Главная страница
Контакты

    Главная страница


Выступление н родительском собрании "Современный ребенок. Как воспитать его?"

Скачать 77.69 Kb.



Скачать 77.69 Kb.
Дата11.05.2017
Размер77.69 Kb.

Выступление н родительском собрании "Современный ребенок. Как воспитать его?"


Недавно в новостях всех центральных каналов был показан сюжет о девочках-подростках из Владивостока, избивших школьницу и записавших это на видео через мобильный телефон. Это уже далеко не первый подобный случай. Жестокость и безразличие современных подростков поражает. Возникает невольно вопрос - откуда такие берутся? Кто их воспитывал? А ведь наверняка, они учились в школе, им говорили о том, что такое хорошо и что такое плохо. Мы поражаемся их поведению и думаем, что нас это не коснется, ведь у нас дети не такие, ведь мы их ничему плохому не учим. Но у тех ребят тоже есть родители, не думаю, что это они научили их так поступать. Как же быть , как воспитывать ребенка, чтобы потом не стыдно за него было, чтобы люди о нем доброе говорили. Этот вопрос вечен, он волнует человечество с того момента, как оно возникло.

Воспитание детей являлось неотъемлемой частью жизни во все времена. Наука, которая занимается проблемами воспитания и образования детей называется – педагогика. Воспитание наделяет ребенка знаниями, жизненным опытом и формирует социальное поведение ребёнка.

Социальное поведение (англ. Social behavior) - взаимодействие двух или более индивидуумов (особей) в популяции одного вида. Изучением социального поведения человека занимается социальная психология. Социальное поведение присуще также и многим общественным животным (например, приматам, пчелам) изучением которого занимаются этологи, зоопсихологи и другие специалисты.

Каждая эпоха диктует свои требования. Стоит помнить – что подрастающее поколение отражает эпоху, в которой живет, поэтому адаптация детей полностью зависит от окружающей атмосферы. Несомненно, огромную роль в воспитании детей играют школа или какое-то дошкольное учреждение, с них никто не снимает ответственности, но в эти учреждения ребенок приходит из семьи. Несмотря на то, что модные веяния активно снижают ценность семьи в современном обществе, традиционная семья остается той самой «ячейкой», с которой это общество начинается. По мнению специалистов, нравственное и психическое здоровье человека, его уверенность в себе, наличие у него моральных принципов и умение уживаться с другими членами общества выносятся из семьи.

Детское дошкольное учреждение - тип образовательного учреждения в Российской Федерации, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от двух месяцев до семи лет.
Воспитание Под воспитанием понимают комплекс технологий, направленных на целенаправленное формирование личности ребенка (воспитание или изменение личности перевоспитание). По определению академика И. П. Павлова, воспитание - это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.
Здоровье Должно оставить беспечность, коль дело пойдёт о здоровье. Меру важно во всём соблюдать - в еде и напитках И в упражненьях для тела, и мера есть то, что не в тягость.
Мораль Мора́ль (лат. moralitas, термин введён Цицероном от лат. mores - общепринятые традиции, негласные правила) - принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.
Специалисты утверждают, что то, что было заложено в семье, настолько крепко утверждается в сознании взрослого человека, что изменить данные установки можно только с помощью опытных психологов.
Взро́слый - человек, достигший определённого возраста, и по отношению к которому есть основания предполагать, что он обладает телесной и ментальной зрелостью. Взрослый индивид располагает теми необходимыми знаниями и умениями, которые позволяют ему принимать решения, важные на его жизненном пути.
Поэтому здоровый климат в семье – это база, необходимая для развития полноценной личности.

Были времена, когда юные девушки не могли даже к собственным родителям обратиться на «ты», когда дети и не думали перечить взрослым. Сейчас же все совершенно по-другому.

Помните старинную пословицу «что посеешь – то и пожнешь»? Это на все сто процентов относится к воспитанию детей. Чем больше усилий приложат родители к воспитанию своего ребенка, развитие детей дошкольного возраста это особенно хорошо проявляет, тем более достойный член общества из него получится.

Дошкольный возраст - этап психического развития ребенка в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет. В его рамках выделяют три периода: младший дошкольный возраст - от 3 до 4 лет; средний дошкольный возраст - от 4 до 5 лет; старший дошкольный возраст - от 5 до 7 лет.
И дело вовсе не в оснащении детей самыми последними и навороченными гаджетами, дело в том, чтобы родители смогли доходчиво донести до своих детей как именно должен вести себя порядочный человек.

К сожалению, современные родители, прежде всего, ставят перед собой цель обеспечить ребенка, а не воспитать. Задачу воспитания они почему-то оставляют на плечи сначала воспитателей, а позже учителей. Но ребенку в первую очередь нужно именно родительское воспитание, которое в состоянии дать даже самый умный педагог.

Современное общество диктует свои законы. Сейчас многие родители работают по выходным, а их дети в это время предоставлены сами себе, а развитие детей дошкольного возраста во многих семьях сведено на нет. Вот и получается, что ни на буднях, ни на выходных родители не могут уделить должного внимания ребенку и его проблемам. Поэтому дети уже с младшего возраста ищут себе развлечения в интернете, а там, как мы все знаем, очень много ненужного для развития ребенка. В подростковом возрасте дети очень подвержены влиянию общества, поэтому попадая в «плохую» компанию даже самый хороший ребенок может наделать много глупостей.

Подростко́вый во́зраст - период в развитии человека, переходный этап между детством и взрослостью.

Раньше в семьях часто жили бабушки и дедушки, которые, будучи свободными от работы, помогали родителям в воспитании детей. Теперь же родители, стремясь к свободе от бабушек и дедушек, переезжают на съемные квартиры, тем самым ограничивая влияние старшего поколения на подрастающее.

Задача родителей (какими бы они не были занятыми и уставшими) – обращать внимание на своего ребенка, помогать ему решать возникающие проблемы и просто проводить больше времени вместе, ведь адаптация детей — это сложный процесс, который должен проводится грамотно и расчетливо! Хочу отметить, что совместный просмотр телевизора – это наименьшее, что может сделать современный родитель. Гораздо больше пользы принесет прогулка на свежем воздухе или поход в кино всей семьей.

Чем раньше родители уделят внимание вопросу воспитания ребенка – тем меньше проблем возникнет в будущем. Чем больше сил, терпения и любви будет вложено в ребенка – тем больше он будет радовать своими успехами и достижениями в дальнейшем.

На протяжении последних тысячелетий родители, как правило, не являются единственным источником воздействия на ребёнка, что может, как значительно усложнять, так и упрощать процесс воспитания. Наряду с семьёй, сейчас существуют такие социальные структуры, как детские сады, школы, детские дома, интернаты.

Де́тский дом - воспитательное учреждение для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также детей, нуждающихся в помощи и защите государства. Обычно образовательная организация или организация, оказывающая социальные услуги.
Социàльная структу́ра - совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение общества. Понятие «социальная структура» применяется как в представлениях об обществе как о социальной системе, в которой социальная структура обеспечивает внутренний порядок соединения элементов, а окружающая среда устанавливает внешние границы системы, так и при описании общества через категорию социального пространства. В последнем случае под социальной структурой понимается единство функционально взаимосвязанных социальных позиций и социальных ролей.
Детский сад - учреждение для общественного воспитания детей дошкольного возраста. Детские сады как тип учреждений существуют в большинстве стран и являются обычно первым звеном в системе народного образования (не считая образования, полученного от родителей).
Кроме того, не стоит забывать и про такие изобретения, как радио, телевидение и т.д. Значительную часть своей жизни ребенок проводит в каком-либо учебно-воспитательном заведении, работа которого направлена на воспитание, образование и становление личности ребёнка.  Повышенное внимание к проблемам развития и воспитания детей раннего возраста и активный рост научных исследований в рамках данного вопроса объясняется огромным влиянием первых лет жизни ребёнка на развитие человека.
Иссле́дование ( «следование изнутри») в предельно широком смысле - поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов. В более узком смысле исследование - научный метод (процесс) изучения чего-либо.
Научно доказано, что современные дети более чувствительны, восприимчивы, открыты, в результате чего, к ним нужен особый, новый подход, и старые методы воспитания уже не являются актуальными. 21 век- век научно-технического прогресса.
Нау́чно-техни́ческая революция (НТР) - коренное качественное преобразование производительных сил, качественный скачок в структуре и динамике развития производительных сил.
Современные дети с самого раннего детства имеют доступ к телевидению, на котором демонстрируют крайне вредные и даже «убийственные» для психики ребёнка фильмы, передачи и даже мультфильмы. Сейчас, это является основной проблемой в воспитании ребёнка. Познавательная функция человека построена, главным образом, на подражании. Детям больше нужен пример для подражания, чем критика.

А чему можно научиться из большинства телепередач? Именно здесь и становится важным то, как объяснят ребенку разницу между реальным и нереальным миром его родители. Они влияют на ребенка гораздо больше, чем что-либо другое.   Чтобы вырастить отзывчивого, интеллигентного, общительного и уверенного в себе ребёнка, необходимо воспитывать в нем силу воли, а не подавлять её. Раньше детей учили подчиняться беспрекословно  какому-либо авторитету (родителям, учителям…), а современные методы предлагают воспитывать ребёнка самостоятельного, подчиняющегося зову своего сердца, что поможет им в дальнейшем в отношениях со сверстниками и в  организации собственной жизни. Ведь не стоит забывать, что современные дети, несомненно, являются более способными и творческими, чем их родители. Всем, заинтересовавшимся в данной проблеме, советую ознакомиться с замечательной книгой Джона Грэя «Дети с небес», в которой автор подробно рассказывает о пяти методах позитивного воспитания! Отличаться от других — нормально. Совершать ошибки — нормально. Проявлять негативные эмоции — нормально Хотеть большего — нормально. Выражать свое несогласие — нормально, но помни, что мама и папа — главные. Расшифруем каждое из понятий.  Отличаться от других — нормально. Каждый человек индивидуален, у каждого есть свои черты характера, потребности, таланты, мнения, идеи, интересы и т.д.

Эмо́ция (от лат. emoveo - потрясаю, волную) - психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру. Эмоции характеризуются тремя компонентами: переживаемым или осознаваемым в психике ощущением эмоции; процессами, происходящими в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма; наблюдаемыми выразительными комплексами эмоций, в том числе, на лице. Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений. Эмоции, как и многие другие психические явления, изучены слабо и понимаются разными авторами по-разному, поэтому вышеприведённое определение нельзя считать ни точным, ни общепринятым.
Хара́ктер (греч. χαρακτηρ - примета, отличительная черта, знак) - структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определённую печать на все её проявления и деяния.
Родители и есть те люди, которые должны распознать потребности своего ребёнка и помочь в их удовлетворении. У каждого ребёнка особенное строение мозга, соответственно скорость обучения, усвоения материала, стремление в достижении какой-либо цели разные, поэтому нельзя сравнивать их с другими. Совершать ошибки — нормально.  Ошибки – естественное, нормальное явление для каждого человека. Ребенок постигает истину путём совершения ошибок Проявлять негативные эмоции — нормально. Наша жизнь насыщенна многочисленными событиями, некоторые из которых неизбежно и самопроизвольно вызывают гнев, страх, беспокойство и т.д. Задача родителей, объяснить как правильно и в каких ситуациях можно показывать свои негативные эмоции. Хотеть большего — нормально. «Скажи спасибо за то, что у тебя уже есть», — стандартный ответ на желание ребенка получить больше. Но это неправильно. Необходимо объяснить ребёнку как надо просить желаемое, проявляя уважение к другим. Позволив ребенку просить большего, вы тем самым помогаете ему научиться  ставить перед собой цели и чего-то добиваться в жизни. Выражать свое несогласие — нормально, но помни, что мама и папа — главные. Необходимо научить ребёнка отказываться от чего-то, или не соглашаться с чем-то,  но понимать, что последнее слово всегда должно быть за родителями. «Цель позитивного воспитания — развить в детях склонность в детях дух сотрудничества, а не покорности.» Советую вам   прочитать труды А. Макаренко. Это наш русский педагог. Методы его воспитания просты, доступны и очень эффективны.

«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая,самобытная, неповторимая жизнь.

Жизнь - основное понятие биологии - активная форма существования материи, в некотором смысле высшая по сравнению с её физической и химической формами существования; совокупность физических и химических процессов, протекающих в клетке, позволяющих осуществлять обмен веществ и её деление (вне клетки жизнь не существует, вирусы проявляют свойства живой материи только после переноса генетического материала в клетку). Приспосабливаясь к окружающей среде, живая клетка формирует всё многообразие живых организмов. Основной атрибут живой материи - генетическая информация, используемая для репликации.
И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».В.А.Сухомлинский. Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции - сложный педагогический процесс.
Педагогический процесс - специально организованное взаимодействие старшего (обучающего) и младшего (обучаемого) поколений с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.
Воспитать - значит внедрить в человека известные душевные качества, как питать, напитать - значит ввести в организм и его питательные соли, физические и материальные вещества. В основе воспитания лежит правильное, гармоническое развитие чувств.

Нравственное воспитание опирается прежде всего на общечеловеческие ценности, которые сложились у людей за многие сотни лет существования человеческого общества и являлись едиными и общими для всех людей.

Общечеловеческие ценности - реальность. Все люди в целостном, взаимоcвязанном мире. У всех единое, общечеловеческое начало, одна Земля и среда обитания, всем одинаково нужен чистый воздух, вода, земля, тепло и солнечный свет.

Общечелове́ческие це́нности - теоретически существующие моральные ценности, система аксиологических максим, содержание которых не связано непосредственно с конкретным историческим периодом развития общества или конкретной этнической традицией, но, наполняясь в каждой социокультурной традиции собственным конкретным смыслом воспроизводится, тем не менее, в любом типе культуры в качестве ценности.
Челове́чество - совокупность всех людей, когда-либо населявших мир. Иногда под термином «человечество» подразумевают совокупность ныне живущих людей. Ввиду высокого уровня социального развития, антропологические различия между людьми дополняются культурными (в значительно большей степени, чем у других социальных животных).
О́бщество - форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями. Человеческие общества характеризуются моделью отношений (социальных отношений) между людьми, которая может быть описана как совокупность таких отношений между его субъектами.
Со́лнце (астр. ☉) - единственная звезда Солнечной системы. Вокруг Солнца обращаются другие объекты этой системы: планеты и их спутники, карликовые планеты и их спутники, астероиды, метеороиды, кометы и космическая пыль.
В этом смысле у человеческого рода есть святое право на жизнь, право на существование, развитие на самоопределение. Многие забывают о том, что все мы живем в мире, который постоянно меняется. Но при всем этом нельзя забывать о том, что есть в мире “вещи”, которые, несмотря ни на что, остаются неизменными и являются общими для всех людей, живущих на земле. Во все времена людьми ценились честность, справедливость, милосердие, любовь к матери, Родине, товарищество, доброта, принципиальность, а ложь, лицемерие, предательство, душевная черствость - считались качествами, недостойными “настоящих людей”.

На чем строить воспитание детей? Конечно же, на нравственных ценностях”. Приобщение ребенка к ценностям общечеловеческой культуры, выработанными веками, пережившим не одно поколение людей и несущим в себе те нравственные устои, на которые должен ориентироваться в своей жизни каждый человек, являются одним из важнейших условий развития личности ребенка.

Культу́ра (от лат. cultura - возделывание, позднее - воспитание, образование, развитие, почитание) - понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики (этнолингвистики), политологии, этнологии, психологии, экономики, педагогики и др.
Какие же наиболее важные качества хотим мы видеть в наших детях? Конечно же: вежливость, деликатность, скромность, общительность, дисциплинированность, чуткость, чувство такта, предупредительность.
Такти́чность (такт, чу́вство та́кта, чу́вство ме́ры; лат. tactus - прикосновение, осязание, чувство) - умение вести себя в соответствии с принятым этикетом и этическими нормами. Людей с чувством такта называют тактичными.
Качества эти построены на нравственных устоях, поэтому нравственные устои (доброта, честность, милосердие и т.д.) и должны стать опорой воспитателя.

В воспитании нет идеальных готовых рецептов, могут быть общие базовые положения, определяющие степень общения педагога или родителя с детьми, ориентиры в работе, должны быть по возможности различных вариантов организации детей.

Первоначальные представления о взаимоотношениях людей ребенок получает, наблюдая за взаимоотношениями окружающих его взрослых. Их поведение, а также отношение к нему самому, к его поступкам становиться для малышей как бы программой поведения. По образцу, данному взрослым, он строит и свои отношения с людьми” Важно, чтобы ребенок испытывал максимум положительных эмоций. Конечно, нежное, доброе отношение к ребенку совсем не означает отсутствия требовательности. Только разумное сочетание любви и требовательности дает желанные результаты, у детей возрастает стремление вести себя лучше, добиваться успехов во всех делах, появляется уверенность в своих силах и возможностях. Но следует отметить, что требовательность как таковая, может быть возможна только с детьми в старшем дошкольном возрасте. А чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, тем больше должно его не учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонностям и манерам, основывая все преимущественно на привычке.

Большую помощь в воспитании может оказать совместное чтение. Читайте детям русские народные сказки, в них заложен огромный воспитательный потенциал.

Русская народная сказка (до XVII в. баснь, байка) - произведение устного творчества русского народа, один из видов фольклорной прозы.
Читайте и обсуждайте с детьми прочитанное. Вам помогут такие произведения как Катаев “Цветик - семицветик”.А. Барто “Как Вовка стал взрослым”.С. Маршак “Ежели вы вежливы”,С. Михалков “Находка”. Не жалеете времени для детей. Макаренко говорил : «Наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми».

Идеальные отношения между людьми основываются на взаимном признании, что каждый человек - творец своей собственной жизни. Каждый признает и ценит внутренний субъективный мир другого и себя. Такие эмоции человека, как боль, конфликт, вина и др., составляют его внутренний опыт и поэтому также должны восприниматься доброжелательно.

Внутренний опыт - в философии один из основных источников познания, наряду с внешним опытом, одна из двух составных частей опыта как такового. Если под внешним опытом понимается всё то, что мы познаём с помощью органов чувств, то под внутренним - то, что познаётся без помощи органов чувств.

Мы всегда должны проявлять чуткость, не вторгаться в жизнь других людей, не задевать их честь. Мы должны любить людей, относиться к их достоинству также бережно, как к своему собственному, т.к. только тогда мы можем быть достойными представителями человеческого рода. Эти качества называются человеческими совершенствованиями и моральными добродетелями. Все, кто такими чертами не обладает, никогда не выполнит свое предназначение как человеческого существа и может стать даже хуже животного, ибо животное никогда не совершит таких поступков, какие совершает безнравственный человек.

По общему признанию воспитание детей и обучение их хорошим манерам с детства требует терпения и сил. Если бы эта задача была легкой, то мы не видели бы такого различия между культурными и некультурными людьми. Если бы поведение человека совершенствовалось со временем, с приобретением опыта, то не нужно было бы тратить на это столько сил, и люди росли бы, как деревья в лесу. Биологически человек, конечно, развивается сам по себе, но этого недостаточно. Развитие нравственных, духовных способностей целиком зависит от воспитания.

Раньше, чем вы начнете воспитывать своих детей, проверьте ваше собственное поведение.А. С. Макаренко

Родитель, пытающийся изменить своего ребенка, не начиная с себя, не просто напрасно теряет время, но очень жестоко рискует. (В.Леви)

Вашими словами вы не обманете ребенка; не слова ваши будет он слушать, но ваш взор, ваш дух, который обладает вами. (В. Ф. Одоевский)

Кто-то, когда-то, должен ответить,

Высветив правду, истину вскрыв,

Что же такое – трудные дети?

Вечный вопрос и больной как нарыв.

Вот он сидит перед нами, глядите,

Сжался пружиной, отчаялся он,

Словно стена без дверей и без окон.

Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили… поздно учли…

Нет! Не рождаются трудные дети!

Просто им вовремя не помогли. (С. Давидов)

















Современный ребенок. Как его воспитать?







Выступление на педсовете

18.02.2016.

Подготовила Кайсын И.Ю.


  • Отличаться от других
  • Хотеть большего
  • «Детство – важнейший период человеческой жизни