Главная страница
Контакты

    Главная страница


Взаимосвязь инвестиционного климата и инновационной деятельности

Скачать 98.62 Kb.



Скачать 98.62 Kb.
Дата04.04.2017
Размер98.62 Kb.

Взаимосвязь инвестиционного климата и инновационной деятельности


Рисунок 6. Внутренние инвестиции РФ

Государство также демонстрирует специфическое отношение к притоку иностранных капиталов: в некоторых стратегических отраслях законодательство, в особенности его правоприменительную практику, ужесточили вплоть до того, что поставили под угрозу некоторые масштабные проекты западных многонациональных компаний в нефтегазовой отрасли, в то время как в других отраслях промышленности, не имеющих такого важного политического значения, благоприятные условия, предложенные иностранным инвесторам, не вызвали возражений со стороны властей. Те предприятия, которые первыми воспользовались этими возможностями, сегодня прочно утвердились на российском рынке и участвуют в модернизации и развитии производства.

Промы́шленность (от рус. промышлять, промысел) - совокупность предприятий (заводов, комбинатов, фабрик, рудников, шахт, электростанций), занятых производством орудий труда (как для других отраслей народного хозяйства, так и для самой промышленности), добычей сырья, материалов, топлива, производством энергии и дальнейшей обработкой продуктов, полученных в промышленности или произведённых в сельском хозяйстве - производством потребительских товаров.
Россия Росси́я (от греч. Ρωσία - Русь), Росси́йская Федера́ция[К 8] (на практике используется и аббревиатура РФ[К 9]) - государство в Восточной Европе и Северной Азии. Население - 146 838 993 чел. (2017). Территория России, определяемая её Конституцией, составляет 17 125 191 км²[К 4].
Наконец, позиция российского государства отличается от позиции быстроразвивающихся стран, таких как Индия или Бразилия, которые проводят более либеральную политику, чем Россия, в отношении ПИИ, но в большей мере ограничивают приток спекулятивного капитала.

Распределение ПИИ по отраслям значительно изменилось за последнее десятилетие. Некоторые аналитики настаивают на том, что иностранные инвестиции в Россию начали расти только с того момента, когда резко увеличились цены на нефть [1]. Но было бы неверным сделать из этого вывод, что в России привлекательна только сырьевая отрасль. Наоборот, ПИИ постепенно направляются в новые отрасли, в особенности в сферу услуг. За последние три года на первый план выдвинулась торговля, благодаря активной деятельности международных операторов розничных сетей (в частности, «Ашан», «Метро», ИКЕА). Финансовый сектор находится примерно на том же уровне, и эта тенденция, вероятно, подтвердится в будущем: международные банковские группы стремятся утвердиться на российском рынке, поскольку после вступления России в ВТО финансовая отрасль становится более доступной.

Экономика России - шестая экономика (по данным за 2015 год) среди стран мира по объёму ВВП по ППС. ВВП по ППС России за 2015 год составил 3725 млрд долларов. Номинальный ВВП России за 2015 год составил 1324 млрд долларов, по этому показателю Россия занимает 12-е место в мире.
Ро́зничная торго́вля или рите́йл (от англ. retail - «розничный, в розницу») - продажа товаров (услуг) небольшим количеством, поштучно. Осуществляется через предприятия розничной торговли. Объектом розничной торговли является покупатель, приобретающий товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного пользования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Сфера услуг - часть экономики, которая включает в себя все виды коммерческих и некоммерческих услуг; сводная обобщающая категория, включающая воспроизводство разнообразных видов услуг, оказываемых предприятиями, организациями, а также физическими лицами.
Фина́нсы (фр. finances - денежные средства) в российской научной и учебной литературе определяются как совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Другие сектора, привлекающие значительную часть входящих ПИИ, - недвижимость, информация и связь, строительство, энергетика и газ (см. табл. 1). Отрасли с высокой добавленной стоимостью, такие как производство машин, электронного оборудования, здравоохранение и т.п.
Доба́вленная сто́имость - это та часть стоимости продукта, которая создается в данной организации. Рассчитывается как разность между стоимостью товаров и услуг, произведенных компанией (то есть выручка от продаж), и стоимостью товаров и услуг, приобретенных компанией у внешних организаций (стоимость купленных товаров и услуг будет состоять в основном из израсходованных материалов и прочих расходов, оплаченных внешним организациям, например, расходы на освещение, отопление, страхование и т. д.)
, на данный момент не входят в число приоритетных для ПИИ, но отрасль транспортного оборудования, возможно, вскоре начнет быстро развиваться благодаря новой правительственной политике. Соглашение, подписанное в 2012 г. между Рено-Ниссан и АвтоВАЗом, стало конкретным результатом нового правительственного курса. Некоторые местные власти также имеют возможность привлекать иностранных автопроизводителей, выгодно используя свою свободу действий. Это начало диверсификации отодвинуло на четвертое место по объему ПИИ добывающую промышленность, а также металлургическую и металлообрабатывающую отрасль.
Горная промышленность - совокупность отраслей производства, занимающихся разведкой и добычей полезных ископаемых, а также их первичной обработкой и получением полуфабрикатов.

ТАБЛИЦА 2.1. Пии в Россию по видам экономической деятельности, 2010-2012 Млн.

Эконо́мика (от др.-греч. οἶκος - дом, хозяйство, хозяйствование и νόμος - ном, территория управления хозяйствованием и правило, закон, буквально «правила ведения домашнего хозяйства») - хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.
долл. США % от общего объёма

Общий объем за период с 2010 г по I квартал 2012 г

112 265

100

Оптовая и розничная торговля

25 935

23

Финансовая деятельность, страхование

20 675

18

Добыча полезных ископаемых

9 541

8

Обрабатывающие производства: металлургическое производство и производство готовых металлических изделий

9 081

8

Предоставление прочих услуг

7 338

7

Недвижимость

5 826

5

Информация и связь

5 254

5

Строительство

4 178

4

Производство и распределение электроэнергии, газа, пара и кондиционирование воздуха

4 147

4

Обрабатывающие производства: производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака

4 099

4

Научные исследования и разработки

3 789

3

Также заслуживает внимания географическое распределение ПИИ на российской территории. Анализ инвестиционных потоков по регионам выявляет сильную географическую концентрацию ПИИ: в Москве и Московской области сосредоточены 44% всех ПИИ, направляемых в Россию. Учитывая доминирующую роль финансового сектора в экономике Московского региона и внутри ПИИ, направленных в Россию, общая географическая концентрация ПИИ, вероятно выше, чем указывает Росстат Согласно исследованию, опубликованному в 2011 г., Москва входит в десятку самых привлекательных городов для ПИИ в Европе (Ernst & Young, Growing Opportunities. Russia FDI Report, Moscow, 2011).. В более широком плане, две трети нефинансовых ПИИ сосредоточены всего в восьми субъектах РФ: в порядке убывания - Москва, Московская область, Сахалин, Санкт-Петербург, Калужская, Челябинская, Архангельская, Ленинградская области.

Сектор экономики - крупная часть экономики, обладающая сходными общими характеристиками, экономическими целями, функциями и поведением, что позволяет отделить её от других частей экономики в теоретических или практических целях.
Ленингра́дская о́бласть - субъект Российской Федерации, расположенный на северо-западе европейской части страны. Входит в состав Северо-Западного федерального округа и Северо-западного экономического района.
Рисунок 7. дает представление о географической концентрации ПИИ (на основании данных по 80 субъектам РФ).

Рисунок 7. Географическая концентрации ПИИ по регионам РФ

Рассматривая географическое движение ПИИ в направлении России, можно обнаружить вполне неожиданные страны: в списке шести главных инвесторов первые пять стран - офшорные зоны, где обычно ищут убежища организации, уклоняющиеся от налогов в своей стране. Эти страны - Кипр, Британские Виргинские острова, Бермуды, Багамские острова, Люксембург. Из этих микротерриторий, рассыпанных по всему земному шару, в Россию поступает 58% ПИИ, в то время как из Германии, Нидерландов, Швеции, Франции, Ирландии, Великобритании, Австрии, Финляндии и США вместе взятых идет только 32% от общей суммы ПИИ.

Земля́ - третья от Солнца планета. Пятая по размеру среди всех планет Солнечной системы. Она является также крупнейшей по диаметру, массе и плотности среди планет земной группы.
Эту диспропорцию в происхождении ПИИ, идущих в Россию, нетрудно объяснить, если обратить внимание на ПИИ, идущие из России: на первом месте - те же офшорные страны, что и в первом списке ( табл. 2). Это указывает на то, что инвестиции производятся преимущественно организациями российского происхождения; их руководители, выведя активы за границу, реинвестируют часть из них в Россию, используя связи между своими компаниями по ту и другую сторону российской границы, для приобретения налоговых выгод. Соответственно, более половины ПИИ, направленных в Россию, осуществляют российские инвесторы.

ТАБЛИЦА 2.2 Распределение ПИИ в Россию по странам, в млн. долларов США, 2012 г.

ПИИ в Россию

2012

ПИИ из России

2012

Всего

455 904

Всего

361 738

Кипр

128 816

Кипр

121 596

Нидерланды

59 745

Нидерланды

57 291

Британские Виргинские острова

56 442

Британские Виргинские острова

46 137

Бермуды

32 547

Швейцария

12 679

Багамские острова

27 089

Люксембург

11 599

Люксембург

20 316

Великобритания

10 662

Германия

18 741

США

9 501

Швеция

16 088

о. Джерси

7 035

Франция

15 420

Германия

6 692

Ирландия

8 893

Гибралтар

5 701

Россия - парадокс в плане ПИИ: деловое сообщество воспринимает ее как страну, где процветает коррупция, где нет надежного законодательства о собственности, где недостаточно уважается правовое государство;

Правово́е госуда́рство (нем. Rechtsstaat) - государство, вся деятельность которого подчинена нормам права, а также[прим. 1] фундаментальным правовым принципам, направленным на защиту достоинства, свободы и прав человека.
и, тем не менее, Россия входит в число ведущих направлений ПИИ, даже при учете значительной доли псевдоиностранных инвесторов в общем объеме иностранных инвестиций. Этот парадокс частично объясняется тем, что быстро развивающийся рынок из 140 млн потребителей, активное население с высоким уровнем образования и богатейшие в мире природные ресурсы неизбежно остаются крайне привлекательными для иностранных компаний. Какими бы ни были реальные или воображаемые риски, Россия сегодня является приоритетным инвестиционным направлением для многих иностранных предприятий.

Глава 3. Рекомендации по повышения инвестиционной привлекательности РФ

3.1 Концепция улучшения инвестиционного климата в России

Специалисты отмечают, что Российская Федерация в настоящее время не использует в полном объеме меры стимулирования иностранных инвестиций, и достаточно единодушно объясняют это отсутствием инвестиционной стратегии страны.

Инвести́ции (англ. Investments) - размещение капитала с целью получения прибыли. Инвестиции являются неотъемлемой частью современной экономики. От кредитов инвестиции отличаются степенью риска для инвестора (кредитора) - кредит и проценты необходимо возвращать в оговорённые сроки независимо от прибыльности проекта, инвестиции (инвестированный капитал) возвращаются и приносят доход только в прибыльных проектах. Если проект убыточен - инвестиции могут быть утрачены полностью или частично.
Основной проблемой российской инвестиционной практики стала нерациональная структура иностранных инвестиций: их чрезмерная концентрация в сырьевых и импортозамещающих отраслях, ориентация на ограниченный круг стран-инвесторов, существенная неравномерность распределения инвестиций по субъектам Российской Федерации.
Настоя́щее - часть линии времени, состоящая из событий, которые происходят в данный момент, то есть определенная область пространства-времени. При определённых допущениях под настоящим временем понимаются текущие дни, месяцы и даже годы.
Субъект Российской Федерации или сокращённо субъект Федерации, субъект России - название территориальной единицы верхнего уровня в Российской Федерации.
В целом инвестиционный климат остается весьма непривлекательным. Поэтому необходимо радикальное улучшение инвестиционного климата в течение короткого периода времени. Хотя стоит отметить, что в 2013 году Россия существенно улучшила позиций в рейтинге Doing Business и заняла 92-е место[5]. Впервые за несколько лет Россия показала значительный рост позиций в рейтинге, поднявшись вверх на двадцать пунктов и продемонстрировав позитивные изменения в таких показателях, как «подключение к системе электроснабжения» (-71), «регистрация собственности» (-29), «регистрация предприятия» (-12), «получение разрешения на строительство» (-2). Также Россия вошла в список 10 ведущих стран-реформаторов, заняв 3-е место. Но целесообразная политика состоит если и не в быстром, то в постоянном и неуклонном улучшении ситуации. У инвесторов должна появиться уверенность в том, что в стране существует стабильность, которая не зависит от политической конъюнктуры. Таким образом, требуется долгосрочная стратегия стимулирования сбережений и привлечения инвестиций, как иностранных, так и собственных, закрепленная в законодательной базе функционирования инвестиций.

В региональном масштабе инвестиционная привлекательность существенно варьируется, что обусловливает и особенности региональной инвестиционной политики на фоне мер общегосударственной экономической политики.

Конъюнкту́ра (лат. conjunctura, от лат. conjungo - связываю, соединяю) - парадигма, отражающая стечение обстоятельств, множество событий, наступающих в какой-либо области человеческой деятельности (на какой-либо территории) и характеризующих её в определённый период времени; стечение обстоятельств, сложившаяся обстановка, создавшееся положение, сформировавшийся комплекс условий, возникшая ситуация в данной области в данный период времени.
Экономическая политика - совокупность мер, действия правительства по выбору и осуществлению экономических решений на макроэкономическом уровне. Реализация экономической политики предполагает достижение общественно значимых целей.
С этой точки зрения Россия отличается как большим диапазоном инвестиционных рейтингов субъектов Российской Федерации, так и качественными различиями их инвестиционных характеристик.
Точка зрения (англ. point of view, POV) - жизненная позиция, с которой субъект оценивает происходящие вокруг него события. Термин произошёл от «точки зрения» - места, где находится наблюдатель и от которого зависит видимая им перспектива.
Следовательно, оптимизация инвестиционных связей на региональном уровне выступает неотъемлемым элементом общего процесса рационализации инвестиционной политики Российской Федерации.

Для улучшения инвестиционного климата России оказывается весьма значимым устранять слабые стороны и угрозы инвестирования, в том числе инвестиционные риски. Так, слабыми сторонами инвестиционной сферы в России рассматриваются административные барьеры для ведения бизнеса, слабое информационное обеспечение инвестиционного процесса, коррупция, непрозрачность принятия решений, неэффективность судебной системы, развитая бюрократия, слабое конкурентное законодательство, невысокая репутация российских компаний.

В психологии принятие решения рассматривается как когнитивный процесс, результатом которого является выбор мнения или курса действий среди нескольких альтернативных возможностей. Каждый процесс принятия решения производит окончательный выбор, который может побуждать или не побуждать действие.
Информа́ция (от лат. informātiō - «разъяснение, представление, понятие о ч.-л.», от лат. informare - «придавать вид, форму, обучать; мыслить, воображать») - сведения, независимо от формы их представления, воспринимаемые человеком или специальными устройствами как отражение фактов материального мира в процессе коммуникации (ГОСТ 7.0-99)
Угрозами же выступают высокая зависимость политической и экономической стабильности от конъюнктуры на мировых рынках нефти, отсутствие согласованной и целенаправленной политики привлечения иностранных инвестиций, слабое инвестиционное законодательство. В результате в оценках западных специалистов инвестиции в России отличаются растущей привлекательностью в сочетании с высоким уровнем инвестиционного риска. Однако следует признать, что факторы инвестиционного риска лежат в политико-правовой плоскости, а следовательно, могут быть преодолены с меньшими усилиями, чем провалы экономико-материального характера.

Приведенные оценки подтверждают, что инвестиционная привлекательность страны, несмотря на ее в целом неразрывно-связанный характер, может быть оптимизирована по целому ряду критериев. Так, особенностями обладает распределение инвестиций по отраслям экономики. В свете такого распределения рейтинг привлекательности приобретает иной смысл: так, например, Китай, Индия, США, Польша поддерживают лидерство по привлечению инвестиций в нескольких секторах - добывающая промышленность, финансовые и нефинансовые услуги, телекоммуникации, оптовая и розничная торговля, а Россия - только в секторе добывающей промышленности.

Общий объём мировой розничной торговли равен примерно 10 трлн долл., при этом на долю стран Западной Европы приходится порядка трети, а на долю России - около 2 % мирового рынка.
Легко видеть, что при переходе на региональный уровень такие рейтинговые оценки могут быть использованы только в отношении регионов, развивающих соответствующие инвестиционные секторы и представляющих собой равнозначное инвестиционное пространство страны.

Наибольшая масса инвестиций в экономике России накоплена в отраслях, которые на мировом рынке оцениваются как имеющие высокий уровень долгосрочных рисков. За последнее десятилетие осуществлялся в основном перевод в Россию тех технологий и промышленных комплексов, которые в стране-инвесторе теряют новизну и обеспечивают выпуск моделей вчерашнего дня, или тех производств, которые в зарубежных государствах испытывают ограничения государственного регулирования (химическое производство, табачное производство, производство неэкологичной тары и т.п.). Аналитики отмечают и глобальную тенденцию освобождения индустриально-развитых государств от крупных сборочных производств, в чем Россия также участвует обретением целого ряда новых промышленно-сборочных зон. Кроме того, государственной поддержкой пользовалась инвестиционная модернизация российских ресурсных отраслей, поскольку они являлись основными налогоплательщиками. Такая инвестиционная политика способствовала привлечению в экономику России компенсирующих прямых иностранных инвестиций, которые обладали пониженной сравнительной эффективностью, что в свою очередь усиливало структурные диспропорции и способствовало росту экономических рисков, росту стоимости инвестиционных ресурсов и снижению конкурентных преимуществ отраслевой продукции на мировом рынке.

Конкурентное преимущество - экономическая категория, означающая наличие у экономического субъекта уникальных характеристик, выгодно отличающих данный экономический субъект от других аналогичных субъектов на рынке.
Прямые иностранные инвестиции Прямые иностранные инвестиции (сокр. ПИИ) - инвестиции, направленные на длительный контроль инвестора над хозяйственными операциями компании-получателя в другой стране. Размер доли собственности компании, необходимой для эффективного управления, составляет более 10% компании.
Здесь уместно заметить, что подобный опыт, в частности, доказывает: налоговые отчисления являются лишь косвенным бюджетным критерием эффективности инвестиционного проекта и непосредственным источником финансирования экономического роста.
Инвестиционный проект - экономический или социальный проект, основывающийся на инвестициях; обоснование экономической целесообразности, объёма и сроков осуществления прямых инвестиций в определённый объект, включающее проектно-сметную документацию, разработанную в соответствии с действующими стандартами.
Экономический рост - это увеличение объёма стоимости произведённых товаров и услуг в национальной экономике за определённый период времени (как правило, за год).
Около 65,5% всего объема иностранных инвестиций в основной капитал российских предприятий были накоплены в топливно-энергетической, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной, нефтехимической, химической и машиностроительной отраслях.
Основной капитал - это часть капитала, которая полностью и многократно принимает участие в производстве товара, переносит свою стоимость на новый продукт по частям, в течение ряда периодов. Понятие классической экономики Адама Смита.

3.2 Влияние инвестиционной политики на инновационные изменения в российской экономике

Инвестиции в своих различных проявлениях являются толчком к развитию экономики, повышению активности хозяйствующих субъектов, что во многом определяет в дальнейшем ход других экономических процессов. Необходимо создавать механизмы реализации достижения поставленных целей, для того чтобы инвестиционные процессы осуществлялись в соответствии с направлением развития экономической системы.

Ориентированность на инновационную деятельность в виду своей цикличности развития имеет периодические спады. Но в длительной перспективе мы видим постоянный интерес к инновациям, что четко просматривается в практике транснациональных корпораций и экономиках большинства развивающихся стран.

Хозяйствующий субъект - индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход; юридическое или физическое лицо, ведущее хозяйство от своего имени, осуществляющее экономические, хозяйственные операции.
Транснациональная компания (корпорация) (ТНК) - компания (корпорация), владеющая производственными подразделениями в нескольких странах. По другим источникам, определение транснациональной компании звучит так: компания, международный бизнес которой является существенным.
Инновационная деятельность - это комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленный на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования.
Экономическая система - В любой экономической системе первичную роль играет производство в совокупности с распределением, обменом, потреблением. Во всех экономических системах для производства требуются экономические ресурсы, а результаты хозяйственной деятельности распределяются, обмениваются и потребляются.
К развивающимся странам (англ. Developing countries), - более точное, но нецелесообразное определение - менее развитые страны (англ. Less developed countries) - теоретически относят те государства, у которых более низкий уровень ВВП на душу населения по сравнению с другими странами.

Переход на инновационный тип развития неминуемо вызывает изменения всех компонентов хозяйственной системы, которые приведут к закономерной реорганизации всей экономики. В большинстве случаев перехода на инновационный тип развития кардинально меняется стратегия развития. Приоритеты рынков изменяются пропорционально зависимости между накоплением и потреблением, между фазами производства воспроизводственных процессов, а вернее, продолжается в других стадиях (в распределении, производственном потреблении), что позволяет существенно повысить цену потребления инновационного продукта при неизменной или даже сокращающейся цене производства [3].

При использовании инновационного типа развития преобразуется совокупность тактических и особенно стратегических целей развития хозяйственной системы, но принципиально они не меняются. В числе таких целей остаются увеличение прибыли (дохода), рост конкурентоспособности экономики, её комплексная экономическая безопасность и устойчивость, социальное благополучие, рост качества жизни населения.

Экономическая безопасность или финансовая безопасность - это состояние какого-либо хозяйствующего субъекта, характеризующееся наличием стабильного дохода и других ресурсов, которые позволяют поддержать уровень жизни на текущий момент и в обозримом будущем.
Ка́чество жи́зни - понятие, используемое в социологии, экономике, политике, медицине и некоторых других областях, обозначающее оценку некоторого набора условий и характеристик жизни человека, обычно основанную на его собственной степени удовлетворённости этими условиями и характеристиками.
Но при всём при том существенно меняются направления и средства достижения объективно существующих целей хозяйственной системы.

Для перехода к инновационному типу экономического развития необходима разумная политика, которая усиливала бы деятельность инвесторов. Эта политика должна обеспечить инвесторов гарантиями уменьшения рисков капиталовложения и мерами поддержки инвестиционной деятельности. В рамках осуществления проводимой политики должны формироваться необходимая инфраструктура, содействующая привлечению существенных финансовых средств в инновационную сферу. Создание благоприятного режима осуществления инвестиционной деятельности активизирует приток инвестиций в экономику, благоприятствует увеличению налоговых поступлений в бюджет.

Экономическое развитие - расширенное воспроизводство и постепенные качественные и структурные положительные изменения экономики, производительных сил, образования, науки, культуры, уровня и качества жизни населения, человеческого капитала.
Нало́г - обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
В сложившихся условиях проведение активной и методичной инвестиционной политики приобретает главную роль.

Обеспечение экономического роста является основной целью инвестиционной политики в атмосфере перехода к инновационному типу экономического развития. Это достигается за счет мобилизации капитала в эффективные и, самое главное, конкурентоспособные производства и виды деятельности, что будет помогать обеспечению создания инвестиционного ресурса, поощрению направленности отраслей и производств к рыночным условиям. Это позволит им сохранить достаточно устойчивое положение на внутреннем рынке, даст толчок для движения на внешний рынок.

Мирово́й ры́нок - составная часть всемирного хозяйства, представляющая сферу спроса и предложения, а также коммерческого обмена товаров и услуг; система устойчивых товарно-денежных отношений между государствами, предпринимателями, коммерческими организациями, фирмами разных государств, связанными между собой участием в международном разделении труда.

С каждым днем возрастает сложность организационно-технологической стороны процесса капиталовложения. Меняются внешние условия деятельности, к которым можно отнести постоянные рыночные и технологические изменения, динамичные, глобальные рынки, предъявляющие требования к повышению эффективности функционирования систем регулирования инвестиционной деятельности, Всё это требует развития новых теоретических подходов, а также направлений совершенствования.

Технологические изменения - термин, используемый для описания общего процесса создания, рационализации и распространение технологий или процессов. Термин является синонимом технологического развития, технологических достижений и технического прогресса.
Появление и постоянное увеличении числа объектов рыночной инфраструктуры, связанное со структурными переменами, обязательно ведет к зарождению такой предпринимательской среды, в которой любые объекты рынка смогут составить конкуренцию друг другу, по настоящему влиять на преобразование рыночной среды и инвестиционной сферы. В связи с изменениями условий инвестиционной деятельности, возникновением новых явлений, появлением проблем в области конкуренции меняются теоретические понятия, практические отношения к процессу управления инвестиционной деятельности.

Одна из важнейших предпринимательских задач, нуждающаяся в принятии значительных аналитических мер и творческих усилий, содержится в определении и обеспечении конкурентных преимуществ на инвестиционном рынке. И, наконец, любой элемент системы регулирования инвестиционной деятельности объектов рынка, являющийся по своей сути функциональным, каждый разрабатываемый новый курс инвестирования, должны быть глобальными по своему характеру и не должны зависеть от сферы деятельности объектов рынка2.

На мой взгляд, реализация комплекса мер, которые могли бы помочь формированию эффективной инвестиционной политики в экономике России, решению задач улучшения инвестиционной деятельности, прямо содействуют реализации целей объектов рынка, помогая определению и быстрому реагированию на изменение внешних условий.

Реше́ние зада́ч - процесс выполнения действий или мыслительных операций, направленный на достижение цели, заданной в рамках проблемной ситуации - задачи; является составной частью мышления. С точки зрения когнитивного подхода процесс решения задач является наиболее сложной из всех функций интеллекта и определяется как когнитивный процесс более высокого порядка, требующий согласования и управления более элементарными или фундаментальными навыками.
Необходимо установить определенные условия, необходимые для достижения высоких экономических результатов, повышения эффективности инвестиционной деятельности объектов рынка в стратегическом периоде. Это:

-- определение основных целей инвестирования в соответствии с принятыми направлениями развития и требованиями рынка сравнительно объема и структуры инвестиций;

-- учет фактора времени при проведении инвестирования и внедрении его итогов в обществе;

-- руководство затратами объектов рынка, которые уже существуют и теми объектами, которые будут создаваться3.

К тому же, основные составные части инвестиционного потенциала объектов рынка вместе с уровнем компетенции персонала этих организационно-правовых структур находятся в области совершенно новых инвестиционных методик. В развитии инвестиционного потенциала в процессе развития принципиально новых инвестиционных методик можно выделить три этапа.

Первый этап основан на реализации интенсивных фундаментальных и прикладных исследований.

Прикладные исследования - научные исследования, направленные на практическое решение технических и социальных проблем.

На втором этапе основное внимание необходимо уделять разработке и внедрению новых решений в инвестиционной сфере.

В роли третьего этапа может выступать быстрое получение прибыли и практическое применение новшеств в инвестиционной сфере, организационная подготовка и осуществление продвижения инвестиций, которые направлены на обеспечение взаимосвязи и определяют дальнейшее продвижение исследований и разработок в инвестиционной сфере.

Данные процессы должны сопровождаться принятием стратегически важных решений в плане главных направлений инвестиционной политики. Под влиянием этих решений объекты рынка, имеющие большой потенциал капиталовложения, должны также развиваться, развивая производственный и финансово-инвестиционный потенциал. Одновременно потенциал уже существующих, укрепившихся на рынке, и новых объектов рынка часто может хорошо дополнять друг друга, что способствует развитию различных форм сгруппированных связей, стратегических союзов. Безусловно создание объединенного европейского рынка скажется и в России, оказывая значимое влияние на дальнейший рост процесса слияния ряда субъектов рынка, с целью усиления инвестиционных позиций в конкурентной борьбе.

Конкуренция (от лат. concurrere «сталкиваться», «соперничать») - соперничество в какой-либо области с целью получения выгоды.

В процессе освоения инноваций в инвестиционной сфере развиваются также и управленческий потенциал объектов рынка. В результате должны меняться и ее приоритеты, а в этой связи следует активизировать деятельность объектов рыночной инфраструктуры по разработке сильных маркетинговых стратегий для решения комплекса задач при реализации инвестиционных проектов. Существенные изменения претерпевает при этом и структурно-организационное построение российской экономики.

При этом основные меры и инструменты реализации инвестиционной политики должны, во-первых, стимулировать расширение спроса на инвестиционные ресурсы со стороны предприятий-экспортеров; во- вторых, способствовать максимальному участию отечественных производителей в реализации этих инвестиционных проектов. Для решения первой задачи с участием представителей государства формируются инвестиционные программы крупнейших компаний с государственным участием в финансово-благополучных и экспортноориентированных отраслях. Государство через своих представителей реализует систему мер по стимулированию закупки техники в рамках данных проектов на основе обязательного применения конкурсных процедур. Решение второй задачи состоит в том, чтобы помочь отечественным производителям оборудования и техники представить конкурентные заявки на участие в указанных закупках с условиями, не уступающими аналогичным иностранным компаниям.

Кроме того, необходимо развивать принятые в мировой практике правовые механизмы (компенсационные, антидемпинговые) защиты отраслей народного хозяйства, находящихся в процессе структурного реформирования, от неравных условий конкуренции, офсетное законодательство в отношении крупных импортных закупок товаров и услуг для государственных нужд.

Отрасль экономики - совокупность предприятий, производящих (добывающих) однородную или специфическую продукцию по однотипным технологиям.

Одновременно на первом этапе будет реализовываться система мер по политической, организационной, финансовой поддержке экспорта, в первую очередь продукции высокой степени переработки, что, в свою очередь, должно содействовать интенсификации процессов вертикальной интеграции. Важной задачей первого этапа является реструктуризация предприятий и прежде всего предприятий государственного сектора. Политика государства в этой области должна быть направлена на повышение эффективности использования активов предприятия, проведение реструктуризации задолженности, создание более действенных механизмов смены неэффективных собственников и менеджеров, защиту интересов кредиторов и инвесторов.

Таким образом, развитие инновационной экономики является одним из приоритетных направлений государственной инвестиционной политики Российской Федерации.

Вертикальная интеграция (также вертикальная концентрация) - в микроэкономике степень владения одним холдингом, инфраструктурой, бизнес-процессами, технологиями, компетенциями и т. д. в цепочке процессов производства товара или услуги (направление к поставщикам сырья - назад; направление к потребителям - вперёд).
Инновационная экономика (экономика знаний, интеллектуальная экономика) - тип экономики, основанной на потоке инноваций, на постоянном технологическом совершенствовании, на производстве и экспорте высокотехнологичной продукции с очень высокой добавочной стоимостью и самих технологий.
Стратегическими целями в этой области являются: создание современных отраслей экономики, основанных на использовании информационных технологий;
Информацио́нные техноло́гии (ИТ, также - информационно-коммуникационные технологии) - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов (ФЗ № 149-ФЗ); приёмы, способы и методы применения средств вычислительной техники при выполнении функций сбора, хранения, обработки, передачи и использования данных (ГОСТ 34.003-90); ресурсы, необходимые для сбора, обработки, хранения и распространения информации (ISO/IEC 38500:2008).
сохранение научного потенциала; повышение конкурентоспособности российской экономики.

Последовательная и скоординированная между различными органами государственной власти реализация государственной инвестиционной политики в рамках единой программы развития инновационной экономики уже в среднесрочной перспективе будет способствовать развитию малого и среднего бизнеса, созданию новых рабочих мест, изменению структуры экспорта в сторону увеличения доли наукоемкой продукции, сокращению производственных издержек в «традиционных» отраслях экономики и повышению инвестиционной привлекательности российских предприятий.

Рабо́чее ме́сто - это неделимое в организационном отношении (в данных конкретных условиях) звено производственного процесса, обслуживаемое одним или несколькими рабочими, предназначенное для выполнения одной или нескольких производственных или обслуживающих операций, оснащённое соответствующим оборудованием и технологической оснасткой.
Малое предпринимательство (малый бизнес) - предпринимательство, опирающееся на деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения.
О́рганы госуда́рственной вла́сти - организации (учреждения) госуда́рственной вла́сти.

Заключение

Наибольшие риски с точки зрения привлечения инвестиций в развитие инновационной деятельности несут в себе замедление экономического роста на страновом уровне и разбалансировка бюджетной системы. Оба риска реализовались в 2013 году с лихвой.

По результатам проделанного анализа можно сделать вывод, стране и её регионам придется, как минимум, пару лет жить в условиях дефицита финансовых ресурсов - как собственных, так и внешних (федерального центра и крупных госкорпораций, которые сокращают свои инвестиционные программы на следующий год).

Бюджетная система - совокупность бюджетов государства, административно-территориальных единиц и бюджетов (смет) и счетов автономных в бюджетном отношении учреждений и фондов, основанных на экономических отношениях и юридических нормах.
Финансовые ресурсы - это совокупность всех денежных средств, которые имеются в распоряжении государства, предприятий, организаций, учреждений для формирования необходимых активов в целях осуществления всех видов деятельности как за счёт доходов, накоплений и капитала, так и за счёт различного вида поступлений.

В такой ситуации, чтобы поддержать уровень инвестиций в инновационную деятельность, нужны точечные меры поддержки инвестиционной активности и развития локальной инфраструктуры, ориентированные на конкретного инвестора на падающем рынке.

Прежде всего, речь идет о схемах государственно-частного партнерства, которые должны активизироваться в следующем году после принятия федерального закона (ФЗ "Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации"). Он позволит в рамках существующих бюджетных ограничений привлечь значительные объемы частных инвестиций в проекты ГЧП, в том числе в развитие инновационной деятельности и социальной инфраструктуры. Должны окончательно заработать и региональные инвестиционные фонды, которые планировалось создать в субъектах до конца этого года.

Говоря о государственном содействии переходу российской экономики на инновационный путь развития, нельзя оставлять "за скобками" роль органов власти субъектов Федерации и муниципалитетов.

Инвестиционный фонд - учреждение, осуществляющее коллективные инвестиции. Суть его в аккумулировании сбережений частных и юридических лиц для совместного (в том числе и портфельного) инвестирования через покупку ценных бумаг, а не реальных производственных активов.
Социальная инфраструктура - совокупность отраслей и предприятий, функционально обеспечивающих нормальную жизнедеятельность населения. Сюда относятся: жилье, его строительство, объекты социально-культурного назначения, вся сфера жилищно-коммунального хозяйства, предприятия и организации систем здравоохранения, образования, дошкольного воспитания; предприятия и организации, связанные с отдыхом и досугом; розничная торговля, общественное питание, сфера услуг, спортивно-оздоровительные учреждения; пассажирский транспорт и связь по обслуживанию населения; система учреждений, оказывающих услуги правового и финансово-кредитного характера (юридические консультации, нотариальные конторы, сберегательные кассы, банки) и др.
О́рганы публичной вла́сти - органы, реализующие публичную власть в обществе (государстве).
Только на местах можно четко определиться с тем, что нужно сделать для того, чтобы сформировать интерес предпринимателей к инновациям, развивать венчурное направление финансирования в экономике. Только на местах возможно наиболее достоверно определить наиболее перспективные "точки" инновационного развития экономики территорий.

В современных условиях главным ориентиром управления пространственными факторами современной экономики инноваций развития является решение трех задач:

а) "реанимация" традиционных инновационных центров экономики на основе восстановления, концентрации и четкой специализации их научного потенциала;

Иннова́ция, нововведе́ние - это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации.

б) формирование новых "точек" инновационного развития, обеспечивающих определенное выравнивание инновационного пространства экономики;

в) максимальное сближение состава регионов-лидеров инновационного процесса и регионов-лидеров российской экономики в целом.

Инновационный процесс - это процесс последовательного превращения идеи в товар.

Этой задаче отвечает закрепление роли пространственных факторов экономики инновационного типа как системообразующего элемента федеральной политики регионального развития. Как составная часть стратегии регионального развития, инновационная политика должна помимо прочего учитывать:

- необходимость выделения регионов, социально-экономическое пространство которых, способно наиболее быстро и полно воспринять инновационную модель развития, а органы управления субъекта Федерации - обеспечить реализацию этого процесса и эффективный контроль за ним;

О́рган управле́ния - общее название структуры где-либо (государство, общество и так далее) выполняющей задачи по управлению чем-либо.
Формирова́ние - постоянная или временная организационная единица в Вооружённых силах государства и в других органах государственной власти, в чьих структурах имеются военные подразделения.

- этапность и многообразие форм вхождения регионов различного типа в экономику инновационного типа (через высокотехнологичные промышленные производства; через инновации в сфере АПК; через инновации в сфере сервиса, через информационные технологии; через современные технологии коммуникаций и пр.), что предполагает проведение в каждом регионе активной, целенаправленной политики межотраслевого регулирования;

- баланс "точечной стратегии" стимулирования инноваций и усилий по улучшению общих экономических, правовых и институциональных характеристик всего пространства инновационного развития. Крайне опасно представление о том, что некие отдельные "точки" в состоянии исчерпывающе реализовать идею инновационной модернизации российской экономики, даже если они, сами по себе достаточно хорошо организованные и обеспеченные, будут действовать в пространстве, инвестициионно неблагоприятном и отторгающем саму идею инноваций в производстве. Это верно, как и то, что инновационное обновление экономики, особенно в такой стране, как Россия, вообще без "опорных точек" продвигаться не может. Как я полагаю, поиск оптимального баланса этих составляющих пространственной стратегии инновационного развития - одна из ключевых задач как инновационной, так и региональной политики государства на ближайшую перспективу.

Региональная политика - составная часть государственного регулирования; комплекс законодательных, административных и экономических мероприятий, способствующих наиболее рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровня жизни населения.
Особые надежды возлагаются на развитие региональных индустриальных парков, которые с 2014 года могут получить финансовую поддержку по линии Минпромторга в рамках госпрограммы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности».
Индустриальный парк - это специально организованная для размещения новых производств территория, обеспеченная энергоносителями, инфраструктурой, необходимыми административно-правовыми условиями, управляемая специализированной компанией.
Хорошим подспорьем для инвесторов, желающих иметь перечень потенциальных площадок для вложений, станет формирование Стандарта индустриального парка, где будет зафиксирован четкий перечень условий, которым настоящий современный индустриальный парк отличается от «подрумяненной» промзоны брежневских лет рождения.

Позитивное влияние на инвестиционную привлекательность регионов продолжит оказывать также внедрение регионального инвестиционного стандарта Агентства Стратегических Инициатив (далее - АСИ).

Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов (Агентство стратегических инициатив) - российская автономная некоммерческая организация, созданная Правительством России для реализации комплекса мер в экономической и социальной сферах.
Сейчас стандарт внедряется уже во всех регионах страны, порядка трети регионов завершило его внедрение к 1 января 2014 года. Благодаря работе АСИ в регионах создано около 60 корпораций развития, призванных активно завлекать инвесторов на свою территорию. Однако в условиях финансового дефицита чисто институциональные меры могут не сработать.

Список использованной литературы

1. Tarr D., Volchkova N., «Russian Tradeand Foreign Direct Investment Policy at the Crossroads», World Bank Policy Research Paper №5255, March 2010.

Всемирный банк (также Мировой банк, англ. The World Bank) - международная финансовая организация, созданная с целью организации финансовой и технической помощи развивающимся странам.

2. World Investment Report 2013 UNCTAD. http://unctad.org/en/PublicationsLibrary/wir2013overview_ru.pdf

3. Быков А. Инвестиции как фактор повышения инновационности экономики // Внешняя торговля. 2009 №6

4. Всемирный банк Data & Research [Электронный ресурс] - Режим доступа http://econ.worldbank.org/

5. Всемирный банк Doing Business [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://russian.doingbusiness.org

6. Доклад «О повышении инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации и создании благоприятных условий ведения бизнеса». - М.: Государственный совет Российской Федерации, 2012.

Государственный совет Российской Федерации - неконституционный совещательный орган при президенте Российской Федерации, образован указом президента Российской Федерации от 1 сентября 2000 г. № 1602. Этим же указом утверждено положение о Государственном совете Российской Федерации.

7. Инвестиционный рейтинг российских регионов 2013 год. - "Эксперт", 2013.

8. Клюев К.В. «Инвестиционный климат как фактор активизации инвестиционных процессов региона» // Журнал правовых и экономических исследований, 2012 г.

9. Лапин Н.И. «Теория и практика инноватики: учебное пособие» Спб.: Логос, 2009 г.

10. Международная консалтинговая компания A.T. Kearney [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.atkearney.com/ru/consumer-products-retail/e-commerce-index

11. Официальный сайт МВФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.imf.org/external/russian/index.htm

12. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации [Электронный ресурс].

Сайт, или веб-сайт (читается [вэбсайт], от англ. website: web - «паутина, сеть» и site - «место», буквально «место, сегмент, часть в сети»), - совокупность логически связанных между собой веб-страниц; также место расположения контента сервера.
Федеральная служба государственной статистики Федеральная служба государственной статистики (Росстат, ранее Госкомстат) - российский федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальном, экономическом, демографическом и экологическом положении страны (далее - статистическая информация), а также функции по контролю и надзору в области государственной статистической деятельности на территории Российской Федерации.
- Режим доступа: www.gks.ru.

13. Рейтинговое агентство «Эксперт-РА» [Электронный ресурс].

Рейтинговое агентство - организация, занимающаяся оценкой кредитоспособности и прочих характеристик организаций (компаний, государств и т. д.).
- Режим доступа http://www.raexpert.ru/

14. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 №160-ФЗ (ред. от 29.04.2008)

15. Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ (ред. от 02.11.2013)

16. Федеральный закон «Об инновационном центре «Сколково» от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ.

17. Фетисов Г.Г., Орешин В.П. «Региональная экономика и управление». М.: ИНФРА-М, 2006 г.


  • Финансовый сектор
  • ПИИ в Россию
  • Глава 3. Рекомендации по повышения инвестиционной привлекательности РФ
  • 3.2 Влияние инвестиционной политики на инновационные изменения в российской экономике
  • Заключение
  • Агентства Стратегических Инициатив
  • Список использованной литературы
  • Государственный совет Российской Федерации
  • Официальный сайт