c1.png



Самовнушение помогает владеть собой в самых трудных ситуациях. Мысленные внушения должны быть простыми и краткими, представлять собой категорическое и обязательно положительное утверждение: «Я уверен в себе», «Я сделаю это»

Самоодобрение В случаях даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря себе: «Умница!», «Молодец!», «Здорово получилось

Самостимуляция в случае неудачи полезно выговаривать себе: «Плохо!», «Очень плохо!».

Таким образом, роль самооценки в формировании, становлении личности весьма высока. По мере взросления характерные черты (и положительные, и отрицательные) становятся более устойчивыми. В подростковом возрасте очень важно определить самооценку личности, и повысить ее в этом возрасте значительно легче, чем будучи взрослым.

  1. Закрепление

- О чем мы сегодня говорили?( Самооценка подростка, кто и что влияет на самооценку подростка, самовоспитание)

- Что такое самооценка?

- Кто и что влияет на самооценку подростка?

- Что такое самовоспитание?

Групповая работа. Задание 2

  1. А теперь давайте вспомним нашего мальчика из Ералаша. Что мы можем ему посоветовать для поднятия своей самооценки используя методы самовоспитания?

  2. Что относится к самовоспитанию?


  1. Подведение итогов.(Слайд 17)


- Какую проблему для исследования определили для себя в начале урока? «Роль самооценки в формировании личности».(Слайд 18).

Чтоб сформулировать тему урока мы посмотрели Ералаш. Для того, чтобы сформулировать решение нашей проблемы я предлагаю вам посмотреть мульфильм, который называется «Про барашку».


Итак , какую роль играет самооценка в жизни подростка?


  1. Самооценка - оценка самого себя, своих достоинств и недостатков.

  2. С помощью самооценки происходит регулирование поведения личности.

  3. В результате самооценки появляется потребность в самовоспитании.


Самооценка и развитие личности имеет очень важное значение не только для самого человека, но и для его близких, играет важную роль в построении отношений человека с окружающими его людьми. По мере взросления характерные черты (и положительные, и отрицательные) становятся более устойчивыми. В подростковом возрасте очень важно определить самооценку своей личности, потому что повысить ее в этом возрасте значительно легче, чем, будучи взрослым.



Достигли мы с вами поставленной цели решить проблему?(Да)

VIII. На домпараграф 7, выполнить задание «Солнышко» (Слайды 20,21)






  • Повторение изученного материала
  • (Личность подростка)
  • Человек как общественное существо, сформировавшееся в определенной системе общественных отношений )
  • (Идет формирование подростка как личности, его характера)
  • ( Совокупность индивидуальных устойчивых психических особенностей человека, проявляющихся в его поведении, деятельности)
  • ( Нет.Он формируется по мере взросления)
  • Кто я", "Каков я", "Что я могу"
  • Самосознание
  • : он – и познающий, и познаваемый.
  • «Необыкновенный концерт».
  • Просмотр Ералаша
  • (не уверен в себе, его пугает внимание людей)
  • Проблема «Какое значение играет самооценка в жизни подростка»
  • Формирование новых понятий и способов действий
  • Работа с учебником стр. 49
  • (Слайд 12)
  • (быть более самокритичным, научиться видеть свои слабости, не считать себя выше других и т.п.).
  • (не терять уверенности в себе, продолжать работать над своими недостатками, не хвастаться своими достоинствами и т.п.).
  • Кто и что влияет на самооценку подростка
  • (Слайд 16)
  • ( Самооценка подростка, кто и что влияет на самооценку подростка, самовоспитание)
  • Групповая работа
  • Подведение итогов.