Главная страница
Контакты

    Главная страница


Уроки французского




Дата11.04.2017
Размер14.9 Kb.

Уроки французского


Конспект урока по литературе 6 класс

В.Распутин «Уроки французского»

учителя русского языка и литературы

МОУ «Средняя школа № 6 имени Подвойского»

г.Ярославля

Степанычевой Светланы Ивановны


Цель:

образовательные:

раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В. Распутина.

развивающие:

продолжить формирование умения анализировать текст художественного произведения;

Произведе́ние иску́сства, худо́жественное произведе́ние - объект, обладающий эстетической ценностью; материальный продукт художественного творчества (искусства), сознательной деятельности человека.

 развивать умение сжато излагать ответы на вопросы в письменном виде; развивать коммуникативные навыки

 воспитательные:

воспитывать любовь и уважение к учителям.


Виды деятельности:

устные ответы на вопросы с использованием цитирования; заполнение листов опроса; обсуждение иллюстраций к рассказу; выразительное чтение фрагментов рассказа, работа со словарём.



Ход урока.

  1. Приветствие.

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов!


- Сегодня на уроке мы продолжим работу над изучением рассказа В.Распутина «Уроки французского»


Обратимся к эпиграфу:

Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает.

В.Распутин

- Как вы понимаете значение данных строк?

(Человек, который от чистого сердца делает добрые поступки, не запоминает их, для него это обычные вещи, а вот те, кто принимает добрые дела от других, запоминает их надолго).


  1. Тема урока.

- Как данный эпиграф связан с рассказом «Уроки французского»?

Сформулируйте тему нашего урока.

(Душевная щедрость, доброта учительницы, её роль в жизни мальчика. Доброта – одна из черт характера главной героини рассказа – Лидии Михайловны).


  1. Проверка домашнего задания.

Но прежде чем мы приступим к раскрытию темы урока, давайте проверим, как вы выполнили домашнее задание. Перед вами лежат листы опроса, на основе которых будет выставлена оценка за работу не только письменную, но и устную и озвучена на следующем уроке. Выполните задание №1 (дайте определение следующих понятий: посвящение, предисловие, послесловие).




Уверенно_сомневаюсь'>Уверенно

сомневаюсь

неуверенно



Предисловие-это...


Уверенно

сомневаюсь

неуверенно

Послесловие-это...


Уверенно

сомневаюсь

неуверенно

2. «Законы доброты»-это...


Уверенно

сомневаюсь

неуверенно

3. Что побудило Лидию Михайловну играть с ребенком в игру на деньги?


Уверенно

сомневаюсь

неуверенно



  1. Словарная работа.


Положите листы опроса в сторону.

Мы с вами отметили, что доброта – одна из черт характера главной героини рассказа - Лидии Михайловны.

на прошлом уроке мы рассматривали фотографии, на которых была изображена Лидия Михайловна Молокова – прототип героини рассказа. Вот как говорил о ней Валентин Распутин:

«Лидия Михайловна всегда вызывала во мне и удивление, и благоговение.

Валенти́н Григо́рьевич Распу́тин (15 марта 1937, село Усть-Уда, Восточно-Сибирская область - 14 марта 2015, Москва) - русский писатель, публицист, общественный деятель. Представитель «деревенской прозы».
Она представлялась мне возвышенным, почти неземным существом. Была в нашей учительнице та внутренняя независимость, которая оберегает от ханжества. Её уроки доброты были очень важны для нас…»

hello_html_m7bb1a4d3.jpg




- Объясните значение слов благоговение и ханжество.


- Найдите значение данных слов в толковых словарях Ожегова, Ушакова.

Толко́вый слова́рь (англ. explanatory dictionary) - одноязычный словарь, со­дер­жа­щий в себе слова, рас­положен­ные в алфавитном порядке, с крат­ким опи­са­­нием того, что эти слова оз­на­чают и, час­то, со­про­вождаю­щий толкова­ние слов при­ме­ра­ми их ис­поль­зо­ва­ния.


Обобщим значения слов. (Ханжество — лживость, фальшь; лицемерие; криводушие, двуличие, неискренность, фальшивость; Благоговение  — глубокое уважение, почтение к кому-либо, чему-либо, преклонение перед кем-либо, чем-либо).






V. Групповая работа.


А теперь давайте обратимся к тексту.

- Какой мы видим Лидию Михайловну в рассказе «Уроки французского»?

Каждой группе дано задание для составления портрета учительницы. Выберите портретные характеристики Лидии Михайловны согласно вашему заданию:

1 группа – описание внешности;

2 группа – черты характера героини;

Хара́ктер (греч. χαρακτηρ - примета, отличительная черта, знак) - структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определённую печать на все её проявления и деяния.

3 группа – речь, поступки героини;


Таким образом, обобщим всё, что вы сейчас прочитали: Лидия Михайловна – умная, добрая, красивая, молодая, аккуратная, воспитанная.


Давайте посмотрим, какой видят Лидию Михайловну художники, создавшие иллюстрации к произведению.







hello_html_2e0760b9.jpg




hello_html_6afe8d29.jpg

hello_html_692bee7d.jpg

hello_html_4223e60b.jpg






Ученицы класса (…) создали свои иллюстрации к рассказу.

- Какой момент текста вы изобразили?


Мы видим, что прочитав один и тот же текст, каждый из нас по-своему представляет главных героев произведения.

Но эти отличия будут касаться только внешности героев, а вот в чём мы едины, так это в том, что главные герои произведения добрые и чуткие люди.


Физкультминутка.

Теперь немного отдохнём и сделаем зарядку для глаз.



- На предыдущем уроке мы обсуждали вопрос, почему Лидия Михайловна заставила героя заниматься дополнительно. Давайте ещё раз назовём эту причину.

(Подтянуть героя по предмету и отвлечь его от игры на деньги, спасти от избиений).


- Подумайте и объясните, почему Лидия Михайловна скрывала свои добрые поступки и хотела помочь мальчику незаметно? Как это её характеризует?

(Характеризует Лидию Михайловну как человека доброго, душевного, чуткого, готового на самопожертвование).


- Ребята, на уроке обществознания вы изучали тему «Законы доброты», так о чём же гласят эти законы?

( Добро бескорыстно; добро возвращается добром; ты должен относиться к человеку так, как хочешь, чтоб относились к тебе).



  1. Листы опроса



Давайте вернёмся к листам опроса. Кратко сформулируйте «Законы доброты» (задание под цифрой № 2), не забывайте про критерии оценивания своего ответа.


Мы обобщили портретную характеристику Лидии Михайловны (речь, поступки, внешность) в школьной обстановке, а теперь посмотрим на неё в другой обстановке - в домашней.


- Какие чувства испытывает герой в квартире учительницы? Почему?

(Неловкость , т.к. общение и обстановка дома не такие официальные, как в школе. Лидия Михайловна, помимо занятий французским языком, пытается накормить мальчика).

Францу́зский язы́к (le français, la langue française) - язык французов (официальный язык Франции), франкоязычного населения Бельгии, Швейцарии (главным образом, во франкоязычной части - Романдии), Канады (главным образом, в Квебеке), в которых является одним из официальных.


- Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником?

(Она поняла, что помощи он не примет, и решила использовать известное ему средство- игру на деньги. Она хотела добиться, чтобы мальчик выигрывал и считал деньги «честным выигрышем», которые тратил бы на необходимое ему молоко).



VII. Просмотр отрывка из фильма.


Давайте посмотрим эпизод из фильма, для того чтобы ответить на следующий вопрос: «Понимала ли Лидия Михайловна, чем грозит ей игра на деньги с учеником?

(Она знала, что это является нарушением этических норм. Если об этом узнает директор, её немедленно уволят, т.е. она жертвовала своей репутацией).


- Из данного отрывка мы видели, что игру прерывает директор.

Как ведёт себя Лидия Михайловна, отвечая на гневные вопросы директора?

(Она отвечает спокойно, не оправдываясь).


-Ребята, как вы думаете, почему Лидия Михайловна не объяснила свой поступок директору?

(Василий Андреевич, как директор, должен был знать о бедственном положении ученика и постараться помочь ему, но он привык только наказывать других за провинности, не вникая в причины тех или иных поступков).


В данном эпизоде противопоставлены доброта учительницы и чёрствость Василия Андреевича.



Листы опроса

Мы обобщали с вами причины создавшейся ситуации. А сейчас возьмите вновь листы опроса и кратко запишите ответ на вопрос №3 : « Почему Лидия Михайловна стала играть с мальчиком на деньги»?




VIII. Вывод


Давайте вернёмся к эпиграфу урока: «Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает. Действительно, мы видим, что Лидия Михайловна сделала всё, чтобы помочь мальчику выжить. Её доброту и душевную щедрость герой рассказа запомнил на всю жизнь; благодаря ей он понял, что не одинок, что на свете есть доброта, отзывчивость и любовь.


И сегодняшний урок мне хочется закончить строчками из стихотворения Карины Филипповой «Спешите делать добрые дела»


Спешите делать добрые дела,
Чтоб за своё добро любить других.
Спешите делать добрые дела
Во имя утвержденья вас самих.

 

 

Спешите делать добрые дела.
Получится - считайте, повезло.
Спешите делать добрые дела,
Чтоб не хватило времени на зло.


IX. Запись домашнего задания


с.122 (вопросы1,2- «Будьте внимательны к слову»)


X. Социометрия


У каждого из вас на парте лежит по 3 квадратика (красного, жёлтого и зелёного цвета). Я прошу вас поднять один из квадратиков вверх, тем самым выражая своё настроение от нашей совместной работы ( зелёный- всё понравилось, жёлтый- есть моменты, которые я не совсем понял и на следующем уроке хотел бы обсудить, красный- не получил удовольствия от урока).


  • Цель
  • развивающие
  • воспитательные
  • Уверенно сомневаюсь
  • Уверенно
  • Ханжество