Главная страница
Контакты

    Главная страница


Влияние нефти на окружающую среду

Скачать 113.21 Kb.



Скачать 113.21 Kb.
Дата02.04.2017
Размер113.21 Kb.

Влияние нефти на окружающую среду


государственное автономное учреждение

Калининградской области

профессиональная образовательная организация

«Колледж сервиса и туризма»




Методическая разработка урока-деловой игры

по учебным дисциплинам

«Химия» и «Экология»


Тема урока: Пресс-конференция «Влияние нефти на окружающую среду»




Специальность: 19.02.

Приро́да - материальный мир Вселенной, в сущности - основной объект изучения естественных наук. В быту слово «природа» часто употребляется в значении естественная среда обитания (всё, что не создано человеком).

10 «Технология продукции общественного питания»



Составили преподаватели:

химии – Павлик Н.Г.

экологии - Трифоненко Е.В.






Одобрено

ПЦК общих математических и естественнонаучных дисциплин

Председатель Цветаева Л.В.

Протокол № от «______» __________2017 года


Цель урока: В нетрадиционной форме обобщить и расширить знания студентов о загрязнении и охране окружающей среды, об окружающем мире.

Окружа́ющая среда́ - обобщённое понятие, характеризующее природные условия некоторой местности и её экологическое состояние. Окружающая среда обычно рассматривается как часть среды, которая взаимодействует с данным живым организмом (человеком, животным и так далее), включая объекты живой и неживой природы.

Охрана окружающей среды Охрана окружающей среды - комплекс мер, предназначенных для ограничения отрицательного влияния человеческой деятельности на природу.

Задачи урока:

Учебные:

  • познакомить учащихся с наиболее важными экологическими проблемами, возникающими при добыче, транспортировке и переработке нефти

  • рассмотреть проблемы нефтепереработки и методы их решения.

    Экологическая проблема - это изменение природной среды, в результате антропогенного воздействия или стихийных бедствий, ведущее к нарушению структуры и функционирования природы.

    Цель переработки нефти (нефтепереработки) - производство нефтепродуктов, прежде всего различных видов топлива (автомобильного, авиационного, котельного и т. д.) и сырья для последующей химической переработки.

Развивающие

  • развитие познавательного интереса к проблеме экологии

  • развитие информационной и коммуникативной компетентностей

  • развитие критического мышления, умения выделять наиболее значимый материал

  • развивать ораторские и актерские способности, умение общения с аудиторией

Воспитательные:

  • воспитывать чувство долга, ответственности за порученное дело

  • способствовать воспитанию патриотизма и гражданственности

  • воспитание экологической культуры

Форма проведения урока: ролевая игра

Форма организации учащихся: в процессе подготовки – индивидуальная и групповая, на уроке – групповая.

Экологическая культура - часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы; гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды; целостный коадаптивный механизм человека и природы, реализующийся через отношение человеческого общества к окружающей природной среде и к экологическим проблемам в целом. С точки зрения научно-учебного процесса экологическая культура рассматривается как отдельная дисциплина в рамках культурологии.

Тип урока: урок обобщения, систематизации и закрепления с элементами получения новых знаний

Оборудование: мультимедиа, коллекции: «Нефть и продукты её переработки», оборудование и реактивы для лабораторной работы.

Предварительная подготовка: Обучающимся присваиваются роли: «химика», «историка», «геолога», «эколога», «спасателя»; также набирается группа «корреспондентов СМИ».

Преподаватель дает задание подготовить доклады, презентации, раздает литературу. «Журналистам «нужно продумать вопросы для специалистов.

Ход урока:

  1. Орг. момент (5мин.): приветствие обучающихся, сообщение целей и задач деловой игры; инструктаж о форме работы.

  2. Изучение нового материала в виде деловой игры (60 мин).

  3. Закрепление материала (5 мин)

  4. Рефлексия (5 мин)

  5. Выставление оценок и выдача домашнего задания (5 минут)





План-конспект урока.

  1. Вводное слово преподавателя:


Мы хозяева нашей Родины, и она для нас кладовая солнца

с великим сокровищем жизни.

Мало того, чтобы эти сокровища сохранить, их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода - будем сохранять наши

водоемы.

В лесах, степях, горах разные ценные животные-

будем охранять леса, степи, горы.

Рыбе- вода, птице-воздух, зверям- лес, степи, горы.

А человеку нужна Родина.

И охранять природу - значит охранять Родину.

М.М. Пришвин

Развитие промышленности, транспорта, энергетики, индустриализации сельского хозяйства привели к тому, что антропогенное воздействие на окружающую среду резко возросло и приняло катастрофический характер. Ежедневно выбрасываются миллионы тонн твердых и газообразных отходов, водоемы загрязняются. Почву и сельскохозяйственные угодья губят ядохимикатами.

Катастро́фа (от др.-греч. καταστροφή «переворот, ниспровержение; смерть») - крупная авария, как правило с человеческими жертвами.

Сельское хозяйство Се́льское хозя́йство - отрасль экономики, направленная на обеспечение населения продовольствием (пищей, едой) и получение сырья для ряда отраслей промышленности. Отрасль является одной из важнейших, представленной практически во всех странах.

Постоянно сокращается площадь лесов, мелеют реки.

В результате загрязнения природной среды ухудшается здоровье населения, погибает растительный и животный мир. Природа сама уже не может залечить нанесенные ей раны. И тревогу первыми забили ученые, потом врачи, журналисты и политики. Слово «экология» прочно вошло в обиход.

Перед вами сегодня выступят представители следующих профессий: химик, историк, геолог, эколог, медик. В ходе их рассказа вы можете задавать вопросы, интересующие вас по данной теме.

Журналист 1. Вопрос к историкам. Как давно людям была известна нефть?

Журналист 2.Что вы можете рассказать о применении нефти в древние времена.

Дре́вний мир - период в истории человечества, выделяемый между доисторическим периодом и началом средних веков в Европе. В других регионах временные границы древности могут отличаться от европейских. Например, концом древнего периода в Китае иногда считают появление империи Цинь, в Индии - империи Чола, а в Америке - начало европейской колонизации.

Историк: Нефть известна человеку с древнейших времен. Люди уже давно обратили внимание на черную жидкость, сочившуюся из-под земли. Есть данные, что уже 6500 лет назад люди, жившие на территории современного Ирака, добавляли нефть в строительный и цементирующий материал при строительстве домов, чтобы защитить свои жилища от проникновения влаги.

Историк: Во времена древнего Вавилона на Ближнем Востоке велась довольно интенсивная торговля этим «черным золотом». Некоторые города уже тогда буквально вырастали на торговле нефтью. Одно из семи чудес света, знаменитые Висячие сады Серамиды (по другой версии - Висячие сады Вавилона), также не обошлись без использования нефти в качестве герметизирующего материала.

Вися́чие сады́ Семирами́ды - одно из Семи чудес света. Точно неизвестно, существовали ли они. Более корректное имя для этого сооружения - Висячие сады Амитис (по другим источникам - Аманис): именно так звали жену вавилонского царя Навуходоносора II, ради которой сады были созданы.

Примерно 750 лет назад известный путешественник Марко Поло в описании своих путешествий на Восток упоминает использование нефти жителями Апшеронского полуострова в качестве лекарства от кожных болезней и топлива для освещения.

Журналист 3. Вопрос к геологу. На каких глубинах залегает нефть? Какие страны являются лидерами по добычи нефти?

Апшеро́нский полуо́стров (азерб. Abşeron yarımadası - полуостров Абшерон) - полуостров в Азербайджане, на западном побережье Каспийского моря. Представляет собой юго-восточное окончание Большого Кавказского хребта.

Нефтедобыча - подотрасль нефтяной промышленности, отрасль экономики, занимающаяся добычей природного полезного ископаемого - нефти.

Геолог: Залежи нефти находятся в недрах Земли на разной глубине, где нефть занимает  свободное пространство между породами. Существует две гипотезы происхождения нефти. Одна из них – гипотеза органического происхождения нефти: нефть образовалась из остатков морских животных и растений, которые скапливались миллионы лет, и под давлением покрывших их пород, а также под воздействием тепла превратились в углеводороды.

Земля имеет в первом приближении форму шара (экваториальный диаметр - 12 754 км, а полярный - около 12 711 км) и состоит из нескольких оболочек, выделенных по химическим или реологическим свойствам. В центре расположено внутреннее ядро с радиусом около 1250 км, которое в основном состоит из железа и никеля.

Биоло́гия океа́на (морская биология, биологическая океанология, биологическая океанография) - наука, раздел биологии и океанологии, изучающий жизнь морских организмов (биоты) и их экологические взаимодействия.

Вторая гипотеза – неорганического происхождения: нефть образовалась в результате взаимодействия воды с соединениями углерода с металлами (карбидами), находящимися в ядре Земли. Из курса географии известно, что по  запасам нефти Россия занимает третье место в мире, после Саудовской Аравии и США. 

Журналист 4. Вопрос к медику. Каковы последствия воздействия нефти и нефтепродуктов на здоровье человека?

Должно оставить беспечность, коль дело пойдёт о здоровье. Меру важно во всём соблюдать - в еде и напитках И в упражненьях для тела, и мера есть то, что не в тягость.

Медицинский работник: Работники нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности контактируют как с сырой нефтью, так и с продуктами ее переработки, а также с применяемыми реагентами: кислотами, щелочами, растворителями, катализаторами.

Воздушная среда промышленных предприятий, перерабатывающих сернистую нефть, содержит разнообразные углеводороды, наиболее опасными из которых являются бензол, сероводород, сераорганические соединения, серный и сернистый ангидриды, окись углерода.

Сераоргани́ческие соедине́ния - обширный класс химических соединений, содержащих в молекуле связь углерод - сера.

Воздействие нефтепродуктов на организм возможно путем вдыхания их паров, а также через кожу. Нефть и получаемые из нее продукты могут вызывать острые и хронические отравления, а также поражения кожных покровов. Острые отравления могут вызываться как сернистыми соединениями нефти, так и высокими концентрациями углеводородов. Длительное воздействие многосернистой нефти может вызвать хроническое отравление. Симптомы

Жалобы на головную боль, головокружение, общую слабость, быструю утомляемость, забывчивость и некоторую заторможенность, нарушение сна (тревожный сон), боли в области сердца.

Ко́жа (лат. cutis) - наружный покров тела животного - сложный орган. В биологии - наружный покров позвоночных животных. Кожа защищает тело от широкого спектра внешних воздействий, участвует в дыхании, терморегуляции, обменных и многих других процессах.

Головна́я боль (новолат. cephalalgia, от др.-греч. ἐγκέφαλος - головно́й мозг + ἄλγος - боль) - один из наиболее распространённых неспецифических симптомов разнообразных заболеваний и патологических состояний, представляющий собой боль в области головы или шеи.

Ведущими являются изменения нервной системы.

Не́рвная систе́ма - целостная морфологическая и функциональная совокупность различных взаимосвязанных, нервных структур, которая совместно с эндокринной системой обеспечивает взаимосвязанную регуляцию деятельности всех систем организма и реакцию на изменение условий внутренней и внешней среды.

Наблюдаются нарушения функции обонятельного и вестибулярного анализаторов, сужение полей зрения.

Изменения желудочно-кишечного тракта проявляются уменьшением количества желудочного сока и нарушением его кислотности в сторону повышения и развитием хронического гастрита.

Желудочный сок - сложный по составу пищеварительный сок, вырабатываемый различными клетками слизистой оболочки желудка.

Пищевари́тельный тракт, желу́дочно-кише́чный тракт (ЖКТ), пищева́я трубка - пищеварительная система органов настоящих многоклеточных животных, предназначенная для переработки и извлечения из пищи питательных веществ, всасывания их в кровь и выведения из организма непереваренных остатков.

Поле зрения - угловое пространство, видимое глазом при фиксированном взгляде и неподвижной голове. Каждый глаз среднестатистического человека имеет поле зрения: 55° вверх, 60° вниз, 90° наружу (то есть суммарное поле зрения двумя глазами - 180°) и 60° - внутрь.

Гастри́т (лат. gastritis, от др.-греч. γαστήρ (gaster) «желудок» - воспалительные или воспалительно-дистрофические изменения слизистой оболочки) - это длительно протекающее заболевание, характеризуется дистрофически-воспалительными изменениями в слизистой оболочке желудка, протекает с нарушением регенерации, также с атрофией эпителиальных клеток и замещением нормальных желёз на фиброзную ткань.

Часты нарушения пигментной, углеводной, антитоксической и белковой функций печени. Для токсического поражения печени характерны клинические симптомы малой печеночной недостаточности.

Наблюдаются поражения слизистой оболочки носа и носоглотки с преобладанием атрофических форм, хронические конъюнктивиты со сниженном роговичных и конъюнктивальных рефлексов, хронический бронхит и умеренная эмфизема легких.

Бронхит (лат. bronchitis, от бронх + -itis - воспаление) - заболевание дыхательной системы, при котором в воспалительный процесс вовлекаются бронхи. Является одной из частых причин обращения за медицинской помощью.

Сли́зистая оболо́чка (лат. tunica mucosa, часто говорят просто «слизистая») - внутренняя оболочка полых органов, сообщающихся со внешней средой. Слизистая оболочка покрывает поверхности органов дыхания, мочевой, половой и пищеварительной систем, внутренние поверхности глазных век и слуховых проходов.

При непосредственном соприкосновении со свежей нефтью возникают разнообразные изменения кожи в виде ее сухости, пигментации, пигментированных плоских бородавок.

У рабочих, занятых на переработке сернистой нефти, возможно развитие контактных и аллергических дерматитов, иногда приобретающих течение, сходное с точением экземы.

Возможно развитие опухолей: папиллом, рака кожи.

Эмфизема лёгких (от др.-греч. ἐμφυσάω - надуваю, раздуваю, разбухаю) - заболевание дыхательных путей, характеризующееся патологическим расширением воздушных пространств дистальных бронхиол, которое сопровождается деструктивно-морфологическими изменениями альвеолярных стенок.

Рак кожи - обобщённое название злокачественных эпителиом кожи.

Имеются указания на вероятную связь опухолей внутренних органов с длительным воздействием нефти и нефтепродуктов.

Вну́тренности, вну́тренние о́рганы или висцеральные органы (лат. viscera, греч. splanchnon) - органы животных (и человека), лежащие в основном в грудной и брюшной полостях, а именно органы дыхания, пищеварения, мочеполовые и сердечно-сосудистые.

Журналист 5. Вопрос к экологам. Какое влияние оказывает нефть на природные среды? Эколог: Прошло более 200 лет, как появился на земле человек. Благодаря научно – техническим достижениям он возомнил себя моим господином. В погоне за нефтью человек безжалостно теснит природу, вырубает леса, захватывает пастбища и пашни, загрязняет окружающую среду. Своей неразумной деятельностью человек может поставить природу на грань биологической катастрофы, которая отразится на нём самом.

Каждую минуту в мире добываются тысячи тонн нефти и при этом люди даже не задумываются о ближайшем будущем нашей планеты, ведь только за 20 век было истощено большее количество нефтезапасов нашей планеты. При этом ущерб не сравнится ни с одной катастрофой произошедшей за всю историю человечества.

Нефть – это друг, с которым надо держать ухо востро! Небрежное обращение с чёрным золотом может обернуться большой бедой. На НПЗ, нефтебазах происходит загрязнение почвенного слоя нефтепродуктами на большую глубину.

Всемирная история - процесс развития человеческого общества в целом, для которого характерны закономерности, проявляющиеся в истории всех народов. Всемирный исторический процесс начинается с появлением человеческого общества и в зависимости от общих отличительных особенностей условно делится на хронологические периоды.

По́чва - поверхностный слой литосферы Земли, обладающий плодородием и представляющий собой полифункциональную гетерогенную открытую четырёхфазную (твёрдая, жидкая, газообразная фазы и живые организмы) структурную систему, образовавшуюся в результате выветривания горных пород и жизнедеятельности организмов.

Массово гибнут почвенные животные. Наиболее токсичными для них оказываются лёгкие фракции нефти. Подавляется синтез растений (в частности злаков). Восстановление биогеоценозов на загрязненных территориях идёт медленно. Сообщество растений восстанавливается быстрее, чем сообщество животных.

Журналист 6. Какое влияние оказывает разлив нефти в морях и океанах.

Эколог: Ежегодно в Мировой океан сбрасывается до 10 миллионов тонн нефти.

Разлив нефти - попадание нефти в окружающую среду в результате действий человека. В это понятие также входят аварии танкеров, аварии на нефтяных платформах, буровых установках, скважинах, а также выброс любых веществ, полученных от переработки сырой нефти.

Мирово́й океа́н - основная часть гидросферы, непрерывная, но не сплошная водная оболочка Земли, окружающая материки и острова, и отличающаяся общностью солевого состава. Мировой океан покрывает почти 71 % земной поверхности.

Литр нефти лишает кислорода, столь необходимого рыбам 40 тысяч литров морской воды. Тонна нефти загрязняет 12 км² поверхности океана. Погибает икра рыб. Источников поступления нефти в моря и океаны много. Аварии танкеров и буровых платформ. Например, при столкновении двух танкеров в Карибском заливе в море вылилось 300 тысяч тонн нефти. Список таких аварий огромен, но в 4 раза интенсивнее загрязняют моря и океаны отбросы заводов нефтехимии, а также аварии морских буровых. 

Например: нефтяная скважина «Исток1» в мексиканском заливе фонтанировала более месяца.

Нефтяна́я сква́жина - горная выработка круглого сечения диаметром 75-400 мм, сооружаемая без доступа в неё человека, предназначенная для добычи либо разведки нефти и попутного газа. Как правило, скважины бурят вертикально, но могут бурить под заданным наклонным углом.

Мексика́нский зали́в (исп. Golfo de México, англ. Gulf of Mexico, фр. Golfe de Mexique) - внутреннее море западной части Атлантического океана. Ограничен с северо-запада, севера и востока побережьем США (штаты Флорида, Алабама, Миссисипи, Луизиана и Техас), на юге и юго-западе - побережьем Мексики (штаты Тамаулипас, Веракрус, Табаско, Кампече, Юкатан), а также островом Кубой.

В результате аварии в акваторию вылилось 0,3 миллиона литров чёрного золота. Ликвидация аварии обошлась в 132 миллиона долларов.

Журналист 7. Что делать с этими чёрными океанами? Как спасти их обитателей от гибели?

Эколог: На сегодняшний день существует шесть методов борьбы с нефтью в океане:

  1. Самоликвидация – этот метод применяют в том случае, если нефть разлита далеко от берегов и пятно небольшое (в этом случае пятно лучше совсем не трогать). Постепенно пятно растворится в воде и частично выпарится. Иногда нефть не исчезает и через несколько лет, мелкие пятна достигают побережья в виде кусочков скользкой смолы.

  2. Химическое рассеивание – существуют химические препараты для ликвидации пятен и одни из них:

1) впитывают нефть в себя как губка;
2) стягивают нефть в плоские маленькие пятна, которые потом уже легче убрать;
3) уплотняют нефть в кубики.

  1. Оседание. Ученые обнаружили, что если нефтяное пятно посыпать слоем мела, то мел будет впитывать в себя нефть, и очень быстро тонуть, очищая, таким образом, поверхность воды от нефтяных пятен, однако нефть остается на дне и продолжает отравлять флору и фауну океана

  2. Поглощение.

    Поверхность воды представляет собой межфазную границу, отделяющую воду от других тел (воздуха, твёрдого тела или жидкости). Свойства поверхности воды играют важную роль в биологических и химических процессах.

    Всем вам известны солома и торф, – которые поглощают нефть, после чего их можно аккуратно собрать и вывести с последующим уничтожением. Этот метод годится лишь в условиях штиля и только для небольших пятен. Этот способ весьма популярен в последнее время из-за своей дешевизны и высокой эффективности.

  3. Биологический. Перерабатывание нефти мельчайшими микроорганизмами.

  4. Механический. Собирание нефти специальными насосами.



Журналист 8. Вопрос химикам. Каковы физические свойства нефти?

Повторить правила техники безопасности.

Физи́ческие сво́йства вещества - свойства, присущие веществу вне химического взаимодействия: температура плавления, температура кипения, вязкость, плотность, диэлектрическая проницаемость, теплоёмкость, теплопроводность, электропроводность, абсорбция, цвет, концентрация, эмиссия, текучесть, индуктивность, радиоактивность[источник не указан 2570 дней].

Техника безопасности Техника безопасности (ТБ) - устаревший термин, обозначавший часть функции «охраны труда» - управления производственной деятельностью, направленной на предотвращение травм и заболеваний, связанных с производством.

Химик: Предлагается обучающимся поработать с коллекцией «Нефть», попытаться сформулировать физические свойства нефти. Обучающиеся делают вывод, что нефть – это маслянистая жидкость темного цвета с характерным запахом, легче воды и в воде не растворяется. Рассмотрите образец нефти в пробирке (маслянистая жидкость, темно-бурого цвета, почти черного, с характерным запахом) Цвет нефти и свойства зависят от месторождения (вспомните из географии основные месторождения нефти)

Журналист 9. Каков состав нефти?

Состав нефти.

В разных месторождениях состав нефти неодинаков, но всегда она содержит три вида углеводородов:

 1. парафины (в основном нормального строения),

 2. циклопарафины,

 3. ароматические углеводороды.

Кроме углеводородов,  в нефти содержатся органические соединения, в состав которых входят кислород, азот, сера и другие элементы. Имеются и высокомолекулярные соединения в виде смол и асфальтовых веществ. Всего нефть содержит сотни различных соединений. Добываемая нефть содержит много воды, её называют сырая нефть.

Органические соединения, органические вещества - класс химических соединений, в состав которых входит углерод (за исключением карбидов, угольной кислоты, карбонатов, оксидов углерода и цианидов). Органические соединения, кроме углерода, чаще всего содержат элементы водород, кислород, азот, значительно реже - серу, фосфор, галогены и некоторые металлы (порознь или в различных комбинациях).

Ароматические соединения (арены) - циклические органические соединения, которые имеют в своём составе ароматическую систему. Основными отличительными свойствами являются повышенная устойчивость ароматической системы и, несмотря на ненасыщенность, склонность к реакциям замещения, а не присоединения.

Полиме́ры (греч. πολύ- - много; μέρος - часть) - неорганические и органические, аморфные и кристаллические вещества, состоящие из «мономерных звеньев», соединённых в длинные макромолекулы химическими или координационными связями.

Нефть (из тур. neft, от персидск. нефт) - природная маслянистая горючая жидкость со специфическим запахом, состоящая в основном из сложной смеси углеводородов различной молекулярной массы и некоторых других химических соединений.

Отделив воду, получают товарную нефть,  идущую на переработку.

Журналист 10. Вопрос к химикам. Можете ли вы опытным путем показать способы ликвидации нефти в местах разлива.

Лабораторная работа: (проводит преподаватель химии)

Ход работы:

  1. Попробуйте растворить нефть в воде (не растворяется, на поверхности образуется пленка) Плотность нефти меньше воды, поэтому она растекается по поверхности.

    Пло́тность не́фти (объемная масса) изменяется в пределах 730-1040 кг/м³. На практике для её измерения чаще используют единицы измерения грамм на кубический сантиметр (г/см³) и соответственно плотность нефти колеблется в пределах 0,730-1,040 г/см³.

  2. Смочите перо птицы в стакане с водой, на поверхности которой пленка из нефти, что наблюдаете?

  3. В стакан с водой добавьте несколько капель нефти и сверху насыпьте измельченный мел. Что наблюдаете? Сделайте вывод о данном способе очистки воды от нефти.

    Водоочи́стка (или очистка воды) - процесс удаления нежелательных химических веществ, биологических загрязнителей, взвешенных твёрдых частиц и газов, загрязняющих пресную воду. Окончательным результатом процесса очистки является получение питьевой воды, пригодной для использования с определённой целью.

  4. В стакан с водой добавьте несколько капель нефти сверху раскидайте кусочки поролона. Что наблюдаете? Сделайте вывод о данном способе очистки воды от нефти.



Закрепление проводится в форме свободной беседы.

  1. Внешние признаки нефти

  2. Экологические бедствия от воздействия нефти

  3. Способы собирания нефти

В конце урока проводится рефлексия: участникам урока задаются вопросы:

- Мне понравилось, всё понял и могу объяснить другому (5 баллов)

- Понравилось, всё понял, объяснить не берусь (4 балла)

- Для полного понимания надо повторить (3 балла)

- Не понравилось, я ничего не понял (0 баллов)

Домашнее задание:

по экологии тема: «Антропогенные воздействия на окружающую среду»

по химии: выписать в тетрадь способы переработки нефти.